Публикация

Василий Дудниченко: "В Югре уже создано большое количество сельхозтоваропроизводителей, фермерских хозяйств. Пришло время для перемен."

  • 26 октября 2017 г.
  • 1140
  • 0

Фото: https://ugra-news.ru . промышленность

Сегодня наш регион известен в основном благодаря добыче нефти. Однако округ не собирается довольствоваться лишь этой ролью. Поэтому большое внимание сейчас уделяется развитию новых производств. Около полугода назад был создан департамент промышленности Югры, которому и поручили заниматься данным направлением. О текущей работе и планах ведомства мы поговорили с и. о. директора департамента Василием Дудниченко.

– Расскажите, чем занимается департамент?

– Если говорить об основных направлениях, то их четыре. Это развитие обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, туризма и деятельность по запуску новой системы обращения с отходами. Сегодня это приоритетная тема. Мы уже, по сути, завершили разработку проектов, приняли ряд решений о правилах работы регионального оператора, формате заключения соглашений.

– Почему система обращения с отходами находится именно в вашем ведении?

– Деятельность департамента направлена на реализацию инвестиционных проектов в сфере ТКО. Сегодня федеральный законодатель, по сути, запретил органам власти, органам местного самоуправления напрямую из бюджета строить полигоны, объекты обработки и т. д. Это говорит о том, что данная ниша – инвестиционная. И видно, что она вызывает интерес. Практически каждую неделю в департамент промышленности поступают предложения от тех или иных инвесторов по реализации проектов именно в этой сфере. В частности, это касается технологий, благодаря которым можно организовать переработку в удаленных, труднодоступных местах (это плавучие баржи, малые установки и т. д.). Инвесторы готовы вкладывать средства в такой бизнес.

– Как выглядит работа по развитию обрабатывающей промышленности?

– Сейчас мы формируем новую систему по поддержке и развитию новых проектов на территории округа. Конечно, базовый сектор, который является основным потребителем, – это ТЭК. Ежегодно он приобретает товаров на 200–250 миллиардов рублей. Мы собрали всю информацию о номенклатуре заказа: сколько нужно насосов, двигателей, спецодежды и т. д. На ее основании готовится перечень инвестиционных предложений по размещению производств на территории округа. Например, на электродвигатели огромный спрос – ежегодно около 20 тысяч единиц. И это только в «нефтянке». Или производство по нанесению антикоррозийного покрытия на стенки труб. Кстати, два таких проекта в Югре уже действуют.
Сейчас мы подключились к работе, которую ведет «Газпром нефть». Компания реализует на территории округа национальный проект «Бажен». Определен полигон, собран перечень предприятий, владеющих современными отечественными технологиями по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти. Все наработки, которые есть в России, будут там испытывать.
А для этого нужно новое производство, которое логично размещать в регионе. Это не только моя личная позиция – компании и инвестиционные фонды, которые их финансируют, говорят, что выгоднее размещать производство для ТЭКа рядом, здесь. 

– Транспортные издержки настолько велики, что проще разместить производство здесь?

– Конечно, очень велики! Кроме того, производства, которые формируются в регионе, должны быть конкурентоспособными. Идет масштабное освоение Арктики. И наша продукция может быть успешно реализована и на этом направлении. Поясню, что такие компании в округе уже есть, речь идет об увеличении их числа. Вообще, если брать только крупные, средние и малые (без ИП и микро-) предприятия, то в регионе насчитывается порядка двух тысяч компаний, у которых основной вид деятельности – обрабатывающая промышленность. Это производство различных жидкостей, реагентов. Недавно мы были в Когалыме на заводе химреагентов – это, по сути, миксер. Составляющие где-то закупаются, привозятся сюда и здесь смешиваются, когда возникает потребность (например, нужно законсервировать скважину). Еще одно уникальное производство – выпуск вентильных двигателей, которые нужны для функционирования насосов. Это уже инновационный проект. Вентильные двигатели тратят намного меньше электроэнергии, позволяют сделать пуск более плавным (за счет работы магнитного поля сердечника).

– Помимо «нефтянки» есть и другие направления. Как обстоят дела с ними? В частности, с проектом «Урал промышленный – Урал Полярный», который реализуется в Березовском районе.

– Сейчас мы ведем работу по поставкам сырья (кварца. – Ред.) и видим, что спрос начинает работать на наш завод. Есть контракты на поставки «крупки». Пока стоит задача – выйти на безубыточность. Для этого нужно создать реализацию первоначального сырья, которое получается путем механического обогащения. После химического обогащения можно будет получать особо чистый кварц.
Кроме того, у нас большой блок связан с пищевой промышленностью. Это производство рыбы, консервов. Очень интересный пул связан с переработкой дикоросов. Сейчас мы привлекаем медицинские институты, компании, которые уже занимаются этим бизнесом, и все вместе смотрим, что еще необходимо сделать в регионе, чтобы появились максимально комфортные условия для инвестиций в этот сектор.
Мы видим, что этот бизнес экспортно ориентирован. Например, недавно компания «Регион-К» из Кондинского района отправила пробную партию варенья в Таиланд. Думаю, продукт будет пользоваться там популярностью. Также есть компании, которые готовы перерабатывать дикоросы, извлекая из них полезные элементы, – это уже продукция с высокой добавленной стоимостью.
У нас интересный рынок по искусственному выращиванию рыбы и икры. Наш рыбоводный завод сотрудничает с китайскими компаниями, которые покупают здесь икру пеляди.

– Какова здесь роль органов власти? Предприятия же сами решают, как вести свой бизнес. Как вы можете стимулировать их развиваться больше и быстрее?

– Стимулировать можем, поддерживая науку. Фундаментальные исследования нужно проводить, о чем на различных площадках говорит наш президент. В сельском хозяйстве стоит та же задача. Кроме того, это же малый и инновационный бизнес. Ему нужна организационная помощь: обучение, сертификация, лабораторные испытания и т. д. Например, кто-то сделал хлеб с добавками из сфагнового мха – нужна экспертиза, какими полезными свойствами он обладает.

– Почему упор делается именно на экспорт?

– Основной рынок там, где компании могут заработать наибольшую выручку. Сидя здесь, получая субсидии, можно спокойно работать и ни к чему не стремиться. Мы, через Центр экспорта Югры, пытаемся людям объяснить, что «вот там» продать будет лучше.

– Какое в целом будущее у АПК региона?

– В Югре уже создано большое количество сельхозтоваропроизводителей, фермерских хозяйств – их более тысячи. Сегодня, на мой взгляд и по мнению экспертов, пришло время для перемен. У нас, к сожалению, нет автоматизированной системы, которая позволяет проводить тот же мониторинг мер господдержки АПК и быть полезной предпринимателям. Очень большой бумажный документооборот, никакого бережливого производства. Поэтому мы запустили процесс (согласовали с банками, фермерами, департаментом информационных технологий) по созданию такой системы, где все будет учтено. Автоматизация позволит всем улучшить свою деятельность. Например, она поможет в типичной ситуации, когда фермер говорит: «Банк нас не кредитует», а банк: «Как его кредитовать, если он ничего не может подтвердить?» (это связано с тем, что 80 % крестьянско-фермерских хозяйств находятся на упрощенной системе налогообложения).
Еще один приоритет – перенос поддержки на кооперативы. В одиночку сегодня уже не справиться, да и мы физически не сможем и дальше поддерживать каждого по отдельности (повторюсь, объем бумажной работы колоссальный). Объединения должны взаимодействовать с сетями, работать по кормам, со сбытом и т. д. От масштаба появится эффект. В дальнейшем мы будем больше акцентироваться на поддержке кооперативов. Все эти изменения будут проходить в течение 2018 года.

– Регион также богат лесами. Как развивается обрабатывающая промышленность в этой отрасли?

– Наш базовый комплекс – «Югорский лесопромышленный холдинг». Мы видим, что он работает над снижением себестоимости продукции. Есть новые элементы автоматизации. Например, устанавливаются 3D-сканеры. Холдинг готовит инвестиционное предложение по увеличению мощности завода ДСП. Сейчас она составляет 260 тысяч кубических метров в год. Увеличить планируется до 500 тысяч. В этом случае уже экономически целесообразно ставить линию по изготовлению и нанесению пленки (сейчас ее покупают). Плюс появляется потребность в создании своего мини-смольного завода.

– И в завершение, что делается для развития туризма?

– Туристических компаний в Югре становится все больше. Но понятно, что у нас более развит событийный туризм. Поэтому мы сейчас ведем работу с министерством культуры (оно курирует туризм в России) – подали заявку и получили предварительное одобрение о формировании 
туристско-рекреационного кластера «Березовский район» в рамках национального проекта «Урал». Это возможность для создания более капиталоемких объектов и инфраструктуры. Небольшие турбазы есть и сегодня, но не каждый найдет возможность оплатить перелет на вертолете и все остальное. А когда появятся дороги и отели, можно будет привлечь новый сегмент – средний класс и выше. Задача, конечно, сложная, но амбиции у нас здесь большие.

Опубликовано: Анастасия Краснова

1140

Комментарии 0