Загрузка данных

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике

  • 6 января 2021 г.
  • 0

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, обеспечивающих восстановление занятости
и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике

 

Оглавление
1. Анализ социально-экономических последствий распространения коронавирусной инфекции. Ограничения, риски и новые возможности ......... 4

2. Цель, задачи и этапы реализации Общенационального плана.................... 11

2.1. Цель и задачи Общенационального плана..................................................... 112.2. Этапы восстановления экономики................................................................... 132.3. Ключевые инициативы ..................................................................................... 14

3. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса.................................................................................. 19

3.1. Адресные денежные выплаты ......................................................................... 203.2. «Социальное казначейство»............................................................................ 21 3.3. Помощь потерявшим работу............................................................................ 233.4. Рынок труда в цифровую эпоху ....................................................................... 25

4. Поддержка и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства.............................................................................................. 27

4.1. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП................. 28

4.2. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП ........................................................................................................ 30

4.3. Создание экосистемы для комфортной работы и развития МСП ................. 31

4.4. Риск-ориентированный подход к КНД ............................................................. 34

5. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата.... 36

5.1. Комплексный механизм поддержки крупных инвестиционных проектов...... 37

5.2. Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов................................................................................................................................... 42

5.3. Улучшение делового климата.......................................................................... 445.4. «Новый ритм строительства» .......................................................................... 555.5. Цифровизация строительной отрасли ............................................................ 715.6. Ускорение развития городских агломераций и городов................................. 725.7. Крупнейшие инвестиционные проекты развития инфраструктуры ............... 72

6. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации ............... 79

6.1. «Государство как цифровая платформа» ....................................................... 806.2. Цифровизация здравоохранения .................................................................... 876.3. Цифровая образовательная среда ................................................................. 876.4. Система ускоренного развития и поддержки технологических компаний .... 886.5. Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта .................... 906.6. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности ..................... 91

7. Увеличение экспорта и поддержка импортозамещения ................................ 93

7.1. Ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения.. 937.2. Комплексная система поддержки экспортеров на принципах «одного окна»95
2
8. Секторальные меры поддержки: восстановление и развитие отдельных отраслей ................................................................................................................... 104

8.1. Поддержка системообразующих предприятий ............................................. 104 8.2. «Умная реабилитация» .................................................................................. 1058.3. Продовольствие для России и мира ............................................................. 1248.4. Туризм и индустрия гостеприимства ............................................................. 126

9. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам ................................................................................. 128

9.1. Здравоохранение, устойчивое к эпидемиологическим угрозам .................. 1299.2. Эффективная система предупреждения, выявления и реагирования ....... 1329.3. Доступное здравоохранение .......................................................................... 135

10. Поддержка субъектов Российской Федерации ........................................... 137
3
1. Анализ социально-экономических последствий распространения коронавирусной инфекции. Ограничения, риски и новые возможности

Текущая ситуация: социально-экономические последствия распространения коронавирусной инфекции

Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в первой половине 2020 года определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней сконца марта по середину мая 2020 года. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.

В результате распространения коронавирусной инфекции экономика России одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса.

Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью.

Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления,

снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и4
услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность).

Экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.

В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на II квартал 2020 г. наблюдались рекордные темпы падения ВВП: так, экономика США продемонстрировала рекордное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г в этот период. ВВП еврозоны в апреле – июне составил-15,0% г/г, при этом наибольший спад наблюдался в экономиках, которые ввели наиболее жесткие карантинные меры (Испания: -22,1%г/г, Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,3% г/г). В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во II квартале наблюдалось восстановление роста (+3,2% г/г).

По данным Росстата, под влиянием всех перечисленных выше факторов снижение ВВП России во II квартале 2020 г. составило

-8% к аналогичному периоду прошлого года.
В целях поддержки бизнеса и населения Правительством

Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.

Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики.
5
В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот - за счет реализации антикризисных программ - увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.

Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности и мер работодателей по оптимизации издержек.

Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Регистрируемая безработица, по данным Минтруда России, на 26 августа 2020 г. составила 3,6 млн. человек. В отпусках без сохранения заработной платы, в простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. человек. Вследствие роста пособий по безработице произошло сближение регистрируемой безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда.

Ограничения, риски и новые возможности

На стадии постепенного открытия и восстановления экономика России сталкивается со следующими ограничениями.

Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер.
6
Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость открытия и восстановления экономики.

Рецессия в мировой экономике. На высокую неопределенность развития мировой экономики указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на текущий и следующий год: от -3 до -5% на 2020 год и от 3,5% до 6,5% на 2021 год. Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что приводит не только к сохранению ограничений со стороны спроса, но и к сохранению разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости. Значительные запасы нефти, накопленные за карантинный период, будут ограничивать восстановление нефтяных цен. Сделка ОПЕК+ позволила стабилизировать ситуацию, но не сможет кардинально изменить баланс спроса и предложения на рынке нефти и нефтепродуктов. Таким образом, внешние условия ограничиваютпотенциал роста спроса на товары российского экспорта. Сохраняется также вероятность нарушения цепей поставок.

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета. В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП. В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО «Сбербанк России»), забалансовой докапитализации ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк России», учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.
7
В целях обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности параметры бюджетов бюджетной системы по мере стабилизации экономической ситуации будут приводиться к устойчивому уровню. Параметры федерального бюджета в 2022 году будут формироваться всоответствии с действующими бюджетными правилами. При этом в целях обеспечения постепенности подстройки бюджета к новым условиям уровень предельных расходов в переходный период 2021 года будет осуществляться с учетом переходных положений. На региональном уровне также будет осуществляться постепенная адаптация бюджетной политики – в течение 2021 года регионы вернутся к бюджетному процессу, действовавшему до введения ограничительных мер.

Основные вызовы при реализации Общенационального плана связаны со следующим.

Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей образовали«навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое или неполной занятости. Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы. Кроме того, традиционно особенностью российского рынка труда остается адаптация к изменениям не только за счет высвобождения рабочей силы, но и за счет сокращения рабочего времени и оплаты труда при сохранении занятости. Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие,платежеспособного спроса. Требуется набор мер по активной политике занятости и восстановлению доходов населения для решения этой проблемы, а также восстановлению и развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП как существенно пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста и занятости населения.

Закрытие экономики, сокращение выручки бизнеса объективно ведут к сокращению инвестиционной активности. Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов
8
финансовых институтов, является фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Соответственно, необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции.

С целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции временно были закрыты некоторые отрасли (туризм, бытовые услуги, пассажирские перевозки и другие). Восстановление этих отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики. За период приостановки деятельности в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств. Это создает риски увеличения доли «плохих» долгов, разворачивания цепочки неплатежей в экономике, что может привести к проблемам в отраслях, продолжающих работу, дополнительного снижения налоговых поступлений. Кроме того, структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению). Характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца непонятен. Соответственно, меры по восстановлению пострадавших секторов должны учитывать эти факторы.

В то же время экономические ограничения в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и состояние мировых рынков создали и ряд новых возможностей для экономики России.

Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации. Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Для ускоренного развития этих процессов необходимо создание соответствующей инфраструктуры для
9
удаленного общения и взаимодействия, соответствующая настройка правового регулирования взаимоотношений в данных сферах. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.

Принятые в период жестких ограничений меры по упрощению административных процедур, отмене или переносу сроков вступления в силу регуляторных норм, создали хорошую основу для дальнейшейоптимизации регулирования во многих секторах экономики.

Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции привели к ускоренной цифровизациикак в государственном, так и в частном секторе. Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики. Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.

Регионализация мировой экономики, временные разрывы в цепях поставок совокупно с ослаблением рубля создали благоприятные условия для импортозамещения, а также потенциально создалиновые экспортные ниши. Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики.

В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны.

Распространение коронавирусной инфекции сформировалоновые требования к устойчивости как сферы здравоохранения, так иэкономики в целом к внешним шокам. Были выявлены сильные и слабые стороны российской системы здравоохранения. Это создает возможности для существенного улучшения сферы здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развития связанных отраслей.
10
2. Цель, задачи и этапы реализации Общенационального плана

2.1. Цель и задачи Общенационального плана

Цель Общенационального плана: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.

Общенациональный план принимается на срок: июнь 2020 г. -декабрь 2021 г.

Показатели достижения цели Общенационального плана (на конец 2021 года):

  устойчивый рост реальных денежных доходов населения;
  снижение безработицы до уровня не более 5%;
 выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне

не менее 3% в годовом исчислении.
Для достижения цели Общенационального плана предлагается

решение следующих задач.
1. Рост реальных доходов граждан, восстановление

эффективной занятости и платежеспособного спроса.

Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
o рост реальной заработной платы на уровне не менее

2% в годовом исчислении;
o снижение доли населения с доходами ниже

прожиточного минимума в 2021 году по отношению к

предыдущему году;
o рост розничного товарооборота на уровне не менее

2,5% в годовом исчислении;
o рост объема платных услуг населению на уровне

не менее 3% в годовом исчислении.11
2. Восстановление и развитие индивидуального, и среднего предпринимательства.

Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
малого
3. Запуск делового климата.
o

o
в
МСП уровне
восстановление численности занятых
и индивидуальных предпринимателей на
I квартала 2020 г.;
темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом.
нового инвестиционного цикла и улучшение
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
o рост инвестиций в основной капитал на уровне не

менее 4,5% в годовом исчислении.

4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации.

Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
o опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли информационных технологий и связи в годовом исчислении (выше темпов роста экономики в

целом);
o ежегодный рост численности малых и средних

высокотехнологических компаний на 10% в год.

5. Увеличение экспорта и развитие импортозамещения.

Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
o рост несырьевого неэнергетического экспорта на

уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.

6. Восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
o рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее

2% в годовом исчислении.

7. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.

Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):12
o возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте «Здравоохранение»;

o выполнение субъектами принятых обязательств по снижению долговой нагрузки в соответствии с ранее действовавшими нормами.

Мониторинг показателей достижения цели и решения задач осуществляется на ежемесячной и ежеквартальной основе.Цель Общенационального плана должна быть достигнута в декабре2021 года.

Указанные сроки достижения цели возможны при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.

2.2. Этапы восстановления экономики

Общенациональный план предполагает три этапа реализации.Этап 1. Стадия адаптации: июнь - сентябрь 2020 г.
Цель этапа: не допустить дальнейшего падения доходов

населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях.

Результат этапа: прекращение падения экономики относительно низшей точки II квартала 2020 г. (на конец этапа: квартальное изменение реальных денежных доходов населения, месячное изменение ВВП, индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему периоду со снятой сезонностью).

Этап 2. Стадия восстановления: октябрь 2020 г. - июнь 2021 г.

Цель этапа: обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Результат этапа: восстановительный рост экономики (на конец этапа: снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ненефтегазового ВВП, реальных денежных доходов населения достигли уровня не ниже 100% к 2019 году).
13
Этап 3. Стадия активного роста: июль - декабрь 2021 г.

Цель этапа: обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.

Результат этапа: на конец этапа выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями Общенационального плана.

2.3. Ключевые инициативы

Для достижения цели Общенационального плана и решения задач предусматривается комплекс мероприятий, приведенных в разделах 3-10. Ключевые инициативы структурируют важнейшие мероприятия Общенационального плана. Соответствующие инициативы будут прорабатываться и контролироваться профильными заместителями Председателя Правительства Российской Федерации. Реализация Общенационального плана будет осуществляться в том числе на основе современных гибких методов управления.

Ведущая роль в системе управления реализацией Общенационального плана будет принадлежать Президиуму Правительства Российской Федерации. Работа по ключевым инициативам будет проводиться в соответствии с векторами развития, определенными в национальных проектах, не подменяя их, но конкретизируя критически важные задачи на период восстановления экономики.

Таким образом, на достижение целей Общенационального плана будут одновременно работать и национальные проекты, и ключевые инициативы Общенационального плана. Работа по ключевым инициативам предполагает последовательное создание системы управления, основанной на эффективном использовании данных,интеграцию различных цифровых платформ, созданных разными ведомствами и используемых в разных отраслях, внедрение обязательных правил работы с данными на первичном уровне.

Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса

1. «Социальное казначейство». Создание условий для предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджетов
14
всех уровней без предоставления гражданами документов - на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан, что повысит адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Адресные денежные выплаты с целью поддержки наиболее социально уязвимых групп населения, прежде всего, семей с детьми.

3. Помощь потерявшим работу. Комплекс мер, включающий повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и переквалификации, повышение эффективности работы служб занятости.

4. Рынок труда в цифровую эпоху, включая переход работников на удаленный режим работы, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота.

Поддержка и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства

5. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП, в том числе реализация кредитной программы для организаций наиболее пострадавших отраслей - льготные кредиты под 2% со списанием кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г.

6. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП. Плавный по величине налоговой нагрузки переход с упрощенной системы налогообложенияна иные налоговые режимы, включая установление «переходного» налогового режима и проведение информационно-разъяснительной кампании по условиям, возможностям и преимуществам такого перехода.

7. Создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»), включая получение всех мер поддержки, уплату налогов, информационную поддержку, содействие в получении кредита.

8. Переход к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности в интересах предпринимателейс соблюдением требований по обеспечению безопасности и благополучия граждан.
15
Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде.

Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата

9. Создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, частных, государственных, частно-государственных, на федеральном и региональном уровнях, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений.

10. Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов.

11. Улучшение делового климата: поэтапное улучшение делового климата, включая совершенствование института банкротства и корпоративного права.

12. «Новый ритм строительства»: ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства.

13. Цифровизация строительной отрасли: создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла.

14. Создание программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов,являющихся центрами экономического роста.

15. Реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры, обладающих существенными мультипликативными эффектами в связанных отраслях, что станет одним из драйверов роста экономики.

Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации

16. «Государство как цифровая платформа»: переход на проактивное и комплексное оказание государственных услуг в
16
цифровом виде без необходимости очного посещения органов государственной власти и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн-идентификации граждан и обеспечение юридической значимости совершаемых ими действий в цифровых каналах взаимодействия.

17. Цифровизация здравоохранения: переход на электронное взаимодействие медицинских организаций между собой и с пациентом, внедрение вертикально-интегрированных медицинских информационных систем по профилям заболеваний для оптимальной маршрутизации пациентов, создание единой базы медицинских документов, изображений и результатов инструментальных исследований для реализации систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

18. «Цифровая образовательная среда»: создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

19. Система ускоренного развития и поддержка технологических компаний: создание механизма акселерации инновационных технологических компаний, в том числе путем обеспечения «бесшовной» интеграции мер поддержки со стороны институтов развития, а также масштабирование государственных мер поддержки.

20. Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта: создание условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, включая подготовку наборов данных, нормативные условия для экспериментов, исследования и разработки новых алгоритмов, кадровое и ресурсное обеспечение.

21. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности: создание современной компонентной базы, электронной аппаратуры, средств производства, развитие производственной инфраструктуры и кадровое обеспечение отрасли.
17
Увеличение экспорта и поддержка импортозамещения

22. Ускорение импортозамещения компонентов стратегического назначения, в том числе на основе диверсификации оборонно-промышленного комплекса.

23. Создание комплексной системы поддержки экспортеров на принципах «одного окна»: ускорение выхода на новые перспективные мировые рынки.

Меры, направленные на восстановление и развитие пострадавших отраслей

24. Поддержка системообразующих предприятий в форме льготных кредитов на пополнение оборотных средств.

25. «Умная реабилитация»: комплекс мер для поддержки и развития наиболее пострадавших отраслей промышленности, транспорта, сферы услуг.

26. Продовольствие для России и мира:развитие и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса.

27. Туризм и индустрия гостеприимства: ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма для повышения привлекательности и качества отдыха в России.

Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам

28. Здравоохранение, устойчивое к эпидемиологическим угрозам: модернизация инфекционной службы, включая внедрение современной логистики и маршрутизации движения пациентов, развитие лабораторной службы, амбулаторно-поликлинических и стационарных инфекционных учреждений и подразделений.

29. Создание эффективной системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию.

30. Создание системы доступного здравоохранения,повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, создание резерва лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
18
3. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса

Ключевые инициативы
НАЗВАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Адресные денежные выплаты «Социальное казначейство»

Помощь потерявшим работу

Рынок труда в цифровую эпоху
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Осуществление социальных выплат наиболее уязвимым группам населения, прежде всего, семьям с детьми

Создание условий для предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней без предоставления гражданами документов - на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан, что повысит адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Комплекс мер, включающий повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и переквалификации, повышение эффективности работы служб занятости

Нормативное правовое обеспечение удаленного режима работы, в том числе комбинированного, включающего удаленную работу и работу на рабочем месте, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота

3.1. Адресные денежные выплаты

Выплаты в апреле – июне 2020 г. на каждого ребенка в возрасте до трех лет в размере 5 000 рублей
Единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка с трех лет до наступления 16-летнего возраста
Единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка до наступления 16-летнего возраста
Повышение в два раза минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет
Ежемесячные выплаты нуждающимся семьям на детей в возрасте от 3 до 7 лет в размере 50% величины прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации (расчет выплаты осуществлен за период начиная с 1 января 2020 г.)
Применение с 1 января 2021 года нового подхода при расчете нуждаемости семей в ежемесячной выплате на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно:

увеличение с 1 января 2021 г. размера ежемесячной выплаты до 100% величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации за IIквартал года, предшествующего году обращения за ее назначением, если размер среднедушевого дохода семьи с учетом ежемесячной выплаты, установленной в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, не превышает

НАЧАЛО

Апрель2020 г.

1 июня2020 г.

1 июля2020 г.

1 июня2020 г.

1 июня2020 г.

Январь 2021 г.

ОКОНЧАНИЕ

1 октября2020 г.

1 октября2020 г.

1 октября2020 г.

Бессрочно Бессрочно

Бессрочно
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

Минтруд России Минтруд России

Минтруд России Минтруд России

Минтруд России

 

Опубликовано: Администратор № 1

Прикрепленные документы 1

Общенациональный план10_2020
PDF, 1 MБ, 6 янв. 2021 г.

Комментарии 0