Устойчивое развитие сельских территорий России

29 января 2019 г.· 141 · 0 ·

  ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОД «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСОВЕТ»
В
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
1.1.        Миссия Национального проекта «Развитие сельских территорий» (далее– Проект) состоит в создании комфортных условий проживания граждан России в сельских территориях и территориях малых городов.
1.2.        Стратегическая цель Проекта – «Эффективное и устойчивое развитие сельских территорий и территорий малых городов Российской Федерации как основы территориально-экономического пространства страны».
1.3.        Тактическими целями Проекта являются:
I.              Организация и развитие многопрофильной, самодостаточной локальной экономики.
II.            Усиление работы органов местного самоуправления.
III.          Экосистема эффективного сельского человека: образование, здравоохранение, цифровизация, банк развития и кооперации.
1.4.        Экономический эффект от внедрения вносимых предложений:
-      возврат вложенных средств в государственный федеральный бюджет через систему налогообложения составит 800 млрд. руб. в год;
-      возврат вложенных средств с акцизов с ГСМ на сумму до 170 млрд. руб. в год за счёт освоения 36 млн. га пахотных земель, выпавших из сельскохозяйственного оборота;
-      возврат вложенных средств с введённых в эксплуатацию объектов недвижимости до 50 млрд. руб. в год;
-      НДФЛ, соц. взносы и НДС с рабочих мест, созданных в сельскохозяйственном секторе (1 млн. чел.) на сумму до 190 млрд. в год;
-      НДФЛ, соц. взносы и НДС, с рабочих мест в машиностроении (1 млн. чел.) на сумму до 300 млрд.руб. в год;
-      НДФЛ, соц. взносы и НДС, с рабочих мест горно-металлургической отрасли (1 млн. чел.) на сумму до 400 млрд. руб. в год;
-      НДФЛ, соц. взносы и НДС, с рабочих мест в строительной отрасли (1 млн. чел.) на сумму до 250 млрд.руб. в год;
-      прочие налоги промышленности (транспортный, налог на прибыль и др.) на сумму до 400 млрд. руб. в год.
 
Итого за 5 лет осуществления Проекта экономический эффект составит 5,76 трлн. руб.
Дополнительно: предлагаемые изменения в муниципальном бюджетировании влекут уменьшение в течение 5 лет дотаций и субсидий на содержание муниципальных образований до 50% от существующих.
1.5.        Институции управления Проектом:
а) «сверху» – Институт развития сельских территорий и Агентство развития сельских территорий – Надведомственные структуры, при заместителе Председателя Правительства РФ, либо Администрации Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, территориальные министерства, земельные комиссии, Банк развития и кооперации, органы местного самоуправления;
б) «снизу» – народные активисты и инициативные граждане, входящие в экспертный совет ОД Федеральный сельсовет в следующих формах участия: соотносимые с Проектом пилотные проекты ОД Федеральный сельсовет, земельные комиссии, экспертно-аналитическая работа в рамках деятельности Агентства развития сельских территорий и Института развития сельских территорий.
1.6.        Институции регулирования и контроля Проекта:
а) Агентство развития сельских территорий - для помощи в формировании местной экономики в территориях, максимального использования потенциала устойчивого развития сельских территорий и территорий малых городов и возможностей государства, организации взаимодействия всех участников процесса, содействие в подготовке и сопровождение территориальных проектов развития до выхода их на самоокупаемость, а так же для учета и контроля средств господдержки, выделенных для реализации Проекта и обратной связи с органами управления земельными ресурсами на местах – от жителей и органов местного самоуправления до федеральных министерств и ведомств;
б) Институт развития сельских территорий - для систематизации проработанных данных в территориях, внесения дополнений и изменений в существующие программы развития, формирования предложений по созданию новых программ развития, а также научной оценки предложений и изменений;
1.7.        Предложения ОД «Федеральный Сельсовет» основаны на Перечне поручений Президента РФ, по итогам заседания Госсовета и Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 06 мая 2014 года и поставленной задачи Президентом в Указе от 7 мая 2018 года «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
Данные предложения сформированы ОД «Федеральный Сельсовет» совместно с Благотворительным Фондом «Спасти Село», Центром Стратегических Разработок, РАНХиГС, а также с привлечением профессионального сообщества, имеющего практический и научный опыт в вопросах кооперации, предпринимательства, в изучении лучших практик развития сельских территорий и малых городов РФ и сформулированы в основных принципах развития сельских территорий и малых городов РФ и программе «Генеральный план пятилетки укоренения народа на земле», которые предлагаем учесть при реализации Проекта.
ОД «Федеральный Сельсовет» поддерживает разработанные Центром Стратегических Разработок«Основные направления земельной политики государства до 2035 года», определившую ее цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации и считает необходимым подготовить и внести в Госдуму РФ проект закона по данному вопросу.
1.8.         Общественное движение «Федеральный Сельсовет» выражает готовность:
-       принять участие в создании Института и Агентства развития сельских территорий, подобрать, подготовить и предоставить квалифицированные кадры для работы;
-       выступать общественной экспертно-аналитической площадкой на протяжении всего времени реализации Проекта;
-       провести работу по выявлению активных граждан, готовых к организации кооперативных форм хозяйствования и помощи в обретении необходимых навыков;
-       в связи с уже достигнутым опытом проведения специализированных мероприятий и имеющейся сетью региональных отделений создать на базе ОД «Федеральный Сельсовет»  Федеральный научно-практический Центр лучших практик кооперации для опытного выявления, научных разработок и практического внедрения наиболее эффективных образцов кооперативной экономики и кооперативного образования, а также для улучшения существующей модели государственного управления развитием сельских территорий и территорий малых городов РФ в рамках Проекта;
-       для улучшения координации и межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти обеспечить на базе Федерального научно-практического Централучших практик кооперации правовое и консультационное сопровождение реализации перекликающихся с Проектом программ развития сельских территорий и малых городов РФ, в том числе кооперативных проектов;
-       оказывать содействие муниципалитетам в реализации Федерального закона №172 «О стратегическом планировании», формируя муниципальные и региональные точки роста местной экономики.
 
II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА
 
2.1. В сельской местности и малых городах России проживает 66 млн. человек – в основной массе это бедные и очень бедные жители. Тотальная безработица, финансовая безысходность и нередко нищета, моральное отчаяние провоцируют их на миграцию в большие города. Многие жители деревень, сел и малых городовобречены на недостойноеих важной роли и потенциаласуществование. Демографическая ситуация на селе ухудшается из года в год, а количество сельских населенных пунктов, по прогнозам, к 2030 году может уменьшиться на несколько десятков тысяч. В 17 тыс. населённых пунктов России отсутствуют производства, причем в 12 тыс. сёл и деревень нет ни одного рабочего места. Есть дорога, электричество, жильё, люди, но производства нет.
Сельские территории были всегда основой здоровой демографии страны. За счёт миграции в города на протяжении всей истории происходило генетическое оздоровление городского населения. При ухудшении условий жизни на селе и сопутствующем распространении в сельской местности алкоголизма и других пороков, следствиями которых является биологическая и культурная деградация людей, миграция населения в города перестаёт оказывать оздоравливающее воздействие на городское население.
2.2. Равномерная заселённость жителей по всей территории страны считается стратегическим геополитическим её преимуществом, влияющим на национальную безопасность.
Обезлюдению сельских территорий России способствует ликвидации производственной деятельности – основы благополучия каждого общества. Мы считаем, сегодня в России разыгрывается аграрная трагедия: по данным Росстата, за последние 10 лет количество фермерских хозяйств в стране сократилось на 40%, и этот процесс продолжается. Сократилась также доля личных подсобных хозяйств.
Это происходит, в основном, из-за массовой и искусственной ликвидации малых хозяйств в противовес росту и поддержке агрохолдингов. Можно сказать, что с государственной помощью идет формирование раздвоенной структуры аграрного сектора страны: с одной стороны, крупные и гигантские агрохолдинги, с другой –  небольшие фермерские хозяйства. Однако в этом тандеме фермеры поставлены на грань выживания, а базовыми игроками аграрного рынка в России являются крупные производители, поэтому большая часть государственной помощи достается именно им.
2.3. Поворотным событием изменения аграрной политики должны были стать поручения Президента РФ от 06 мая 2014 года, где главный упор делался на сохранение и умножение российского народа, на подъём сельскохозяйственного производства через различные формы сельской кооперации, поддержку местных инициатив, становление местного самоуправления и развития человеческого потенциала.
Однако на практике мы видим обратное действие, а именно: Правительство РФ досрочно прекратило реализацию программы «Устойчивое развитие сельских территорий», которая была создана по итогам поручений Президента России. Осуществление задач программы «Устойчивое развитие сельских территорий» было поручено Минсельхозу РФ, но де-факто в ее реализации участвуют ещё 11 министерств и ведомств, полноценной координации межведомственного взаимодействия между которыми добиться не удалось.Ее отсутствие повлекло последующую невозможность достижения единствапоказателей и общего результата в реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий».
Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика на селе и в малых городах Россиибез активного участия всего сельского населения и придания особой роли местным, локальным, сообществамневозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает теконкретные черты и характер, которые необходимы для достижения реального конкурентного прорыва экономики.
В системе социально-ориентированной рыночной экономики, человек является главным приоритетом в системе ценностей. Государственная политика, в связи с этим, должна быть направлена на развитие и совершенствование секторов и сегментовэкономики, которые способствуют созданию условий для эффективной трудовой деятельности и совершенствования личности. Особо важным условием жизнедеятельности населения страны является развитие социальной сферы. При этом появление новых ценностей, формирующих высокий жизненный уровень, составляют основу улучшения и повышениякачества жизни человека.
Социальная сфера как особый объект управления оказалась наиболее уязвленной в долгих и глубоких дегрессивных процессах 20-летних реформ российской экономики. Начав в 1990-х гг. и по сей деньотстаивая свои интересы в условиях потребительского рынка, когда из государственного и региональных бюджетов субсидируются и потребитель и производитель социальных услуг, функциональные комплексы, как правило, статически реагируют на изменения во внешней и внутренней среде, а потому не способны насытить даже базовыепотребности. 
Используемые в настоящее время подходы, принципы и механизмы управления социальной сферой, а также экономической сферы, как правило, основываютсяна ранеенакопленном опыте, что составляет их слабую адаптацию к современным вызовам IYПромышленной революции, требованиям мирового рынка, но главное – не соответствуют революционным требованиям рывка российской экономикипо нескольким направлениям, которые обозначены рядом национальных стратегических документов, принятых в 2015-2017 гг.
В целом системыуправления социальной сферой и сферой экономики, а также отчасти духовной сферойне позволяют обеспечить нормальные условия жизнедеятельности человека и, соответственно, высокое качество жизни населения. 
Таким образом, проблема совершенствования механизмов, инструментов, также принципов и целевых установок управления в свете решения глобальной задачи – повышение качества жизни –должна решаться на основе разработки новых моделей управления, позволяющих сформировать оптимальные взаимосвязи и взаимодействия социальной, экономической и духовной сфер деятельности общества. 
 
III. СОСТОЯНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей реального сектора экономики, показывающей устойчивый рост даже в условиях кризиса: валовой сбор зерновых превысил 107 млн. тн (рост 91% в 2018 г. в сравнении с 2010 г.); урожайность зерновых = 25,6 ц/га (прирост 42% в 2018 г. в сравнении с 2010 г.); производство мяса составило 10,4 млн. тн (прирост 45% в 2017 г. в сравнении с 2010 г.). Также с 2017 г. наблюдается рост продуктивности скота и птицы: надои молока увеличились на 455 кг на одну корову, яйценоскость повысилась и составила 283 шт., среднесуточный привес крупного рогатого скота увеличился на 8,2%. Сократились потери от падежа скота.
Малые формы хозяйства во всем этом активно участвуют,производя 53,9% валовой сельскохозяйственной продукции.Однакопростому фермеру в России живется нередко так, что впору бросить все и уехать с семьей из села. Во всем мире именно малый бизнес является драйвером развития сельского хозяйства. Приведем пример результата работы аграрного сектора Италии, имеющей средние показатели развития сельского хозяйства среди стран ЕС: в 2016 году 2940 тыс. крестьянских хозяйств в этой стране произвели продукции на 180 млрд. долларов. В Российской Федерации сельское хозяйство произвело продукции всего на 70 млрд. долларов. Хотя наблюдается небольшой рост освоенных земельных угодий, тем не менее в целом из ранее осуществляемого оборота земельных ресурсов выведено 5,4 / 38,4 млн.га (в сравнении с 2000 г. и 1990 г. соответственно). Также сократилось на 9 млн. голов, т.е. 30%, поголовье крупного рогатого скота (в сравнении с 2000 г.)
Казалось бы, в поручениях Президента предусмотрено все, что требуется для развития фермерства и развития сельских территорий. На деле же реализация государственной программы сводится лишь к финансовой составляющей развития сельского хозяйства. Но и в ней имеются диспропорции: до 90% государственной поддержки забирают крупные агрохолдинги, и лишь 10% расходуется на развитие собственно сельских территорий и малых хозяйств. Агрохолдинги сосредоточены, как правило, на производстве не качественных продуктов питания, так как при производстве используют антибиотики, а так же по сравнению с малыми формами хозяйствования создают очень мало рабочих мест, как в самом сельскохозяйственном производстве, так и в смежных отраслях экономики, а основные машины, оборудование и расходные материалы закупают за рубежом.
Наукоёмкость отечественной сельхозпродукции мизерна в сравнении даже со средними странами ЕС, что ставит многих российских сельхозпроизводителей в жестокую зависимость от импорта. Парк сельскохозяйственной техники имеет высокий уровень износа и морального устаревания. Качество и безопасность сельскохозяйственной продукции, а также высокий уровень контрафактной продукции, составляющий 10-40% в зависимости от сегмента рынка, обсуждаются многие последние годы и стали характерной проблемой пробуксовывания регламентации и стандартизации для целого ряда перерабатывающих отраслей сельского хозяйства.
Несмотря на положительную динамику сельскохозяйственной сферы российской экономики в целом, ее рост достигается, как правило, в результате внедрения более эффективных технологий в производственную часть сельскохозяйственного цикла воспроизводства. Причем большинство показателей прежних лет по выпуску сельскохозяйственной продукции все равно не достигнуто. Показатели же глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, являющейся сырьем для более высоких степеней передела, значительно отстают от возможностей отечественного рынка, как во внешнем, так и внутреннем потреблении.
Таким образом, потенциал рынка сельскохозяйственной продукции в РФ – как в части производства, так и в части распределения, обмена и потребления – огромен.
 
IV. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
 
4.1. Мы уверены, что основой и преобладающим вектором развития сельских территорий в России должно быть создание в них местной – локальной – экономики,  базирующейся на кооперации и вовлекающей в процесс кооперации личные подсобные хозяйства, которые в данное время почти не участвуют в территориальной экономике РФ. Личные подсобные хозяйства могут давать сельскохозяйственную продукцию для переработки в кооперативы, тем самым, увеличив налоговые поступления от кооперативов при продаже конечной продукции, обеспечивая экологически чистой продукцией питания своё население, а также горожан как основных потребителей.
4.2. Задачей государства и общества является обеспечение условий для создания в каждой территории локальной экономики и, соответственно, в каждом населённом пункте производств, созданных как индивидуально, так и на основе кооперации. Это могут быть: семейные фермы, перерабатывающие мини-цеха пищевой или лёгкой промышленности, деревообрабатывающие и иные товарные производства на основе экономической целесообразности, диверсификации и природно-территориального потенциала.
4.3. Государство может сократить федеральные и региональные затраты, полноценно используя природный потенциал своих сельских территорий и создав в них диверсифицированную экономику, способную при небольших изменениях в Бюджетном Кодексе формировать самодостаточные местные бюджеты. В то же время добавление новых принципов государственной политики в отношении развития сельских территорий позволит создать новые импульсы и новые условия для мотивации общества и органов исполнительной власти к прорывному развитию экономики страны в целом.
 
V. ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
 
5.1. Финансовые средства необходимые (инвестиции) для реализации предложений:
 5 лет (первый этап).
1.Трактор класса 0,6-2         = 100 000шт./120 млрд. рублей. (1,2 млн.рублей/шт.)–
18 млрд.рублей гос. поддержка.
2.Трактор класса  4               = 50 000шт./175 млрд. рублей. (3,5 млн.рублей/шт.) –
26,25 млрд.рублей гос. поддержка.
3.Трактор класса  5-7           = 12 000шт./84 млрд. рублей. (7 млн.рублей/шт.) –
12,6 млрд. рублей гос. поддержка.
4.Автомобили(спецтранспорт)     = 100 000шт./400 млрд. рублей. (4 млн.рублей/шт.) –      60 млрд.рублей гос. поддержка.
5.Комбайны (всех типов)= 60 000шт./420 млрд. рублей. (7 млн.рублей/шт.) –
63 млрд. рублей гос. поддержка.
6.Навесное оборудование   = 1трлн. рублей. (сеялки, бороны, дискаторы, опрыскиватели и др.) – субсидия предоставляется регионами.
7.Склады,гаражи,здания         = 3трлн. рублей (300млн.м2 *10 000 рублей/м2)
8. Фермы молочные (100 голов) = 10 000шт./40 млн.рублей =400 млрд.рублей
(20млн.рублей/шт. гос. поддержка = 200 млрд.рублей).
8.1. Фермы прочие (от 500 до 5000 голов) = 25 000шт./20 млн.рублей = 500 млрд.рублей (10млн.рублей/шт. гос. поддержка= 250 млрд.рублей).
9.Оборудование пищевого и промышленного производства:
(комплекты цехов и заводов) = 15 000шт./600 млрд. рублей (40 млн.рублей/комплект) – (210 млрд.рублей гос. поддержка – 70 млн. на 1 кооператив)
10.Жильё (дом 150 м2)      = 300 000шт/45 000 000м2/30000 руб/м2 = 1,35 трлн. рублей (270 млрд. руб. гос. поддержка – 0,9 млн. рублей на 1 дом.)
11.Социальная инфраструктура (детские сады, школы, клубы)    = 300 000 млрд. рублей Гос. поддержка – 100%.
12.Инженерная инфраструктура        = 300 000 млрд. рублей. Гос. Поддержка – 100%.
13. Создание новых КФХ = 15 шт. в 3000 нас.пунктах = 135 млрд. рублей гос. поддержка
Итого в течение 5 лет =9,610трлн. рублей, в том числе:
 – 2,445 трлн. Руб. - Гос. поддержка в рамках существующих программ.
- 215 млрд. руб. - собственные средства предпринимателей, участников программы, в том числе:
60млн. рублей *3000 кооперативов = 180 млрд. рублей.
500тысяч рублей * 70 000 новых КФХ = 35 млрд. рублей.
- 6,950трлн. рублей – привлечённые средства, через банки, потребительские и кредитные кооперативы.
 
VI. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА
 
Реализация миссии Проекта и запланированной Проектом стратегической цели обеспечивается за счет достижения следующих показателей к 2024 году:
-       увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 40% и достижение полного обеспечения потребностей населения России молоком и мясом;
-       создание 1 500 000 рабочих мест в сельскохозяйственном производстве (до 7,5 млн. рабочих мест в иных отраслях промышленности; в совокупности до 9 млн. новых рабочих мест);
-       организация 70 тыс. новых крестьянско-фермерских хозяйств, семейных производств, в том числе малых и средних промышленных в 50 тыс. населённых пунктах;
-       восстановление кооперативного уровня производства продукции лёгкой промышленности;
-       создание 3 тыс. сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов в не менее, чем в 3 тыс. сельских поселениях, муниципальных районах и малых городах;
-       строительство 300 тыс. индивидуальных жилых домостроений (свыше 45 млн. м2ежегодно);
-       строительство производственных помещений и строений (свыше 300 млн. м2);
-       организация и запуск 15 тыс. перерабатывающих производств, цехов и заводов;
-       выпуск более 320 тыс. машино-единиц спецтехники;
-       рост производства в машиностроении, строительстве, химической промышленности и сфере услуг.
Как итог реализации программы прогнозируется ежегодный рост ВВП РФ на 7-10%, ликвидация безработицы(в совокупности до 9 млн. новых рабочих мест при 3,9 млн. чел. безработных по сост. на январь 2018 г.) и снижение уровня малоимущего и крайне бедного населения в сельских территориях вдвое.
 
VII. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ТАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
 
Тактическими целями Проекта являются:
I.              Организация и развитие многопрофильной, самодостаточной локальной экономики.
II.            Усиление работы органов местного самоуправления.
III.          Экосистема эффективного сельского человека: образование, здравоохранение, цифровизация.
 
7.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ, САМОДОСТАТОЧНОЙ ЛОКАЛЬНОЙ – МЕСТНОЙ ЭКОНОМИКИ
 
7.1.1.    Земля и земельные отношения.
Земля – основа территориально-экономического пространства развития такой крупной страны, как Российская Федерация. Однако, являясь одним из важнейших источников и факторов развития, земля до сих пор остаётся ресурсом, который используется с недостаточной отдачей, более того, земельные отношения часто превращаются в барьер на пути устойчивого роста благосостояния страны, ее регионов и ее граждан.
Сегодня в России имеются два основных типа пользователей земельных ресурсов  сельскохозяйственного назначения– крестьянско-фермерский, включающий личные подсобные хозяйства, и крупный, аграрно-производственный. Крупный аграрный бизнес ориентирован, прежде всего, на извлечение прибыли, а не на развитие сельских территорий. Неограниченное и непропорциональное внедрение крупного бизнеса в сельскую сферу деформирует развитие институтов частной собственности, нарушает права населения на прогнозируемое сохранение образа жизни и независимых источников дохода семей. В странах с развитым сельским хозяйством, таких, как Франция, Германия, Дания, Голландия, Норвегия, Финляндия, на рынке продовольствия ведущими структурами являются кооперативные формы и сотни тысяч семейных хозяйств.
Без включения земельных активов в стратегические планы развития страны цели прорывного развития экономики, озвученные Президентом России, не будут достигнуты. Мы – жители деревень, сёл, городов, научное и экспертное сообщество – готовы включиться в данную работу с полной ответственностью и пониманием, причем на реализацию наших предложений не потребуется дополнительных средств.
7.1.2. Необходимо осуществить следующие неотложные меры:
-      сформировать систему государственного управления земельными ресурсами РФ;
-      восстановить в структуре Правительства Российской Федерации единый орган государственного управления земельными ресурсами страны, в полной мере обеспечивающий реализацию долгосрочной земельной политики государства и организацию рационального использования земель и их охраны;
-      создать при Президенте Российской Федерации Совет по земле для постановки и рассмотрения важнейших для народа, общества и государства земельных проблем;
-      создать земельную комиссию в каждом муниципальном образовании для решения любых земельных вопросов. В состав земельной комиссии должны входить 50% представители исполнительной и законодательной власти, 50% сельскохозяйственные производители и общественники;
-      провести инвентаризацию земельных ресурсов страны с целью закрепления в федеральной, субъектов РФ и муниципальной собственности бесхозных и неиспользуемых земельных участков, невостребованных земельных долей, с последующим предоставлением их в собственность или аренду субъектам хозяйственной деятельности, включая и земельные фонды, создаваемые муниципалитетами для инвестирования в развитие сельских территорий;
-      принять «Основные направления земельной политики государства до 2035 года», разработанную в ЦСР и определившую ее цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации. Подготовить и внести в Госдуму РФ проект закона по данному вопросу;
-      разработать в новой редакции закон «О землеустройстве» с целью установления перечней землеустроительных действий, входящих в прерогативу государства, органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков; 
-      ограничить владение либо аренду земельных ресурсов и земельных участков, составляющих от 5% до 10% от общего количества земли муниципального образования, в количественном эквиваленте от 5 000 до 20 000 гектар, в зависимости от региона, при условии их аффилиации с одной семьёй. Владельцев земельных участков на правах собственности в настоящее время, имеющих наделы больше обозначенных ограничений, необходимо стимулировать к выкупу их муниципалитетом увеличением земельного налога в необходимом для решения поставленной задачи объёме. В зависимости от региона и ликвидности земельного ресурса земельные участки выкупаются муниципалитетом по цене её первоначальной покупки, с учётом инфляции;
-      сформировать Земельный фонд будущих поколений, который должен составлять не менее 20%, от общего количества земли, находящегося в муниципальном образовании. Земля, находящаяся в фонде будущих поколений, сдаётся в аренду через аукцион;
-      при полном обеспечении в соответствии с первоначальными и основными правилами всех желающих, проживающих на территории, земельными участками, остаточное количество земли выставляется на арендный аукцион, либо на конкурс бизнес-планов, реализуемых на необходимых землях.
7.1.3. Для формирования системы государственного управления земельными ресурсами РФ необходимо:
-      делегировать муниципальным образованиям отдельные государственные полномочия субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование размера земельных платежей, на увеличение налогооблагаемой базы за счёт передачи части государственных земель в муниципальную собственность и эффективного использования имеющейся земли;
-      осуществить территориальное землеустройство с завершением разграничения государственных земель в федеральной, субъектов РФ и муниципальной собственности;
-      осуществить информационное обеспечение, в том числе инфраструктуру пространственных данных землеустройства и кадастра с созданием доброкачественных планово-картографических материалов на всю территорию РФ;
-      ввести государственный учет всех земель и обязанность постановки на учет и регистрации всех земельных участков независимо от их принадлежности и форм собственности;
-      осуществлять планирование и прогнозирование рационального использования земель, охрану и мониторинг земельных ресурсов на всех уровнях государственного и муниципального управления;
-      осуществлять администрирование земельных платежей на базе научно-обоснованной оценки земли, выполненной на основе рентной стоимости, не превышающей местной рыночной стоимости, с привязкой объектов недвижимости;
-      обеспечить кадрами сферу управления земельными ресурсами;
-      развивать инфраструктуру земельного рынка.
7.1.4.Меры государственной поддержки развития экономики территорий.
Социальное благополучие территории определяется состоянием ее экономики, которая формирует финансовые потоки для удовлетворения основных запросов населения. Отличие экономики малых городов и сельских территорий от экономики крупных городов состоит в особой трудовой, демографической и поселенческой базе, относительно изолированной и самостоятельной социальной инфраструктуре. При этом ни одна другая многоотраслевая хозяйственная система не связана так с территориальной социальной сферой, как аграрная и моногородская.
Внесение предлагаемых изменений в Бюджетный Кодекс позволит полноценному наполнению муниципальных бюджетов и, соответственно, улучшению экономической и социальной инфраструктуры сельских территорий. Развитие с помощью государства субъектов малого и среднего бизнеса позволит им нести дополнительную социальную нагрузку, необходимую для своей территории. Развивая малые и средние формы хозяйствования, мы также сможем уйти от некачественного либо дорогого продукта питания.
Мы предлагаемследующие меры государственной поддержки, направленные на  эффективное и устойчивое развитие локальной экономики сельских территорий:
-      модернизировать и увеличить количествосемейных молочных ферм до 2 тыс.шт. в год, с поголовьем от 10 до 180 коров, в течение 5 лет, с федеральной государственной поддержкой в виде грантов от 5 до 20 млн. рублей на 1 фермуиз федерального бюджета и от 3 до 20 млн. рублей в виде кредита с годовой ставкой не более 3%;
-      определить государственную поддержку на создание ферм по выращиванию свиней, коз и овец, до 5 тыс.шт. в год, со средним поголовьем 500 голов, в течение 5 лет, с федеральной государственной поддержкой в виде гранта – 10 млн. рублей на 1 ферму, из федерального бюджета и 10 млн. рублей в виде кредита с годовой ставкой не более 3%;
-      фиксировать объём государственной поддержки для начинающих фермеров и предпринимателей в сельских территориях и малых городах в виде гранта размером 3 млн. рублей на 1 хозяйство, из федерального бюджета с гарантированной возможностью получения дополнительных кредитных финансовых ресурсов для развития хозяйства с годовой процентной ставкой до 5%. Это позволит создать не менее 45 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств в год (из расчета создания 15 новых крестьянско-фермерских хозяйств на 1 территорию * 3 000 территорий = 45 000);
-      поддержать государственными грантами создание кооперативов. Выделение гранта из федерального бюджета, в соответствии с бизнес-планом, от 50 до 70 млн. рублей на организацию 1 потребительского кооператива, с гарантированной возможностью получения дополнительных кредитных финансовых ресурсов для развития созданного кооператива, с процентной ставкой от 0 до 3%, без залогов, или на условиях государственно-частного партнёрства с обязательным условием выкупа доли государства в течение 10 лет;
-      установить кредитную ставку для сельхозтоваропроизводителей и предприятий, работающих в сельской местности и малых городах, не более 5%;
-      осуществить грантовую поддержку и создать возможность проектного финансирования для организации опытно-промышленных производств с внедрением научных разработок и исследований в сельскохозяйственное производство;
-      в целом считаем целесообразным утвердить три вида государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей: 1) погектарную; 2) на единицу товарной продукции растениеводства и животноводства; 3) на строительство жилья для специалистов, молодых семей, работающих в сельском хозяйстве и создателей. Объем государственной поддержки – 900 тыс. руб. на 1 семью, с предоставлением беспроцентной ссуды на строительство до 1 млн. руб. сроком на10 лет. При рождении 3 ребёнка в семье задолженность по ссуде списывается;
-      сельхозтоваропроизводитель с годовым товарооборотом 0,5 млрд. руб., а также имеющий в собственности либо в аренде от 20 тыс. га земли, не может быть получателем государственной поддержки, но должен иметь доступ к льготным кредитным ресурсам с годовой процентной ставкой по кредиту не более 3%;
-      отменить дорожный акциз с дизельного топлива для сельскохозяйственной техники и производства;
-      установить предельную цену за электроэнергию для сельхозпроизводителей и иного производства в сельской местности не более 2 рублей за 1 кВт. В сельских территориях с нецелесообразностью газификации обеспечить эквивалентную цену электроэнергии (1 м3 газа – 9 кВт электроэнергии);
-      реализация государственных программ в сельском хозяйстве не должна прекращаться либо изменяться в сторону уменьшением господдержки до принятого срока окончания действия данной программы;
-      освободить от уплаты налогов сельскохозяйственных товаропроизводителей, объём производства продукции которых не превышает 3 млн. руб. в год, при условии, что данный производитель является членом сельскохозяйственного кооператива и его произведённая продукция отражена в отчётности кооператива, в соответствии с которой кооператив уплачивает налоги;
-      для сельхозтоваропроизводителей выполнить перерасчёт взятых ими кредитов с годовой процентной ставкой, превышающей 20%;
-      для сельхозтоваропроизводителей списать штрафы и пени с просроченной кредиторской задолженности по кредитам, с годовой процентной ставкой, превышающей 20%, а основной долг по кредиту реструктуризировать на период становления предприятия (3-4 года), при реализации нового бизнес-плана, с новыми условиями кредитования (по ставке 3% с отсрочкой платежей до момента начала выпуска товарной продукции).
7.1.5. Развитие кооперации и интеграция на базе кооперации.
Создание снабженческо-сбытовых и производственных кооперативов поможет значительно сократить затраты сельхозтоваропроизводителей на покупку техники, запасных частей, а также поможет выгодно продавать свою продукцию, создав разные производства по переработке сельскохозяйственной продукции.
Создание кооперативных центров на основе существующих сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой промышленности, а также вновь создаваемых кооперативных производств, позволит повысить аграрно-промышленный потенциал нашей страны и обеспечит взаимодействие между двумя основными типами пользователей земельных ресурсов для сельскохозяйственного производства – крестьянско-фермерским, включающим личные подсобные хозяйства, и крупным, аграрно-производственным.
Малый сельскохозяйственный бизнес будет иметь гарантированного, контрактного партнера, а крупный производитель снизит свои риски в крупном ресурсоемком производстве.
В сельских территориях и особенно в малых городах имеются невостребованные производственные мощности, которые необходимо использовать, тем самым сократив затраты на строительство и позволив крестьянам - участникам кооператива получить дополнительную прибыль, которой не хватает для развития. 
Результатом кооперации станет не только занятость и улучшение финансового состояния населения, но и увеличение производства, например, качественного молока. Ведь в личном подсобном хозяйстве корова содержится не на привязи, а на вольном выпасе, что значительно влияет на качество молока и, соответственно, молочных продуктов. Подобная кооперативная конфигурация транслируется на любой вид сельскохозяйственной продукции.
Кооперация в виду своей социально-экономической природы и хорошо проработанной и отечественной исторической научной основы особенно способствует возрождению депрессивных и отдаленных территорий Российской Федерации.
Организуя структуру сельского хозяйства по кооперативному типу и массово привлекая мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, личные подсобные хозяйства, мы актуализируем развитие органического земледелия и производства экологически чистых продуктов питания. Благодаря огромной территории нашей страны, мы можем позволить себе применять полноценные севообороты, используя оптимальное количество минеральных удобрений, и делая ставку на биоудобрения, мы сможем производить органическую, экологически чистую продукцию, обеспечивая не только жителей собственной страны, но и выход на мировые рынки.
Ярким примером преимуществ кооперации является создание производства по глубокой переработке пшеницы, кукурузы и другой сельхозпродукции в рамках программы «БИО-2020», утверждённой Президентом России. Сегодня основную продукцию глубокой зерновой переработки Россия закупает за рубежом: это растительный белок для пищевой и комбикормовой промышленности, модифицированные крахмалы и иная продукция, используемая в современных промышленных технологиях (пищевых, металлургических, нефтегазовых).
Каждое предприятие в рамках программы «БИО-2020», в зависимости от объёма производства, может создать от 50 до 1000 высокотехнологичных рабочих мест, что явится стимулом для фермеров и сельхозпредприятий в увеличении производства зерна, освоении брошенных и залежных земель. Отходы от производства глубокой переработки зерна используются для изготовления дешевых, качественных, высокопротеиновых комбикормов, потребителями которых могут стать созданные на базе тех же предприятий племенные репродукторы молодняка, крупного рогатого скота, кроликов, цыплят и т.д. Племенная продукция на основе кооперации может использоваться в фермерских и личных подсобных хозяйствах для дальнейшего выращивания и получения высокоценной органической продукции. Годовой оборот крупного предприятия глубокой переработки с мощностью переработки от 18 до 500 тысяч тонн зерна в год может составлять от 1 до 15 млрд. руб. при налоговых отчислениях в бюджет от 0,4 до 6 млрд. руб. в год. За счет возможности привлечения личных подсобных хозяйств в технологический процесс выращивания индейки, бройлера, кроликов, крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных в сельском хозяйстве Российской Федерации в течение 5 лет количество рабочих мест увеличится в 2,5-3 раза.
7.1.6. Создание кооперативных машинно-тракторных станций.
В период организации новых и поддержки реализации инвестиционных проектов в существующих крестьянских фермерских хозяйствах, а также сельскохозяйственных кооперативах, машинно-тракторное обеспечение особенно ценно, т.к. помогает значительно снизить затраты на начальном этапе.
Большим вкладом машинно-тракторных станций в развитие сельскохозяйственного производства для вновь созданных хозяйств и кооперативов является подъём залежных земель, вспашка, летняя обработка и уборка урожая. При каждой машинно-тракторной станции необходимо создание специализированного ремонтного завода для обслуживания и ремонта техники; данные структуры могут организовывать профильные предприятия машиностроения.
Машинно-тракторные станции также будут осуществлять централизованную приёмку, хранение и внесение в почву минеральных удобрений. Для этих целей понадобится в каждом районе земледелия организовать площадки приема, хранения и распределения минеральных удобрений среди землепользователей. Эту деятельность машинно-тракторные станции должны осуществлять совместно с производителями минеральных удобрений и государством.
Использование удобрений необходимо довести с нынешних 20 кг до 60 кг действующего вещества на 1 га пашни. Ввиду необоснованных завышений цен производителями минеральных удобрений согласовать на уровне Минсельхоза РФ цены и объемы поставок минеральных удобрений по регионам. Мы уверены, что без вмешательства государства невозможно наладить справедливые отношения в ценовой политике минеральных удобрений.
По совокупности организация полноценной структурной сети машинно-тракторных станций потребует значительных финансовых ресурсов, поэтому оптимальным видится ее создание в формате государственно-частного партнёрства. Такая стратегия обеспечит сельскохозяйственным производителям около 12 млрд. рублей экономии оборотных средств и прибавку урожая на уровне 30%.
7.1.7. Пилотные проекты.
При создании Агентства развития сельских территорий необходимо начать отработку механизмов развития локальной экономики, становления кооперации, взаимодействия органов власти и бизнеса.
 Для этого предлагаем в каждом регионе начать пилотные проекты по созданию образцов многопрофильной самодостаточной локальной экономики.
Территория для реализации пилотных проектов подбирается, исходя из результатов анализа её возможностей по использованию природного, человеческого, материального потенциала и разработанных в соответствии с этим анализом стратегий развития и бизнес-планов. Предлагается отвести 1,5-2 года на работы по пилотному моделированию локальной экономики в сельских территориях, после чего ее можно будет мультиплицировать в других территориях.
 
7.2.УСИЛЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
7.2.1. Запретить практику преобразования Муниципальных районов в Городские округа, так как это ущемляет права жителей территории в реализации их прав на местное самоуправление и не соответствует истинному смыслу местного самоуправления.
7.2.2. Необходимо расширить полномочия Муниципальных Образований (сельских советов) по совершению нотариальных действий и распоряжения имуществом.
7.2.3. Для координации межведомственных отношений органов власти региона, принимающих участие в реализации программных мероприятий развития сельских территорий (Федеральные, Региональные и муниципальные программы) предлагаем создать Агентство развития сельских территорий (далее - Агентство) при заместителе Председателя Правительства РФ, либо при Администрации Президента РФ с отделениями в регионах.
Агентство будет работать по трём направлениям:
-      экономическое развитие и инвестиции
-      институты гражданского взаимодействия
-      информационное и экспертно-аналитическоеобеспечение. 
Агентство использует критерий оценки конечного результата, т.е. развитие потенциала территории и реальное улучшение жизни человека.
Агентствопроводит комплексный мониторинг сельских поселений в части наличия кадровых и финансовых ресурсов, состояния объектов социальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения и жилищного фонда. Совместно с сельскими старостами и органами местного самоуправления, агентство окажет содействие в разработке основных приоритетов развития по каждому населенному пункту, так называемых точек роста. По результатам мониторинга формируется база данных, которая позволит получить ясное видение сельского комплекса региона, включая его проблемы и перспективы долгосрочного развития. Совместно выработанные первоочередные задачи будут положены в основу Программы «Развития сельских территорий» каждого региона РФ на период 2019 - 2024 гг.
7.2.4. Распоряжение земельными участками, в т.ч. возможность разрешение залога, для привлечения инвестиций, производить совместно с созданной земельной комиссией, в которую входят: 50% исполнительная и законодательная власть и 50% фермеры и общественники.
7.2.5. Упростить процедуру выдачи разрешений на строительство, с переводом земли в категорию Индивидуальное Жилищное Строительство, обеспечить возможность администрации Муниципальных Образований, адресной регистрации на землях с категорией использования «Для ведения крестьянского фермерского хозяйства» при условии подтверждения у крестьянско-фермерского хозяйства статуса сельхозтоваропроизводителя.
7.2.6. Провести преобразования в системе управления лесами с элементами реформирования прав собственности на земли лесного фонда, через реализацию конституционного принципа «совместного ведения», через передачу части земель лесного фонда, находящихся в границах муниципалитета, в собственность муниципалитетов.
Речь идет о разграничении ответственности Российской Федерации и ее субъектов по управлению лесами, но не через распределение полномочий, как это делается в настоящее время. Разграничение ответственности должно производиться путем распределения земель лесного фонда между собственниками по аналогии с тем, как это имеет место в странах с федеративным устройством (США, Германия и др.).
Для реализации данного преобразования государство на законодательной основе должно создать условия, при которых передача лесных земель в собственность субъектов Российской Федерации и Муниципалитетов, чем обеспечит более эффективное их использование и воспроизводство в сравнении с существующими формами лесовладения.
Местные фермеры должны иметь преимущественное право на аренду лесов. Также необходимо законодательно утвердить возможность частного лесовладения в виде земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота и пригодных для выращивания леса. Выращивание леса с последующим переводом его в лесной фонд должно стать одним из условий приватизации лесной земли физическими лицами (гражданами). Развитие агролесных фермерских хозяйств позволит повысить занятость населения, увеличить его доходы, улучшить условия труда и быта в сельской местности. Частное лесовладение создаст возможность ввести в хозяйственный оборот территориально рассредоточенные лесные насаждения, которые были объектами интенсивных рубок в прежнее время.
7.2.7. Создать благоприятные условия для развития местного самоуправления можно только через организацию местной, локальной, экономики. Такая основа будет способствовать социализации сельского населения на территории своей жизнедеятельности, стимулировать работу общественных организаций, в том числе посредством привлечения их к полноценному участию как формирования, так и в реализации целевых программ территориального обустройства, развития и управления, по-хозяйски, формируя и распределяя налоговые поступления в местные бюджеты.
Сегодня существует следующая бюджетная модель финансовых отношений:Муниципальное Образование (Сельсовет) – Область – Федерация. В такой моделиМуниципальноеОбразование не имеет мотивациидля развития локальной экономики, т.к. сборы по основным доходным статьям налоговне остаются в местном бюджете.
Самое простое объяснение того, что распределение налогов муниципалитетам выгодно государству, при котором государство ничего не теряет, следующее: сейчас этих налогов всё равно нет, т.к. локальная экономика достаточно мала, а где-то и примитивна. Но с развитием местной экономики все налоговые отчисления будут только плюсом, и самое главное включится мотивирующий фактор для местного самоуправления и общества в целом. Тогда и проявится интерес общества к «Открытому бюджету», ответственному его формированию с учётом процессов развития.
Для полноценнойработы местного самоуправления и подкрепления полномочий органов власти финансовыми средствамимы предлагаем внести следующие изменения в бюджетный кодекс:
-      установить нормативы отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов:
НДФЛ – 25%;
ЕСХН – 100%;
Земельный налог – 100%;
Налог на имущество – 100%;
Налог на прибыль – 25%;
НДС – 5%;
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 100%;
Налог от государственных пошлин за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления сельского поселения – 100%;
Налог от государственных пошлин за выдачу органом местного самоуправления сельского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае отнесения дорожной деятельности к вопросам местного значения – 100%.
-      установить нормативы отчислений доходов в бюджеты Муниципальных районов от федеральных налогов и сборов: 
НДФЛ – 25%;
ЕСХН- 100% (с межселенных территорий);
Земельный налог - 100% (с межселенных территорий);
Налог на имущество – 100% (с межселенных территорий);
Налог на прибыль – 25%;
НДС – 5 %.
7.2.8. Распространить практику грантовой поддержки местных инициатив из Федерального бюджета, упростив механизм формирования заявки, а также снизив финансовое участие местного уровня с 40% до 20%. Сумму одного гранта увеличить до 4 млн. руб. на 1 инициативу.
            7.2.9. Устранить казусы между ведомствами в вопросах учета сельских поселений. С административной точки зрения население сельских населенных пунктов, входящих в городские поселения и округа, считается городским, Росстат относит к сельскому населению все сельские населенные пункты, а Министерство сельского хозяйства России относит часть этих поселений к «сельским поселениям», а часть к «городским поселениям», в зависимости от доли занятых в сельском хозяйстве; 
– районные центры, которые зачастую являются культурными центрами для группы сельских поселений и одновременно выступают малыми городами регионов, следует развивать с позиции городской инфраструктуры; 
– обеспечение возможности участия сельских территорий в федеральных программах. Например, сельские территории, входящие в состав городских округов не имеют права участвовать в федеральной программе, предусматривающей грантовую поддержку на реализацию гражданами местных инициатив. Также в силу отсутствия финансовых средств значительная часть поселений не принимает участие во многих федеральных программах, участие в некоторых имеет посредственный характер, например, при реализации программы «Комфортная городская среда», которая реализуется в том числе и сельских территориях, финансирование выделяется на количество жителей и, соответственно, город забирает 85% выделенных средств. В связи с этим предлагаем изменить критерий распределения средств, используя количество придомовых территорий. Следует также отметить, что по Федеральному закону от 06.10.2003г. No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложен такой объем полномочий, что бюджет на развитие услуг учреждений культуры формируется по остаточному принципу, денежных средств на исполнение этих полномочий в сельских поселениях нет. Вместе с тем министерства ссылаются на наличие полномочий органов местного самоуправления и устраняются от участия в этом процессе, не принимая во внимание тот факт, что финансовых ресурсов у поселений недостаточно.
 
7.3.ЭКОСИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО СЕЛЬСКОГО ЧЕЛОВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, БАНКИНГ
 
7.3.1. Образование.
Сельская школа должна стать одной из точек притяжения сельской территории, иметь оснащение современным оборудованием не менее качественным, чем в лучших городских школах.
Необходимо ввести понятие «сельская школа» в закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативные акты, поскольку сельская школа имеет только для нее характерные и отличительные признаки. Минфину РФ и Министерству образования РФ использовать критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств на финансирование малокомплектных школ исходя не из численности учеников а количества классов, так как другой подход оценки даёт не объективную оценку по существу а средства использованные субъектом признаются неэффективно использованными, что создаёт условия для бездумной оптимизации школ в сельских территориях.
Необходимо сделать обязательным строительство жилья для сельских учителей с целью их мотивации жизни в сельской местности и самореализации.
Необходимо скоординировать планы развития органов МСУ с Министерствами и ведомствами для исключения бездумной оптимизации и сокращения дошкольных и общеобразовательных, культурных и досуговых учреждений в сёлах России.
Необходимо создать конкурс грантов для сельских школ по образцу конкурса Президентских грантов для выбора вариантов развития сельской школы по следующим направлениям: агрохозяйствование, ремесленные, в том числе народные промыслы, школы – социокультурные центры, школы – как социальные предприниматели. Данный конкурс позволит сельским школам получить финансирование на выбор направления развития своих общеобразовательных учреждений, научит их действовать в проектной логике с конкретными целями и результатами. Органы государственной власти различных уровней получат возможность на основе результатов данных конкурсов сформировать предложения по финансированию сельской школы XXIвека, которая не только дает образование, но и дает возможности развития сельских территорий и выбора частью выпускников сельского образа жизни.
Необходимо создать на базе образовательных учреждений школы непрерывного образования с формированием Центров лучших научных практик и практик кооперации.
Важно создавать и регулярно проводить для молодежи рекламные кампании в средствах массовой информации о разнообразных аспектах сельского образа жизни и возможности полноценной ее успешности.
Провести и сделать регулярным федеральный конкурс «Лучшая сельская школа» по различным номинациям, включающая номинацию «Лучший сельский учитель».
7.3.2. Здравоохранение.
-      бюджет здравоохранения регионов формировать совместно с муниципалитетами и в соответствии с их планами развития территорий;
-      пересмотреть критерии оптимизации медицинских учреждений, определяющих их сокращение и закрытие в сёлах России;
-      прекратить практику создания в сельских территориях фельдшерско-акушерских пунктов на базе передвижных и стационарных вагончиков, если в населённом пункте есть капитальные здания. 
-      активировать разработку и внедрение комплекса информационных и телекоммуникационных технологий и системы здравоохранения в формате «Телемедицина» для сельских территорий.
7.3.3. Цифровизация.
Эффективное развитие сельских территорий невозможно без Цифровой платформы, объединяющей в себе современные ИТ-технологии, информационные ресурсы сельхозтоваропроизводителей и Министерства сельского хозяйства, мониторинг бюджетных процессов, комплексную информацию о потенциале сельских территорий, текущую объективную ситуацию в регионах и прогнозы развития этих территорий. Заложенные в Платформу технологии мониторинга, анализа и прогноза обеспечат возможность прогнозирования потребностей и ценовой конъюнктура рынка, что позволит сельхозтоваропроизводителям планировать цикл производства и продаж. Технологии Платформы также предоставят местным, региональным администрациям, Министерству сельского хозяйства и Министерству промышленности и торговли РФ аналитические данные для:
•          планирования развития производств и инфраструктурных проектов
•          эффективной разработки и реализации программ поддержки КФХ
•          формирования бюджетов
За счет оперативного мониторинга выполнения мероприятий Государственной программы, региональных программ, бюджетного финансирования и софинансирования Цифровая платформа позволит снизить перерасход бюджетов всех уровней, исключить нецелевое расходование бюджетных средств и срыв сроков реализации проектов, обеспечит достаточный уровень координации и коммуникации исполнителей, станет основой единого информационного пространства и совершенствованием информационного, аналитического и технологического обеспечения для развития сельских территорий, повышения оперативности и качества принятия решений.
Данная платформа будет наполнена множественным потенциалом, что будет служить основой для сбора и анализа данных потенциала территорий, будет формировать и готовить набор предложений по оптимальной реализации развития каждой территории. Для этого:
-      создать единый электронный ресурс при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства культуры РФ, на котором эксперты и практики  в вопросах образования, сельского хозяйства и культуры, а также все заинтересованные лица смогут вносить свои предложения по модернизации сельской школы, образования на селе и другим вопросам, способствующим развитию сёл и деревень Российской Федерации.
-      создать единый электронный ресурс для проведения аудита и инвентаризации земельных ресурсов;
-      создать единый агро-логистический интернет-портал для формирования заказа от потребителя к производителю. Данная структура поможет сформировать грамотную картину агропотенциала, сможет взаимодействовать с Минсельхозом РФ, Министерством промышленности и торговли в части создания условий для кооперации и будет способствовать долгосрочному планированию сельхозпроизводства, чем обеспечит сельское хозяйство взаимодействием с лёгкой промышленностью, машиностроением, а также другими смежными производствами.
7.3.4. Создание Федерального банка развития и кооперации.
В сельском хозяйстве России основные фонды производства сильно изношены, являются устаревшими и возможности экономического роста за счёт лучшего использования имеющихся ресурсов крайне ограничены. На основе старой технологии и старого оборудования трудно произвести новую продукцию высшего качества, которую ждут потребители, поэтому значительного роста производства сельхозпродукции ожидаемого качества, конкурентной на мировых рынках без технической и технологической модернизации не произойдёт.
Для оперативности и надёжности финансирования малых и средних сельхозтоваропроизводителей в России крайне необходимо создать специальный кредитно-финансовый институт (Банк) с максимально разветвлённой сетью филиалов в сельских территориях, имеющий доверие у граждан. Каждое отделение банка будет осуществлять финансирование только территориальных бизнес-проектов по сформированным критериям для кредитования заёмщиков 3 класса с процентной ставкой от 1 до 5%. В настоящее время кредитование аграрного сектора находиться под угрозой, только каждый 10 фермер смог получить в 2017 году льготный кредит даже для проведения посевной кампании. Созданный банк будет самым справедливым и объективным инструментом, а его структурные подразделения будут непосредственно наблюдать работу заёмщиков в территории, минимизируя риски невыплат. При взаимодействии банка и профильного министерства в части формирования заявки сельхозпроизводителем на краткосрочный кредит и проектное финансирование развития производства переработки (кооператив) будет упрощена процедура его выдачи и погашения, т.к. участие в государственных программах и получение субсидий и будет частью бизнес-договора займа и бизнес-плана (тройственное соглашение: сельхозпроизводитель-банк-Минсельхоз).
Государственный специализированный банк развития территорий с разветвлённой сетью региональных отделений, с главной стратегической и тактической целью – кредитование инвестиционных проектов развития малого и среднего бизнеса в этих региональных территориях. Все предоставляемые кредиты – целевые и возвратные и строго под контролем Банка развития территорий. Для получения инвестиционного кредита на техническое и технологическое обновление коммерческие банки традиционно требуют от бизнеса залог, но у бизнеса техника и основные средства технологические устаревшие и ничего не стоят, поэтому вместо залогового кредитования Банк развития территорий будет работать на основе проектного финансирования. Денежные средства из банка направляются на целевое приобретение материально-технического обеспечения, техники и оборудования, строительных конструкций на расчётный счёт производителя данной продукции – это резко снизит риск нецелевого использования денежных средств.
В созданном государственном специализированном банке организовать участие населения в финансовом развитии сельских территорий посредством создания программы приёма вкладов от населения по максимальной процентной ставке среди прочих вкладов. Такие специальные вклады дадут возможность вкладчикам из местного населения на личное участие в социально-экономическом развитии собственной территории. Для близко расположенного городского населения данные вклады – это мотив инвестировать в территориальные сельскохозяйственные проекты, позволяющие получать продукты питания высокого качества по гарантированной цене. Люди, наглядно увидев результаты работы своих денег, далее будут охотно вкладывать денежные средства в Банк развития сельских территорий. Таким образом, Банк развития сельских территорий сможет аккумулировать большую часть всех накопленных денежных средств гражданами страны.
 
 
 
 
ПредседательОД«Федеральный Сельсовет»
 
Мельниченко В.А.
 
 

Комментарии (0)

Добавить комментарий