Публикация

Стенограмма выступления губернатора Пермского края на пленарном заседании Законодательного собрания

  • 24 мая 2018 г.
  • 0

Уважаемый Валерий Александрович!

Уважаемые депутаты, представители органов самоуправления, коллеги!

Сегодня я представляю вам итоги работы краевого правительства с момента моего назначения, видение текущей ситуации и перспектив.

Мы вместе определили программу развития края и все это время – шаг за шагом ее исполняли. Делали то, что обещали людям.

На решение одних вопросов потребовалось время, по другим уже видим результаты, за третьи – еще предстоит взяться.

Главным итогом этого периода – я считаю рост доверия населения ко всем уровням власти. Люди увидели, что скорость преобразований в крае растет, что жизнь начала меняться. Пришли к пониманию, что развитие региона – дело каждого из нас.

Мы получили кредит доверия и со стороны Президента РФ и федерального правительства. И в результате – начали решаться вопросы, от решения которых зависит развитие Пермского края.

Начиная от финансовой поддержки опережающего строительства жилья в Березниках, решения вопросов по развитию дорожного строительства, железнодорожной и транспортной инфраструктуры, цифровой экономики и многие другие.

Сейчас задача – закрепить этот импульс доверия реальными делами, конкретными результатами, которых ждут люди. И это – наша с вами общая задача.

Экономически край сейчас находится сейчас в зоне устойчивого роста. И ключевые индикаторы – объем инвестиций, индекс промпроизводства, объемы отгрузки продукции показатели роста грузоперевозок – это подтверждают.

Сегодня нашу экономику двигает вперед уже не только «нефтянка» и химия, но и обрабатывающая промышленность, машиностроение, энергетика, сельское хозяйство, ИТ-сектор, как крупные предприятия, так малый бизнес.

Пермский край вновь вернулся в число 15 крупнейших экспортеров России. При этом 2017 год стал прорывным для нашего несырьевого экспорта. Продукция машиностроения, ЦБК, сложной химии выросла практически на половину. В 2 раза – увеличился экспорт метанола и волоконно-оптического кабеля.

Все это приводит к тому, что безработица в крае снижается, а реальная заработная плата снова вернулась к росту.

Уважаемые коллеги!

Экономика будущего строится вокруг человека. Поэтому остановлюсь на наших ключевых социальных приоритетах. 

Главное, чем занимались этот период, — здравоохранение. И люди это увидели и ощутили. По данным социологии, за прошлый год удовлетворенность населения качеством медпомощи выросла на треть – до 42%. Связываем это в первую очередь, с изменениями, которые произошли в поликлиническом звене.

Был реализован целый комплекс мер. Это и финансовые меры – при вашей поддержке, уважаемые депутаты, мы вовремя стабилизировали финансовое положение поликлиник, одновременно на 10% увеличили текущее финансирование.

Реализовали организационные меры – я имею в виду проект «Новая поликлиника».

В итоге повысилась доступность участковых врачей. Результаты не везде одинаковы: поликлиники, вошедшие в пилот осенью, пока догоняют лидеров. Но уже сейчас жалобы от людей по вопросам доступности врачей снизились в 2 раза.

И те, финансовые ресурсы, которые направляются в поликлиники (а рост финансирования в этом году составит 27%), должны закрепить эти результаты. В первую очередь за счет разработки и принятия мотивирующей системы оплаты труда. Такая задача министерством здравоохранения уже решается вместе с главными врачами.

Следующий этап – доступность узких специалистов в поликлиниках. Но начать здесь надо опять с участковых врачей: часть вопросов, по которым отправляют людей к узким специалистам, должна решаться ими. Нехватку специалистов будем решать, привлекая молодежь в рамках проекта «Краевая ординатура», будем перераспределять специалистов из стационаров, будем привлекать с других регионов, развивать удаленное консультирование. А там, где возможности решить задачу в ближайшее время нет, будем расширять практику выездных поликлиник.

2018 год Президент объявил годом борьбы с онкологическими заболеваниями. В крае смертность от новообразований немного снизилась, но оснований успокаиваться – нет.

Хуже стали выявлять заболевания на ранней стадии. При этом у каждого 5го, кому диагностировали рак: это уже запущенная стадия болезни.

Поэтому создаем полноценную трехуровневую систему оказания онкологической помощи.

Первый уровень – онкокабинеты в поликлиниках. Здесь задача – как можно раньше заметить онкологию и направить на второй уровень – на обследование.

Второй уровень нужен, чтобы разгрузить краевой диспансер и приблизить медицинскую помощь к населению. Открываем 7 межмуниципальных филиалов краевого онкодиспансера, задача которых – провести обследования, подтвердить или опровергнуть диагноз.  

И усиливаем 3й уровень сам онкодиспансер за счет укомплектованности современным оборудованием, строительства консультативной поликлиники, модернизации радиологической службы в Березниках.

Наша цель: как только специалист заподозрил болезнь, у системы на все про все – не более 14 дней, чтобы провести обследования, подтвердить или снять диагноз. И не более 14 дней, чтобы начать лечение. На эти показатели планируем выйти к 2020 году по всей территории края. Но по мере внедрения межмуниципального центра будем это делать на отдельных территориях.

Не менее важно развитие систему скорой и экстренной медпомощи. В прошлом году появился новый вертолет санавиации, увеличили число вылетов, обновили каждую 4-ю машину автомобильного парка скорых. Нужно двигаться дальше.

На слайде – среднее время доезда скорых. Но это средняя цифра. Есть много жалоб. И больше всего нареканий вызывает длительное время доездов скорых в отдаленных районах. Решить эту проблему можно только изменением всей системы диспетчеризации управления.

Необходима централизация службы за счет создания станций скорой в рамках скоропомощных округов. Только так мы сможем ликвидировать межтерриториальные барьеры. 

Развитие инфраструктуры здравоохранения Президент определил как приоритет в своем майском Указе. У нас уже есть план работы, и в бюджете заложены средства: и на ремонты, и на развитие системы фельдшерско-акушерских пунктов, и на новые крупные объекты.

Отдельное внимание – детскому здравоохранению. Всего будут построены и уже находятся в стадии строительства 7 детских поликлиник, и одно помещение будет выкуплено.

Итогом развития медицины должен стать не просто рост продолжительности жизни, которая увеличилась в 2017 году на один год, а рост продолжительности активной, здоровой жизни.

В этой связи потребности людей старшего поколения также будут меняться. Уже сегодня мы видим, что это не только потребность в уходе, но и запрос на активную жизнь. Также надо строить и социальную политику.

Активное долголетие предполагает содействие в профессиональной занятости: через наставничество, обучение и переобучение. Важно обучать старшее поколение уже не компьютерной грамотности, а цифровым технологиям. Будем вовлекать людей в спорт, общественную деятельность, волонтерство – знаем, как неравнодушно старшее поколение к тому, что происходит вокруг.

Конечно, есть люди, которые нуждаются в особой заботе. И для них мы изменили логику работы социальных служб – соцработники, которые раньше сидели в кабинетах, теперь становятся социальными участковыми, и доходят до каждого человека. Они обошли все население старше 75 лет (это 100.000 человек) и взяли на активное социальное сопровождение 4.000. Как правило, одинокие люди, кто серьезно болен. Им будет оказываться помощь не только в получении медицинских, социальных услуг, но и в решении всех бытовых вопросов.

Предусмотрели в бюджете строительство современного Геронтологического центра. Привлекли на это средство Пенсионного фонда. Последний раз такое учреждение было введено в 1985 году.

Другая категория нашего пристального внимания – дети и система образования в целом.

В крае остается проблема с доступностью детских садов. Нам удалось заручиться поддержкой от федерального центра. За счет этого в ближайшие 2 года будут построены и приобретены 6 садов. А всего – их будет введено 14.

Это ответственность глав муниципалитетов, хотя, конечно, мы помогаем. А вот по школам – понимаем, территории в одиночку не справятся, поэтому большая часть финансирования поступят с краевого уровня. Из 27 школ, что вошли в программу, уже сдали 2. В этом году – вводим еще 5. По всем остальным дошли войти в процесс проектирования и запроектироваться в этому году.

Неоднократно говорил: считаю систему школьного образования края одной из сильнейших в стране. Мое мнение подтверждают и результаты ЕГЭ, и олимпиад.

Но одна система образования с типовой программой и единым стандартом не в состоянии обеспечить разнообразным потребностям будущей экономики. Поэтому нужно и дальше усиливать различные направления: специализированные гимназии, кадетское образование, инженерные школы и робототехнику, инклюзивные школы. Но при этом, важно не увлекаться новшествами и не растерять сильных сторон базового образования.

Будем развивать и дополнительное образование: осенью в Перми откроется первый детский технопарк «Кванториум», где школьники будут знакомиться с новейшими технологиями. Школьники не только Перми, но и всего края.

 

Из случившегося в 127 школе важно сделать выводы. Необходимо усилить воспитательную функцию школ. Для этого будем внедрять 3х-уровневую модель психологической помощи подросткам и их семьям.

Первый уровень – психологи и социальные педагоги в школах. Их задача – замечать не только хорошие и плохие оценки детей, но и понимать изменения в поведении, выяснять причины. И вовремя корректировать.

Второй уровень – межмуниципальные психологические службы, там, где школы и семьи уже не справляются. Здесь необходимо развивать специальные воспитательные программы, как «Путь Героя», инклюзивное волонтерство и другие. Третий уровень – краевой психологический центр для самых сложных случаев.

Защищая права одного ребенка, мы не имеем права забывать о защите прав остальных детей. Специалисты в школах и комиссии по делам несовершеннолетних должны обладать всей необходимой информацией о ребенке – посещает ли он кружки, секции, есть ли приводы в полицию, как выстраиваются отношения в семье и со сверстниками, есть ли проблемы с наркотиками. Такая единая база позволит на ранних стадиях выявлять детей из группы риска и вовремя принимать меры.

Школы должны и будут заниматься воспитанием. Но и ответственность родителей должна быть усилена.

От вузов мы все ждем совсем другой динамики развития. Создания новых кафедр, научных школ, привлечения сильных специалистов, активного продвижения образовательных услуг. Вижу, что некоторые вузы смогли это обеспечить. Вопрос – почему не все?

Параллельно нужно привлекать в край студентов из других регионов и из-за рубежа. Для этого необходим комплекс мер. Начиная от строительства межвузовского кампуса для наших и иностранных студентов (один из проектов строительства такого кампуса обсуждается с инвестором). И заканчивая проработкой маркетинговой стратегии по продвижению вузов. И это, в первую очередь, задача ре́кторов: сформировать конкретные предложения по экспорту образовательных услуг.

Нам есть, что предложить на мировом рынке. И пример Медуниверситета, который в прошлом году привлек в регион 700 студентов из Индии, — это подтверждает.

Продолжим поддерживать ученых, международные исследовательские группы. Нужен работающий треугольник: наука-реальный сектор-образование. Это залог не только сохранения наших позиций, но и технологического прорыва – как в традиционных, так и в новых отраслях.

Знаю, новый министр науки и высшего образования высоко оценивает научный потенциал Пермского края и считаю, что его назначение для нашего региона – дополнительные возможности.

Спорт и здоровый образа жизни – запрос современного общества.

В развитии массового спорта – будем приводить в порядок инфраструктуру в школах и во дворах. И везде закрепим специалистов, которые будут организовывать занятия и привлекать к занятиям – и детей, и взрослых. Первые 100 школ входят в проект до конца года. Но надо посмотреть возможности для расширения, чтобы мы максимум школ в этот проект завели.

«Лыжня России», эстафеты и марафоны, велопробеги – видим, все эти форматы интересны жителями разных возрастов. Сам участвую - и не всех из вас там вижу.

Совет по спорту готовит новые предложения по реформированию детско-юношеских спортивных школ, развитию спортивной медицины, изменению работы со спортивными федерациями.

Важная часть – продвижение края как ведущего спортивного центра. Опыт есть. В прошлом году успешно прошел Чемпионат мира по летнему биатлону в Чайковском, матчи сборной России по баскетболу. Сейчас готовимся к Чемпионату мира по греко-римской борьбе среди ветеранов. Подали заявку на юношеский Чемпионат мира по баскетболу в 2019 году.

Нам нужно решить вопрос с крупными объектами инфраструктуры, которые далеко не всегда частные владельцы готовы развивать и использовать под спорт. Там, где бизнес с этим не справляется – и край, и муниципалитеты должны быть готовы развивать их самостоятельно.

Строительство новых спортивных объектов и содержание имеющихся - важно не только для развития профессионального спорта, но и для проведения соревнований самого высокого уровня. Мы помним, какая была атмосфера во время матчей российской сборной по баскетболу и как преобразился Чайковский во время проведения чемпионата мира по летнему биатлону.

Современная инфраструктура — это и качественное жилье, и дороги, и парки, и общественные пространства, культурные объекты, возможность прилететь из любой точки мира.

В сфере строительства и ремонта дорог в прошлом году мы вышли на абсолютно новый уровень. Задача – двигаться дальше и по краевым и по муниципальным дорогам..

По муниципальным дорогам, не только сохраняем объем финансирования, как обещали людям, но даже смогли его увеличить. В целом успешно входим в строительный сезон – более 87% объектов сейчас имеют подрядчиков. Дорожный сезон у нас короткий, важно не упустить время.

Ключевые объекты этого года

Завершаем реконструкцию по ул. Г.Хасана в Перми на въезде в город, 6 полос движения с новым железнодорожным путепроводом.

Заканчивается строительство участка федеральной трассы до Кукуштана на участке Лобаново-Кояново, и благодаря поддержке Президента приступим к строительству следующего 12 километрового участка – от Кукуштана в сторону Кунгура.

С опережением строим обход Чусового.

Подписаны все документы по концессии моста через Чусовую, идет подготовка строительной площадки и мобилизация подрядчика.

Важно не только строить, но и содержать. Поэтому:

Развиваем систему фотовидеофиксации и весогабарит-ного контроля. Поэтапно движемся по передаче региональных дорог на федеральный уровень

При этом сами забираем дороги с муниципального уровня. В результате у территорий высвободится полмиллиарда за 3 года. Но договорились, что эти средства остаются в дорожной сфере ив благоустройстве. Напоминаю об этом главам.

Что касается транспортной инфраструктуры. За прошлый год аэропорт показал рост пассажиропотока на 19%, в этом году рост идет сопоставимыми темпами.

Удалось до начала сезона перевести международные направления в новый терминал. Сейчас главная задача - реконструкция перрона, рулежных дорожек и установка телетрапов. Благодаря взаимодействию с федеральным центром, мы добились выделения финансирования, проведения конкурсов, договорились, что несмотря на то, что деньги будут в федеральном бюджете в 19м году, работы начнутся уже в этом. В конце апреля был подписан контракт. Сейчас идет мобилизация подрядчика. Это позволяет надеяться, что уже зимой мы будем пользоваться телетрапами.

По развитию транспортной инфраструктуры реализуем ряд совместных проектов с Российскими железными дорогами. Про путепровод на Героев Хасана я уже сказал.

Наверное, один из самых амбициозных проектов за последние десятилетия, - северный железнодорожный обход Перми.

Итоги проработки проекта показали, что строительство совмещенного автомобильного и железнодорожного моста оказывается очень дорогим. Более того, оно предполагает большие объемы сноса, расселения и выкупа земельных участков в дачном районе Пальников.

Поэтому железнодорожный мост будет самостоятельным с тоннельным выходом к Каме, а для автомобильного моста предложение – запланировать его выше по течению.

В прошлом году взялись за наведение порядка в сфере ЖКХ.

Благодаря переходу населения на прямые расчеты с поставщиками тепла и воды, увеличилась собираемость коммунальных услуг. Это означает, что деньги перестали попадать в руки недобросовестных управляющих компаний. (Поэтому сразу – в 25 раз – сократились двойные квитанции). Я надеюсь, что это приведет к росту вложений в модернизацию сетей, снижению аварийности и сдерживанию роста тарифов.

Тем не менее, задолженность перед ресурсными компаниями – в ряде территорий остается. Там, где муниципалитеты готовы – надо подумать о возврате к системе муниципальных унитарных предприятий. Потому что она, пусть и не без проблем, но позволяет обеспечить людей качественными услугами, и при этом обеспечивает прозрачность работы.

В 2017 году смогли продвинуться и в вопросах газификации. Стали проектировать и строить все распределительные сети до фасада дома. А льготным категориям – стали возмещать затраты на подключение.

Главное – удалось возобновить сотрудничество с Газпромом. Финансирование со стороны холдинга инвестиционной программы на территории края увеличилось почти в 3 раза – до 570 млн.

Сейчас стоят задачи:

Вместе с Газпромом – завершить корректировку схемы газификации и ее основе сформировать программу газификации на следующую пятилетку.

Пока не удалось поставить точку по регуляторному контракту: он мог бы дать дополнительные ресурсы на газификацию. Будем дальше вести переговоры, в которых мы пока оказались заложниками разных точек зрения Федеральной антимонопольной службы и Газпрома.

Одна из самых непростых ситуаций, с которой разбирались, – система капитального ремонта домов.

Сейчас закрываем долги по предыдущей трехлетке. Край за 2015-2016 годы отремонтировал 230 домов, а за прошлый год и 4 месяца этого года – 370. К концу этого года обязательства по предыдущей трехлетке в целом закроем (на 90%).

Основная проблема – мы не знаем реальное состояние домов, в которых живем. Поэтому задача этого и следующего годов – комплексно обследовать все 9.000 многоквартирных домов в крае. В результате получим полную картину, сможем скорректировать региональную программу.

Ну и остается вопрос: что делать с домами, у которых стоимость ремонта которых превышает предельную? По закону мы не можем включать их в программу капремонта и они не относятся к аварийному жилью. Сложная ситуация, решение которой надо найти.

А вот по аварийному жилью – решать вопрос начали. У нас на сегодня более 700.000 кв м, которые нужно расселить. Это в 4 раза больше чем то, что было расселено за последние 5 лет. Пока федеральное Правительство разрабатывает новые правила, будем двигаться своими силами. Приняли программу, в соответствии с которой сможем за три года расселить 82.000 кв м. Эта программа – одна из первых в очереди на дополнительное финансирование.

В крае еще одна остросоциальная тема – обманутые дольщики.

В крае после широкой общественной дискуссии был принят первый в России закон о мерах поддержки дольщиков на достройку объектов. Объединив усилия с правоохранительными органами, уже в прошлом году сдали 5 объектов. В этом году минстрой планирует завершить строительство еще 6.

Но это – вершина айсберга. После ужесточения законодательства и требований к застройщикам, неустойчивые строительные схемы, а по сути – финансовые пирамиды, начинают рушиться. Сегодня в зоне риска у нас находится еще более 20 объектов. Минстрой работает по каждому из них, они все на контроле. Мы рассчитываем, что вступающие с 1 июля правки в законодательство, исключат формирование такой проблемы в дальнейшем.

В жилищной политике наша цель – строить доступное по цене и комфортное жилье, обеспеченное всей необходимой социальной инфраструктурой. Это – общая цель краевого и правительства, и муниципалитетов, и застройщиков, финансовых институтов, и самих покупателей жилья.

Вместе с застройщиками выработали правила: они берут на себя затраты на строительство школ и садиков. А поликлиники, дороги, пожарные части и все остальное – берут на себя краевые и местные власти. При этом планы по строительству должны четко следовать планам комплексного освоения территорий.

Застройщики приняли эти договоренности. А мы в свою очередь, будем давать «зеленый свет» и оказывать максимальную поддержку комплексной застройке.

Грамотная градостроительная политика – основа формирования современной городской среды. Также, как и благоустройство. В прошлом году начали масштабную работу: привели в порядок 500 дворов и 80 общественных пространств. Объемы работ этого года и следующих, не снижаем.

В рамках благоустройства муниципалитетам необходимо приступить к решению вопросов по засилью рекламы на улицах, по хаотичной нестационарной торговле, вывескам. Необходимо упорядочить эти вопросы.

Уважаемые коллеги! Несколько слов о развитии Перми. Пермь – интеллектуальный, культурный центр Пермского края. Город, который должен привлекать и удерживать людей, который создает ценности для всего края, питает своими идеями регион. И чтобы так было всегда, нам нужно перезагрузить свое отношение к Перми.

Перми нулевых нужна была мечта, нынешней Перми – требуется амбициозная программа. И у нас есть повод и шанс создать и реализовать ее в рамках подготовки к 300-летнему юбилею города.

Совсем недавно на архитектурно-строительном форуме была представлена концепция преобразования города. Неслучайно проекты вызвали такую заинтересованность у экспертов, девелоперов, потенциальных инвесторов со всей страны – проектов таких масштабов и амбиций в стране, можно пересчитать по пальцам одной руки. Чтобы реализовать их, необходимо обрасти компетенциями, принять правильные решения. Сбалансированное градостроительное развитие, грамотные архитектурные решения, комфортная (и экономная потом в эксплуатации) городская среда, круглогодичное и круглосуточное использование общественных пространств, новая транспортная система, принципиальный уровень безопасности – все это предстоит осознать. Сейчас мы находимся в экспертном поле, анализируем. Но и затягивать этот процесс – тоже недопустимо.

И, конечно, мало создать. Нужно еще и формировать культурное пространство.

Культура – всегда наш приоритет? Она помогает создавать смыслы, сопровождает образование и науку, питает инновационную экономику, и в конечном итоге – позволяет привлекать и удерживать здесь талантливых и мыслящих людей.

Богатство пермской культуры, историко-природный потенциал – достойная основа для развития туризма и экономики впечатлений. Нам есть, что предложить – и жителям края, и гостям региона. Это и наши фестивали, которые известны на всю страну и даже мир. И театры, визитные карточки края. И классическое, и современное искусство. И новые масштабные культурные институции, которые создаются. И пусть небольшие, но очень важные для людей события в территориях.

Все проекты и инициативы, о которых я сказал только что, не могут быть реализованы без дальнейшего роста экономики и благоприятного инвестклимата.

Уже отмечал устойчивое развитие экономики. Уверен, что рост продолжится. Сейчас в крае реализуется порядка 40 крупных инвестпроектов. В этом году как запускаются уже строящиеся производства, крупнейший из них – рудник на Еврохиме. Так и стартуют новые – на Метафраксе, ПНППК, ПНОСе, машиностроительных предприятиях, на предприятиях химической отрасли, авиадвигателестроения.

На новый уровень вышла региональная промышленная кооперация. И уже не только в газотурбинной сфере. Выросли поставки оптоволоконного кабеля, средств индивидуальной защиты. Подписана новая карта взаимодействия с Газпромом, куда входят все новые предприятия. Выстраивается сотрудничество с РЖД, Лукойлом, компанией Россети, Сибур, Уралхим.

Сегодня, когда конкуренция за инвестора между регионами высока как никогда, требуются качественно иные подходы.

За это время мы значительно доработали инвестиционное законодательство. Обеспечиваем новое качество сопровождения проектов на всех этапах работы по принципу «одного окна». Создали «Агентство инвестиционного развития», в июне запускаем инвестиционный портал. Надо настроить идеально всю эту систему.

Реализуем задачу существенного сокращения сроков по технологическому присоединению к инженерным сетям. Принят закон, облегчающий подключение жителей и предприятий к газопроводам низкого давления (закон 805-ПК о градостроительной деятельности).

Пермскому краю не хватает крупных инфраструктурных проектов: гостиниц международного уровня, конгрессно-выставочных площадей, современных культурно-деловых пространств. Площадки определены, сейчас активно работаем по привлечению внешних инвесторов в эти проекты.

В сельском хозяйстве видим, что сработали меры поддержки: растут обрабатываемые площади, производство молока и яиц, увеличивается поголовье.

Выполнили все обязательства прошлых лет перед сельхозпредприятиями и фермерами по компенсации инвестиционных затрат. Сформировали понятные и прозрачные правила поддержки для производителей сельхозпродукции. И если в 2017 году было реализовано 24 инвестпроекта, то сейчас в реализации более 50. Весной приняли пакет дополнительных мер, реагируя на непростую ситуацию на молочной рынке. Будем внимательно следить за ситуацией.

Цифровая экономика. В ближайшие годы предстоит крупная трансформация всех основных процессов: производства продукции, транспортной логистики, государственного управления, оказания социальных услуг и финансовой сферы.

И мы – край, обладающий значительным интеллектуальным потенциалом и мощной базой, можем и должны возглавить этот процесс в масштабах всей страны.

За прошедшее время, с момента визита Президента и презентации ему наших возможностей, мы еще дальше продвинулись в понимании того, что и как делать. И многое сделали.

Наша инфраструктура в ближайшие 2 года будет полностью готова – это и программы подключения к широкополосному интернету наших социальных объектов: больниц, поликлиник, ФАПов, школ, и программа устранения цифрового неравенства. Кстати, каждый третий населенный пункт подключаемый по этой программе в стране, – в нашем крае.

Люди тоже давно готовы. Половина населения пользуется смартфонами. Для тех, кто по объективным причинам не может и не готов, государство должно предоставить помощников в виде работников МФЦ или социальных служб.

Главное – цифровизация создаст дополнительный спрос на те разработки, которые уже имеются в Пермском крае, приведет к размещению здесь отраслевых центров компетенций. Регион, в свою очередь, поможет организацией технопарков и необходимой инфраструктурой. Законодательная база здесь в последние месяцы создана.

Примеры цифровизации. В здравоохранении мы должны полностью перейти к обработке информации в цифровом виде, а распечатку в бумажном варианте выдавать пациенту, только если он этого попросит. Это значит, что электронная медицинская карта должна вестись во всех территориях и медучреждениях края, должна быть создана единая система хранения результатов анализов, выписанных рецептов, а лечащий врач должен получить доступ ко всей информации о пациенте в любой точке.

Цель – высвобождение времени врача на работу с пациентом, возможность проведения независимой экспертизы лечения, уход от необходимости повторной сдачи анализов и многое другое. И в конечном итоге – повышение качества и доступности медицинской помощи.

Сферы цифровизации выходят далеко за рамки бюджетного сектора. Сейчас действуют и формируются новые проекты в жилищно-коммунальной сфере. Два проекта запущены в сфере «Умного города» - в Березниках и Перми, в Перми реализуем пилотный проект «Умный свет». От которого мы в ближайшее время ожидаем результатов. Нужна цифровизация в сфере транспорта.

Самыми сложными являются процессы цифровой трансформации в реальном секторе экономики, в промышленности. Ряд наших предприятий – уже национальные и мировые лидеры. Но мир меняется все быстрее, и важно, чтобы каждый понимала, как он будет работать завтра, в новых условиях.

Ну и, конечно, подготовка кадров. Попросил ВУЗы разработать предложения по увеличению набора на ИТ-специальности. Будем добиваться этого вместе с коллегами на федеральном уровне, и на региональном. Айтишников много не бывает.

Уважаемые коллеги!

Важнейший вопрос, от которого во многом зависят темпы преобразований в крае, – это вопрос налоговых льгот.

Пермский край является регионом с наибольшим размером предоставленных налоговых льгот.

Безадресные налоговые льготы не нравятся федеральному правительству и минфину. Ставят под вопрос выделение уже обещанного финансирования и не дают привлекать новые.

При этом за последнее время появились новые инструменты, которые жестко увязывают предоставление налоговых льгот и ожидаемые результаты реализации проектов. Это все те же специальные инвестиционные контракты и приоритетные инвестпроекты.

Мы вынуждены двигаться в сторону поэтапного отказа от действующей системы налоговых льгот и ее замещения более эффективными инструментами.

Это может увеличить и доходы края за 3 года более чем на 20 млрд рублей. Коллеги, это серьезный вопрос и серьезный ресурс, и на какие направления он пойдет, какие проблемы решит – зависит от нас с вами.

За последние недели мы провели консультации с крупнейшими налогоплательщиками и получателями этих льгот. А это ключевые корпорации, инвестирующие в экономику края и создающие тысячи рабочих мест – и нашли понимание по этому вопросу.

В ближайшее время, буквально сегодня, внесу проект закона по этому вопросу. Прошу его рассмотреть в ближайшее время.

Уважаемые коллеги!

Еще одна тема – укрупнение муниципалитетов и учреждений. Вы знаете, в крае идет преобразование районов в городские округа, объединения бюджетных учреждений в разных сферах.

Сегодня на Законодательном Собрании, я знаю, предстоит рассмотреть ряд таких инициатив.

Уже озвучивал свою позицию на эту тему, но еще раз хочу подчеркнуть – это необходимые для улучшения жизни людей преобразования.

Законодательство о закупках, бюджетный процесс, управление имуществом, защита конкуренции, налоги, бухучет и многое другое – все это сложнейшая система правил. И каждый руководитель вольно или невольно вынужден формировать соответствующий штат управленцев.

У нас 80% сельских поселений тратят на свое содержание не только более половины налоговых, неналоговых доходов, но и дотации, выделяемые из краевого бюджета, которые должны идти на улучшение жизни людей.

Это не вина поселений и их глав, это их беда! Да еще к этому добавляется и отсутствие специалистов, особенно на поселенческом уровне. И яркий пример – коммунальная авария в Горнозаводском районе, которая достигла таких размеров просто потому, что у людей не хватило опыта и понимания оценить ситуацию и своевременно принять решение.

Это тем более важно, что мы от года к году планируем увеличивать объем финансирования полномочий в территориях: благоустройство, аварийное жилье, поддержка местных инициатив, дороги, садики, школы, спортивная инфраструктура.

Поэтому считаю важным всячески поддерживать инициативы по укрупнению муниципальных образований. Уже в ближайшее время необходимо создать прозрачную программу стимулирования развития тех муниципалитетов, которые выбирают укрупнение. И на долгосрочной основе закрепить: например, принцип, что на 1 рубль сэкономленных средств край тоже будет выделять 1 рубль.

И, в первую очередь, направить эти средства на то, чего люди давно ждут в поселениях: на воду, тепло, газ.

Такая же логика и при укрупнении учреждений. Хочу обратить внимание глав: укрупнение не означает и, более того, исключает закрытие каких-либо мест оказания услуг – фельдшерско-акушерских пунктов, школ или сельских клубов и т.д.

Уважаемые коллеги!

Я неслучайно начал свое выступление с темы доверия.

Мы видим, как за последнее время именно на основе доверия выстраивается эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, с депутатами, муниципалитетами, с бизнесом, с общественными организациями и, главное, с самими жителями Пермского края.

Но доверие – не означает перекладывание ответственности, а предполагает, что каждый честно и на совесть делает свое дело. А при необходимости – подставляет плечо.

Тем не менее, вижу, что не все разделяют эти ценности. Не все еще верят, что старое не вернется, не все еще понимают, что по-другому работать и жить уже не получится. Правила изменились, изменилось время.

Есть те, кто ведет свои дела недобросовестно и непрозрачно. Кто в погоне за текущей выгодой плодит недострои, и кому неважно, что будет с людьми, которые купили там квартиру и куда потом пойдут учиться их дети. Кто собирает с людей деньги за ЖКХ, но не платит поставщикам. Кто получает госзаказ не может или не собирается качественно отремонтировать школы и поликлиники, кто перекладывает ответственность и последствия за свои действия на власть. Так – не пойдет!

Доверие я понимаю, как готовность нести ответственность за развитие региона. И чем больше людей осознает значимость своей роли в развитии региона, тем эффективнее и быстрее будет происходить движение края вперёд.

Благодарю за внимание!

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0