Предложение комитета по строительству Опоры России

  • 19 марта 2020 г.
  • 221
  • 0

 

Рекомендации по теме признания результатов распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Угроза распространения коронавирусной инфекции COVID-2019 (далее – Вирус) оказала и продолжает оказывать значительное влияние на различные отрасли экономики во всем мире, в том числе в России.  Распространение Вируса неминуемо отражается и на строительной отрасли -   стратегическом направлении социально-экономического развития страны.  Очевидно, что если предпринимаемые в России превентивные меры по борьбе с Вирусом не окажутся достаточно эффективными, то его дальнейшее распространение будет носить чрезвычайный характер, что потребует еще более активных мер со стороны государства.  Текущая ситуация уже сейчас заставляет рассмотреть вопрос последствий распространения Вируса и их квалификации в качестве обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

В связи с этим предлагается следующее возможное нормативное регулирование в случае дальнейшего распространения Вируса (далее по тексту приведено обоснование указанных предложений).

С учетом описанного ниже действующего на настоящий момент регулирования полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также существующих правовых актов в сферах обеспечения безопасности населения, чрезвычайных ситуаций, контроля за деятельностью предприятий, полагаем возможным применение следующего регулирования.

Роспотребнадзор :

Приказ, устанавливающий меры по контролю за эпидемиологическим состоянием, а также регламент, выдачи предписаний о приостановлении деятельности предприятий, среди сотрудников которых выявлены случаи заражения Вирусом.
Постановление, регулирующее вопросы контроля и ограничения деятельности объектов массового скопления людей.
Приказ, утверждающий национальный стандарт, устанавливающий требования к биологической и химической безопасности деятельности объектов в условиях распространения Вируса (на данный момент уже приняты постановления Главного санитарного врача, в том числе по вопросу введения карантина, а также изданы письма и рекомендации).

Минстрой РФ:

Приказ, содержащий обязанность и порядок ограничения деятельности по строительству объектов капитального строительства в связи с выявлением случая заражения Вирусом.

Правительство Москвы:

Поставновление уставливающее право работодателей на самостоятельное ограничение деятельности предприятий, включая временное прекращение деятельности.

Департамент здравоохранения Правительства Москвы:

Приказ в отношении медицинских организаций, который будет содержать обязанность медицинских организаций информировать Департамент, а также Роспотребнадзор о выявленных случаях заражения Вирусом.
Во всех вышеуказанных вариантах предлагается: без прямой квалификации сложившейся ситуации в качестве обстоятельства непреодолимой силы, тем не менее, констатировать, что меры, указанные в нормативных правовых актах, носят чрезвычайный характер в связи с непредвиденностью и непредотвратимостью пандемии Вируса.

Итоги и предложения:

В краткосрочной перспективе наиболее эффективным направлением является проработка возможного акта Минстроя РФ в отношении застройщиков (заказчиков, подрядчиков), так как Минстрой РФ обладает полномочиями по регулированию деятельности указанных категорий лиц, связанной с объектами капитального строительства, а также Правительства Москвы в отношении предприятий, так как, во-первых, Роспотребнадзором уже утверждены стандарты, позволяющие установить критерии признания лиц, несущих опасность распространения Вируса, во-вторых, Правительство Москвы обладает полномочиями по разработке и реализации политики в области здравоохранения.

При принятии таких нормативных актов работодателям может быть обеспечена возможность самостоятельно оперативно принимать меры по ограничению деятельности в условиях существования чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств вплоть до временного прекращения деятельности предприятий. При этом принятие таких мер как обеспечивает безопасность населения в условиях ограниченности ресурсов и возможности реагирования Роспотребнадзора, так и обеспечивает интересы предпринимателей, в случаях когда невозможность допуска сотрудников приведет к вынужденному приостановлению деятельности.

Наличие же актов Роспотребнадзора, ограничивающих (приостанавливающих) деятельность в отношении предприятий, может быть в дальнейшем положено в основу доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы. Вместе с тем за отсутствием норм, устанавливающих обязательную диспансеризацию заразившихся Вирусом лиц, а также обязанность предприятий сообщать о случаях выявления заражения Вирусом сотрудников, регулирование вопроса ограничения деятельности предприятий не является исчерпывающим, что может стать препятствием при доказывании в возможном судебном процессе наличия обстоятельств непреодолимой силы. Однако Роспотребнадзором уже принят ряд нормативных актов и рекомендаций, которые содержат положения, соблюдение которых является крайне целесообразным в перспективе возможных судебных процессов, в рамках которых будет необходимо доказывание наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Дополнительно на федеральном уровне также предлагается инициировать вопрос о введении по решению Правительства РФ моратория на исполнение предприятиями строительного комплекса по отдельным видам гражданскоправовых обязательств, оказывающих существенное влияние на стабильность их работы, как одной из мер предупреждения банкротства - оздоровления их финансово-хозяйственной деятельности во время действия мер административно-социальной защиты (период санации), а также на период после отмены данных мер для восстановления нормального режима их функционирования (реабилитационный период).  В указанных целях также предлагается рассмотреть вопрос об утверждении порядка списания возникшей в соответствующие периоды кредиторской (дебиторской) задолженности предприятий, например, по штрафам, пеням, неустойкам, процентам, включая минимизацию налоговых последствий таких списаний для всех участников соответствующих гражданско-правовых отношений.

На региональном уровне предлагается утвердить порядок признания и удостоверения компетентными органами государственной власти соответствующих территорий, в т.ч. по согласованию с органами государственного строительного и/или санитарного надзора, факта наличия вышеуказанных особых обстоятельств по запросу заинтересованного лица для целей урегулирования вопросов ответственности за просрочку или невозможность исполнения гражданско-правовых обязательств. Указанный порядок также может быть использован органами государственной власти для принятия в отношении предприятий, оказывавшихся в кризисной ситуации, решений о предоставлении льгот по уплате налогов, по внесению арендной платы за использование публичных земель и иного имущества, по предоставлению государственных гарантий для привлечения дополнительного финансирования либо по выделению государственных субсидий на цели санации и реабилитации.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин



Комментарии 0

Наверх
Вниз