ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ — ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автор: Сафиянов Денис Ринатович
INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF ALTAI - BASE OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Author: Denis Safiyanov Rinatovich
В решении проблем обеспечения устойчивого развития стран, регионов, муниципальных образований, организации значимую роль играет инвестиционный климат.
Инвестиции являются ключевым фактором экономического развития. Инвестируя в различные виды активов, регионы, отрасли, предприятия наращивают и изменяют структуру основного капитала, диверсифицируют производимую продукцию, повышают ее качество, разрабатывают и претворяют в жизнь самые амбициозные проекты и программы.
Разработка эффективного механизма формирования благоприятного инвестиционного климата Республики Алтай приведет к созданию условий, способствующих трансформации накоплений в инвестиционные ресурсы внутри региона, а также привлечению внешних источников инвестиций. При этом будет достигнут положительный эффект, выраженный в росте объемов инвестиций в регион, направляемых в приоритетные направления и отрасли региональной экономики, что, в свою очередь, способствует достижению стратегических целей социально-экономического развития республики и Российской Федерации.
Инвестиционная привлекательность определяет векторы движения инвестиций. Она носит, с одной стороны, факториальный, а, с другой стороны, результатирующий характер, т.е. создает предпосылки для повышения инвестиционной активности.
Инвестиционная активность региона как экономическая категория представляет собой совокупность экономико-организационных отношений, обеспечивающих прирост и совершенствование структуры инвестиций, расширение перспективных сфер их приложения, улучшение на основе инвестиционной деятельности ключевых параметров социально-экономической системы субъекта РФ. Субъектами этих отношений являются: органы публичного управления разных уровней (федеральный, региональный, местный), организации разных секторов и сфер социально-экономической системы региона, их интегрированные структуры, являющиеся реципиентами инвестиций, инвесторы.
Механизм повышения инвестиционной активности в регионе определяется как совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные органы управления субъекта РФ, взаимодействуя с менеджментом организаций - реципиентов и инвесторов способны содействовать устойчивому росту масштабов и повышению эффективности инвестиционной деятельности.
Одной из ключевых проблем инвестиционной политики для всех регионов стал поиск источников финансирования. В настоящее время существует довольно много потенциальных вариантов привлечения
инвестиций в региональные инвестиционные проекты, но необходимо отметить тот факт, что не все они могут изменить ситуацию в регионе. Одним из главных показателей, определяющих инвестиционную привлекательность территории, является инвестиционный потенциал региона.
Инвестиционные приоритеты Республики Алтай
Согласно Инвестиционной стратегии Республики Алтай на период до 2028 года, которая разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года
Ключевым инвестиционным приоритетом Республики Алтай является содействие инвестиционной деятельности на ее территории и осуществление комплексной модернизации (балансировка элементов системы, приведение системы к современным требованиям федерального центра) эколого-социально-экономической системы Республики Алтай с целью вывода на устойчивое саморазвитие в рамках Концепции.
Приоритетными направлениями Инвестиционной стратегии являются:
1) развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности: создание "Центра компетенций жилищно-коммунального хозяйства"; организация производства инновационных строительных материалов; создание кластера жизнеобеспечения муниципальных образований в Республике Алтай; развитие энергетики, в том числе альтернативной; развитие транспортной системы Республики Алтай; создание системы утилизации отходов производства и потребления; генерация эффективной предпринимательской культуры путем создания центра компетенций "Предпринимательская культура";
повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства; создание центра кластерного развития; внедрение экологически чистых (безотходных) технологий;
2) привлечение инвестиционных потоков в высокотехнологичные отрасли экономики Республики Алтай;
3) создание кластеров в приоритетных отраслях экономики Республики Алтай путем генерации и реализации "якорных" инвестиционных проектов - "точек роста": туризм (обеспечение качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном уровне); агропромышленный комплекс (обеспечение производства экологически чистой продукции); пищевая промышленность (расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование разработки новых инновационных продуктов питания); биофармацевтика (производство инновационных лекарств и биологически активных добавок); санаторно-курортный отдых (создание современных высокоэффективных оздоровительных комплексов, обеспечивающих широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи);
4) активизация процесса создания высокопроизводительных рабочих мест;
5) информационная и кадровая поддержка инвестиционной деятельности:улучшение качества человеческого капитала; создание современной молодежной среды в Республике Алтай; развитие детского рекреационно-реабилитационного кластера.
Территориальное развитие Республики Алтай будет осуществляться путем создания и функционирования двух типов зон: особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и зоны территориального развития.
Реализация Инвестиционной стратегии
Достижение цели и результатов Инвестиционной стратегии будет осуществляться за счет реализации:
Стратегии;Программы; государственных программ Республики Алтай; комплексного инвестиционного плана Республики Алтай на 2013 - 2028 годы, утверждаемого Правительством Республики Алтай; мероприятий по внедрению Стандарта; задач и направлений настоящей Инвестиционной стратегии.
Направления задачи "Формирование благоприятного инвестиционного климата в Республике Алтай" обеспечиваются в соответствии с Дорожной картой по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Алтай (далее - Дорожная карта), утверждаемой Правительством Республики Алтай.
Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Алтай будут закреплены в Инвестиционной декларации Республики Алтай. Направления задачи "Обеспечение притока инвестиций в приоритетные для Республики Алтай секторы экономики" обеспечиваются в рамках реализации комплекса "якорных" инвестиционных проектов Республики Алтай, форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, и при необходимости - планом дополнительных мероприятий, выходящих за рамки Дорожной карты.
Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
Согласно п.1 ст.5 Закона Республики Алтай "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай" от 20 декабря 2017 года N 68-РЗ
В случае, если вступают в силу законы Республики Алтай и иные нормативные правовые акты Республики Алтай, изменяющие размеры региональных налогов, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность субъекта инвестиционной деятельности по реализации приоритетного инвестиционного проекта Республики Алтай или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Республики Алтай по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с законами Республики Алтай и иными нормативными правовыми актами Республики Алтай на день заключения инвестиционного соглашения, специального инвестиционного контракта, соглашения о государственно-частном партнерстве или концессионного соглашения по реализации приоритетного инвестиционного проекта Республики Алтай, то такие законы Республики Алтай и иные нормативные правовые акты Республики Алтай не применяются в течение действия инвестиционного соглашения, специального инвестиционного контракта, соглашения о государственно-частном партнерстве или концессионного соглашения, но не более десяти лет со дня заключения таких соглашений, контракта, если иное не установлено федеральным законодательством.
В Республике Алтай ежегодно оказывается существенная поддержка бизнеса, как общего характера в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства, так и по отраслевому признаку: в сфере сельского хозяйства, туризма и промышленности. Повышение результативности государственной поддержки реальному сектору экономики, увязка поддержки с параметрами налоговых поступлений, созданием рабочих мест и снижением уровня безработицы, окажут существенное влияние на рост собственных доходов Республики Алтай.
Улучшение предпринимательского климата тесно увязано с работой по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В рамках внедрения Стандарта планировалась расширение практики применения инвестиционных соглашений ( Согласно Концепции развития экономики, обеспечивающий рост собственных доходов бюджетов муниципальных образований в Республике Алтай от «21» сентября 2016 г.).
Комментарии 2
Всегда рад ответить на поставленные вопросы. С Уважением, Сафиянов Д.Р.