Загрузка данных
Публикация

Выступление первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова на первом заседании Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции

  • 18 марта 2020 г.
  • 0

- Россия находится в достаточно специфическом положении по сравнению с другими странами, поскольку мы испытываем двойной удар. Шок от снижения мировых цен на нефть примерно с 65 долларов ещё в начале года до 35 долларов за баррель; на нас влияет нестабильность мировых финансовых рынков, в том числе рынков европейских как нашего крупнейшего в целом торгового партнёра; и на нас влияет также сокращение ряда традиционных рынков сбыта – это касается и Китая, и Европы. Это всё в дополнение к тем объективным последствиям ограничительных мер, которые вводятся в нашей стране так же, как и в других странах.

Мы долго анализировали механизмы, которые могли бы в этих условиях применять, и пришли к выводу, что те механизмы, которые применяют ведущие страны мира, а именно по накачке спроса, для нас сегодня применять рискованно, поскольку рынки пока не стабилизированы, и мы можем получить вместо стабилизации обратный девальвационный эффект, резкое ослабление курса рубля, прежде всего с негативными социальными последствиями. Поэтому акцент в плане первоочередных мер, который разработан, сделан на поддержку прежде всего уязвимых секторов и в первую очередь на поддержку населения.

Этот план включает в себя 47 первоочередных мероприятий, из которых 35 носят сверхоперативный характер, они должны быть реализованы уже в течение ближайших 10 дней.

План состоит из четырёх основных разделов. Первый раздел связан с поддержкой населения и обеспечением гарантированного снабжения населения товарами первой необходимости. Подчеркну слово «гарантированное». Он включает прежде всего установление порядка оплаты больничных листов лицам, находящимся на карантине, с тем чтобы люди, которые оказались в условиях карантина, не остались без денег, без доходов. Он включает целый ряд мер поддержки торговли, как малых торговых предприятий, так и крупных торговых сетей, по созданию достаточных запасов товаров первой необходимости для обеспечения бесперебойного товарооборота. Это меры как финансовые, связанные с облегчением кредитования, так и административные, в том числе достаточно беспрецедентные. Мы планируем ввести, например, в течение определённого времени – месяца пока – «зелёный коридор» на таможне, для того чтобы товары могли практически без досмотра (предметы первой необходимости) поступать на полки магазинов.

Вторая группа мер – это меры, связанные с поддержкой тех отраслей экономики, которые оказались в зоне риска. Прежде всего это авиационные перевозки, туризм, это в известной мере строительство, поскольку там занято большое количество иностранных рабочих, это, безусловно, сфера отдыха, развлечений и так далее, ряд других мер.

Кроме прямого субсидирования убытков, к которому мы приступаем по отработанным методикам уже с конца марта, также предусмотрены (хочу обратить на это особое внимание) меры, связанные с недопущением свёртывания открытых кредитных линий банков. Потому что у нас уже есть примеры, когда банки пытаются, используя сложное положение отдельных компаний в этих

отраслях, сокращать кредитные линии. Это абсолютно недопустимо. Вместе с Центральным банком мы договорились о действиях, которые будут здесь реализованы.

Третья группа мер – это меры, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Здесь тоже предусмотрено достаточно большое количество и административных, и финансовых мероприятий, начиная от моратория на проведение проверок, за исключением случаев, когда возникает риск для жизни и здоровья наших граждан. Это меры по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к льготным кредитам. Это предоставление или стимулирование банков в предоставлении отсрочки по уплате процентов и прямое субсидирование процентных ставок в размере 0,5% рыночной ставки. Это отсрочки арендных платежей в том случае, если аренда осуществляется в части государственного или муниципального имущества. Это снижение требования к обеспечению контрактов малого и среднего предпринимательства при госзакупках и ряд других мер.

Наконец, четвёртая группа мер – это общесистемные меры. Прежде всего они связаны с формированием перечня системообразующих предприятий. Мы такой перечень разрабатывали в 2008–2009 годах во время кризиса и в 2014 году. Сейчас кризиса нет, но перечень такой мы сочли необходимым разработать и обновить.

Эти предприятия будут находиться под особым контролем. Создана специальная комиссия, куда в случае необходимости компании смогут обратиться и получить оперативно поддержку в части реструктуризации кредитов, задолженности, если такая необходимость возникает в связи с распространением коронавируса, либо даже с прямым субсидированием.

Это введение так называемого форс-мажора по госзакупкам и по некоторым видам возврата валютной выручки в тех случаях, когда импортёры, закупающие за рубежом российские товары, не имеют возможности оперативно заплатить российским компаниям. И это формирование необходимого финансового резерва для покрытия тех мер, которые мы сейчас предусмотрели.

Мы исходим из того, что пока суммы, примерно в 300 млрд рублей, может хватить, плюс ещё некоторый гарантийный фонд, но, безусловно, в случае необходимости бюджет обладает всеми возможностями эту сумму превысить.

Опубликовано: Игорь Свинков

Комментарии 0