Загрузка данных
Публикация

Феномен интеграции в действии – формирование единого информационного пространства

  • 25 апреля 2016 г.
  • 1933
  • 0

15 апреля в атриуме научной библиотеки СурГУ состоялся круглый стол по теме «Формирование гражданского общества в ХМАО-Югре в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года», модератором которого был доктор политических наук, заведующий лабораторией социологических исследований университета Михаил Юрьевич Мартынов.

Это первая встреча учёных Сургутского госуниверситета, Сургутского государственного педагогического университета, Нижевартовского госуниверситета, Югорского госуниверситета с представителями некоммерческих организаций округа по различным направлениям: социальной адаптации и реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями, ветеранов военных действий, правозащитного центра, спортивного клуба; ветеринарной организации. Перед участниками круглого стола был поставлен целый ряд проблемных вопросов: Какие меры Вы могли бы предложить для увеличения вовлеченности граждан в деятельность в некоммерческом секторе и расширению видов общественной активности? Какие меры со стороны органов власти Вы сочли бы наиболее эффективными для развития институтов гражданского общества в автономном округе? В решении каких проблем развития институтов гражданского общества заметны разные подходы со стороны органов власти с одной стороны, и со стороны гражданской общественности – с другой. Какие факторы, на Ваш взгляд, сдерживают развитие гражданского общества в Югре? Каковы Ваши прогнозы изменения гражданской активности в регионе?

Эффективное обсуждение этих и многих других вопросов, выработка единого понимания ключевых позиций, необходимых для слаженной работы над разделом «Гражданское общество», было крайне необходимо. Во время предварительного обсуждения ключевых позиций будущего раздела Стратегии проявились преимущества интегративного процесса объединения знаний и действий специалистов с богатым профессиональным и общественным опытом ради достижения единой для всех участников круглого стола цели.

Как известно, СурГУ было поручено возглавить рабочую группу по разработке данного раздела, и учёные вуза, обобщив сведения, полученные от общественных организаций, подготовили материал для обсуждения, который может стать основой для выработки итогового документа, который войдёт в Стратегию.

Как выяснилось, уже само определение понятия «гражданское общество», несмотря на активность его употребления в самых разных, в том числе правительственных документах, потребовало от участников круглого стола достаточно основательной его корректировки. Единство определения понятий рассматривается участниками круглого стола как неприемлемое условие эффективной работы. Представители общественных организаций и научное сообщество едины во мнении, что развитость институтов гражданского общества является важнейшим показателем в вопросах развития гражданского общества.

Живая дискуссия позволила выработать единый подход к структуре гражданского общества ХМАО – Югры, которая на данный момент выглядит следующим образом: во-первых, некоммерческие организации (НКО, «третий сектор») – система горизонтальных связей между организациями, не имеющими в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Во-вторых, общественно-консультативные советы (ОКС) – система общественного контроля, включающая общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные (публичные) слушания. И, в-третьих, общественная активность, общественные организации – осознанное и целенаправленное участие граждан в общественно-политической жизни с целью защиты, реализации и расширения своих экономических, политических и социальных интересов.

При этом учёные СурГУ аргументированно предлагали не сужать понятие «гражданское общество» до понятия некоммерческие организации.

Сколько в Сургуте некоммерческих организаций и что сургутяне знают о них?

Как было отмечено в материалах к круглому столу, в Югре официально зарегистрировано около двух тысяч некоммерческих организаций, что является довольно высоким показателем гражданской активности.

Однако результаты анализа социологических исследований, проведенных лабораторий «Социологических и правовых исследований» СурГУ, позволяют говорить о низкой степени информированности населения о деятельности некоммерческих организаций. Как правило, живой интерес у граждан вызывают организации, работающие в спортивной, религиозной, культурной сферах, а также организации, осуществляемые благотворительную деятельность и оказывающие помощь животным. Именно поэтому участники круглого стола обсудили и вопрос – что же всё-таки является критерием развитости институтов гражданского общества: количество официально зарегистрированных организаций или их деятельность, в которую включены граждане и которая направлена на решение острых социальных, экологических, транспортных, инфраструктурных и других проблем.

Если судить об открытости информации о деятельности некоммерческих организаций, которая имеется в свободном доступе, то, как выяснилось, в СМИ её практически нет. Председатель Общественной палаты Югры Ирина Ивановна Максимова отметила, что отчёты о деятельности организаций в обязательном порядке представляются грантодателю, а публичного освещения деятельности не предусмотрено. Но не только этот факт не позволяет открыто выкладывать информацию о деятельности организаций. У представителей НКО существуют опасения о возможности использования открытой информации против них же. Участники круглого стола называли и такую причину низкой информированности граждан о деятельности НКО, как отсутствие свободного доступа к средствам массовой информации для размещения своих материалов.

Для устранения проблемы, связанной с недостатком информации о деятельности НКО, было предложено создать экспертный совет из числа учёных СурГУ и активистов-общественников с целью обобщения успешного опыта работы институтов гражданского общества, а также распространения информации о лучших практиках и наиболее успешных механизмах достижения стратегических целей развития гражданского общества в Югре. На базе СурГУ было бы возможно наладить регулярный выпуск бюллетеня «Развитие гражданского общества в Югре: опыт и перспективы», создать центр мониторинга развития институтов гражданского общества в Югре.

Войдут ли представители органов управления регионом и муниципалитетом в рабочую группу по разработке раздела «Гражданское общество»?

В ходе работы круглого стола обсуждался вопрос о заинтересованности в работе над корректировкой Стратегии представителей органов управления регионом и муниципальных управляющих. Сразу же был поставлен вопрос о включении представителей Администрации округа в состав рабочей группы. Такой опыт эффективного взаимодействия представителей власти и гражданского общества в Югре имеется, в частности, при разработкеСтратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года. Об этом говорил и Алексей Маулитжанович Сафиоллин, президент Ассоциации строительных организаций Сургута и Сургутского района, заместитель председателя городского совета при главе города Сургута по реализации Стратегии до 2030 года.

Точки соприкосновения в работе над разделами Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года

На круглом столе его участников проинформировали о состоянии работы над разделом Стратегии «Бережливый регион». Так, Анатолий Анатольевич Клочков, первый проректор Нижневартовского госуниверситета, обратил внимание на такую точку соприкосновения в работе над разделами «Гражданское общество» и «Бережливый регион», как образование подрастающего поколения, обучение молодых людей философии бережливого производства, бережливого отношения к обществу, бережливого отношения друг к другу, чтобы всем было комфортно жить на территории Югры. Работа учёных над разделом «Бережливый регион» идёт под лозунгом «Живя настоящим, формируем будущее». И основная цель работы – улучшение жизни югорчан, стремление сделать их конкурентоспособными как в стране, так и в мире.

Для СурГУ было важно, что прозвучало предложение встретиться в его стенах для рабочих совещаний по обсуждению не только раздела «Гражданское общество», но и раздела «Бережливый регион».

Значимость работы круглого стола

Прежде всего, в одном месте объединились люди, для которых важна судьба Югры. Сформировалось единое информационное пространство, позволяющее строить отношения взаимопонимания между разными институтами: наука – общественные организации – власть. Такая интеграция создаёт фундамент для возникновения новой целостной системы с новыми свойствами, позволяет эффективно проводить анализ внутренней и внешней среды для выстраивания идеологии разделов Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Встреча показала, что научное сообщество, общественные организации, производственники, население Югры вовлечены в деятельность по корректировке документа, предопределяющего будущее Югры.

Источник: http://ugra-news.ru/blog/20042016/29078

Опубликовано: Марина Буторина

1933

Комментарии 0