Экологизация образования как путь к устойчивому будущему

  • 29 августа 2019 г.
  • 1142
  • 0

Такие понятия, как "экологизация мировоззрения", "экологизация производства", "экологизация мышления", "экологизация наук", "экологизация сознания", "экологизация образования", получили широкое распространение в научно-педагогической литературе. Во всех случаях под экологизацией понимаются процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и материальной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации бытия.

С докладом, на тему, касательно "экологизации образования" на Первом Уральском форуме по устойчивому развитию выступил, Проректор по проектно-инновационной деятельности, заведующий кафедрой устойчивого развития КБГУ Уметов М.А..

Экологизация образования как путь к устойчивому будущему

- На твоей планете, сказал Маленький принц,

- Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

- Не находят, - согласился я.

- А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе… (Антуан де Сент-Экзюпери)

Актуальные проблемы

В настоящий момент, для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших экологически ориентированной цивилизации Экологическое просвещение должно стать неотъемлемой приоритетной частью подготовки любого специалиста в области управления, экономики, техники, медицины, естественных и гуманитарных наук.

"Экологизация образования" - это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах обучения экологических проблем современности, идей и понятий устойчивого развития (Ермаков, 2005).

Оценка экологического образования в России - неудовлетворительная, причем дело не в низком финансировании, а в структурной несостоятельности системы экологического образования в современном виде. Специалисты по истории экологического образования (например, Н.Г. Рыбальский) отмечают, что в последнее десятилетие при отсутствии координирующей роли, внимания и поддержки процессов экологического образования и просвещения со стороны федерального природоохранного органа - это направление практически полностью размыто и осталось фрагментарным и не обязательным на региональном уровне. Как следствие - Экологическое образование в России не может обеспечить переход страны к устойчивому развитию.

Образование в области устойчивого развития - образование нового тысячелетия. Для популяризации идей ОУР с 2005 по 2014 год ЮНЕСКО организовало Десятилетие образования в интересах устойчивого развития, которое было призвано мобилизовать образовательные ресурсы мира, с тем, чтобы помочь в создании устойчивого будущего.

Россия и образование в интересах устойчивого развития - в 2017 году в России вышли поручения президента правительству, в которых говорится "о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития".

Вовлеченность стран в международный диалог по ОУР

Пока Россия отстает от международного сообщества по вопросам развития и внедрения ОУР.

"Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе "Об охране окружающей среды" и Основах гос политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, мы не видим, что ему на практике действительно уделяется значимое внимание. Нет какой-то серьезной подготовки педагогов, которые бы затем были готовы передавать ученикам не только комплексные системные знания о современных экологических проблемах глобального и локального уровня и путях их решения, но и обучать тому, как школьники или студенты могут на практике применять полученные знания".

"В развитых странах все больше и больше внедряются принципы устойчивого развития на всех уровнях профессиональной и общественной деятельности. Отсутствие элементов образования в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им придется прибегать к обучению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях…"

Роль некоммерческих и негосударственных институтов в развитии ОУР в России

Большую роль в продвижении ОУР играют: Центр устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления СКОЛКОВО; Центр экологической политики и культуры (Москва); Институт стратегии устойчивого развития (Санкт-Петербург); Российское отделение сети по поиску решений в целях устойчивого развития (SDSN)  при РАНХиГС; Открытая школа устойчивого развития.

Как надо учить экологию (на примере Leysin Americanchool (LAS),  Швейцария)

Ученики работают в саду нашего города до трех раз в неделю после занятий. Наш центр - это устойчивый сад с использованием перма культуры, в котором мы экспериментируем с Hügelkultur Зеппа Хольцера и другими методами садоводства; Справка: среди известных выпускников этой школы - дети Рокфеллеров, Блумбергов и Вандербильтов, члены королевской семьи Саудовской Аравии.

Что сделано в КГБУ по направлению ОУР?

1. В 2018 году создана кафедра устойчивого развития (УР);

2. 1-3 ИЮНЯ 2019 года проведен Первый Северо-Кавказский Форум по устойчивому развитию;

3. В 2019 году КБГУ заключил соглашение с Российским экологическим обществом, согласно которому университет будет экспертной площадкой по сопровождению нацпроекта "Экология" в КБР;

4. Кафедра УР КБГУ разрабатывает междисциплинарную  образовательную программу по УР как для студентов, так и для повышения квалификации сотрудников КБГУ и граждан КБР;

5. Успешно развивается экологическое добровольческое движение в республике - трудовой экологический отряд КБГУ "Зеленый дозор";

6. На территории КБГУ организован раздельный сбор мусора.

 

От экологического образования к образованию для устойчивого развития:

Цель - образование, как основа для создания устойчивого общества, экономики и окружающей среды.

Политика - образование, как процесс создания компетентности.

Практика - образование, как соучастие в обучении.

 

План действия по развитию ОУР:

1. Внедрение ИДЕОЛОГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ в мировоззрение и модели поведения населения КБР путем пропаганды идей УР и создания мотивирующих механизмов;

2. Формирование СИСТЕМЫ СКВОЗНОГО ОУР  и внедрения его во все структуры общего, профессионального и неформального образования в республике и в стране (дошкольные учреждения-школа-ССУЗ-ВУЗ). Включая обучение тех, кто уже получил диплом и теперь занимает ключевые посты;

3. Сотрудничество с международными структурами в области устойчивого развития (Горное партнерство) и участие в обсуждении проекта закона об охране горных территорий.

Актуальность разработки проекта "ФЗ о развитии и охране горных территорий"

Горы и возвышенности покрывают более половины территории России, располагаясь в 43 субъектах Российской Федерации, в которых проживает более 60 миллионов человек, а применительно к территории СКФО данный аспект имеет особенное значение.

Закон о Горах во Франции (был принят в 1982 г.)

Основные принципы Закона о Горах: базировать развитие на оптимальном использовании местных ресурсов; применить выгодное использование сельскохозяйственных, культурных и туристических ценностей; защитить биологическое и экологическое равновесие; создать движение национальной солидарности по отношению к зонам с тяжелыми природными условиями; определить в юридическом плане характер контрактных отношений между местными муниципалитетами или объединениями муниципалитетов (синдикатами) и частными партнерами; контролировать качество жилищной застройки и архитектуры.

Результат принятия закона о горах:

1. Во Франции общее число горных курортов превысило 400, причем подавляющее большинство из них были построены "с нуля", на голом месте, а наиболее известные - Куршевель, Ла-Плань, Ле Дез и другие - стали мировым эталоном качества их обустройства;

2. Такие результаты во многом обязаны активному участию французского государства, которое сформулировало принципы развития, создало законодательную форму для него, а также всячески содействовало развитию экономической деятельности в горных видах спорта.

В настоящее время разработан модельный закон по развитию горных территорий в формате межпарламентской ассамблеи СНГ. Под эгидой Совета Федерации, этот законопроект сейчас находится в межпарламентской ассамблее СНГ, и он будет, мы надеемся, в этом году там принят, и после принятия межпарламентской ассамблеей этот модельный закон автоматически спускается во все страны-участницы СНГ, соответственно и в Россию тоже. Мы видим большое будущее этого закона, и мы будем прилагать все усилия для того, чтобы этот федеральный закон был запущен и качественно проработан.

Предложения кафедры устойчивого развития оргкомитету Форума

От имени организационного комитета "Форума по устойчивому развитию", направить в Минкавказ РФ письменное обращение с предложением использовать площадку Форума устойчивого развития для публичного обсуждения и экспертной оценки проекта закона по развитию горных территорий.

"Есть такое твердое правило, - сказал мне Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету" (Антуан Де Сент-Экзюпери).

 

Автор: Мурат Уметов

 

Опубликовано: Татьяна Ельникова

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0