Строящийся международный морской терминал в городе Пионерском откроет новые возможности для бизнеса и усилит транспортную безопасность западного эксклава страны в условиях санкций и закрытых границ Евросоюза.
Сегодня многие эксперты рассматривают будущий порт как значимый экспортно-импортный центр на Балтике, способный предложить альтернативу гаваням Литвы, Латвии и Эстонии. Он также позволит в перспективе замкнуть грузопоток, следующий из Евросоюза в Китай и обратно, на Калининградской области, а не на литовской Клайпеде. Рынок морских грузоперевозок сейчас наращивает обороты. В правительстве региона подчеркнули, что паромы выходят из западного эксклава страны на "большую" Россию практически со стопроцентной загрузкой. И объемы будут расти. При этом проблем с дополнительными мощностями возникнуть не должно. После введения ограничений на заход в порты стран ЕС для российских моряков в Северо-Западном федеральном округе скопилось довольно много грузовых судов, которые можно перенаправить по новым маршрутам, включая будущий порт в Пионерском.
Впрочем, есть у морского терминала и другая функция - туристическая. Европейские санкции ощутимо ударили по компаниям, организующим международные круизы в Скандинавию и Прибалтику. Хорошей альтернативой для любителей морских путешествий теперь может стать самый западный регион страны. В феврале правительство России утвердило концепцию развития круизного туризма до 2024 года. Среди прочих перспективных путей в документе отмечен маршрут в Балтийском море: из Санкт-Петербурга в Калининград с заходом в город Пионерский.
- Турпоток с каждым годом увеличивается. В 2021-м Калининградская область была одним из самых востребованных и популярных направлений для отдыха на Северо-Западе, - отметил полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан во время своего визита в регион. - Туризм может стать одним из локомотивов развития экономики области, в том числе в части обеспечения занятости местного населения. Особый акцент необходимо сделать на развитии морских туристических маршрутов.
В региональном правительстве, сославшись на коллег из Северной столицы, отметили, что владельцы круизных лайнеров заинтересованы в новых направлениях на Балтийском море. Не последнюю роль в этом сыграли и федеральные программы поддержки. Переговоры с профильными компаниями уже ведутся.
Так, один из российских паромных операторов, занимавшийся ранее организацией круизов в Таллин, Стокгольм и Хельсинки, заинтересовался калининградским маршрутом. Однако поставить свои суда на линию регулярного водного сообщения между Петербургом и Калининградом перевозчик готов только при наличии поддержки со стороны государства.
- Если представители региона заинтересованы в реализации проекта с нашим участием, мы готовы обсуждать детально сроки запуска, конкретное судно, которое будет оптимально работать на маршруте, - подчеркнул руководитель компании-перевозчика Сергей Котенев. - Достройка круизно-паромного терминала в Пионерском создаст для этого оптимальные условия и обеспечит длительную стоянку судна в порту.
Оператор также добавил, что один из его паромов способен перевозить до 2,5 тысячи человек. Поэтому калининградский морской маршрут может стать хорошей альтернативой железнодорожным перевозкам.
История у пионерского терминала непростая. Много лет он функционировал как база океанического рыболовного флота, и промысловые суда отсюда уходили в Атлантику и возвращались с уловом. В 2008 году потенциальные (но так и не состоявшиеся) международные инвесторы презентовали в бывшем рыбацком порту красивые макеты будущей шикарной марины для захода иностранных яхт и круизных судов. Но реальное строительство международного терминала началось лишь десять лет спустя, в 2018 году. Тогда предполагали возвести морской вокзал с пропускной способностью около 1,2 тысячи человек в час, открытые грузовые площадки, два причала суммарной длиной 725 метров.
Потенциально терминал должен был пропускать до 80 тысяч судов в год. Первый подрядчик обещал выполнить все работы за 7,9 миллиарда рублей. Но уже в 2019 году стало ясно, что с объемами он не справлялся: компания хронически отставала от графика, за что получала штрафы со стороны заказчика. Осенью того же года контракт расторгли, а в отношении подрядчика возбудили уголовное дело. По информации Следственного комитета РФ, выделенные на строительство терминала деньги фирма передала в несколько аффилированных предприятий, используя при этом мошеннические схемы. Ущерб, нанесенный государству, оценили в 1,6 миллиарда рублей. В итоге гендиректора и его заместителей взяли под стражу, компанию признали банкротом, а стройку заморозили. Для консервации частично возведенных объектов потребовалось более четырехсот миллионов рублей.
В феврале 2020 года после очередных торгов на объект зашла новая подрядная организация, основной задачей которой было сохранение инженерных конструкций порта в зимний период. Работы завершили в июне 2021 года. Предполагалось, что компания продолжит свою деятельность и станет генподрядчиком будущего терминала. Однако очередной контракт на сумму в шесть миллиардов рублей заключили с другой строительной организацией, которая в январе 2021 года отказалась от своих обязательств. Открытие терминала, назначенное на 2022-й, вновь перенесли. Заказчик безуспешно пытался найти новых подрядчиков: две попытки провести аукцион потерпели неудачу. Осенью 2021 года все же удалось выйти на компанию, согласившуюся взяться за контракт стоимостью свыше пяти миллиардов рублей.
Сегодня объект готов на 40 процентов: построены гидротехнические сооружения, отсыпан искусственный земельный участок. Генподрядчик углубил участок морского дна до 10,7 метра. Это позволило снять ограничения на заход крупных судов в акваторию внутренней гавани морского терминала.
Всего порт сможет обслуживать более двухсот тысяч пассажиров в год.
Справка "РГ"
Проект международного морского пассажирского терминала в Пионерском претерпел серьезные изменения: заказчик отказался от характерной для западного эксклава страны исторической архитектуры. Здание порта будет выполнено в современном стиле: V-образная кровля, бетонные колонны светло-серого и темно-серого цветов, панорамное остекление. Одновременно здесь смогут разместиться 895 пассажиров. Инфраструктура также предусматривает северный мол длиной 667 метров для защиты береговой линии, оградительный мол протяженностью 767 метров, два причала для пассажирских и грузовых судов и другие сооружения.
Кстати
С 2003 года Калининград и Санкт-Петербург соединял паром "Георг Отс", поездка на котором длилась около 36 часов в один конец. К сожалению, в 2010-м владелец судна перестал заниматься туризмом.
Сегодня добраться из самого западного региона страны в Северную столицу России можно только на грузопассажирских суднах. Однако они курсируют не напрямую из Петербурга, а из порта Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области.
Цифра
420 круизных лайнеров и грузовых паромов сможет ежегодно принимать морской терминал в Пионерском.
Комментарии 0