Комментарии

Позиция Экспертной группы: Голубев Михаил Викторович, Генеральный директор ЗАО «Северо-Западная строительная корпорация», эксперт АСИ, участник НП "Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса" (СПб):

Считаю необходимым поддержать данное предложение, предлагаю ввести критерий ограничения масштаба поселений - не менее 2000 человек или не менее 500 домохозяйств.
Позиция Экспертной группы: Береговских Анна Николаевна, Руководитель ИТП «Град», советник РААСН, профессор МААМ, Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей»:

Объединение программ комплексного развития систем транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур (далее – ПКР) в одну программу комплексного инфраструктурного развития (с дополнительным включением в нее рекреационной и иных инфраструктур, а также жилищного строительства (обеспечение жильём бюджетников, переселение граждан из ветхого и аварийного фонда и т д) обеспечит комплексное и сбалансированное социально-экономическое РАЗВИТИЕ, а не только ПЛАНИРОВАНИЕ за счёт преемственности стратегий и генпланов, что предусматривается планом ТДК.
В настоящее время на 50 % содержание трёх обязательных программ ДУБЛИРУЕТСЯ, а взаимной согласованности мероприятий в большинстве случаев НЕТ.
Разрозненные программы очень трудно на местах согласовать с бюджетным планированием, а бизнесу проанализировать отдельные документы, чтобы просчитать когда интересующая территория будет полностью обеспечена инфраструктурой, и того трудней.
Кроме того, обращаю внимание на проблемы инфраструктурного развития муниципальных районов, где основные полномочия по инфраструктурному развитию принадлежат именно районам, а полномочия по подготовке и утверждению ПКР у поселений. Так, в настоящее время все поселения, в том числе с населением по 1 тыс человек и меньше, каждое самостоятельно разрабатывает три ПКР, в которых почти нет мероприятий, а район реализует свои полномочия без программ.
В такой ситуации невозможно обеспечить согласованность муниципальных действий с реализацией региональных мероприятий по развитию инфраструктуры в рамках полномочий региона. В то же время стратегией пространственного развития, подготовленной Минэкономразвития одним из основных механизмов её реализации предусматривается комплексный региональный план инфраструктурного развития.
Учитывая, что реализация предлагаемого подхода потребует дополнительных мер по методическому и организационно-правовому обеспечению предлагаю изменить ТРЕБОВАНИЕ на ВОЗМОЖНОСТЬ (т.е., изменить формулировку пункта следующим образом: Внесение изменений в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части установления требования возможности по реализации документов территориального планирования муниципальных образований путем подготовки и утверждения программ комплексного инфраструктурного развития (включающих подпрограммы по развитию транспортной, коммунальной, социальной, рекреационной и других инфраструктур)).
После выявления положительных практик можно будет принять решение об обязательности утверждения единой ПКР.
Считаю необходимым поддержать данное мероприятие.

Тарарин Андрей Михайлович, Директор по развитию, Московский государственный университет геодезии и картографии:
Объединение необходимо. Неубедительны аргументы, что разная подведомственность и что органы МСУ сами имеют возможности синхронизировать разработку ПКР. В ОМСУ за ПКР также отвечают разные подразделения с разными полномочиями.
Для взаимосогласованности всех ведомств как раз и требуется ввести механизм, которым должна стать Объединенная ПКР.
Считаю необходимым поддержать данное мероприятие.

Позиция Экспертной группы: Тарарин Андрей Михайлович, Директор по развитию, Московский государственный университет геодезии и картографии:

Минэкономразвития России следует проработать требования к картографическим материалам, используемым для целей градостроительства, лесоустройства, сельского хозяйства и др., чтобы выработать требования к ЕЭКО, в том числе к данным дистанционного зондирования Земли для того чтобы их учесть при формировании ЕЭКО для более эффективного расходования средств бюджетов всех уровней на картографические работы.
Считаю необходимым данное мероприятие поддержать.

Позиция Экспертной группы: Голубев Михаил Викторович, Генеральный директор ЗАО «Северо-Западная строительная корпорация», эксперт АСИ, участник НП "Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса" (СПб):

Как утверждено в нацпроекте «Жилье и городская среда», необходимо выйти на показатели по вводу жилья 120 млн.кв.м. к 2024 году. В 2018 году было введено 75.4 млн.кв.м, в 2017 – 79.2.
Основные объемы складываются из малоэтажного индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – жилые дома до трех надземных этажей и блокированной жилой застройки (БЖЗ), многоквартирного жилья (МКД), которое состоит из малоэтажного жилья до 4 этажа (в т.ч. подземный!) и среднеэтажного жилья до 8 этажей (в тч подземный!), а также многоэтажного жилья от 9 этажей и выше.
Как правило зона действия частных застройщиков физических лиц и предпринимателей, небольших инвесторов, малого и среднего строительного бизнеса – это строительство ИЖС, БЖЗ и малоэтажных МКД. Объемы инвестиций в такие объекты: 3-25 млн.р ИЖС и БЖЗ, 15-30 млн.р малоэтажные МКД на 4-10 квартир, 35-300 млн малоэтажные жилые комплексы смешанного типа из МКД, ИЖС и БЖЗ. Среднеэтажное строительство – это зона действия не малого, но уже больше среднего бизнеса и отчасти крупного. Обычно такие проекты реализуются в объемах до 1 млрд. р. Многоэтажное строительство, особенно индустриальное – это крупные строительные холдинги и институциональные мощные инвесторы, объемы строительства определяются от нескольких млрд.р. в год.
Если внимательно изучить структуру возводимого жилья по типологии вида и этажности, то можно получить интересную статистику. Возьмем данные за 2018 год. Общий объем введенного жилья 75.2 млн.кв.м., в тч ИЖС и БЖЗ -32.5, и МКД – 42.9. Процент малоэтажного жилья ИЖС и БЖЗ составляет 43 процента от общего ввода, если провести апроксимацию данных ввода жилья с данными 2017 года по этажности МКД и объединить их с процентами ввода ИЖС и БЖЗ, то получиться процент ввода жилья в 2018 году:
- ИЖС + БЖЗ ( 3 этажа ) = 43 процента от общего ввода жилья;
- ИЖС + БЖЗ + МКД ( 4 этажа) = около 50 процентов общего ввода;
- ИЖС + БЖЗ + МКД ( 5 этажей ) = около 52 процентов общего ввода;
- ИЖС + БЖЗ + МКД (до 8 этажей) = около 55 процентов общего ввода.
Из этого видно, что зона строительства жилья гражданами и в основе малыми и средними предпринимателями, составляет около 55 процентов, т.е больше половины жилья, вводимого в России; 43 процента составляет строительство малоэтажного ижс жилья до 3 этажей, и 50 процентов уже с учетом МКД 4 этажей - замечательная зона работы по инвестициям в строительство жилья для малого бизнеса, для деревянного домостроения. Это работа в зоне инвестиций 5 млн.р.-50 млн.р. в год. Здесь нет большой необходимости в эскроу-счетах и долевом строительстве, которые являются сейчас проблемной частью рынка жилищного строительства. Это зона комфортной сомасштабной человеку городской среды, такое строительство распространено на всей территории страны в большей степени, и очень популярно в крупных мегаполисах. Это зона строительства дает стране больше жилья, чем высотное строительство, является зоной деятельности множества субъектов МСП, зоной развития конкуренции для качественной и комфортной городской среды, зоной многообразия застройки и процессов развития территорий, возможна и в крупных и малых городах, она стабильна и имеет быстрые и хорошие предпосылки для роста.
По отношению к 2016 году объемы строительства ИЖС и БЖЗ показали прирост 1.6 процента в 2018 году, при том, что была закончена «дачная амнистия» в марте и в августе начал дейсмтвовать 340 ФЗ. Эта траектория развития по всем показателям и количественным и качественным является ДОМИНИРУЮЩЕЙ, и фактически становится ГЛАВНОЙ и ПРИОРИТЕТНОЙ для России.
Необходимо срочно создать условия для поддержки траектории строительства жилья ИЖС, БЖЗ, МКД в разделе малоэтажного и среднеэтажного строительства. И пилотировать эту траекторию как основную и перспективную, как траекторию рыночного многообразия. Траекторию многоэтажного строительства жилья пилотировать по особым принципам, учитывая ее моносоставляющую для такой большой страны как Россия, используя технологии «ручного» управления.
Считаю необходимым и важным оставить данное предложение для развития малоэтажного домостроения, но ввести его только пока для объектов «Малоэтажные многоквартирные дома до 3 надземных этажей», которые строятся без долевого строительства и эскроу-счетов и бюджетного финансирования, т.е. для тех МКД, для которых отменой п.3 части 2, статьи 49 Градкодекса зачем-то ввели экспертизу.
Считаю необходимым поддержать данное предложение.
Позиция Экспертной группы: ОАО «Тяжмехпресс», Союз «ТПП Воронежской области»:

Данный пункт не приведет к необоснованной тарифной нагрузке на промышленных потребителей, но уравняет условия оплаты услуг по передаче электрической энергии для предприятий, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, и предприятий, непосредственно присоединенных к энергетическим установкам производителей электрической энергии.
Считаем, что позиция Минэкономразвития России о необходимости исключить данный пункт по причине того, что он приведет к необоснованной тарифной нагрузке на промышленных потребителей, абсолютно не обоснована.
Считаем необходимым поддержать данное предложение.
Позиция Экспертной группы: Департамент градостроительной политики города Москвы:

Предлагается поддержать данное предложение Минкомсвязи России.

Позиция Экспертной группы: Колесник Анастасия Сергеевна, Управление оптимизации и контроля процедур в градостроительной сфере Департамента градостроительной политики города Москвы:

В настоящее время не установлен порядок отображения в документах территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории сведений о зонах с особыми условиями использования территории (в том числе охранных зонах), относящихся к категории ограниченного доступа.
В этой связи застройщики для получения информации о том, находится ли их земельный участок в границах такой зоны, о необходимости (отсутствия необходимости) согласования работ в охранных зонах объектов, сведения о которых относятся к категории ограниченного доступа, обязаны отдельно обращаться в организации, эксплуатирующие такие объекты, при этом информация о необходимости (об отсутствии необходимости) согласования и об условиях такого согласования может быть предоставлена только сотрудникам, обладающим соответствующим уровнем допуска».
Считаем необходимым данное мероприятие поддержать.

Позиция Экспертной группы: Береговских Анна Николаевна, Руководитель ИТП «Град», советник РААСН, профессор МААМ, Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей»:

В ответ на комментарий Минэкономразвития сообщаем следующее - проектом федерального закона № 503785-7 (далее – законопроект) устанавливается исключение из общей нормы об обязательности принадлежности земельного участка одной территориальной зоне для земельных участков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Однако в законопроекте отсутствует аналогичное исключение для земельных участков, расположенных в пределах территорий, подлежащих в соответствии с генеральным планом градостроительному преобразованию и на которые подготовлена и утверждена документация по планировке территории. Вместе с тем, отсутствие такого исключения создает препятствия для осуществления деятельности по комплексному освоению территории. Так, в соответствии со статьей 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное освоение территории включает в себя строительство объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории. Согласно пункту 3 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Таким образом, земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, могут иметь разные виды разрешенного использования, которые устанавливаются документацией по планировке территории. Считаем введение вышеупомянутого исключения необходимым в целях устранения возникающих на практике препятствий для установления видов разрешенного использования земельных участков на территориях, подлежащих комплексному освоению, в соответствии с проектом межевания.
Целесообразным является также установление исключения из общей нормы об обязательности принадлежности земельного участка одной территориальной зоне в отношении земельных участков, на которых расположены ветхие и аварийные объекты капитального строительства, подлежащие сносу. Решения по градостроительному преобразованию такой территории и изменению параметров ее использования принимаются на уровне генерального плана и транслируются в правила землепользования и застройки. Установление вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены ветхие и аварийные объекты капитального строительства, подлежащие сносу, должно осуществляться проектом межевания.
Считаю необходимым поддержать данное мероприятие.
Позиция Экспертной группы: Береговских Анна Николаевна, Руководитель ИТП «Град», советник РААСН, профессор МААМ, Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей»:

Мероприятие содержит предложение об обязательной разработке и утверждении проектов межевания ЗАСТРОЕННЫХ территорий в границах населенных пунктов, не застрагивая территории лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов.
Действующее законодательство содержит требование об образовании земельных участков в соответствии с проектом межевания при наличии утвержденного проекта межевания. При отсутствии утвержденного проекта межевания территории допускается образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Таким образом, в настоящее время никак не ограничено определение границ отдельных земельных участков без учета развития прилегающих территорий (за исключением тех случаев, когда проект межевания является обязательным для образования земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Наличие утвержденных проектов межевания застроенных территорий будет способствовать упорядочиванию земельно-имущественных отношений, инвентаризации земель, создаст условия для реализации следующих мероприятий, предусмотренных планом «Трансформация делового климата», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р:
 вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов, за счет выявления в ходе работ бесхозяйных сетей инженерно-технического обеспечения;
 налоговое стимулирование целевого использования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, за счет оценки эффективности использования земельных участков для жилищного строительства (выявление незастроенных участков, предназначенных для жилищного строительства; незавершенных строительством объектов жилищного фонда);
 передача в собственность публично-правового образования объектов инженерной инфраструктуры, а также земельных участков, предназначенных для общего пользования, в границах которых размещены такие объекты, за счет выявления таких объектов и земельных участков;
 передача в собственность сетевых организаций объектов инженерной инфраструктуры, за счет выявления таких объектов;
 увеличение доли земельных участков в Едином государственном реестре с границами, установленными согласно требованиям законодательства, за счет установления границ образуемых и изменяемых земельных участков и выполнения на основе проектов межевания кадастровых работ;
 исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков, за счет выявления таких ошибок в ходе работ и выбора вариантов по их устранению, выполнения на основе проектов межевания кадастровых работ, направленных на устранение реестровых ошибок.
Кроме того, работы по подготовке и утверждению проектов межевания застроенных территорий позволят выявить территории и определить местоположение границ земельных участков, необходимых для размещения объектов социальной инфраструктуры, создание которых необходимо в целях реализации Национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в части создания условий для размещения объектов, предусмотренных национальными проектами.
Также проектом межевания застроенной территории будет утверждён план красных линий всего города (другого населённого пункта), будет проведена оценка качества всех принятых и часто противоречащих друг другу проектов планировки и т д.
Проект межевания застроенной территории позволит в автоматизированном режиме редактировать карту градостроительного зонирования (ПЗЗ) не допуская пересечений границ территориальных зон с земельными участками.
Таким образом, комплексный проект межевания застроенной территории может дать кумулятивный эффект, то есть одновременно и значительно повлияет на решение многих вопросов социально-экономического развития муниципального образования.
Считаю необходимым поддержать данное мероприятие.
Позиция Экспертной группы: Береговских Анна Николаевна, Руководитель ИТП «Град», советник РААСН, профессор МААМ, Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей»:

Цель предлагаемого мероприятия – разработка комплексного плана мероприятий по совершенствованию системы управления развитием территорий регионов и муниципальных образований на основе взаимно согласованных решений: стратегий СЭР, нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования и градостроительного зонирования, комплексных программ инфраструктурного развития и жилищного строительства, документации по планировке территорий, правил благоустройства и других документов планирования и регулирования градостроительной и иной хозяйственной деятельности направленной на достижение целей социально-экономического развития с использованием современных цифровых технологий.
Разработанный в настоящее время Минэкономразвития совместно с экспертным сообществом в соответствии с принятым планом ТДК Доклад о совершенствовании территориального планирования в Российской Федерации показал, что в рамках исключительно территориального планирования невозможно обеспечить преемственность решений направленных на достижение целей. Необходима взаимоувязка, преемственность на всех этапах управления развитием территорий (пространственным развитием) – от стратегии до выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
Возможно, на первом этапе, в целях уточнения содержания документа и его итогового названия и правового статуса (возможно, что это будут «Основы пространственной политики в РФ» по аналогии с «Основами земельной политики», «Основами культурной политики» и т д), данное мероприятие может быть сформулировано в форме Доклада в Правительство РФ.
Также возможный вариант – подготовка Доклада для рассмотрения рабочей группой, созданной по поручению Президента РФ Распоряжением мэра Москвы С.С. Собяниным № 34-РМ от 29.01.2019 «О рабочей группе Государственного совета Российской Федерации по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Считаю необходимым данное мероприятие поддержать.