Укрепление общественного здоровья (Красноярский край)

  • 17 июня 2020 г.
  • 2402
  • 0

Источник финансирования: Государственный

Бюджет: 1 000 000 000 руб.

Год начала: 2019

Год окончания: 2024

Статус проекта: Реализуется

Наименование федерального проекта: Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
Краткое наименование регионального проекта: Укрепление общественного здоровья (Красноярский край)
Срок реализации проекта: 01.01.2019 - 31.12.2024
Куратор регионального проекта: Подкорытов А.В. Заместитель председателя Правительства Красноярского края
Руководитель регионального проекта: Немик Б.М. министр здравоохранения Красноярского края
Администратор регионального проекта: Родиков М.В. Заместитель министра здравоохранения Красноярского края
Связь с государственными программами Российской Федерации:
Государственная программа  Красноярского края "Развитие здравоохранения"
Цель регионального проекта:
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (Красноярский край)
Задача национального проекта (справочно из паспорта федерального проекта): Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.
Дополнительная информация:
Красноярский край внесен в список пилотных регионов по реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья». Региональный проект «Укрепление общественного здоровья» направлен на достижение цели федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», являющегося составной частью проекта «Демография» по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни, в том числе увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни, а также на достижение национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году. Кроме того, мероприятия, связанные с формированием здоровья на производстве, которые в долгосрочной перспективе приведут к снижению случаев временной нетрудоспособности, смертности в трудоспособном возрасте.
В рамках регионального проекта «Укрепление общественного здоровья» объединены меры, направленные на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни. Предусматриваемые проектом мероприятия носят комплексный характер и включают разработку мер по дальнейшему ограничению потребления алкоголя, защите от табачного дыма, ликвидации микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), мониторингу за состоянием питания различных групп населения с применением научных исследований.
Основной задачей регионального проекта является формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая создание на базе существующих центров здоровья, центров общественного здоровья. Центры общественного здоровья должны стать центральным элементов в координации программ популяционной профилактики, реализуемых с участием представителей муниципальных властей, крупного и среднего бизнеса, волонтерских движений и НКО, специализирующихся в сфере общественного здоровья и здорового образа жизни.
Информационная поддержка будет осуществляться в рамках ежегодной информационно-коммуникационной кампании с охватом не менее 75% (не менее 70% в 2021 г.) аудитории граждан старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в своей основе будет иметь региональную составляющую, отраженную в региональном проекте и федеральную составляющую.
Будут разработаны дополнительно рекламно-информационные материалы, содержание которых будет направлено на позитивное восприятие лицами разных возрастных и социальных групп информации о важности следования принципам здорового образа жизни. При размещении информационных материалов будут задействованы механизмы таргетинга (география, демография, интересы, сообщества, путешествия, устройства). Указанные меры позволят лучше понять психологию пользователя и коммуникационно воздействовать на него на индивидуальном уровне. Разработка региональных информационных материалов будет осуществляться как дополнение к федеральным, с учетом региональных особенностей и выбранных целевых групп.
Реализация муниципальных программ общественного здоровья вместе с внедрением корпоративных программ позволит максимально охватить целевую аудиторию трудоспособной части населения, повысив осведомленность граждан о принципах здорового образа жизни.
Увеличение доли лиц, приверженных здоровому образу жизни, приведет к снижению заболеваемости и смертности от основных хронических и неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) (сердечно-сосудистых, онкологических) и внешних причин (например, связанных с потреблением алкоголя) в трудоспособном возрасте. Эффективная профилактика ХНИЗ будет реализована в рамках внедрения популяционной профилактической модели на базе создаваемых центров общественного здоровья.
Региональный проект включает мероприятия, запланированные ранее приоритетным проектом «Формирование здорового образа жизни», включая преемственность финансового обеспечения этих мероприятий. В рамках регионального проекта Красноярского края с учетом особенностей (выше Российского уровня распространенность потребление табака среди взрослого населения) предусмотрен ряд мероприятий, направленных на нормативно-правовое регулирование вопроса запрета курения в общественных местах. Также будут разработаны и реализованы межведомственные мероприятия в рамках постановления правительства Красноярского края «О мерах по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года в Красноярском крае»
Успешная реализация проекта повлияет на достижение показателей национального проекта «Ожидаемая продолжительность здоровой жизни», «Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни.
1. Выделение наиболее значимых и заметных для общества укрупненных целей и задач, предусмотрев их приоритетное финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения.
Наиболее значимыми задачами проекта, по которым определено приоритетное финансирование и концентрация других ресурсов, следует считать мероприятия:
- разработке и принятию нормативных правовых актов и методических документов по вопросам ведения гражданами здорового образа жизни, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, включая создание на базе центров здоровья и центров медицинской профилактики центров общественного здоровья;
- по внедрению в 100% муниципальных образований модельных муниципальных программ по укреплению общественного здоровья;
- по внедрению в Красноярском крае модели организации и функционирования центров общественного здоровья;
- направленные на организацию деятельности по увеличению процента населения, обеспеченного доступом к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов;
- по усилению лабораторного контроля за показателями качества пищевой продукции и соответствия ее принципам здорового питания;
- по созданию научно-методических и образовательных центров по вопросам здорового питания в регионах на базе которых, с учетом региональных особенностей во взаимосвязи со структурой питания для различных возрастных групп организованного населения, будут разработаны рекомендации в целях профилактики возникновения алиментарно зависимых заболеваний для внедрения среди населения в Красноярском крае;
- по внедрению корпоративных программ, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников;
- по проведению ежегодной коммуникационной кампании, пропагандируешь здоровый образ жизни и бережное отношение к здоровью с охватом не менее 75% аудитории старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- по организации и наполнению информационного ресурса, направленного на защиту потребителей от недостоверной информации о продукции, в том числе не соответствующей принципам здорового питания, и содержащего результаты оценки качества пищевой продукции, проводимой Роспотребнадзором.
2. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий
Предложенный вариант реализации регионального проекта в части формирования приверженности принципам здорового образа жизни и рационального питания является достаточным и эффективным. Население получит квалифицированную научно-обоснованную информацию о здоровом питании, мотивирующие послания, возможность получить навыки для формирования приверженности здоровому питанию через консультирование, информацию о качестве продуктов и их потенциальном «вреде» с точки зрения содержания трансжиров, сахара и соли. Доступность отечественных пищевых продуктов для ликвидации дефицита макро- и микронутриентов к 2024 году достигнет 60%.
Система мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанная на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, рекомендациях ВОЗ, а также связывающая здоровье населения со структурой питания и качеством пищевой продукции, позволит осуществлять детальную оценку состояния питания населения в различных регионах. Полученные аналитические данные обеспечат формирование баз данных для составления рекомендаций по коррекции рационов питания для каждого региона с учетом особенностей питания, и в целом обеспечат формирования пищевого поведения и пищевого статуса, включая отклонения от принципов здорового питания.
Научно-методические образовательные центры проведут анализ всех воздействующих на человека факторов в том или ином регионе в увязке с питанием, что позволит выработать адресные рекомендации по здоровому питанию для различных возрастных групп. К концу реализации проекта планируется достичь охвата около 30 миллионов человек обучением по вопросам здорового и полноценного питания через разработанные научнометодические образовательные программы.
Информационный ресурс будет направлен на защиту потребителей от недостоверной информации о продукции. Ежегодное его наполнение и последующая поддержка будут способствовать расширению спектра представляемой информации о продукции, в том числе не соответствующей принципам здорового питания, данных, содержащих в том числе результаты оценки качества пищевой продукции, проводимой Роспотребнадзором, а также обеспечит расширение круга потребителей, имеющих доступ к информации.
Широкомасштабная информационно-коммуникационная кампания по вопросам здорового питания, направленная на преодоление избыточного потребления сахара, соли и жира будет проведена в целях формирования приверженности граждан принципам здорового питания. Предполагается, что кампанией будет охвачено почти все население Красноярского края за 2021-2024 годы. При этом кампании также будут адресными: с выбором наилучших каналов доведения информации до различных возрастных и социальных групп и соответствующей адаптированной подачей информации.
3. Первоочередная реализация в проекте мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость последующих мероприятий
Привлечение НКО и волонтерских организаций к внедрению модельных программ по профилактике неинфекционных заболеваний и основам здорового образа жизни позволит компенсировать кадровый дефицит специалистов по общественному здоровью, увеличить охват целевой аудитории без дополнительного финансирования и обеспечить вовлечение самых широких групп.
Планируется со стороны федеральных органов исполнительной власти и Государственной Думы Российской Федерации корректировка законодательства по вопросам здорового питания, включая закрепление понятия здорового, спортивного и других видов питания с учетом научных данных и рекомендаций, по продвижению качественной пищевой продукции, стимулирование производства пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания. Будут разработаны и приняты нормативно-правовые акты, утверждены СанПины и методические документы. В этой части планируется значительное внимание уделить вопросам организации питания в социальных учреждениях (школы, больницы, дома престарелых).
В рамках полномочий Красноярского края будут приняты региональные нормативно правовые акты, направленные на укрепление общественного здоровья.
4. Сдерживающие факторы при реализации регионального проекта.
Недостаточная штатная численность сотрудников Минздрава России и НМИЦ профилактической медицины Минздрава России, сотрудников Роспотребнадора, научных организаций Роспотребнадзра и ФБУЗ Центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадора, участвующих в реализации федерального проекта, а также отсутствие в штате указанных ведомств специалистов по коммуникационным проектам, PR, рекламе, таргетированным механизмам размещения в сети «Интеренет», проектных менеджеров, специалистов по корпоративной среде, специалистов по работе с НКО будут  оказывать влияние на сроки и качество разрабатываемых документов.
Учитывая, что Красноярский край является пилотным регионом, необходимо обеспечить своевременное внедрение и адаптацию федеральных рекомендаций, что потребует включения в штат центров общественного здоровья специалистов по работе с НКО, социальному маркетингу и коммуникациям, проектных менеджеров, программистов и специалистов по телекоммуникационным технологиям. Также необходимо отметить высокую стоимость размещения роликов в сети интернет, трансляцию передач на теле-радио - каналах. Выделение средств в рамках предусмотренного бюджета на привлечение указанных специалистов и проведение информационно-коммуникационной кампании необходимо для реализации запланированных в региональном проекте мероприятий в полном объеме.
Основным фактором риска недостижения целевых показателей при реализации региональных составляющих федерального проекта является отсутствие запланированного федерального финансирования на создание дополнительных центров общественного здоровья.


0
2402

Комментарии 0