Загрузка данных

Новая редакция Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года повысит прозрачность отрасли за счет цифровизации

  • 26 января 2021 г.
  • 0

В ходе оперативного совещания с вице-премьерами 25 января заместитель Председателя правительства РФ по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости Виктория Абрамченко рассказала об основных направлениях новой редакции Стратегии развития лесного комплекса на ближайшие девять лет.

Первое - это повышение прозрачности отрасли за счет цифровизации, внедрения отраслевых информационных систем.

В единой государственной информационной системе связаны все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов – от заготовки на делянке и складирования до переработки или вывоза за пределы Российской Федерации.

Вице-премьер отметила, что при выявлении нестыковок в сведениях об объеме заготовки или в других характеристиках сделки с древесиной будут невозможны. На первом этапе модернизирована существующая информационная система – ЛесЕГАИС.

С 1 января этого года в России к эксперименту по внедрению системы прослеживаемости за движением древесины подключились крупнейшие участники рынка.

На втором этапе планируется создать единый электронный лесной реестр, который объединит сведения о качественных, количественных характеристиках как лесов, так и лесных земель.

- Таким образом, цифровизация отрасли позволит навести порядок в данных об использовании лесов и лесных ресурсов, обеспечит прозрачность оборота лесоматериалов, поможет эффективно пресекать серые схемы торговли лесоматериалами и древесиной
 

, - пояснила вице-премьер.

Второе – это внедрение федерального лесного надзора для предотвращения лесонарушений.

Планируется наделить Рослесхоз надзорной функцией в отношении лесов. В субъектах Российской Федерации появятся главные федеральные государственные лесные инспекторы.

Усиление материально-технического оснащения сотрудников лесной охраны позволит значительно снизить ущерб от незаконных рубок и других лесонарушений, достигающие несколько десятков миллиардов рублей в год.

Сотрудники лесной охраны, в частности, будут использовать беспилотные летательные аппараты, материалы дистанционного зондирования Земли, фото- и видеофиксации, анализировать информацию о лесопользовании с помощью доступа к данным различных государственных информационных систем.

Третье - Стратегия закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства.

Переход к интенсивной модели означает повышение экономики заготовки древесины не за счет вовлечения в рубку новых лесных земель, а благодаря эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами.

Прогрессивные технологии ухода за лесом позволят получить в два раза больше древесины с единицы площади при одновременном достижении заданных параметров воспроизводства лесов.

Четвертое - Стратегия нацелена на изменение ситуации в лесном планировании и лесоустройстве.

Планируется передать функции по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень, повысить интенсивность лесоустроительных работ, установить требования к исполнителям и их ответственность за проделанную работу.

Таким образом, к 2030 году планируется обеспечить актуальными материалами лесоустройства всю территорию экономически доступных лесов России.

Обеспечение актуальными материалами лесоустройства порядка 300 млн гектаров, позволит эффективно управлять лесами, повысить доходность от использования лесных ресурсов и обеспечить планирование лесохозяйственных мероприятий.

Пятое – пересмотр подходов к восстановлению лесов. Это одно из важнейших направлений новой стратегии.

Общая площадь земли, нуждающейся в лесовосстановлении, составляет 450 тыс. гектаров ежегодно. Всего в России существует более 35 млн таких гектаров.

Усиление роли региональных государственных лесохозяйственных учреждений, которые должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе работ по компенсационному лесовосстановлению, позволит уже к 2024 году качественно восстанавливать 100% вырубленных или погибших лесных насаждений.

Шестое - обеспечение эффективного контроля за лесопользованием и обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе.

Проблема отсутствия возможности лесопромышленникам получить лесные участки для развития инвестиционных проектов, усугубляется при реализации межрегионального инвестиционного проекта.

В Стратегии предусмотрена поэтапная централизация полномочий по предоставлению лесных участков, в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Планируется также пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключенные договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства.

Предлагается расторгать договоры с нарушителями. Новые договоры на заготовку древесины будут заключаться с компаниями, располагающими мощностями по переработке древесины.

Седьмое - это новые меры стимулирования для развития инфраструктуры.

Повысить доступность лесов, в том числе для борьбы с лесными пожарами на удаленных территориях, позволят меры поддержки для строительства инфраструктуры, например лесных дорог, при реализации крупных инвестиционных проектов.

Восьмое – это стимулирование спроса на продукцию из древесины внутри страны.

При переориентации промышленности не на вывоз круглых лесоматериалов, а на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, планируется заложить меры стимулирования спроса на продукцию из древесины.

Одной из таких мер станет развитие деревянного домостроения за счет строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в объёме не менее 20%.

Развитие альтернативной энергетики и зеленой экономики в части использования отходов лесной промышленности в качестве биоэнергетического сырья в отдаленных регионах, позволит перевести муниципальные котельные с мазута и угля на альтернативные древесные виды биотоплива, такие как пеллеты.

Девятое – это мероприятия по научно-технической модернизации лесного комплекса увязке с федеральным проектом «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология».

По мнению вице-премьера, курирующего сельское хозяйство, экологию и оборот недвижимости, научная составляющая крайне важна для объективной оценки роли российских лесов и их вклада в поглощение углерода, регулирование климатических процессов и достижение глобальных целей Парижского соглашения.

- Реализация стратегии позволит существенно изменить ландшафт лесного комплекса
 

, - пояснила вице-премьер. 

- Благодаря системе комплексных мер произойдет увеличение доходности отрасли за счет создания наиболее благоприятных условий для внутренней переработки лесных ресурсов и потребления продукции.
 

Вклад лесного сектора в ВВП страны увеличится вдвое от сегодняшнего уровня, а добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, в целом должна возрасти более чем на 70%.

Предлагаемые подходы в совокупности с мерами по ограничению экспорта круглых лесоматериалов и продукции низкого передела сформируют новый облик отечественного рынка товаров и услуг лесного комплекса.

Объемы производства пиломатериалов могут увеличиться на 55%, древесно-стружечных плит – на 30%, фанеры – на 40%, бумаги и картона – на 30% и деревянных домокомплектов – на 60%. При этом будут сохранены и восстановлены лесные ресурсы – лесистость территории Российской Федерации может возрасти на 3%.

Новая редакция Стратегии содержит ежегодные показатели, и оперативные решения и корректировка государственных мер поддержки будут приниматься на основании данных по их достижению. Ответственные федеральные органы будут регулярно докладывать в Правительство о достижении этих показателей.

В проработке стратегии участвовали все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители российской науки. Детальный план по реализации стратегии, планируется подготовить после ее рассмотрения на заседании Правительства.

Автор публикации: корреспондент Информационного агентства "ЮСИ" Игорь Свинков.

Опубликовано: Администратор 5

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0