Публикация

Владимир Путин призвал снизить ипотечные ставки, не расходуя бюджет

  • 2 июня 2016 г.
  • 1768
  • 0

На заседании Госсовета, посвященном жилищному строительству, президент Владимир Путин заявил, что правительство и Центробанк РФ должны снизить процентные ставки по ипотеке, не создавая при этом дополнительной нагрузки на бюджет страны.

«Необходимо искать новые механизмы привлечения финансовых ресурсов в ипотеку, при этом не нагружать бюджет новыми дополнительными расходами», - отметил президент, подчеркнув, что ипотека - это мощный двигатель жилищного строительства. Его цитирует «Интерфакс».

В свою очередь первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил на Госсовете, что правительство и ЦБ РФ уже предварительно согласовали возможность выпуска высоконадежной ипотечной ценной бумаги.

«Мы попытаемся в качестве пилотного проекта выпустить такую бумагу, которая будет иметь в своей основе первоклассную безрисковую ипотеку», - сказал Шувалов. Он уточнил, что пилотный проект по выпуску ценной бумаги планируется реализовать уже в текущем году.

Президент поинтересовался отношением к этому инструменту министра финансов Антона Силуанова.

«Мы считаем, что наряду с ипотекой можно развивать и такой инструмент, как ипотечная ценная бумага. Здесь самое главное - обеспечить надёжность этой ценной бумаги, чтобы она была обеспечена реальными квадратными метрами», - ответил глава Минфина, добавив, что «такой механизм наряду с ипотекой мы готовы разработать».

Шувалов добавил, что денежные средства, полученные с помощью ипотечных ценных бумаг, будут направлены, в том числе, на формирование арендного жилого фонда.

«Мы сейчас уже отобрали несколько проектов в крупнейших городах - это жильё от квартир-студий площадью от 18 м² и до того, чтобы поддержать первоклассную ипотеку там, где семьи в состоянии зарабатывать и обслуживать этот механизм», - рассказал он.

По итогам заседания Госсовета президент поручил проработать возможность выпуска ипотечных ценных бумаг.

«Будем рассчитывать, что эта, а также другие меры, о которых мы сегодня говорили, сработает», - отметил Путин.

Напомним, в марте 2015 года правительство запустило программу господдержки рынка ипотеки, которая подразумевает субсидирование ставки по жилищным кредитам до 12% (правительство изначально обещало выделить на это 20 миллиардов рублей). В феврале этого года программа была продлена на весь 2016 год. По данным Минстроя, каждая третья квартира в России в прошлом году приобреталась с помощью данной программы. Всего на конец марта текущего года по ней было выдано более 270 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму около 485 миллиардов рублей.

Источник: newsru.com


«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N1662-р

«7. Повышение доступности жилья

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке и приводит к постоянному росту цен на него. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объема жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения. В этих целях создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, которому для расширения масштабов эффективной поддержки массового строительства жилья для всех категорий граждан будут переданы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые для реализации полномочий Российской Федерации.

Развитие массового жилищного строительства потребует развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

Для обеспечения участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой и развития рынка земельных участков будет формироваться практика частно-государственного партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков.

Активное развитие получит малоэтажная застройка, в том числе осуществляемая с использованием деревянных конструкций заводского изготовления на базе современных технологий.

Необходимо формирование градостроительной политики, направленной на создание нового облика российского города и села, архитектурной среды, комфортной для жизни людей, характеризующейся не только функциональными, утилитарными, но и эстетическими особенностями. Это предполагает, в частности, рациональное сочетание разнообразных типов строительства (многоэтажного и малоэтажного строительства), учет при застройке населенных пунктов принципов формирования их архитектурного облика, а также принципов сохранения исторического облика старых населенных пунктов.

Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Реализация государственной жилищной политики должна привести к следующим результатам:

  • создание безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека;
  • обеспечение возможностей для территориальной мобильности населения.

Государственная жилищная политика на предстоящий период по отношению к различным группам населения состоит в следующем:

  • для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан - создание эффективной системы обеспечения жильем как на основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты. В частности, предполагается сокращение к 2020 году срока обеспечения жильем социального использования малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до 3 - 5 лет после постановки на учет;
  • для граждан с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) - создание системы мер государственной поддержки (в том числе за счет средств Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства) и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами;
  • для граждан с доходами выше средних - поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.

Реализация этой стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе:

  • формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
  • обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе с помощью Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;
  • развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
  • развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе путем применения антимонопольных мер;
  • совершенствование стандартизации и технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;
  • содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;
  • содействие реализации проектов комплексной реконструкции исторических центров городов в целях улучшения жилой застройки;
  • стимулирование малоэтажной застройки.

Вторая задача - создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:

  • разработка новых и совершенствование действующих институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья, а именно: жилищной ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
  • повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка;
  • создание жилищного фонда социального использования для предоставления жилых помещений по договорам социального найма;
  • разработка и внедрение института найма жилья;
  • развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, включая служебный фонд для предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей;
  • развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного (частного) жилья.

Третья задача - обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе:

  • создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
  • содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья, совершенствование налогового законодательства для эффективного управления многоквартирными домами;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов;
  • модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
  • формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, включая развитие городского транспорта, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.

В результате реализации новых стратегических направлений государственной жилищной политики к 2020 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, соответствующий мировым стандартам и характеризуемый следующими целевыми ориентирами:

  • увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье, до 60 процентов;
  • отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
  • приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.);
  • достижение средней обеспеченности жильем (25 - 27 кв. м общей площади на человека в 2015 году и 28 - 35 кв. м - к 2020 году).

Установление следующих целевых индикаторов повышения доступности жилья:

- к 2010 году:

  • завершение разработки и принятие документов территориального планирования;
  • завершение выполнения обязательств по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
  • обеспечение военнослужащих постоянным жильем;
  • завершение разработки и принятие технических регламентов в сфере строительства и производства строительных материалов, изделий, конструкций;

- к 2012 году:

  • увеличение объема ввода жилья до 100 млн. кв. м;
  • завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу на 1 января 2007 г.;
  • завершение выполнения обязательств по предоставлению государственных жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., обеспечение военнослужащих служебным жильем;
  • отработка организационно-правовых механизмов реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
  • завершение паспортизации жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • формирование в городах с населением свыше 100 тыс. человек конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью, осуществляемому частными организациями;
  • введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере;

- к 2020 году:

  • увеличение объема ввода жилья до 140 - 150 млн. кв. м на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации;
  • увеличение объема выдаваемых ипотечных кредитов до 4,8 трлн. рублей в год (в ценах 2007 года) или 2,7 млн. кредитов;
  • широкое внедрение кредитно-финансовых механизмов жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства;
  • функционирование всех форм использования жилищного фонда (приобретение собственного жилья, наем жилья социального использования, наем частного жилья, некоммерческий наем, приобретение домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов и т.д.);
  • завершение выполнения обязательств по обеспечению жильем лиц, принятых на учет до 1 марта 2005 г., в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма;
  • функционирование при поддержке государства кредитно-финансовых механизмов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства.» …

Опубликовано: Марина Буторина

Прикрепленные документы 1


1768

Комментарии 0