Загрузка данных
Население
ВРП
Бюджет
Инвестиции
Инв. в строительство
Ввод жилья
На душу населения
2 795 431 чел.
665.42 млрд. руб.
101.15 млрд. руб.
158.23 млрд. руб.
91.61 млрд. руб.
899.2 тыс. кв. м.
0.32 кв. м. на чел.
Загрузка статистики
Публикация

Ставропольские ученые создадут виртуальные лаборатории для школ

  • 5 октября 2021 г.
  • 0

В Ставрополе ученые взялись за создание технологии, которая позволит на школьных практических занятиях получать сложный эфир в виртуальной реальности. Цель задумки - не просто повысить качество образовательного процесса, но и обеспечить ученикам возможность безопасно экспериментировать с реактивами.
 
Автором новации стал руководитель молодой компании, доцент кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности СКФУ Владимир Антонов. Контролируют разработку кандидат технических наук Вячеслав Петренко и доктор физико-математических наук Фариза Тебуева.

- Во многих образовательных онлайн-сервисах уроки выполняются с помощью компьютерной мыши. Мы же руку оператора перенесли в виртуальную среду, - поясняет Владимир Антонов. - В фантастических фильмах нередко демонстрируют объемные изображения объектов, которые будто зависают в воздухе, и герой совершает с ними различные манипуляции. Здесь та же схема. У нас есть гаптическая перчатка, считывающая углы поворота при движении рук оператора, таким образом ребенок сможет выполнять любые действия с объектами в трехмерной среде, например переставлять колбу либо спиртовку.

Есть множество демонстрационных лабораторных работ по химии, однако для 99 процентов из них нужны приборы (трубки, штативы, пробирки) и реактивы. А это, в свою очередь, требует отдельного помещения с инженерными коммуникациями, наличия мест для хранения и приготовления химических препаратов, выстроенной системы закупок и утилизации. Также в штате необходим лаборант. Если финансирования достаточно, то все со временем можно организовать. Но зачастую средств учебным заведениям не хватает, и практические занятия проходят формально - школьники просто записывают не очень понятные формулы в тетради.

 
Как тогда сформировать исследовательский навык у ребят? Этим вопросом Антонов задался, когда пару лет назад случайно попал на урок химии в классе своей младшей сестры - учитель проводил эксперимент с реактивами самостоятельно, через неделю на другом занятии ситуация повторилась, только педагог просто включил видео.

- Внедрение интерактивных комплексов позволит компенсировать отсутствующий реквизит, расширит спектр возможных опытов, поможет изучить свойства золота, нефти, алмазов и других материалов, не указанных в обязательной школьной программе, - продолжает Антонов. - Технология будет полезна детям, находящимся на домашнем обучении. Они смогут подключаться к занятиям в классе и повторять все задания. Но, конечно, она ни в коем случае не должна исключать учителя, наоборот, программа должна помогать ему. В будущем систему можно интегрировать в уроки географии, физики, ОБЖ и другие.

Внедрение интерактивных комплексов позволит компенсировать отсутствующий реквизит, расширит спектр опытов
Проект получил грант Фонда содействия инновациям в размере двух миллионов рублей. На эти средства удалось провести исследования и собрать лабораторный образец гаптической перчатки. Устройство представляет собой совокупность программного обеспечения, 3D-камеры и непосредственно перчатки. От очков виртуальной реальности авторы отказались, потому что, согласно статистике, у 15 процентов людей они вызывают побочные реакции - головокружение и потерю ориентации в пространстве. Все действия с перчаткой проецируются на экран компьютера: датчики считывают положение кисти, объектив распознает нахождение оператора в пространстве, а виртуальная рука на мониторе повторяет движения ребенка в реальной жизни.

Свою технологию ученый назвал EduPie (Education Pie), или образовательный пирог, так как у нее снаружи простая оболочка, а внутри сложная начинка: к каждому пальцу крепятся инерциальные датчики, с помощью которых просчитывается ускорение пальцев в определенный момент, траектория их движения и углы поворота. Дальше расчеты введутся относительно кисти руки, куда крепится еще один датчик, а само положение кисти в пространстве определяется благодаря интеллектуальному распознаванию изображений с камеры. Всего ученым пришлось использовать четыре технологии, чтобы передать движение рук человека в виртуальной среде.

- Ранее мы разрабатывали систему копирующего управления для антропоморфного робота, когда человек надевает перчатку, шевелит рукой, а машина за ним все в точности повторяет, - рассказывает Владимир. - Но возникла проблема, скажем так, человеческого плана. Представьте, нужно взять гранулу и положить ее в пробирку. При сильном сжатии кристалл разрушится, при слабом хвате он выпадет. Чтобы упростить опыт, мы убрали из программы параметр разрушения вещества и ввели определенные коррективы: если человек соединил указательный и большой палец, значит, он захватил кристалл, развел - отпустил. По сути, сейчас нам надо решать проблемы взаимодействия человека с виртуальной средой.

Владимир Антонов признается, что для доведения технологии до промышленного образца требуются большие вложения - около 15 миллионов рублей. Эти средства нужны для реорганизации компании, привлечения специалистов в сфере виртуальной реальности. Сейчас на проекте работают два программиста, но для получения качественной графики, схожей с анимационными спецэффектами, нужна профессиональная команда. Также потребуется время для внедрения VR-технологии в образовательный процесс - на составление программной и конструкторской документации, разработку электрозащиты, проведение сертификации, обучение преподавателей, налаживание оперативной техподдержки сервиса.

Предварительно стоимость одного модуля, в зависимости от качества и функций, составит от 60 до 120 тысяч рублей. Сейчас их тестируют преподаватели нескольких школ Ставрополя, это позволяет исправлять возникающие ошибки. Вскоре благодаря еще одному гранту с интерактивным курсом ознакомятся студенты Северо-Кавказского федерального университета. После этого его представят детям - пожалуй, самой взыскательной аудитории. Ученые надеются, что, как только технология будет запатентована, оборудование смогут поставлять в школы в рамках образовательных нацпроектов. .

В Екатеринбурге открыли виртуальную лабораторию Уральского государственного экономического университета. Новый программный продукт разработали специалисты департамента информационных технологий УрГЭУ. Он поможет студентам проводить исследования в оцифрованных лабораториях крупных промышленных производств Свердловской области. Комплекс оснащен новейшими компьютерами, VR-шлемами и контроллерами, имитирующими движение рук в виртуальном пространстве.

Программа позволяет создать компьютерную копию любого лабораторного комплекса в мире, чтобы студенты могли проводить изыскания, которые в реальности сложно организовать из-за их высокой стоимости. Руководство и преподаватели вуза первыми протестировали новую систему - определили жирность молочных продуктов.

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0