Загрузка данных
Публикация

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ЕАЭС, ШОС, БРИКС и АТЭС, КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

  • 15 августа 2019 г.
  • 1858
  • 0

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В  РАМКАХ ЕАЭС, ШОС, БРИКС и АТЭС, КАК МЕХАНИЗМ  ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ   РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 Автор: Сафиянов Денис Ринатович

 

INTERSTATE COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEC, SCO, BRICS AND APEC, AS A MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF ALTAI

Author: Safiyanov Denis Rinatovich 

 

         Аннотация:  В данной статье рассмотрен механизм инновационного развития  Республике Алтай, при помощи повышения эффективности межгосударственного  сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, ШОС, БРИКС и АТЭС. Раскрыт экономический метод внедрения инноваций в экономику республики. Изучены сфера влияния инноваций на производство и потребления   технологических продуктов. Автором выделены основные функции инновационного пути развития республики,  конкурентные преимущества внедрения инноваций.

         Summary: This article discusses the mechanism of innovation development of the Altai Republic, with the help of improving the efficiency of interstate cooperation within the framework of the Eurasian Economic Union, the SCO, BRICS and APEC. The economic method of introducing innovations into the economy of the republic is disclosed. The sphere of influence of innovation on the production and consumption of technological products has been studied. The author highlighted the main functions of the innovative development path of the republic, the competitive advantages of introducing innovations.

      Ключевые слова: Россия, Республика Алтай, межгосударственное сотрудничество, инновации, механизм, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС, экономическое развитие.

          Key words: Russia, Altai Republic, interstate cooperation, innovations mechanism, EAEU, SCO, BRICS, APEC, economic development.                                            

 

         Развитие инновационной деятельности Республики Алтай, несомненно, связано с созданием и внедрением инноваций. На сегодняшний день существует значительный перечень стимулирующих инструментов инновационной деятельности, которые от части раскрыты в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1].  Поэтому  механизмы стимулирования инновационной деятельности должны быть эффективны.  Доступ к новым технологиям содействия устойчивому улучшению жизни может стать спасением для наиболее уязвимых групп населения и окружающей среды . Для достижения парадигмы, в которой основным вопросом является актуальность технологий и инноваций, требуется переориентация приоритетов  отдельных государств и их субъектов. Иными словами, страны должны  изыскивать  возможности для инноваций, устранять ограничения в применении существующих технологий во всех отраслях, которые будут направлены на улучшение качества жизни населения и сохранения окружающей среды.

         Странам Евразийского экономического союза, ШОС, БРИКС и АТЭС  необходима реализация стратегий по межгосударственному сотрудничеству в интеграции и инноваций для наилучшего распространения существующих технологий и содействия обеспечению доступа для всех к новым технологиям, воплощенным в качестве технологических  продуктов, социальных   процессов, научных знаний и образования.  Экономическое развитие, укрепление социальной сферы, улучшение качества жизни населения – задачи первостепенной важности для  Российской Федерации и ее субъектов, каким и является  Республики Алтай. Накопленный опыт и существующие механизмы инновационного развития регионов в России позволяют активизировать инновационное развитие Республики Алтай, привлечь для развития Алтая ученых и специалистов не только местных научных организаций и вузов, но и научный потенциал Российской академии наук, ведущих российских вузов, ведущих технологических парков России. Но для этого необходимо создать соответствующие механизмы и структуры. В своем послании Федеральному собранию в декабре 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин определил, что  цель государства – приобрести максимальное количество равноправных партнеров как на Западе, так и на Востоке, путем расширения своего присутствия в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а наоборот, снимают барьеры для торговли, обмена технологиями и инвестициями, свободного передвижения людей. Указанная стратегия в настоящее время успешно реализуется в рамках интеграции и сотрудничества Евразийского экономического союза, ШОС, БРИКС и АТЭС, где во многом, стержнем  развития международных экономических отношений,  является Россия.

 

 

              ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ   В СТРАТЕГИЯХ:  ЕАЭС  ШОС, БРИКС и АТЭС

 

         Согласно п.3, п.5, п.8 раздела № 5  решения высшего Евразийского  экономического совета от 16 октября 2015 года №28 «Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза» [2] - инновационное развитие и модернизация экономики современных условиях экономического роста развитых стран обеспечивается уровнем научно-технического потенциала и достижениями наукоемких отраслей. Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должна способствовать ускорению реализации национальных планов (программ, стратегий, концепций) в части формирования условий для инновационных структурных сдвигов (включая вопросы модернизации экономик государств-членов, коммерциализации научных разработок), росту объемов производства и экспорта инновационной продукции и технологий, опережающему увеличению производительности труда, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в инновационной продукции, в том числе произведенной в государствах-членах, увеличению инвестиций в высоко- технологические сектора экономики и масштабов отдачи от таких инвестиций.

         При реализации указанного направления посредством создания необходимых правовых, институциональных, финансовых условий для инновационного развития и модернизации экономического развития, необходимо учитывать мировую практику, свидетельствующую о том, что интеграционные меры и действия могут способствовать активному участию государств-членов в становлении нового технологического уклада, экономически выгодной разработке и внедрению инноваций на совместной основе, трансферу технологий из развитых стран для совместного использования внутри интеграционного объединения с экономией бюджетных средств и использованием научно-технологического потенциала государств-членов на взаимовыгодной основе.

         Формирование транспортных коридоров на потенциально востребованных маршрутах с возможным созданием и развитием в будущем транспортно-логистических центров повысит конкурентоспособность продукции государств-членов, в том числе за счет снижения транспортных издержек (финансовых и временных), применения согласованных перевозчиками государств-членов сквозных тарифных ставок на участках маршрутов, проходящих транзитом по территориям двух и более государств-членов и позволяющих привлекать новые, ранее не осуществлявшиеся перевозки.

         В настоящее время региональное сотрудничество между государствами-членами реализуется на двусторонней основе, что обеспечивает развитие взаимной торговли. В то же время взаимодействие в сфере промышленного сотрудничества и производственной кооперации может получить дополнительный стимул развития при поддержке региональных инициатив сотрудничества на многосторонней основе в рамках Союза, в том числе посредством создания условий для взаимодействия и обмена опытом, что будет способствовать росту взаимной значимости рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы государств-членов, формированию новых производственных связей, повышению эффективности рынка труда и созданию новых рабочих мест (в частности в малом и среднем бизнесе).

         Согласно принятого документа от 10 ноября 2017 г.   «Стратегия развития ШОС до 2025 года» [3], страны Шанхайской организации сотрудничества договорились принять меры для формирования региональных транспортных и транзитных коридоров, важным направлением совместной работы станет взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики", а также страны ШОС будут расширять сеть международных логистических центров и формировать сеть индустриальных кластеров вдоль транспортных артерий. Кроме этого страны ШОС также примут меры для вступления в силу соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Также будет уделено внимание совместным высокотехнологичным проектам по производству и переработке аграрной продукции и внедрению инновационных технологий в сельском хозяйстве.

       Согласно принятого документа от 9 июля 2015 года  « Стратегия экономического партнерства  БРИКС до 2020 года »  [4]  ставится задача для стран входящих в БРИКС : Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР повысить конкурентоспособность  экономик на мировых рынках, упрочить связи в энергетике, высоких технологиях, сельском хозяйстве, науке и образовании.          Основными направлениями сотрудничества в рамках БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций должны быть, в том числе, следующие: обмен информацией о стратегиях и программах, а также содействие инновациям и передаче технологий; продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство; новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии; нано-технологии; высокопроизводительные компьютерные вычисления; фундаментальные исследования; исследование и освоение космоса, авиационная наука, астрономия и наблюдения Земли; медицина и биотехнологии; биомедицина и науки о жизни (биомедицинская инженерия, биоинформатика, биоматериалы); водные ресурсы и нейтрализация загрязнений; высокотехнологичные зоны/научные парки и инкубаторы; передача технологий; популяризация науки; информационно-коммуникационные технологии и т.д.

         Для достижения этих целей странам БРИКС следует: содействовать проведению исследований в сферах, представляющих общий интерес для стран БРИКС; создать стратегический механизм сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций между странами БРИКС при поддержке соответствующих финансовых механизмов, документов и национальных правил стран БРИКС  и т.д.

         В 2010 г. была одобрена  Стратегия роста АТЭС [5], нацеленная на обеспечение сбалансированного, инклюзивного, устойчивого, инновационного и безопасного роста участников АТЭС. В 2015 г. была проведена оценка результатов ее реализации, а также принята новая Стратегия АТЭС по укреплению качественного роста, учитывающая эволюцию приоритетов и изменение характера проблем, стоящих перед экономиками АТЭС. Данное направление  имеет прерогативное  значение для деятельности России в АТЭС. Сегодня Россия  рассматривает  АТЭС   в качестве центра интеграционных процессов, происходящих в АТР, как  уникальную многостороннию структуры диалога по ключевым торгово-инвестиционным вопросам и различным направлениям экономического и технического сотрудничества, так как  АТЭС это эффективный механизм взаимодействия для решения региональных и общемировых проблем, в том числе в области социально-экономического развития. Кроме того, для России приоритетный характер участия в работе АТЭС в области экономического роста и развития связан в том числе с необходимостью вовлечения Сибири и Дальнего Востока в интеграционные процессы, происходящие в АТР.

         Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию на своём расширенном заседании 25-го июня 2015 г. рассмотрел вопросы создания условий для устойчивого инновационного развития Евразийского экономического союза и обеспечения реализации экономической стратегии, соответствующей ситуации введения против России экономических санкций со стороны США и Европейского союза. Участники заседания, в числе которых были ведущие ученые и специалисты России, Республики Беларусь, Республики Казахстан отметели, что в настоящее время на наших глазах формируется новая, более эффективная по сравнению с предыдущими, социально-экономическая система, когда центр мирового развития перемещается в Азию. Это позволяет говорить о начале нового — Евроазиатского цикла развития цивилизации, связанного с накоплением финансового и интеллектуального капитала, необходимого для безальтернативного в исторической перспективе перехода стран евроазиатского континента к новому шестому технологическому укладу[7].

         В этой связи необходимо  рассмотреть возможность реализации в рамках вышеперечисленных стратегий и их направлений в сфере: инноваций, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, развития межрегионального и приграничного сотрудничества, проект социально-экономического развития Республики Алтай на основе зеленой экономики  и инноваций, который может стать основой трансфера современных наукоемких конкурентоспособных технологий за счет развития и интеграции инновационного потенциала и научно-технического сотрудничества государств Евразийского экономического союза,  ШОС, БРИКС и АТЭС.

 

 

МЕХАНИЗМ  ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 

 РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

 

         Если сублимировать выше перечисленные стратегии и их направления, географически Республика Алтай, граничит с тремя государствами: Казахстан, Монголия и КНР, она находится в Центре Азии и с точки зрения прагматизма и экономической логики, Республика Алтай находиться на пути заданных стратегических направлений  государствами:  Евразийского экономического союза,  ШОС, БРИКС и АТЭС. То есть сегодня требуется для реализации выше перечисленных стратегий реальный практический механизм, который будет способствовать развитию стран в сфере инноваций,   а им могут стать  Центры межгосударственного сотрудничества и международной торговли в регионах, Центры инновационного развития, создаваемые в приграничных регионов, таких как Республика Алтай на  базе государственных университетов с участием  федеральных(государственных) научных центров  и представителей бизнеса.

         Принимая во внимание стратегические направления международного сотрудничества России,  создание в Республике Алтай  на базе Горно-Алтайского Государственного Университета «Алтайский центр инновационного развития и межрегионального сотрудничества», связанного с реализацией на Алтае проектов  инновационного развития, в области: экологически чистых производств, создания альтернативных источников энергетики, электроники, а также для подготовки кадров для стран международного сотрудничества по данным направлениям, является перспективным направлением в области межгосударственного сотрудничества по развитию и реализации инноваций.

          Фундаментом «Алтайского центра инновационного развития и межрегионального сотрудничества» станет индустриальный парк, обеспечивающий реализацию инновационных идей, разработок, проектов под названием Республика Алтай – “Космос”, который будет способствовать превращению Алтая в особую ускоренную территорию экономического развития – площадку для продвижения наукоемких технологий шестого технологического уклада, ориентированную на развитие индустриального, сельскохозяйственного, курортно-оздоровительного, инновационно-технологического экополюса на Алтае.

         Для этих целей необходимо, помимо заложенных целей в «Стратегию социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года» [6] разработать и принять законодательство регламентирующие развитие технологического устойчивого инновационного роста Республики Алтай,  организовать финансовою и правовую поддержку федерального центра путем согласования данного направления с Президентом Российской Федерации, разработать бизнес-план и утвердить его в Правительстве Российской Федерации, где инициатором,  будет выступать Правительство Республики Алтай. В настоящее время одним из важнейших направлений работ по устойчивому развитию региона является ускоренное строительство солнечных электростанций.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Процессы межгосударственного экономического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, ШОС, БРИКС и АТЭС,   связанные с обеспечением благоприятных условий для последовательного создания на едином межгосударственном экономическом пространстве центров притяжения инноваций, инвестиций, высококвалифицированных кадров и производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, создание условий для улучшения качества экономического роста государств-членов в долгосрочной перспективе, использование интеграционных инструментов и механизмов обеспечит общесистемную реализацию направлений экономического развития, а также активизацию сотрудничества в несырьевых сферах экономики. Особую роль будет играть создание условий для формирования отраслей будущего, консолидация ресурсов на развитие человеческого капитала, модернизация производств, формирование благоприятной среды проживания населения государств-членов, обеспечение доступности финансовых ресурсов, необходимых для проведения технологических исследований, их коммерциализации.  Поиск путей увеличения темпов роста экономики и  тенденция расширения полномочий регионов в области формирования инновационной стратегии развития с учетом региональной специфики и управления инновационным комплексом заслуживает глубокого внимания.

         В ходе церемонии вручения премий молодым учёным 08.02.2019 года Президент России Владимир Путин заявил, что в ближайшее время начнётся создание научно-исследовательских центров в Сибири и на Дальнем Востоке.

         Глава государства отметил, что национальные проекты требуют «мощной научной подпитки», в том числе формирования новых механизмов экономического и технологического роста на всей территории России. «Именно для этого в самое ближайшее время будет запущен процесс создания научно-образовательных центров и исследовательских центров мирового уровня».

         Данных подход (механизм) к развитию Центров — Инноваций мирового уровня государственного масштаба в регионах страны  универсален,  для всех государств участников  Евразийского экономического союза, ШОС, БРИКС и АТЭС.

 

 

        ССЫЛКИ НА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

 

1.Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. От 18.10.2018), Текст распоряжения официально опубликован не был // [Электронный ресурс]:сайт Аналитического центра при Правительстве России, раздел Проекты – Режим доступа:  http://ac.gov.ru/projects/public-projects/04840.html свободный.

2.Решения высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года №28 «Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза»: Утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, опубликован 16 октября 2015 г. // [Электронный ресурс]:сайт  Евразийского  экономического союза, раздел Правовой портал — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/ru-ru свободный.

3.Стратегия развития ШОС до 2025 года 10 июл. 2015 г.: Утверждена Лидерами ШОС 10 июл. 2015 г., опубликована 10 ноября 2017 г. // [Электронный ресурс]:сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, раздел Деятельность-Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/shs/20179   свободный.

4.Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2020 года от 9 июля 2015 года: Утверждена Лидерами БРИКС 9 июля 2015 года, опубликована 9 июля 2015 года // [Электронный ресурс]: сайт Президента Российской Федерации, раздел-Документы, принятые по итогам саммита БРИКС- Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/5002 свободный.

5.Стратегия роста АТЭС в сфере развития от 14 ноября 2010 года : Утверждена Лидерами АТЭС 14 ноября 2010 года // [Электронный ресурс]: сайт Президента Российской Федерации, раздел- Стратегия  АТЭС в сфере развития- Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/776 свободный.

6.Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года от 13 марта 2018 года: Постановление Правительства Республики Алтай №60 от 13 марта 2018 года// [Электронный ресурс]: сайт Правительства Республики Алтай, раздел Стратегия социально-экономического развития республики Алтай до 2035 года — Режим доступа: http://www.altai-republic.ru/economy_finances/strategy-of-social-economic/ свободный.

7.Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2030 г.) // Концептуальные подходы, направления, прогнозные оценки и условия реализации. – М.: РАН, 2008.

 

 

 

Опубликовано: Денис Сафиянов

1858

Комментарии 0