Направление развития:

Коммуникации

Цифровая экономика

Программа развития городского округа Нальчик Т.Б. Ахохова

Источник: http://admnalchik.ru/

Публикуем Программу развития городского округа Нальчик Т.Б. Ахохова.

 

Основные программные направления:

 

Экономика

Направление 1 – Бюджет

Направление 2 – Теплоэнергетика

Направление 3 – Водопровод и водоотведение

Направление 4 – Электросетевое хозяйство

 

Городское пространство

Направление 1 – Нальчик – мобильный

Направление 2 – Нальчик – красивый

Направление 3 – Нальчик – благоустроенный

 

Социальное пространство

Направление 1 – Нальчик – образованный

Направление 2 – Нальчик – культурный

Направление 3 – Нальчик – спортивный

Направление 4 – Нальчик – здоровый

 

Пространство открытого диалога

Направление 5 – Нальчик – открытый

 

Нальчик – столица нашей прекрасной республики, ее лицо, экономический, культурный и финансовый центр, что, в свою очередь, определяет образ жизни горожан, их запросы и ожидания. Наша главная цель – сделать город Нальчик городом для людей, комфортным для всех категорий граждан. Это задача может быть решена только через объединение усилий властей и жителей города, всех членов городского сообщества.

За последние годы проделан большой объем работы во всех сферах жизни города. Успешно воплощен в жизнь целый ряд инфраструктурных проектов. Столица нашего региона преобразилась. Город растет, но, к сожалению, не избежал некоторых болезней такого стремительного роста. Еще много серьезных задач ожидают своего решения. Основными приоритетными направлениями развития города, формирующими генеральную линию его дальнейшего развития, считаю следующие:

Развитие экономики
Создание комфортной городской среды
Создание комфортной социальной среды
Создание условий для открытого диалога с горожанами
 

К сожалению, каждый город имеет свои проблемные места. Десятки тысяч горожанежедневно сталкивается с теми или иными их проявлениями. Несомненно, дальнейшее развитие и изменения, отвечающие требованиям времени и насущным потребностям жителей города, необходимы во всех сферах.

Стратегия развития нашего города должна носить корпоративный характер: она призвана вычленять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Предприниматели, чиновники, ученые, члены общественных организаций – все основные группы населения должны стремиться к созданию условий для реализации  перспектив развития города, к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих целей.

Администрация городского округа должна быть всегда открыта к конструктивному диалогу со всеми представителями городского сообщества, с тем, чтобы создать условия для их активного участия в определении основных направлений развития.

Позвольте более подробно представить свое видение направлений, работа над которыми позволит обеспечить устойчивое развитие городского округа Нальчик и повысит качество жизни его граждан.

 

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Для достижения поставленных задач необходимо в первую очередь развитие экономики. Город Нальчик должен стать городом экономического роста. Несколько цифр о структуре расходов и доходов местного бюджета городского округа Нальчик на 2018 год. Доходы на 2018 г. прогнозируются в объеме 3 млрд. 309 млн. 255,6 тыс. рублей, из которых межбюджетные трансферты, получаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составят 1 млрд. 691 млн. 255,6 тыс. рублей.

В структуре доходных поступлений местного бюджета на 2018 год доля налоговых доходов составит 36,1% или 1 млрд. 189 млн. 226,5 тыс. рублей, неналоговых доходов – 13,0% или 428 млн. 773,5 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых доходов занимают:

налог на доходы физических лиц – 75,4% (896,1 млн. рублей),
земельный налог – 13,2% (156,5 млн. рублей),
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 6,7% (79,9 млн. рублей).
 
наиболее значимыми в структуре неналоговых доходов являются:
доходы от оказания платных услуг муниципальными учреждениями – 39,2% (168,0 млн. рублей),
доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 30,7% (131, млн. рублей),
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 21,1% (90,5 млн. рублей).
 

62% расходов составляет заработная плата, пенсии, пособия, отчисления в фонды. На коммунальные услуги и услуги связи еще 6%, на содержание имущества – 10% и т.д. На инфраструктурное развитие города остается 12,6% или 416 млн. руб.  Напомню, что на 2018 год предусмотрены 16 муниципальных целевых программ, 7 из которых относятся к социальной сфере. Из 416 млн. – 323 млн. руб. относятся к развитию транспортной системы в Нальчике.

Таким образом, очевидно, что бюджет городского округа Нальчик социально ориентирован, но об инвестициях в развитие говорить сложно. Однако без них не будет роста экономики, а без роста экономики не будет роста доходов. В результате может наступить момент, когда бюджет не сможет выполнять свои социальные обязательства, которые и сейчас крайне малы и неэффективны.

Хотелось бы отметить, что в текущем году Президентом Российской Федерации подписан новый «майский указ» от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». После утверждения национальных проектов вытекающая из данного указа расходная часть местного бюджета должна будет переориентирована.

В части роста бюджетанеобходимо идти по нескольким направлениям.

 

Первое направление, которое может дать более быстрый эффект –  задействовать скрытые резервы для повышения доходной и налоговой базы. Проблем здесь много, но и резервы есть. Значительная часть налого-облагаемой базы находится в тени.

Для выполнения этой задачи считаю необходимым принять следующие меры по повышению налоговой базы, доходов городского бюджета в целом:

продолжить практику проведения еженедельных комиссий по мобилизации доходов с заслушиванием руководителей организаций и предприятий, имеющих значительный объем задолженности по уплате налогов и сборов в местный бюджет;
устранить несоответствия между учетными данными и фактическими параметрами объектов инвентаризации;
закончить инвентаризацию земельных участков. Так, на сегодняшний день из 2860,0 га земель сельскохозяйственного назначения на территории городского округа проинвентаризовано всего 2460 га;
уделить больше внимания вопросам легализации трудовых отношений и погашения задолженности по заработной плате в соответствии с ежемесячной информацией регионального отделения социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарии;
усилить работу с арендаторами в целях увеличения поступления доходов в местный бюджет;
активизировать работу со службой судебных приставов. Для справки в ССП за 4 месяца этого года направлено для взыскания в городской бюджет в общей сложности 13 тыс. исполнительных листов (в том числе по долгам по аренде имущества и земли города, задолженность по налогам в местный бюджет) на общую сумму в 154 млн. руб, которые позволили бы решить много проблемных вопросов (и это только за 4 месяца 2018 г.). При этом взыскано и поступило в городской бюджет только 29 млн. руб. или 19%. Остались неисполненными на сегодняшний день еще 124 млн. руб., не говоря об исполнительных листах прошлых лет.
 

Второе направление – принятие мер по оптимизации расходов, снижению неоправданных затрат. Например, в целях совершенствования закупок и повышения эффективности бюджетных расходов целесообразно приступить к внедрению системы от ЗАО «Сбербанк-АСТ» в качестве электронного магазина малых закупок для муниципальных заказчиков городского округа Нальчик. Это снизит затраты на закупкуи даст стимул малому предпринимательству для участия в муниципальных закупках. В случае успеха будет возможен перевод закупок всех муниципальных образований республики на данную площадку.

Необходим качественный, в том числе и общественный, контроль за расходной частью бюджета. Важно сделать траты бюджета прозрачными, понятными, эффективными. Бюджет городского округа не является тайной за семью печатями, следует широко привлекать общественность: показывать, обосновывать и совместно контролировать его.

 

Третье направление –стимулирование экономического роста, создание благоприятных условий для развития бизнеса. Необходимо активизировать работу по привлечению инвестиций в основной капитал, улучшить работу с потенциальными инвесторами, организовав в этих целях полноценную работу по принципу «одного окна» для удобства инициаторов проектов и координации работы между всеми подразделениями Местной администрации городского округа Нальчик в рамках муниципально-частного партнерства. Должна быть расширена практика имущественной поддержки субъектов МСП за счет предоставления субъектам МСП муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Первый пример такой практики – «Создание спортивно-рекреационного комплекса «Нальчик» на базе озера №2. В первую очередь, должны быть выявлены объекты муниципального имущества, которые длительное время не используются, либо неэффективно эксплуатируются Местной администрацией г.о. Нальчик.

Наиболее перспективными и актуальными считаю такие механизмы муниципально-частного партнерства, как концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты, активное участие в республиканских и федеральных государственных программах поддержки и развития предпринимательских и инвестиционных инициатив. В целях создания конкурентной среды и оказания поддержки действующему бизнесу необходимо усилить работу по легализации трудовых отношений, созданию условий для легализации самозанятых.

В сфере потребительского рынка необходимо закончить актуализацию действующих нестационарных торговых объектов в городском округе Нальчик, демонтировать объекты, не работающие легально длительное время. Необходимо более строго подходить к внешнему виду таких объектов, разработать единые требования к дизайну всех видов нестационарных и мобильных торговых объектов. Помимо решения задачи пополнения местного бюджета, необходимо выстроить работу по установлению четких и прозрачных взаимоотношений с малым бизнесом, кардинально пересмотреть саму схему размещения НТО.

Таким образом, важно создать равные, понятные всем участникам, справедливые условия для развития всех форм хозяйствования. Но в свою очередь бизнес-сообщество, безусловно, должно выполнять свои обязательства перед обществом: полная легализация, уплата налогов и платежей, оформление работников по трудовым договорам, соблюдения правил градостроительства и т.д.

 

Не могу отдельно не сказать про проблемы и пути их решения в системах жизнеобеспечения городского округа Нальчик.

Ситуация на наших предприятиях приблизительно схожа, и причины, в принципе, также одинаковы. Не вдаваясь в подробности и технические нюансы, только обозначу некоторые ключевые моменты.

 

Основными причинами являются:

сложившаяся еще в советский период система производства и передачи – физический износ сетей (70-90%), оборудования (до 90%). Количество аварий и сбоев на сетях и объектах с каждым годом имеют тенденцию к возрастанию, не оправдываются затраты на их поддержание.
многолетнее отставание выполнения капитальных ремонтов и модернизации системы из-за сдерживания роста тарифов в сравнении с ростом цен и тарифов на энергоресурсы (газ, электроэнергия);
отсутствие у потребителей приборов учета, низкая платежная дисциплина абонентов и, в конце концов, банальные хищения.
 

В итоге очевидны сверхнормативные потери, которые усиливают эффект убыточности предприятий, растут многомиллионные долги перед поставщиками электричества и газа. Сети ветшают, количество аварий растет.

И меры выхода из сложившейся ситуации также приблизительно одинаковы с учетом специфики.

По теплонергетике  единственный путь повышения эффективности работы теплоснабжающего предприятия – создание новой системы теплоснабжения на современном технологическом и энергоэффективном уровне с учетом приборизации потребителей от каждого источника теплоснабжения.

Создание данной системы теплоснабжения в г.о. Нальчик может занять от пяти и более лет и должно проводиться параллельно с эксплуатацией старого действующего оборудования и сетей, так как услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению имеют непрерывный цикл.

Без изменения существующей системы теплоснабжения улучшить финансово-экономическую деятельность предприятия (вывести его из убыточного состоянии) невозможно.

Как пример данного подхода – в настоящее время МУП «НТСК» разработана инвестиционная программа на 2019-2023 годы на сумму 152 млн. рублей. Первые два года – это заказ на изготовление и монтаж блок-модульной котельной, далее 3 года – замена тепловых сетей и установка индивидуальных тепловых пунктов на 13 объектах (включая школу, поликлинику, стоматологию, многоквартирные дома) с ликвидацией ЦПТ по ул. Кабардинской, 208. При этом необходимо проводить полную замену сетей от потребителя к источнику одновременно.

Таким образом, будет создана новая система теплоснабжения части микрорайона «Молодежный».

Реализация таких проектов в дальнейшем на территории города позволит со временем обновить всю систему теплоснабжения города.

 

По водопроводно-канализационному хозяйству для обеспечения населения качественными и бесперебойными услугами требуется также проведение комплекса мероприятий по реконструкции и модернизации водопроводно-канализационного хозяйства города.

Иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как привлечение инвесторов в водопроводно-канализационное хозяйство, нет, так как на эти цели необходимо более 3 млрд. рублей, а бюджет города и республики с этим не справится.

В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина муниципальные органы должны обеспечить передачу частным операторам (в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25 процентов) на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление. Именно передача объектов водоснабжения и водоотведения в концессию является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения внебюджетных средств в сферу ЖКХ.

Следует разработать проект по передаче водо-канализационного хозяйства города в концессию, чтобы иметь возможность искать под этот проект инвесторов.

 

Такая же ситуация по электросетевому хозяйству.

При этом также необходимо:

активизировать проведение рейдов по выявлению неучтенного потребления;
исключить практику бездоговорного и безучетного потребления, активизировать выявление хищений;
оснастить приборами учета
всех потребителей;
продолжить инвентаризацию абонентской базы;
принять меры по повышению платежной дисциплины потребителей.
 

Необходимо понимать: не оплачивая потребленные услуги, невозможно требовать от них качества.

 

 

КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Когда мы говорим о комфортной городской среде, то, в первую очередь, предполагаем создание условий для системного повышения качества жизни горожан во всех сферах, сбалансированное развитие общественного пространства, улучшение благоустройства городской территории с сохранением исторического облика нашего города.

 

Нальчик – мобильный

Одним из главнейших условий для решения задач по созданию комфортной городской среды, несомненно, является формирование сбалансированной транспортной системы, удобной для жизни населения в условиях высокого уровня автомобилизации на основе проведения сбалансированной транспортной политики, включающей в себя улучшение качества услуг пассажирского транспорта и совершенствование магистральной улично-дорожной сети. Обеспечение свободного, предсказуемого и комфортного перемещения по городу пешеходов, пассажиров общественного транспорта и автомобилистов.

Здесь стоит отметить, что в современных реалиях все большее значение приобретает  уровень транспортного обслуживания горожан, в том числе маломобильных групп населения, общественным транспортом и возможности реализации ими многочисленных и разнообразных транспортных перемещений. Важность общественного транспорта определяется, главным образом, его социальными функциями. Он обеспечивает доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, экономической деятельности,  занятиям спортом и т.д. Позволяет всем сферам экономической жизни эффективно функционировать. Более того, оптимальное состояние общественного транспорта предпола­гает сокращение доли легкового транспорта в транспортных потоках со всеми вытекающими отсюда позитивными последствиями, включая улучшение состояния воздушного бассейна города.

В настоящее время все микрорайоны города охвачены между собой прямым либо транзитным автобусным и троллейбусным сообщением.

Ежедневно в городской маршрутной сети работают около 630 единиц транспорта, в том числе автобусов средней вместимости – 53 ед., микроавтобусов – 560 ед., троллейбусов – 17 ед.

Вместе с тем, по моему мнению, имеются определенные проблемы в сфере регулярных пассажирских перевозок. Перечислю некоторые из них:

Большая загруженность общественного транспорта в утренние и вечерние часы «пик». Именно в эти моменты происходит максимальная нагрузка на общественный транспорт, который из-за отсутствия в достаточном количестве транспорта большой вместимости (автобусов и троллейбусов) не справляется с существующим пассажиропотоком.
Неудовлетворительная работа общественного транспорта в вечернее время – после 20 часов. Ввиду низкой рентабельности городских пассажирских перевозок предприятия-перевозчики не в полной мере наладили строгое соблюдение установленного графика движения транспортных средств в вечернее время.
Высокая изношенность парка троллейбусов. По причине предельного физического износа подлежит списанию более 20 троллейбусов из 35 имеющихся на предприятии.
Низкая пропускная способность улично-дорожной сети (улиц Осетинской, Суворова, Пачева, Мостовой, Кешокова, Толстого, Кирова и других). Недостаточная ширина проезжей части дорог, а также парковка транспортных средств в непредназначенных местах значительно снижает пропускную способность улиц, в том числе и общественного транспорта, что приводит к нарушению графиков его движения.
Отсутствие оборудованных промежуточных остановочных пунктов на отдельных улицах города, что создает значительные неудобства для пассажиров (улицы Кирова, Чернышевского, Фурманова, Тарчокова, Эльбрусская, Комарова и другие), а также на улицах сельских поселений: Хасанья, Белая Речка, Кенже.
Дефицит квалифицированного водительского состава и, как следствие, в среднем, неудовлетворительный уровень культуры водителей. Низкая рентабельность некоторых городских маршрутов лишает руководителей предприятий инструментов для ужесточения требований к персоналу.
 

Для устранения этих недостатковследует реализовать ряд мероприятий, направленных на решение как вышеобозначенных вопросов, так и некоторых других:

 

Поэтапная замена микроавтобусов на комфортабельные автобусы большей вместимости по предприятиям-перевозчикам, независимо от формы собственности. На первом этапе при проведении открытого конкурса ожидается обновление транспортных средств на магистральных маршрутах. На втором этапе предприятия-перевозчики должны заняться постепенной заменой микроавтобусов на автобусы большей вместимости.
Внедрение на предприятиях-перевозчиках непрерывного автоматизированного контроля движения в режиме реального времени на основе системы ГЛОНАСС.
Развитие транспортной инфраструктуры города: расширение проезжей части улиц, упорядочение парковок и стоянок транспортных средств на улично-дорожной сети города, строительство остановочных комплексов на улично-дорожной сети города, оборудование мест остановок общественного транспорта посадочными площадками.
 

Стоит выделить запланированное на осень 2018 год завершение строительства новой улицы на месте 20-го ходового пути, от улицы Мальбахова до примыкания ул. Калюжного общей протяженностью 1,7 км и завершение реконструкции ул. Калюжного от пересечения с ул. Головко до ул. Эльбрусской – протяженность 2,4 км. Завершение этих участков значительно разгрузит центральные улицы города, в первую очередь нашу многострадальную ул. Кирова.

Несколько слов о состоянии дорог в городе. К сожалению, следует признать их крайне плачевное состояние. На ямочный ремонт дорог в этом году, ввиду отсутствия других возможностей, в бюджет заложено лишь 12 млн. рублей. Основные силы брошены на указанные выше объекты. Можно, конечно, весь бюджет дорожного фонда «уложить» в ямы по всему городу, но, так у нас никогда не будет хороших дорог. Более правильным, по моему убеждению, будет подход, когда часть средств направляется на ямочный ремонт, может быть только на особо значимых маршрутах, опасных ям и разрытий. В этом контексте уже ведется работа над замечаниями, указанными в «карте убитых дорог» ОНФ. На сегодня из 41 объекта уже 11 выполнено, 10 в работе. Следует также оперативно реагировать на сигналы городского интернет-сообщества и социальных сетей.

Но основные силы должны быть направлены на реконструкцию и развитие существующей, а главное – создание новой транспортной инфраструктуры, отвечающей самым современным требованиям. Только так мы поэтапно придем к новым качественным дорогам.

В существующих условиях, в условиях дефицита бюджета приходится максимально скрупулезно и ответственно расставлять приоритеты, делать выбор. Любой рачительный хозяин предпочтет поменять всю текущую крышу, чем постоянно латать дыры в старой.

Требует также внимания создание удобных и безопасных условий для движения пешеходов – пешеходных зон и пешеходных переходов; оборудо-вание сети велосипедных дорожек, зон для передвижения пешеходов на роликах и подобном спортивном инвентаре; создание достаточного количества мест для постоянного и временного хранения автотранспорта (паркингов и парковок, в том числе платных) преимущественно в центральной части города и вблизи магистральных улиц и дорог, что приведет к освобождению улично-дорожной сети от припаркованного автотранспорта, повышению ее пропускной способности, снижению заторовых ситуаций и уменьшению вредных выбросов в атмосферу. Также необходимо при планировании новых районов застройки предусматривать стоянки, парковки, широкие на перспективу дороги. К примеру, проект планировки территории микрорайонов 5, 6, а также восточный предусматривает наличие специальных парковочных зон, в т.ч. многоуровневых, которые должны быть созданы по мере застройки (освоения) жилых зон.

 

Нальчик – красивый

Еще одним, не менее важным направлением, является сохранение и развитие архитектурного облика города, стремление к максимальной аутентичности его внешнего вида, рациональное зонирование территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур, благоустройство, градостроительные требования к сохранению историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Важным условием эффективного функционирования городского хозяйства являются вопросы планировки городского округа Нальчик в системах расселения, поиск направлений относительно сбалансированных по ареалам связей городских зон, выборочной реконструкции отдельных зданий, упорядочения застройки территории, в рамках разработанного и утвержденного Генерального плана развития города.

В связи со стремительно меняющимися социально-экономическими и градостроительными условиями особую значимость приобретает проблема реконструкции сложившейся жилой застройки. Это связано с тем, что значительное количество жилых и общественных комплексов относятся к категории с повышенным моральным и физическим износом.

В 2013 году принята муниципальная адресная программа переселения граждан из аварийного жилья. В программу включены дома, признанные непригодными для проживания и подлежащими сносу до 1 января 2012 года.

В результате реализации программы переселения граждан Местной администрацией городского округа Нальчик 322 семьи переехали в новые квартиры. Однако в связи с отказом части граждан, собственников аварийных жилых помещений, от получения приобретенных для них квартир, в районе первоочередной реконструкции остались частично расселенные дома. В случае моего избрания к решению данной проблемы приложу максимум усилий!

Остро стоит проблема расселения зданий, ранее числившихся ведомственными общежитиями, а сейчас многоквартирных домов коммунального типа, в городском округе Нальчик их на сегодня – 36. Это тяжелое наследство, но это наши граждане, жители города и администрация города примет все меры по решению их бытовых проблем.

Решить проблему переселения граждан из домов коммунального типа за счет средств местного бюджета не представляется возможным. Для более эффективного решения данной проблемы требуется финансовая поддержка за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, что возможно осуществить в рамках реализации разработанной целевой программы.

По поручению Главы Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Кокова Местной администрацией г.о. Нальчик был запущен по согласованию с Правительством КБР «пилотный проект» – разработана муниципальная программа «Улучшение бытовых условий граждан, проживающих в многоквартирном доме коммунального типа по ул. Кадырова, 15-б в 2017-2018 гг.». Для улучшения бытовых условий граждан, проживающих в многоквартирных домах коммунального типа по ул. Кадырова, 15-б, предполагаем на I этапе в 2018 году предоставить около 70 квартир, а оставшееся количество – в срок до 1 апреля 2019 года.

Убежден, что по результатам реализации данного «пилотного» проекта следует принять соответствующее решение по разработке аналогичного проекта на краткосрочный период или формированию программы на более длительный период, предусматривающей переселение семей из всех домов коммунального типа (общежитий).

В настоящее время наметилась тенденция к еще одной градостроительной проблеме – так называемого «принципа точечной застройки», когда высотные дома возводятся без расширения и реконструкции проездов в пределах красных линий для мало- и среднеэтажного строительства. Указанная уплотненная застройка создает существенные транспортные и инсоляционные проблемы. Кроме этого, высотные дома зачастую не вписываются в композиционное единство с существующей застройкой. Старая застройка начинает восприниматься как «инородная». Это своеобразное «переписывание истории», а в сущности, полное вычеркивание значимых этапов развития общества, запечатленное в градостроительных решениях. Однако следует отметить, что с другой стороны очевидна экономическая выгода от встраивания в существующие структуры новых зданий, так как отсутствует необходимость в их обеспечении коммуникациями и необходимой инфраструктурой. Поэтому важно найти баланс, применяя комплексные подходы к градостроительному проектированию. Данная проблема актуальна для любого города. Крупные города уже пережили эту болезнь, предстоит исцелитьсяи нам.

Для сохранения и развития сложившегося городского пространства необходимо сделать его по-настоящему жизнеспособным, нужно не только бережно поддерживать, но и обновлять его структуру. Этот эволюционный процесс включает в себя сферы городского строительства, реставрацию зданий, капитальный ремонт, благоустройство и озеленение территории.

Еще одной, возможно даже большей опасностью, считаю наличие незаконных построек и пристроек к существующим домам. С этим явлением надо бороться активно и принципиально. Да, это вызовет и негативную реакцию у части горожан, которые либо уже успели, возможно, кто-то по незнанию, купить помещения в незаконных постройках или сами пытаются пристроить к своим квартирам сомнительные конструкции, которые нарушают внешний вид здания и ущемляют права других жителей этих дворов и домов, лишая их придомовой территории. Необходимо донести до всех жителей города, что приоритетом для нас является благоустройство, комфорт и доступность городской среды для всех горожан. Здесь в большой степени следует рассчитывать на поддержку городской общественности.

Особого внимания требует и проблема разного рода визуального «мусора». К нему можно отнести обычную уличную рекламу – легальную и нелегальную, лайтбоксы, рекламу на окнах, таблички с названиями организаций, «раскладушки» с подобной информацией, объявления, вывески и т.п. Нередко все примеры такого «мусора» можно встретить на фасаде единственного здания и возле него. Интересно, что помимо легальной и нелегальной рекламы в городе в качестве «визуального мусора» встречается реклама старая: когда-то размещенная в соответствии с законом, но теперь никому не нужная. Она теряет цвет, вид, покрывается грязью, разрушается, но никто ее не убирает. Также в данную категорию попадают и неудачные колористические решения в архитектуре – не характерные для окружающей среды и не соответствующие ей. Плохой дизайн рекламы, вывесок и банальные ошибки в текстах также ведут к появлению визуального «мусора». Считаю необходимым разработать концепцию архитектурно-художест-венного регламента внешнего вида и мест размещения рекламных конструкций, средств размещения информации на зданиях и сооружениях. И здесь также нужна будет широкая поддержка общественного мнения.

 

Благоустройство

Актуальность данного направления обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Создаются условия для здоровой, комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. Мероприятияпо благоустройству должны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик города, создать комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условияв жилых квартирах, во дворах, на улицах, в общественных местах (парках, скверах, на площадях и т.д.).

Работа в данном направлении призвана обеспечить формирование максимально комфортной среды проживания горожан. Следует применять комплексный подход к благоустройству городских территорий и озеленению, который включает в себя:

внедрение схемы санитарной очистки города;
разработка нормативов по качеству уборки территорий;
благоустройство дворовых территорий с учетом потребностей горожан;
увеличение площади зеленых насаждений общего пользования, создание зеленых насаждений, повышающих санирующий и эстетический эффект с учетом градостроительных и планировочных требований, формирование современной инфраструктуры досуга, отдыха и спорта;
содержание объектов улично-дорожной сети и зеленого хозяйства;
развитие сети дождевой канализации;
обеспечение экологической безопасности и контроля, с привлечением общественности;
своевременный и качественный вывоз мусора, контроль санитарного состояния точек его сбора;
оснащение современными машинами, механизмами и оборудованием муниципальных учреждений служб благоустройства;
формирование механизма, регулирующего градостроительное развитие и рациональное природопользование;
широкое применение современных качественных материалов и технологий для работ по благоустройству (ремонт дорог, тротуаров, сетей дождевой канализации, инженерных объектов, ограждений и т.д.);
обеспечение комплексности при проведении работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту всех видов объектов внешнего благоустройства;
сокращение численности безнадзорных животных на территории города;
повышение качества цветочного оформления городских территорий;
обеспечение энергоэффективности работы городских сетей освещения и улучшение освещенности улиц;
развитие системы архитектурно-художественной подсветки и праздничного освещения городских территорий;
внедрение современных методов и систем управления наружным городским освещением.
 

В то же время стоит отметить наличие вопроса организации населения по месту непосредственного проживания. Большинство дворовых территорий не оборудованы детскими спортивными площадками. Большая часть имеющихся площадок находится в неудовлетворительном состоянии. Отведенные для этого места во дворах часто используются не по назначению. Ограждения площадок в большинстве случаев отсутствуют или разрушены.

Частично эти проблемы начали решать в рамках  приоритетного проекта «Формирование современной городской среды на территории городского округа Нальчик в 2018-2022 гг.». Общий объем финансирования программы в 2018 году составит более 34 млн. рублей. В том числе сумма затрат на благоустройство общественных территорий составит 11,8 млн. рублей, на благоустройство дворовых территорий – более 23,6 млн. рублей.

Также считаю одной из главных моих задач – добиться исправления недостатков, допущенных при выполнении программы по благоустройству 68 дворовых территорий в 2017 году.

Кроме того, есть много жалоб об отсутствии мест массового пребывания населения в районе Александровка. Необходимо подобрать и спроектировать территорию, чтобы решить данный вопрос в максимально короткие сроки.

 

Комфортная социальная среда

В данном направлении перед нами стоят задачи по созданию социально-ориентированных, комфортных условий жизни всех категорий горожан, которые способствовали бы формированию и развитию личности, ее социализации и самореализации, умственному, культурному, физическому и творческому развитию, укреплению института семьи, реализации ее основных функций, повышению общего уровня жизнигорожан.

Эти цели задают высокие требования к качеству и доступности всех сфер жизни городского сообщества: образованию, культуре, физическому развитию, здравоохранению.

 

Нальчик – образованный

Развитие сферы образования в части структурных, функциональных, количественных и качественных изменений для достижения максимальной доступности и его высокого уровня. Ведь образование сегодня – одна из основных жизненных ценностей человека. Образованный гражданин – это, в первую очередь, опора социальной справедливости и политической стабильности. Наша задача – повышение качества и доступности дошкольного, среднего, профессионального образования, больше возможностей̆ для дополнительного образования и профессиональной̆ подготовки.

Сегодня здесь имеются сложности. Так, к сожалению, 21,8% учащихся в 14 общеобразовательных учреждениях продолжают обучаться во вторую смену. Проблемными остаются и вопросы недофинансирования ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, приобретение учебников; большая кредиторская задолженность по организации горячего питания дошкольников и школьников; переоснащение учебных кабинетов компьютерным оборудованием, школьной мебелью. Есть вопросы по объектам дошкольного образования, в том числе по приему детей до 3-х лет в детские ясли.

Работа по решению обозначенных задач уже ведется и будет усилена. Так, для улучшения доступности и качества предоставляемых услуг учреждениями дошкольного и общего-среднего образования, до конца текущего года планируется завершение строительства следующих объектов:

детского сада на 140 мест в с. Белая Речка;

пристроек ясельных групп к дошкольным подразделениям общей мощностью 140 мест (в т.ч. МКОУ «СОШ №9» (ДО №2) – 40 мест, МКОУ «СОШ №31» (ДО №29) – 60 мест, МКОУ «СОШ №32» (ДО №27) – 40 мест).

 

В 2019 году планируется строительство пристроек ясельных групп к дошкольным подразделениям общей мощностью 80 мест (в т.ч. МКОУ «СОШ №11» (ДО №59) – 40 мест, МКОУ «СОШ №12» (ДО №5) – 40 мест).

Положено начало строительству по проспекту Ленина (в районе 6-го микрорайона) общеобразовательной школы на 1224 места. Школа будет соответствовать самым современным стандартам. Здесь помимо учебных кабинетов планируется создание и оснащение современным оборудованием 2-х лингафонных классов, 4-х кабинетов информатики, зала хореографии, 2-х спортзалов, 2-х бассейнов, 2-х мастерских трудового обучения, пищеблока, а также актового зала на 560 человек. Уверен, школа станет образцовой в республике.

 

Нальчик – культурный

Уровень развития культуры и искусства – один из главных показателей развития города как с точки зрения факторов, определяющих качество жизни горожан, так и экономических его аспектов. Культурная среда является одним из основных генераторов общественной и политической жизни городского сообщества, так как именно культура формирует нравственность, без которой должное исполнение социальных и экономических законов невозможно.

Здесь наш потенциал велик. Ведь для сохранения и дальнейшего развития культуры у нас есть главное – сами горожане, традиционные черты их народов, их образованность, врожденная уважительность, тяга к знаниям и духовным ценностям.

При этом мы располагаем мощной опорой в данной сфере – это памятники истории и культуры, музеи, библиотеки, театры, а самое главное – высокопрофессиональные кадры, работающие в сфере культуры и искусства.

Также мы обладаем уникальными возможностями популяризации  культуры посредством проведения культурных мероприятий на открытом воздухе. Необходимо нести культуру в массы, вывести ее на улицу, как бы это ни звучало. Подобные мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. Город должен принять всемерное участие в стимулировании и создании условий данного вида социальной активности. Необходимо и дальше стараться создавать на территории города точки притяжения горожан для культурного отдыха.

В то же время существует и ряд текущих задач, требующих скорейшего разрешения, среди которых можно выделить следующие:

строительство нового здания дома культуры в с. Белая Речка;
выделение дополнительного помещения МКУ ДО «Детская художественная школа». На сегодняшний день школа располагается на первом этаже девятиэтажного жилого дома, что не обеспечивает, ввиду высокой востребованности данного направления дополнительного образования, наличие достаточного количества классов для занятий. В этой связи, считаю необходимым рассмотреть возможность размещения части классов художественной школы в здании строящегося творческого клуба на ул. Кабардинская;
обеспечение достаточного финансирования Централизованной библиотечной системы для комплектования книжных фондов, создания электронных каталогов, оцифровку изданий, хранящихся в библиотеках, приобретения подписки на периодические издания;
поиск возможностей для обновления парка музыкальных инструментов детских школ искусств, который на сегодняшний день изношен на 90%, а также их доукомплектование специальным современным оборудованием, инвентарем, что позволит обеспечить возможность эффективной реализации образовательных программ.
организация мероприятий в области охраны объектов культурного наследия. Так, в настоящий момент, не установлено право собственности на большинство памятников, расположенных в г.о. Нальчик. В этой связи, необходим комплексный подход к решению данной проблемы с привлечением Департамента по УГИ, балансодержателей объектов, Росреестра КБР, Управления по государственной охране объектов культурного наследия.
 

Нальчик – спортивный

Нальчик богат спортивными традициями и достижениями своих представителей. Создание доступной спортивной инфраструктуры современного уровня, обеспечивающей горожанам возможность систематически заниматься физической культурой и массовым спортом, вести здоровый образ жизни – наш главный ориентир в данной сфере.

Инфраструктура для занятий спортом в шаговой доступности от дома является важным элементом жизни современного горожанина. Зоны уличных тренажеров, столы для настольного тенниса, площадки для футболаи баскетбола всегда пользовались огромной популярностью. К огромному сожалению, сегодня они есть далеко не во всех дворах, а их состояние зачастую оставляет желать лучшего. В некоторых случаях площадки для занятий спортом и ЗОЖ заменяют парковки или газоны, в других ситуациях жители не могут добиться установки даже минимального набора спортивных снарядов.

Важным импульсом для популяризации спорта является доступная спортивная инфраструктура в зонах отдыха и парках. Проведение уличных спортивных мероприятий.

Решать эту проблему нужно комплексно, объединив усилия непосредственно заинтересованных граждан, социально ориентированных организаций и местных властей.

Учитывая традиционную для нашей республики массовость занятий спортом считаю необходимым развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений и содержание в надлежащим состоянии уже имеющихся, поддержку физкультурных кадров, рост количества официальных соревнований российского и международного уровней, проводимых в городе.

Сегодня ждут своего воплощения несколько проектов спортивной инфраструктуры, среди которых:

строительство летнего шахматного павильона в парке культуры и отдыха (помещение шахматно-шашечного клуба «Ладья» не вмещает всех желающих);
строительство в микрорайоне Александровка на территории школьного стадиона МКОУ «СОШ №11» футбольного поля с натуральным газоном;
завершение ремонтных работ и введение в эксплуатацию спортивного зала, переданного на баланс МКОУ «ДЮСШ №3» в с. Белая Речка.
 

В 2019 году необходимо добиться начала реализации инвестиционного проекта общей стоимостью 30 млн. руб. по созданию спортивно-рекреационного комплекса «Нальчик» на базе озера №2, а также иных объектов, входящих в состав курорта «Нальчик» и «Атажукинского сада». В рамках проекта предполагается создание водного дизайнерского арт-объекта. Кроме того, должны быть созданы: пляж, аквапарк, пункты общественного питания, вспомогательная инфраструктура. Данный инвестиционный проект позволит создать на территории городского округа новый объект притяжения горожан и туристов, придаст мощный импульс развитию активного семейного отдыха.

 

Нальчик – здоровый

Создание среды, способствующей формированию здорового образа жизни горожан. Обеспечение высокого уровня качества и доступности медицинских услуг, благоприятная экология, возрождение и развитие курортно-рекреационного комплекса города.

 

 

ГОРОД ОТКРЫТОГО ДИАЛОГА

Нальчик – открытый

Реализация всех указанных выше задач возможна только при поддержке  и участии граждан и всего городского сообщества. Реализация концепции «Нальчик – открытый» нацелена на повышение активности широких слоев населения, объединение усилий активных граждан, поддержку постоянно действующей системы социального и информационного партнерства городской власти и населения, информированности горожан, формирование гражданской ответственности, групповой сплоченности, роста культуры социальной жизни, патриотизма.

К задачам, требующим решения здесь можно отнести:

развитие постоянно действующей системы социального и информационного партнерства городской власти и населения;
повышение уровня доверия к информации о деятельности органов местного самоуправления у населения муниципального образования;
внедрение и развитие инновационных форм взаимодействия населения и власти.
 

В целях качественного и оперативного решения обозначенных задач необходимо проработать некоторые меры. Так, для участия населения и органов местного самоуправления в интерактивном обмене информацией и в двусторонней обратной связи, создания условий для прямого диалога следует изучить вопрос создания и внедрения информационных площадок аналогичных успешно используемым в г. Москве площадкам «Наш город Москва» и «Активный гражданин». Первая из данных интерактивных площадок предполагает улучшение качества жизни горожан и облика Нальчика посредствам поддержки и активного участия населения в мониторинге состояния инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборки, а также благоустройства территорий и многое другое. Таким образом, горожане будут оказывать содействие органам исполнительной власти города в своевременном устранении возникших сбоев.

Главная цель – создание доступной и удобной возможности, без бумажной волокиты и необходимости «хождения по кабинетам» в конкретный установленный срок получить ответ с подтверждением принятия обращения, факта устранения проблемы или конкретным сроком ее устранения. Таким образом, часть функций по контролю за разрешением той или иной проблемы делегируется самим горожанам. Если в установленный срок проблема не решена должным образом, горожанин, заявивший о данной проблеме, может одним «кликом» подать об этом сигнал и направить опровержение.

Вторая площадка будет еще одной основой открытого, доверительного диалога. У нальчан появится возможность обсуждать важные для города вопросы, отвечая на которые, они напрямую смогут влиять на принимаемые властями решения. Например, указав свой адрес, горожанин сможет участвовать в голосованиях и районного и городского значения, сможет сам выбирать, как будет выглядеть его двор, улица или район. Данная площадка для проведения открытых голосований, опросов, сборов мнений или оценок граждан в электронной форме позволит проводить общегородские и локальные голосования по широкому спектру тем и значительно улучшит скорость и качество воплощаемых после обсуждения в данном формате проектов.

Здесь, как и в первом случае, для обеспечения открытости работы площадки планируется реализация набора инструментов, позволяющих пользователям следить за ходом голосований и контролировать достоверность получаемых результатов.

Помимо соответствующих интернет-сайтов, доступ к порталу будет реализован и в мобильных приложениях устройств под управлением ОС Android и iOS, что, несомненно, повысит скорость и качество взаимодействия горожан и администрации городского округа.

Начало конструктивному обсуждению с общественностью различных волнующих горожан вопросов уже положено. В частности, создан общественный экологический совет с привлечением специалистов научных заведений, активистов общественных движений. Первой темой стало обсуждение порядка и выработки положения по санитарной обрезке деревьев и вырубке аварийных. Эта проблема горячо обсуждалась в соцсетях. Мы должны стремиться к тому, чтобы перенести подобного рода вопросы на принципиально иной качественный уровень и прислушиваться к общественному мнению.

Городская власть должна стать центром инноваций, играть главную роль в поддержке и координации действий различных организованных и неорганизованных форм активности населения, быть открытой к конструктивному диалогу, к поиску совместных решений. От этого зависит успешное развитие нашего любимого города.

Голосовать

0 0

Поделиться

Зарегистрированный пользователь бесплатно может:

  • голосовать, предлагать свои инициативы, проекты на которые реагирует власть;
  • пользоваться системой интерактивной мониторинга регионов и скачивать документы;
  • создать свой личный кабинет, компанию, сообщество;
  • организовать взаимодействия с властью и бизнесом;
  • оставлять комментарии.
Будь активным!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Стратегические партнеры

Партнеры