Загрузка данных
Публикация

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ДО 2035 ГОДА

  • 15 августа 2019 г.
  • 2121
  • 0

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

  В  СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ДО 2035 ГОДА

                                                                                                        Автор: Сафиянов Денис Ринатович

INNOVATIVE MECHANISMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN ACCORDANCE WITH THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF ALTAI UNTIL 2035

 
Author: Safiyanov Denis Rinatovich

 Аннотация: Автор  предлагает  изучить формат развития туристической отрасли в инновационной интерпретации на основе стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года. 

Ключевые слова: инновационная стратегия, механизм реализации стратегии инновационного развития, туристический кластер.

Abstract: The author proposes to study the format of development of the tourism industry in the innovative interpretation based on the strategy of socio-economic development of the Republic of Altai until 2035.

Key words: innovation strategy, mechanism for implementing an innovation development strategy, tourist cluster.

         Туризм  играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В силу своего мультипликативного эффекта туризм становится все более важной отраслью экономики, влияющий на другие ее отрасли, в том числе на строительство, транспорт, сельское хозяйство, пищевую промышленность, торговлю, связь, данная отрасль выступает катализатором социально-экономического развития многих регионов России [1] в том числе и Республики Алтай [3].

         Республика Алтай обладает высоким туристско-рекреационным ресурсным  потенциалом, который позволяет развивать почти все виды туризма, в том числе культурно-познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический, круизный туризм, агротуризм. В Республике Алтай представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, которые  пользуются большой популярностью у внутренних и иностранных туристов. Дальнейшее развитие туризма в Республике Алтай невозможно без создания необходимого уровня туристической инфраструктуры. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года устанавливает направления формирования и развитие туристического кластера, межрегиональные и внешнеэкономические связи в отрасли туризма [7].  Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Алтай, схемы территориального планирования Республики Алтай и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития республики. Стратегия призвана консолидировать усилия органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай, институтов гражданского общества, предпринимательского сообщества и каждого жителя Республики Алтай на создание внутренних и внешних условий для реализации стратегических целей и задач социально-экономической политики республики.

          Основными стратегическими задачами развития туризма  в Республике Алтай являются: обеспечение опережающего развития инфраструктуры региона к которой относятся: энергетический комплекс основанный на зеленой энергетике [8],[1];  инженерно-дорожные коммуникации с цифровыми инженерными решениями основанные на принципе искусственного интеллекта[5];  транспорт который будет соответствовать высоким экологическим стандартам [4]; развитая придорожная инфраструктура в наиболее привлекательных для туризма территориях; развитие системы водных туристических маршрутов, проведение реконструкции и строительства причальных сооружений; развитие воздушного сообщения, расширение перечня городов, с которыми будут налажены прямые авиа сообщения, строительство новых посадочных площадок; строительство межконтинентальной железнодорожной сети [6]; развитие и модернизация существующей туристической инфраструктуры, формирование и развитие на территории республики круглогодичных туристических рекреационных кластеров; развитие государственно-частного партнерства и привлечение инвесторов в туристическую отрасль путем комплексного подхода к созданию для них комфортных условий ведения бизнеса в разных областях (законодательство, налогообложение, земельные вопросы, инфраструктура); развитие санаторно-курортного комплекса; создание комфортной и доступной туристской среды, повышение качества туристических услуг; формирование комплексных туристических продуктов с максимальным использованием туристического рекреационного потенциала региона, развитие круглогодичного туризма на территории Республики Алтай; формирование положительного туристического имиджа региона, формирование и продвижение национального бренда «Республика Алтай» и туристических возможностей региона на международный  рынок.

         Для решения поставленных задач требуется  комплексный подхода к развитию отрасли, принципиально важен кластерный подход основанный на принципах зеленной экономики [2], позволяющий мобилизовать ресурс малых и средних предприятий, из которых состоит туристический бизнес республики, и за их счет обеспечить конкурентоспособность на динамичных рынках. Единой целью, вокруг которой выстраиваются коммуникация и сетевое взаимодействие между предприятиями.  Учитывая тот факт, что потенциал роста туристского рынка значителен (около 12 - 15 процентов ежегодно в среднем по различным направлениям), можно прогнозировать существенное увеличение количества малых и средних предприятий в туристской сфере. При этом выстроить коммуникацию между вновь создаваемыми компаниями будет проще, чем между уже существующими, а новые предприятия смогут работать в более конкурентной ситуации с более развитой институциональной средой. Кластерный подход к развитию туристской сферы Республики Алтай позволит рассчитывать на: оптимальное управление антропогенной нагрузкой на вовлекаемые в использование данной сферой деятельности рекреационные ресурсы; своевременное восстановление рекреационных ресурсов, пострадавших от чрезмерной антропогенной нагрузки; повышение эффективности налогового администрирования туристических компаний извлекающих рекреационную ренту;  увеличение производительности компаний, базирующихся на территориях, где имеются ресурсы, пригодные к капитализации в туризме при условии выстраивания качественных коммуникаций между ними; ускорение инновационного процесса в базовых и смежных отраслях: особенность туристской сферы состоит в том, что производственные и управленческие инновации не разрабатываются в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, а появляются в реальном практическом опыте; создание новых малых и средних компаний как в базовых, так и в смежных отраслях. Для Республики Алтай это означает возможность нового позиционирования туристских ресурсов на российском и международном рынке. Наряду с формированием инновационного направления предприятий туристической индустрии должен активно осуществляться маркетинг Республики Алтай, как туристского центра имеющий на своей территории  древние исторические памятники.

         Дополнительному привлечению инвестиций в республику должна способствовать целенаправленная программа (план) территориального маркетинга Республики Алтай. Данная программа ориентирована на маркетинг туристского центра республики, прежде всего, на рынке экологического и природоориентированного туризма. Реализации всех вышеназванных задач способствует выполнение следующих мероприятий: снятие инфраструктурных ограничений; расширение и удешевление авиаперевозок; развитие гостиничного рынка, сектора общественного питания; строительство и реконструкция дорожно-транспортной сети; вовлечение новых территорий республики в деятельность туристической отрасли, в том числе с целью снижения существующих нагрузок на освоенные рекреационные районы (Чемальский, Майминский); модернизация и развитие туристской инфраструктуры в уже освоенных районах, особенно в плане комплексности предоставляемых услуг (оздоровление, экскурсионное обслуживание и др.); выравнивание сезонности путем создания туристской инфраструктуры круглогодичного действия и туробъектов, ориентированных на зимние виды отдыха, в частности, горнолыжных комплексов (Семинский перевал, Манжерок, Артыбаш и др.); компенсация дефицита природных водных объектов, пригодных для пляжно-купального отдыха, путем создания в крупных рекреационных центрах сети искусственных водоемов с соответствующей инфраструктурой. Частично решению проблемы будет способствовать расчистка Манжерокского озера и переформатирование или дальнейшее развитие и воплощение в жизнь проекта искусственного озера, на территории бывшей особой экономической зоны туристско-рекреационной типа «Долина Алтая»; активизация продвижения туристического продукта; повышение уровня информационного и экскурсионного обслуживания, создание многофункциональной доступной информационной базы данных о туристских объектах и видах туристской деятельности на территории Республики Алтай, которая будет способствовать перераспределению туристического потока, развитие молодежного и делового туризма; повышение уровня обслуживания в медицинских учреждениях региона; проведение курортологических исследований и признание территорий лечебно-оздоровительными местностями (ЛОМ); повышение квалификации работников туристической отрасли; повышение уровня поддержки и инвестирования в развитие ресурсного рекреационного комплекса на федеральном и региональном уровне. развитие сопутствующей инфраструктуры туристской отрасли, а именно: сети пунктов проката туристического снаряжения, авто и мототехники, велосипедов, придорожных пунктов общественного питания, автосервисов, сети развлечений; организация мониторинга экологического состояния рекреационных территорий, а также повышение ответственности туристических предприятий, собственников земель, местных муниципалитетов с целью профилактики нарушений природоохранного законодательства; закрепление за предпринимателями на правах аренды участков неорганизованной рекреации для оказания дополнительных туристических услуг и контроля за их экологическим состоянием; стимулирование процессов самовосстановления нарушенных экосистем, проведение мероприятий по повышению их устойчивости путем частичного перевода в природно-технические рекреационные системы, а также создание рекреационных геотехносистем с «вторичной» природой.

 

Заключение

         Формирование имиджа территории является одним из условий устойчивого развития региона. Сильный бренд более устойчив к рыночным колебаниям, он показывает более стабильный спрос и увеличивает капитализацию производителя Положительный имидж территории дает ей конкурентные преимущества: уменьшает затраты на маркетинг благодаря известности бренда и лояльности целевых аудиторий, распространение влияния имиджа на местные товары, а также установление более высоких цен по сравнению с конкурентами, поскольку бренд воспринимается как показатель высокого качества. Кроме того, упрощается осуществление стратегии расширения бренда из-за высокого доверия потребителей, появляется защита в условиях жесткой ценовой конкуренции и укрепляется корпоративный имидж, упрощается продвижение на рынок новых туристических продуктов. Основными инструментами формирования и поддержания имиджа территории являются, прежде всего, рекламная и PR-кампания, которые включают определение адресатов и каналов продвижения информации, ее оптимальных форм, носителей, объемов, временных режимов ее предъявления. И сегодня Республики Алтай, как раз не хватает информационного пиара, в первую очередь это качественные видеоролики о природных и исторических  достопримечательностей региона, таким образом Республика Алтай сможет привлекать не только туристов, но и инвесторов. Для более глубокого позиционирования Республики Алтай перед инвестором, требуется составить программу пространственного туристического развития республики учитывая предложения потенциальных инвесторов. В целом стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года соответствует тенденциям развития мировой экономики на основе инноваций и принципах зеленной экономики. В 2018 году Республика Алтай впервые была представлена региональным стендом на юбилейной 25-ой Московской международной туристической выставке «MITT-2018», которая проходила с 13 по 15 марта в Экспоцентре в г. Москве. Стенд Республики Алтай посетили порядка 2300 человек. В рамках туристической выставки «MITT-2018» состоялся конкурс «Лучший видеоролик регионов России», на котором Республика Алтай заняла 2 место. Кроме того, регион получил приз в номинации «Яркий дебют». Необходимо отметить, что зарубежная аудитория больше всего проголосовала за Республику Алтай.

                                                   

    Список литературы

 

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждення: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р// [Электронный ресурс]: сайт Министерства образования и науки, раздел Документы — Режим доступа https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4717 свободный.                        

2.Концепция развития «зеленой» экономики в Республике Алтай, утвержденная: \Распоряжение Правительства Республики Алтай от 28 декабря 2016 года № 675-р // [Электронный ресурс]: сайт Правительства Республики Алтай, раздел Постановления, распоряжения Правительства Республики Алтай — Режим доступа http://www.altai-republic.ru/legal-acts/official-publication-of-npa/government-republic-altai/?q=+%AB%E7%E5%EB%E5%ED%EE%E9%BB&how=r свободный.

 

3.Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р // /[Электронный ресурс]: сайт Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития РФ, раздел Открытые данные -Режим доступа:https://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ свободный.

 

4.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. От 18.10.2018), Текст распоряжения официально опубликован не был // [Электронный ресурс]:сайт Аналитического центра при Правительстве России, раздел Проекты – Режим доступа: http://ac.gov.ru/projects/public-projects/04840.html свободный.

 

5.Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная: Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642// /[Электронный ресурс]: сайт Президента России, раздел Банк документов- Режим доступа http://kremlin.ru/acts/bank/41449  свободный.

 

6.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р//[Электронный ресурс]: сайт Министерства транспорта Российской Федерации, раздел Документы — Режим доступа https://www.mintrans.ru/documents/2/1009 свободный.

 

7. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года от 13 марта 2018 года: Постановление Правительства Республики Алтай №60 от 13 марта 2018 года// [Электронный ресурс]: сайт Правительства Республики Алтай, раздел Стратегия социально-экономического развития республики Алтай до 2035 года — Режим доступа: http://www.altai-republic.ru/economy_finances/strategy-of-social-economic/свободный.

 

8.Стратегия государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение 30.04.2012 Президента РФ // [Электронный ресурс]: сайт Президента России, раздел Документы - Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/news/6365 свободный.

Опубликовано: Денис Сафиянов

2121

Комментарии 0