Загрузка данных
Публикация

Важнейшая задача реформы госуправления - создание платформенного государства

  • 17 апреля 2017 г.
  • 1752
  • 0

Фото: csr.ru . Апрельская международная научная конференции ВШЭ

Руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук на Апрельской конференции ВШЭ представила доклад, посвященный реформе государственного управления. По словам эксперта ЦСР, одной из важнейших задач в рамках этой реформы станет создание платформенного государства. Речь идёт о формировании единой национальной платформы для предоставления самых разных сервисов и услуг различным пользователям: федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) и государственным служащим, бизнесу и людям.

Одним из важных элементов этой системы должно стать создание условий для межмашинного взаимодействия, которые позволяют машинам и программам быстро обрабатывать большой объем данных и обмениваться ими между собой.

«Государство должно стать открытым, прежде всего, для самого себя, потому что когда государственные органы имеют 393 информационные системы, не все из которых могут между собой соотноситься, то данные ведомств не могут быть открыты друг другу. Это порождает параллельную работу по сбору большого объема информации и отчетности ведомственными и подведомственными организациями, причем, еще и параллельно с Росстатом. В итоге мы имеем архаичную систему, которая тормозит развитие страны», — пояснила Шклярук.

По ее словам, правительство должно быть нацелено на открытие большого массива данных, должно быть развитие технологий работы с данными – пока что в стране это направление развивается в коммерческом секторе. Платформа должна предоставить возможность независимым поставщикам (негосударственным органам) расширять возможности взаимодействия граждан с государством и получения ими услуг, где часть услуг являются государственными, а часть – негосударственными.

«Это влечет за собой перестройку, в том числе, организационной культуры. Каждый чиновник должен по сути чувствовать себя пользователем одних процессов, которые к нему поступают, и быть поставщиком части своих процессов, следующим пользователям», — указывает руководитель направления «Институты и общество».

Это приведет к смене модели всего государственного управления. Перенос процессов, части государственных услуг на платформу позволит сократить количество госслужащих. Но в ЦСР не видят в этом негатива – это позволит высвободить ресурсы государства на продуктивную деятельность, подчеркнула Шклярук. В данный момент экспертами разрабатывается программа переобучения госслужащих, развития у них компетенций, востребованных в системе госуправления и на рынке труда – таким образом, они смогут получить новую работу.

«Основной переворот нам придется сделать в выстраивании работы федеральных органов исполнительной власти. Перед ними будут ставиться цели, конкретный результат, и нужно максимально использовать внешние индикаторы успешности действий. Сейчас все наоборот, есть функционал министерства, есть результат, который зачастую представляется в виде формальных отчетов, а на цели никто внимания не обращает», — говорит Мария Шклярук.

Соответственно, управление должно перейти к тому, чтобы цель стала важнее функций, нужна ориентация на конечного потребителя, нужна кадровая реформа («кто» это делает, будет важнее того, «как» это делается). Для принятия новых управленческих решений в каждодневных ситуациях, в предоставлении услуг гражданам, очень важно менять культуру принятия решений, подчеркивает представитель ЦСР.

Казалось бы, сегодня государство предлагает сервис госуслуг для решения простых «жизненных ситуаций», но эти услуги гражданину зачастую и не нужны, их создало само государство, чтобы гражданину было удобней узнать о задолженности, оплатить штраф, получить справку. Но если мы говорим о государстве как платформе, то в этом случае речь идет о комплексе ситуаций, в которых оказывается человек ежедневно на протяжении всей жизни. В них задействовано не только государство, но и другие люди, бизнес и даже другие государства, если, например, речь идет об экспорте.

И эти жизненные ситуации могут быть самыми разнообразными: покупка жилья, покупка машины, открытие бизнеса в соответствии со всеми требованиями надзорно-контрольных органов, заключение инвестиционного соглашения, покупка основных средств юрлица и т.д. Уже сейчас глобальные платформы пытаются разработать приложения, которые позволяют в одно касание на экране телефона решать любую свою задачу, и скорость решения этих задач стремительно меняется.

«Нам нужно встроиться в этот процесс», — говорит Мария Шклярук. Ряд стран за последние годы активно развивали подобные проекты. И теперь, чтобы догнать их, России нужно перепрыгнуть сразу через несколько ступеней формирования «цифровой зрелости» государства.

«Согласно сравнительному анализу положения России и передовых стран, сейчас мы находимся где-то между этапами создания «электронного» и «открытого» правительства. А нам надо проскочить этапы «правительства данных» и «цифрового правительства» и сразу начать создавать «умное правительство», — предупреждает Шклярук. В противном случае Россия все время будет находиться в положении догоняющего.

Но основной риск состоит в том, что если государство не успеет адаптироваться под новые запросы общества, то большую часть функций государственного управления на себя возьмут частные платформы. Примеры тому есть – китайская «Алибаба» уже предложила своему правительству взять на себя часть функций таможни. Придется ли нашей стране столкнуться с такими вызовами?

Опубликовано: Марина Буторина

1752

Комментарии 0