Публикация

Туристический бренд: поддержка законодателя

  • 23 апреля 2018 г.
  • 1073
  • 0

Взаимодействие в сфере развития туристической отрасли может стать ещё одним шагом в укреплении сотрудничества Тюменской области, Югры и Ямала.
На минувшей неделе Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа обсудил вопросы нормативно-правового регулирования мер поддержки и развития туризма в трёх субъектах Федерации.

Событийность и самобытность
По словам заместителя председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Натальи Западновой,развитие туристского рекреационного кластера является одним из приоритетных направлений социально-экономической деятельности на территории округа и осуществляется в соответствии со Стратегией Югры, Концепцией внутреннего и въездного туризма, базовым законом о туризме, рядом других законодательных актов, а также государственными программами.

Действующая нормативно-правовая база направлена на решение комплекса задач — от создания необходимой инфраструктуры до продвижения на российский и международный туристические рынки.

В целях развития конкуренции в сфере внутреннего въездного туризма, в том числе этнографического, объектам малого и среднего бизнеса на конкурсной основе выделяются гранты. Объем финансирования такой государственной поддержки в 2017 году составил более 9 миллионов рублей. Из окружного бюджета выделяются также субсидии на возмещение части затрат осуществляющим туроператорскую деятельность юридическим лицам по фактически понесенным расходам — на организацию автобусных, речных и железнодорожных туристических поездок школьников, студентов среднего профессионального и высшего звена. Кроме того, наработан опыт применения механизма государственно-частного партнерства при реализации туристических проектов на условиях софинансирования.

Для поощрения организаций, предприятий, их отдельных представителей, достигших наилучших результатов в развитии и продвижении туризма, в округе ежегодно проводится конкурс «Лидеры туриндустрии Югры».

Свою лепту в развитие отрасли вносят и муниципалитеты. В шестнадцати муниципальных образованиях Югры приняты соответствующие программы, предусмотрены конкурсы на получение грантовой поддержки.

По итогам 2017 года в сфере внутреннего и въездного туризма деятельность осуществляли 486 организаций. Объем предоставленных ими платных услуг составил около двух миллиардов рублей. Примерно на такую же сумму оказал услуги гостиничный сектор. Югру посетило более полумиллиона туристов.

Большое внимание уделяется развитию событийного туризма. Например, с 8 декабря 2017 года по 7 января 2018 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Ханты-Мансийске проведено общероссийское мероприятие «Новогодняя столица России». В нем приняли участие более 140 тысяч жителей и гостей округа.

Самобытная культура малочисленных народов Севера, обряды и ритуалы, этнический музыкальный фольклор, традиционные промыслы способствуют развитию этнографического туризма в Югре. Туроператоры округа совместно с 15 национальными общинами коренных малочисленных народов Севера реализуют этнографические проекты. По оценочным данным, количество туристов, воспользовавшихся таким турпакетом, в минувшем году составило более 33 тысяч человек.

Всего же в регионе действовало более 490 туристских программ, предлагаемых муниципальными учреждениями, природными парками, музейными комплексами, а также туроператорами и турагентствами. За год их участниками стали около 240 тысяч человек, что почти на 50 процентов больше, чем в 2016 году.

— Положительная динамика всех основных показателей свидетельствует: государственное регулирование туристской отрасли способствует созданию необходимых условий для развития малого и среднего бизнеса, привлечению дополнительных источников финансирования, увеличению туристического потока, — заявила вице-спикер. — Об успешности реализуемых мер говорит и тот факт, что Югра названа одним из пятнадцати субъектов Российской Федерации, наиболее популярных среди любителей этнографического туризма. Округ занимает 22-е место в Золотой лиге национального рейтинга развития событийного туризма. Девять наших проектов включены в национальный календарь событий.

Перспективные преимущества
В Тюменской области туризм признан одним из перспективных секторов экономики, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса в сфере строительства, торговли, общественного питания, производства товаров народного потребления и народных промыслов.

— В сфере культурно-познавательного, оздоровительного, спортивного и делового туризма Тюменская область обладает уникальными ресурсами и брендами, выгодно отличающими область от соседних регионов, — подчеркнул заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн. — К началу 2018 года на территории области насчитывалось 1867 объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Среди объектов, пользующихся особой популярностью у российских и зарубежных туристов, — Тобольский кремль, Абалак и Ялуторовский острог, частный музей Григория Распутина в селе Покровском, комплекс музеев Тюмени. Большой интерес у гостей региона к историческому наследию Ялуторовска, Ишима. В прошлом году открылись мультимедийный парк «Россия — моя история» и музейный комплекс имени Словцова. Традиционными стали «Музыкальное лето в Тобольском кремле», фестиваль «Абалакское поле», Масленица в Ялуторовске.

Наряду с известными санаторно-курортными учреждениями, пользующимися заслуженной репутацией, растет количество обустроенных термальных источников, открываются крупные центры отдыха, ориентированные на спортивные и оздоровительные мероприятия. С целью создания комфортных условий для российских и зарубежных туристов за последнее десятилетие в области введены в эксплуатацию 53 новые гостиницы. Сегодня гостиничный фонд составляет 10350 мест.

Весомым шагом к повышению туристской привлекательности региона можно считать открытие в январе 2017 года — после масштабной реконструкции — международного аэропорта Рощино с пассажиропотоком более 1,5 миллиона человек в год. Эту реконструкцию на условиях софинансирования осуществляли Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Результатом совместной работы органов власти и бизнес-структур стал рост туристического потока. В 2017 году область посетили около 2,7 миллиона туристов и более 850 тысяч экскурсантов.

Немаловажную роль в этом сыграла и Тюменская областная Дума, сформировавшая законодательную базу отрасли, основой которой стал закон «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области». В нём, в частности, закреплены формы государственной поддержки субъектов туристской индустрии. В минувшем году объем субсидий из областного бюджета составил около 40 миллионов рублей. Отдельной строкой для субъектов туристического бизнеса предусмотрены бюджетные средства по возмещению части затрат, связанных с организацией экскурсионных программ для школьников, проведением событийных мероприятий, презентации туристических ресурсов, курсов повышения квалификации.

Говоря о взаимодействии трех регионов по развитию туристического потенциала, вице-спикер выделил несколько наиболее перспективных направлений.

Прежде всего это медицинский туризм. В последние годы в связи с открытием крупных лечебных центров, отвечающих международным требованиям, значительно увеличилось количество приезжающих в Тюменскую область с целью обследования и лечения. При этом несомненным преимуществом региона является наличие не только лечебной, но и развитой реабилитационной базы, чем могут похвастать далеко не все субъекты РФ. Сегодня на территории области работают 18 санаториев, 49 баз отдыха.

Не менее важное направление — детско-юношеский туризм.

Одним из ярких и самых ожидаемых событий нынешнего года станет открытие в Тюмени уникального аквапарка, рассчитанного на ежедневное посещение до 2,5 тысячи гостей.

Сегодня в Тюменской области под эгидой Министерства культуры Российской Федерации идет работа над национальным туристическим проектом «Императорский маршрут», цель которого — возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей России.

По мнению Виктора Александровича, реализация таких проектов позволит поднять детско-юношеский туризм на более высокий качественный уровень.

— У каждого из трёх наших регионов своя уникальная история, природа, культурное наследие. Однако у нас немало и общего, — обратился к Совету Законодателей Виктор Рейн. — Я имею в виду не только социально-экономическое сотрудничество, но и те глубинные корни, которые связывают между собой жителей юга и Севера. В Тюменской области проживают бывшие ямальцы и югорчане, а в автономных округах — представители юга области. Многие из них хотели бы побывать на своей малой родине. Почему не помочь им, задействовав наши туристические ресурсы? Ситуация в мире не располагает к зарубежным путешествиям. Давайте максимально расширять возможности внутреннего туризма! Полагаю, что сегодняшнее обсуждение будет способствовать выработке согласованных подходов к развитию туристической индустрии на территориях трех субъектов Российской Федерации, даст импульс взаимодействию органов исполнительной власти по системному и эффективному решению задач, стоящих перед государством в этой сфере.

Под брендом «Арктика»
Для моноэкономики Ямало-Ненецкого автономного округа туризм имеет особое значение. Эту отрасль в регионе рассматривают как один из факторов, значительно влияющих на повышение качества жизни территорий. Отсюда ее приоритетная роль, установленная Стратегией социально-экономического развития Ямала до 2020 года.

— Из-за отсутствия транспортной инфраструктуры, сложных климатических условий мы пока находимся на старте развития туристической индустрии, — признала заместитель председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Зленко.

Понимая, насколько велик потенциал отрасли, органы государственной власти уже сформировали её нормативно-правовую базу. В регионе действует закон о туристской деятельности. В нем зафиксированы 11 видов туризма, которые сегодня ямальцы предлагают гостям.

Особый упор сделан на этнографическом туризме, направленном на популяризацию культуры, обычаев коренных малочисленных народов Севера. День оленевода, День вороны и другие праздники коренных северян вызывают неподдельный интерес жителей не только округа, но и других регионов арктического пояса. День рыбака традиционно собирает большое количество любителей рыбной ловли из Тюменской области и соседних субъектов РФ.

Для иностранных туристов, особенно из южных экзотических стран, бренд «Арктика» становится символом экстремального туризма. Набирают обороты экологический, спортивный, историко-познавательный, рыболовный, охотничий, водный виды. Здесь у Ямала бесспорные преимущества перед большинством субъектов Российской Федерации.

В связи с возрастающим интересом иностранцев к Ямалу на первый план выходит расширение сети туристических центров. Сегодня они действуют в Салехарде, Ноябрьске, Пуровском и Приуральском районах.

— Развитие туризма в условиях арктической экономики невозможно без участия государства, — отметила Елена Зленко. — Мы законодательно закрепили формы государственной поддержки из регионального бюджета в виде субсидий, предоставления инвестиций или имущества, являющегося собственностью автономного округа, государственных гарантий, содействия в оказании рекламных, информационных, консалтинговых услуг, проведении выставок, ярмарок, конференций и форумов.

В целях развития малого и среднего бизнеса в сфере туристской индустрии мы ежегодно проводим конкурсный отбор проектов в области внутреннего и въездного туризма. Среди критериев оценки проектов, претендующих на государственную поддержку, — экономическая эффективность, увеличение туристического потока, улучшение качества обслуживания, рост занятости и налоговых отчислений, разработка и продвижение перспективных видов туризма.

Если в 2017 году на грантовую поддержку округ выделил около двух миллионов рублей, то на 2018 год запланировано 7 миллионов. По словам Елены Геннадьевны, увеличение бюджетных расходов обусловлено ростом числа предпринимателей, желающих работать в туристической отрасли.

Особый акцент в своем выступлении вице-спикер сделала на вопросах законодательного взаимодействия трех субъектов.

Она напомнила: между правительствами Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа заключено несколько соглашений в сфере туризма. Последнее датировано 2014 годом. Часть мероприятий, предусмотренных этими документами, уже потеряла свою актуальность.

— Действующая нормативная база требует совершенствования, наполнения реальными мероприятиями, которые будут способствовать укреплению и развитию туристических связей между нами, — считает Елена Зленко. — Слабое информирование друг друга о туристических продуктах, возможностях, предоставляемых жителям трех регионов, свидетельствуют о необходимости постоянного взаимодействия профильных областных и окружных департаментов, рабочих групп.

По мнению Елены Геннадьевны, было бы целесообразным создать подобную группу и в Совете Законодателей. Обмен опытом в сфере законодательного регулирования туристической деятельности даст положительный эффект в развитии отрасли.

Югорские и тюменские парламентарии положительно оценили эту идею. По итогам обсуждения Совет Законодателей принял соответствующий протокол согласия.

Опубликовано: Анастасия Краснова

Комментарии 0