Загрузка данных

Почем покупается Родина...?

  • 23 ноября 2020 г.
  • 0

Минэкономразвития представило законопроект, который позволяет иностранцам получать вид на жительство в России в обмен на вложения в российскую экономику. Идея продавать (назовем вещи своими именами) вид на жительство в России за инвестиции в сравнительно скромную сумму от 10 до 30 миллионов рублей понятна. Только один вопрос к ее авторам: может быть, сначала сделать так, чтобы российские государственные миллиардеры инвестировали в собственную экономику? Или чтобы разнообразные подполковники не складировали тонны наличных в элитных квартирах вместо того, чтобы вкладывать их *в бизнес*. Так сказать, доказали бы привлекательность инвестиций в РФ личным примером.

Волшебные ключи

На самом деле мысль о раздаче ВНЖ тем, кто готов *инвестировать в Россию* пару сотен тысяч евро, лежит в том же ряду волшебных ключиков от экономического роста, поисками которых с момента своего создания занимается Министерство экономического развития. Это вообще очень характерно для российского начальственного сознания: как бы найти (или даже купить, или сделать) какую-нибудь чудотворную вещь, позволяющую решить проблемы одним махом.

В том, как чиновники Минэкономразвития составляют рецепты экономического роста, есть что-то глубоко трогательное вот так же мило выглядит девочка, мечтающая о карьере модели, когда встает на мамины каблуки и пробует пройтись перед зеркалом.

Хороший пример такого подхода многолетняя возня российского начальства с рейтингом Doing Business, который публиковал Всемирный банк. Было время, этот рейтинг всем очень нравился из-за своей наглядности и универсальности. Берем главный деловой центр страны, смотрим тексты правил и законов, регулирующих открытие нового бизнеса, опрашиваем экспертов. И смотрим: где сроки выдачи разрешений короче, процедуры оформления документов проще, а налоги платить можно так же легко, как оплачивать мобильный телефон, там бизнесу и жить легче.

И правда, в рейтинге Doing Business Россия действительно поднялась со сто двадцатого места на двадцать восьмое всего за восемь лет. Но, как ни парадоксально, это оказались годы, когда экономический рост в стране, скажем так, остановился, а доходы граждан заметно снизились.

Вот ведь делали все *как у больших*: и снижали сроки регистрации учредительных документов, и ускоряли получение разрешений на строительство, и сделали так, что налоги платятся *в один клик*, и получали высокие оценки экспертов, а экономического роста так и не получилось. Еще до всякого карантина количество предприятий, попадающих под определение *малых и средних*, ежегодно сокращалось на 6 ;7%, вряд ли по итогам 2020 года будет лучше. А сейчас и сам Всемирный банк охладел к своему рейтингу, в августе этого года приостановив публикацию Doing Business из-за возможных нарушений при его составлении.

Ну а что не так, скажут экономисты? Само по себе снижение административных барьеров для открытия *малого предприятия* в столице дело похвальное, но это еще не гарантия экономического подъема.

Да, такие многолетние лидеры Doing Business, как Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, демонстрируют высокие темпы роста экономики. Но одновременно в Рейтинге экономической свободы, рассчитываемом Heritage Foundation (он определяет *степень невмешательства* властей в бизнес-процессы) те же Сингапур, Гонконг и Новая Зеландия занимают три первых места, а вот Россия находится на 94-м (между Гондурасом и Доминиканской Республикой). И в Рейтинге некоррумпированных стран Новая Зеландия, к примеру, находится на 2-м месте, а Россия на 137-м, между той же Доминиканой и Новой Гвинеей.

Равнение на Африку

Вообще, увлечение начальства *малым бизнесом* объяснимо: регулировать его приятно как с котенком играть, совсем не то, что дразнить тигров-олигархов. Тем более малый бизнес радостно отзывается на начальственную заботу и всегда готов показать и нарядные вывески микрокофеен, и креативные страницы в соцсетях, и участниц различных *форумов поддержки*.

Но сам по себе малый бизнес сомнительный драйвер экономического роста. Мировые лидеры по доле вклада всякого микробизнеса в ВВП и проценту *самозанятых* в трудоспособном населении это вовсе не США и не страны Евросоюза, а сырьевые сверхдержавы субэкваториальной Африки вроде Уганды и Мозамбика. Там, где за пределами корпораций, качающих ресурсы на экспорт, почти каждый человек самозанятый микропредприниматель.

Кстати, среди комментаторов идеи Минэкономразвития о *привлечении инвестиций* мало кто обратил внимание на требование к претендентам на ВНЖ в смысле *создания рабочих мест*. Чтобы получить заветную бумагу, надо вложить 15 млн рублей в *российский бизнес* и трудоустроить по крайней мере 25 человек. Или открыть ИП, вложив в дело 10 млн и приняв на работу 10 россиян. Начальство вообще-то в курсе, что высокопроизводительное рабочее место (такое, на котором производится продукция на сто тысяч долларов в год) *стоит* минимум от ста до двухсот тысяч долларов?

А *по-хорошему* рабочее место на современном заводе *стоит* миллион долларов. Так что за десять миллионов рублей инвестиций можно создать только что-то очень маленькое и достаточно простое ну такое, чтобы по-быстрому трудоустроить россиян, потерявших работу.

Может быть, в этом и заключается тайная мысль Минэкономразвития, кто знает?

Впрочем, не исключено, что Минэкономразвития действительно рассчитывает на африканских инвесторов: самые лояльные комментаторы министерской инициативы отмечали, что имея 200 ;300 тысяч евро свободных денег можно обзавестись видом на жительство в самом Евросоюзе в Россию на указанных условиях скорее всего приедут такие инвесторы, которых в Европу по каким-то причинам не пустят.

И ведь нельзя сказать, чтобы российская экономика так уж нуждалась в *привозных* деньгах. На счетах у россиян скопилось до 30 триллионов рублей, на счетах предприятий не меньше. Прибавим к этому то, что спрятано *наличными под рукой на черный день*, получится почти триллион долларов. А если учесть деньги, эвакуированные *на Запад* российским начальством, еще плюс триллион долларов (правда, эти деньги вряд ли вернутся в Россию). В текущем году, по оценке ЦБ РФ, вывоз капитала из России превысит 50 миллиардов долларов (уже вывезли более сорока). Понятно, не все эти деньги могли бы пойти *на инвестиции*, но все-таки...;

Чтобы компенсировать 10 миллиардов долларов, *вывезенных* из РФ, надо привлечь 50 000 *инвесторов* по 200 тысяч евро. Может быть, проще сделать так, чтобы инвестировать *в Россию* захотели сами россияне, ведь Минэкономразвития, по идее, и должен этим заниматься? Но в Минэке сидят честные чиновники, которые понимают, что проще, видимо, будет продать российский ВНЖ африканцам.

P.S. Согласно законопроекту, для получения российского ВНЖ можно будет и не вкладываться *в бизнес*, а просто обзавестись недвижимостью стоимостью 30 млн рублей. Сайты по недвижимости подсказывают, что примерно по этой цене предлагается полсотни квартир в Москве и около сорока в Санкт-Петербурге. Да пусть бы их было и больше все равно маловато для привлечения инвесторов, вам не кажется?

Дмитрий Прокофьев

Опубликовано: Администратор ЮСИ

Комментарии 0