Укрепление общественного здоровья

  • 16 марта 2020 г.
  • 4261
  • 0

Источник финансирования: Государственный

Бюджет: 151 740 000 руб.

Год начала: 2019

Год окончания: 2024

Статус проекта: Реализуется

Наименование федерального проекта: Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
Краткое наименование регионального проекта: Укрепление общественного здоровья
Срок начала иокончания проекта: 01.01.2019 – 31.12.2024
Куратор регионального проекта: Нелюбов С.А., заместитель Губернатора Новосибирской области
Руководитель регионального проекта: Хальзов К.В., министр здравоохранения Новосибирской области
Администратор регионального проекта: Фомичева М.Л., директор государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики»
Связь с государственными программами Российской Федерации и Новосибирской области: Государственная программа «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 № 199-п;
Государственная программа Новосибирской области «Государственная поддержка общественных
инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов
гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением
Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 9-п.
Цель: обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Задача федерального проекта: Формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя. Развитие инфраструктуры общественного здоровья, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья
Задача федерального проекта: Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационнокоммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.
Задача федерального проекта: Разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте (корпоративных программ укрепления здоровья)
Дополнительная информация:
Региональный проект направлен на достижение цели национального проекта «Демография» по увеличению ожидаемой
продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни, в
том числе увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни, а также на достижение
национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году. Кроме того, мероприятия, связанные с
формированием здоровья на производстве, которые в долгосрочной перспективе приведут к снижению случаев временной
нетрудоспособности, дадут свой вклад в снижение бедности населения и повышения их доходов.
Более того, мероприятия, запланированные в рамках данного регионального проекта должны оказать влияние на такие показатели
национального проекта «Демография», как:
- увеличение суммарного коэффициента рождаемости (благодаря мероприятиям по укреплению репродуктивного здоровья);
- доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (благодаря модельным муниципальным и
корпоративным программам).
В рамках регионального проекта объединены меры, направленные на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового
образа жизни. Предусматриваемые проектом мероприятия носят комплексный характер и включают разработку мер по дальнейшему
ограничению потребления алкоголя, защите от табачного дыма, ликвидации микронутриентной недостаточности, сокращение потребления
соли и сахара, мониторингу за состоянием питания различных групп населения с применением научных исследований.
Основной задачей регионального проекта является формирование среды, способствующей ведению гражданами Новосибирской области
здорового образа жизни, включая создание на базе регионального центра медицинской профилактики, центров здоровья, отделений (кабинетов)
медицинской профилактики центров общественного здоровья. Центры общественного здоровья должны стать центральным элементов в
координации программ популяционной профилактики, реализуемых с участием представителей муниципальных властей, крупного и среднего
бизнеса, волонтерских движений и НКО, специализирующихся в сфере общественного здоровья и здорового образа жизни.
Информационная поддержка будет осуществляться в рамках ежегодной информационно-коммуникационной кампании с охватом не
менее 75% (не менее 70% в 2021 г.) аудитории граждан Новосибирской области старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет. В 2022 году будут получены и тиражированы не менее 15 рекламно-информационные
материалы, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации, содержание которых будет направлено на позитивное
восприятие лицами разных возрастных и социальных групп информации о важности следования принципам здорового образа жизни. При
размещении информационных материалов будут задействованы механизмы таргетинга (география, демография, интересы, сообщества,
путешествия, устройства). Указанные меры позволят лучше понять психологию пользователя и коммуникационно воздействовать на него на
индивидуальном уровне.
Реализация муниципальных программ общественного здоровья вместе с внедрением корпоративных программ позволит максимально
охватить целевую аудиторию трудоспособной части населения Новосибирской области, повысив осведомленность граждан о принципах
здорового образа жизни.
Увеличение доли лиц, приверженных здоровому образу жизни, приведет к снижению заболеваемости и смертности от основных
хронических и неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) (сердечно-сосудистых, онкологических) и внешних причин (например, связанных с
потреблением алкоголя) в трудоспособном возрасте. Эффективная профилактика ХНИЗ будет реализована в рамках внедрения популяционной
профилактической модели на базе создаваемых центров общественного здоровья.
1. Выделение наиболее значимых и заметных для общества укрупненных целей и задач, предусмотрев их приоритетное
финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения
Наиболее значимыми задачами проекта, по которым определено приоритетное финансирование и концентрация других ресурсов, следует
считать мероприятия:
- по разработке и принятию нормативных правовых актов Новосибирской области и методических документов по вопросам ведения
гражданами здорового образа жизни, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, на Федеральном
законодательстве и нормативных актах Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая создание на базе регионального
центра медицинской профилактики, центров здоровья, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров общественного здоровья;
- по внедрению модели организации и функционирования центров общественного здоровья;
- по внедрению в 100% муниципальных образований Новосибирской области модельных муниципальных программ по укреплению
общественного здоровья;
- направленные на организацию деятельности по увеличению процента населения, обеспеченного доступом к отечественным пищевым
продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов;
- по усилению лабораторного контроля за показателями качества пищевой продукции и соответствия ее принципам здорового питания;
- по созданию научно-методических и образовательных центров по вопросам здорового питания в Новосибирской области, на базе
которых, с учетом региональных особенностей во взаимосвязи со структурой питания для различных возрастных групп организованного
населения, будут разработаны рекомендации в целях профилактики возникновения алиментарно-зависимых заболеваний для внедрения среди
населения Новосибирской области;
- по внедрению корпоративных программ, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников;
- по проведению ежегодной коммуникационной кампании, пропагандирующей здоровый образ жизни и бережное отношение к здоровью
с охватом не менее 75% (не менее 70% в 2021 г.) аудитории старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
- по организации и наполнению информационного ресурса, направленного на защиту потребителей от недостоверной информации о
продукции, в том числе не соответствующей принципам здорового питания, и содержащего результаты оценки качества пищевой продукции,
проводимой Роспотребнадзором.
2. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий
Предложенный вариант реализации регионального проекта в части формирования приверженности принципам здорового образа жизни и
рационального питания является достаточным и эффективным. Население Новосибирской области получит квалифицированную научнообоснованную информацию о здоровом питании, мотивирующие послания, возможность получить навыки для формирования приверженности
здоровому питанию через консультирование, информацию о качестве продуктов и их потенциальном «вреде» с точки зрения содержания
трансжиров, сахара и соли. Доступность отечественных пищевых продуктов для ликвидации дефицита макро- и микронутриентов к 2024 году
достигнет 60%.
Система мониторинга за состоянием питания различных групп населения Новосибирской области, основанная на результатах научных
исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, рекомендациях ВОЗ, а также связывающая здоровье населения со
структурой питания и качеством пищевой продукции, позволит осуществлять детальную оценку состояния питания населения Новосибирской
области. Полученные аналитические данные обеспечат формирование баз данных для составления рекомендаций по коррекции рационов
питания для Новосибирской области с учетом особенностей питания, и в целом обеспечат формирования пищевого поведения и пищевого
статуса, включая отклонения от принципов здорового питания.
Научно-методические образовательные центры проведут анализ всех воздействующих на человека факторов в Новосибирской области в
увязке с питанием, что позволит выработать адресные рекомендации по здоровому питанию для различных возрастных групп. К концу
реализации проекта планируется достичь охвата около 190 тыс. человек обучением по вопросам здорового и полноценного питания через
разработанные научно-методические образовательные программы в Новосибирской области.
Информационный ресурс будет направлен на защиту потребителей от недостоверной информации о продукции. Ежегодное его
наполнение и последующая поддержка будут способствовать расширению спектра предоставляемой информации о продукции, в том числе не
соответствующей принципам здорового питания, данных, содержащих, в том числе результаты оценки качества пищевой продукции,
проводимой Роспотребнадзором, а также обеспечит расширение круга потребителей, имеющих доступ к информации.
Широкомасштабная информационно-коммуникационная кампания по вопросам здорового питания, направленная на преодоление
избыточного потребления сахара, соли и жира будет проведена в целях формирования приверженности граждан Новосибирской области
принципам здорового питания. Предполагается, что кампанией будет охвачено почти все население Новосибирской области за 2021-2024 годы.
При этом кампании также будут адресными: с выбором наилучших каналов доведения информации до различных возрастных и социальных
групп и соответствующей адаптированной подачей информации.
3. Первоочередная реализация в проекте мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость
последующих мероприятий
Привлечение НКО и волонтерских организаций к внедрению модельных программ по профилактике неинфекционных заболеваний и
основам здорового образа жизни позволит компенсировать кадровый дефицит специалистов по общественному здоровью, увеличить охват
целевой аудитории без дополнительного финансирования и обеспечить вовлечение самых широких групп.
4. Сдерживающие факторы при реализации регионального проекта.
Недостаточная штатная численность сотрудников министерства здравоохранения Новосибирской области и ГКУЗ НСО «Региональный
центр медицинской профилактики», сотрудников Роспотребнадора, научных организаций Роспотребнадзра и ФБУЗ Центры гигиены и
эпидемиологии Роспотребнадора, участвующих в реализации регионального проекта, а также отсутствие в штате указанных ведомств
специалистов по коммуникационным проектам, PR, рекламе, таргетированным механизмам размещения в сети «Интернет», проектных
менеджеров, специалистов по корпоративной среде, специалистов по работе с НКО. Выделение средств в рамках предусмотренного бюджета
на привлечение указанных специалистов и проведение информационно-коммуникационной кампании необходимо для реализации
запланированных в региональном проекте мероприятий в полном объеме. Также необходимо отметить высокую стоимость размещения
рекламных роликов в сети «Интернет», трансляцию передач на теле-, радио-каналах.
Основным фактором риска недостижения целевых показателей при реализации регионального проекта является отсутствие
запланированного федерального финансирования на создание дополнительных центров общественного здоровья.
Основным фактором риска неточной оценки целевого показателя «заболеваемость ожирением» при реализации проекта стоит считать
низкую обращаемость населения по данному заболеванию, а также намеренное занижение значений веса при проведении анкетирования
населения в рамках адресных программ на региональном уровне, особенно со стороны женского населения.

Прикрепленные документы 2


0
4261

Комментарии 0