Загрузка данных

Доклад Александра Козлова на парламентских слушаниях по теме «О законодательном обеспечении опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики»

  • 14 ноября 2019 г.
  • 0

Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поблагодарить вас за совместную работу. Вы поддерживаете инициативы, которые помогают нашему округу. Есть такой афоризм хороший – «Благо народа – высший закон». 

Хочу сказать, что именно во благо восьми миллионов двух тысяч человек вы и работаете. Спасибо вам.

Наша общая задача – в полном объеме раскрыть преимущества Дальнего Востока. Чтобы в округ привлекались инвестиции, строились новые предприятия.

Чтобы уровень благосостояния жителей Дальнего Востока – рос!

Итак, на данный момент – за пять лет – для Дальнего Востока создана уникальная нормативная база: 259 правовых актов, из которых 45 имеют статус федерального закона.

Благодаря совместным усилиям Государственной Думы и Правительства России внесены изменения в отраслевое и налоговое законодательство, улучшены нормы земельного и градостроительного кодексов. 214 актов Правительства регулируют административные, бюджетные и инвестиционные вопросы.

Хочу отметить, что в этом году мы ещё усиленно работали над интеграцией двух регионов, которые сейчас относятся к Дальневосточному округу. В течение года было принято более 40 актов Президента и Правительства. На сегодняшний день мы можем констатировать, что законодательная основа для распространения всех дальневосточных преференций в регионах – внедрена.

Ведь присоединение Бурятии и Забайкалья – это не про географию. Это про развитие. Но мы все прекрасно понимаем, что оставаться на месте нельзя. Современный мир меняется быстро, и мы обязаны за ним успевать. Поэтому мы постоянно «на законотворческом чеку». О том, что Дальний Восток в этом вопросе прогрессивнее – говорит то, что некоторые наши инициативы распространяются на всю страну.

Например, механизм электронной визы вскоре будет действовать по всей России.

К слову об электронных визах, сейчас уже прошел первое чтение в Госдуме РФ законопроект о расширении механизма на смешанные, речные и автомобильные пункты пропуска. Надеемся, что к концу года пройдут все чтения, и изменения будут приняты. Первые шесть пунктов пропуска через государственную границу РФ в Амурской и Еврейской областях, Хабаровском и Забайкальском краях и Республике Бурятия будут работать по упрощённой процедуре въезда уже с февраля следующего года.

За прошедший период Дальний Восток уже показал серьезный экономический рост.  За пять лет прирост промышленного производства в ДФО составил 23%, тогда как по России – 8,3%.

За 9 месяцев этого года прирост индекса промышленного производства уже почти 7%, а по России – 2,7. То есть темпы роста промышленности на Дальнем Востоке в 2 раза выше российских.

Наибольший рост пришелся на объем экспорта продукции и услуг.

Только за прошедший год он вырос на 11,7%, тогда как по России этот показатель снизился на 3,2%.

Такие темпы роста ДФО показывает и потому, что на территории установлены специальные меры по опережающему развитию. Инвестор на Дальнем Востоке получает налоговые и административные льготы. Например, в первые пять лет – 0 % на прибыль, землю, имущество.

Инвестпроект получает упрощённые градостроительные правила, инвестор может получить земельные участки на льготных условиях, применить режим свободной таможенной зоны. Также проект может быть обеспечен транспортной, инженерной и энергетической инфраструктурой.

И что немаловажно, инвестор получает адресное сопровождение. Мы работаем с каждым. Для нас это – принципиально.   

Сейчас, по всем мерам поддержки, на Дальнем Востоке реализуется 2032 инвестиционных проекта. Из них 270 предприятий уже введены в эксплуатацию. 365 инвесторов ведут строительно-монтажные работы и закупку оборудования, прочие проекты находятся в стадии проектирования и бизнес-планирования.

В настоящее время уже осуществлено инвестиций почти на 695 миллиардов рублей, создано 40,5 тысяч рабочих мест. Такой объем заявленных и реализованных проектов подтверждает востребованность мер поддержки у инвесторов – ведь они «голосуют собственным рублем»!

Среди реализуемых проектов есть очень масштабные, которые по сути меняют структуру экономики региона. Например, Амурский газоперерабатывающий завод в городе Свободный или строительство горно-обогатительных комплексов в Южной Якутии.

А есть и малый бизнес. Последний, конечно, в основном пользуется режимом Свободного порта Владивосток.

Мы, кстати, сейчас работаем над вопросом по введению конкурентного порядка предоставления земли резидентам СПВ, в рамках которого инвестор к заявке на получение статуса резидента будет подавать заявление о предоставлении необходимого земельного участка. Управляющая компания, по итогам рассмотрения заявки, будет передавать заявление о предоставлении участка в соответствующий региональный и муниципальный орган власти. А тот в свою очередь – по итогам конкурса – предоставлять земельный участок.

Что касается по работе над режимами ТОР, то в этом году размеры шести территорий опережающего развития были расширены под новые проекты. А две территории созданы с нуля! Это ТОР «Бурятия» и «Забайкалье». Их резидентами уже стали 10 компаний. Итого, на Дальнем Востоке сейчас 20 ТОР (403 соглашения на 2,8 трлн рублей с созданием 69 тыс. рабочих мест).

И да, мы не стоим на месте и постоянно улучшаем условия для ведения бизнеса в ДФО. Как пример, с 1 января этого года на Дальнем Востоке действует так называемая «дедушкина оговорка». То есть мы законодательно закрепили неухудшение условий для бизнеса.

И ещё, мы понимаем, что новым предприятиям, новым производствам, которые появляются на Дальнем Востоке нужны специалисты. В этом направлении мы также работаем.

В 2019 году, при содействии нашего АРЧК, было открыто 15 новых программ среднего профессионального образования и одна программа высшего образования в девяти регионах на 350 новых бюджетных мест.

Кроме этого, увеличены контрольные цифры приема в интересах ключевых отраслей экономики Дальнего Востока.  По высшему образованию – по пяти направлениям на 816 мест. По среднему профессиональному образованию – по четырем специальностям на 200 мест.

Отдельная и важная работа для Министерства – «отладка» отраслевого законодательства. Да, мы открыто говорим о том, что необходимо формировать благоприятную инвестиционную среду для потенциальных инвесторов, в том числе – разрабатывать меры стимулирования и поддержки отраслей.

Рыбохозяйственный комплекс. Стимулом для привлечения частных инвестиций в эту отрасль стал механизм предоставления квот в обмен на обязательства по строительству рыбопромысловых судов или рыбоперерабатывающих предприятий.

По итогам прошедших заявочных компаний с инвесторами заключено 18 договоров на строительство судов и 14 договоров на строительство рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке. Уже введены в эксплуатацию четыре рыбоперерабатывающих завода («Витязь-Авто», «Укинский Лиман», «Камчаттралфлот», «Доброфлот»), и 1 среднетоннажное судно («Колхоз им. В.И. Ленина»).

В целях повышения инвестиционной привлекательности отрасли для дальневосточных рыбопромышленников по предложению Минвостокразвития России увеличены лимиты по инвестиционной квоте для средне- и малотоннажных судов.

Кроме того, Министерством ведется работа по дополнительному расширению перечня водных биоресурсов под строительство новых типов судов средне- и малотоннажного флота.

Лесная отрасль. Есть уже первые результаты: экспорт необработанной древесины снизился на 28,4%, а экспорт продукции деревообработки увеличился на 4,4%. Это произошло благодаря увеличению ставки таможенной пошлины на экспорт необработанной древесины. С 1 января 2020 года она вырастет до 60%, а с 1 января 2021 года – до 80%.

Туризм. В сентябре была принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, и в ней учли наши предложения.  Такие как, развитие круизного туризма, распространение режима TAX FREE, а также создание условий для привлечения инвесторов в отрасль – вот наши первостепенные задачи. Мы совместно с другими органами власти уже работаем над тем, чтобы данные мероприятия были реализованы в ближайшее время.

Экономический рост должен подтянуть социальную сферу. Дальнему Востоку выделяются федеральные деньги на строительство, модернизацию и ремонт социальной инфраструктуры. И именно там, где строятся предприятия, где идет прирост рабочих мест и где местные бюджеты были не в состоянии решить вопрос с ремонтом даже таких объектов, как учреждения культуры и поликлиники. 

До 2021 года 751 социальный объект будет построен или реконструирован.

На эти цели федеральный бюджет даст больше 94 миллиардов рублей.

Но хочу отметить, что эта сумма не сразу была выделена. В апреле 2018 года было 55 миллиардов. И в результате практически еженедельной работы мы смогли довести её до нынешних 94.

На сегодняшний день уже построено 50 объектов. Впереди ещё 483 новых объекта. В их числе детские садики, школы, больницы, ФАПы, спортивные комплексы, учреждения культуры.

Реконструкции подвергнутся 273 объекта. Причём почти половина – это школы и детские сады.  

Приобретут, например, новое медицинское оборудование в 127 больниц и оборудование для 75 техникумов.

На улучшение социальной сферы направлены и национальные проекты. Все регионы по-хорошему втянуты в эту работу.

Кроме этого, по поручению Президента России мы разработали проект Национальной программы развития Дальнего Востока. Сейчас она находится в Правительстве РФ. Подготовка Национальной программы стала своего рода открытой рабочей площадкой, на которой жители, эксперты, бизнес и власть обсуждали пути дальневосточного развития. В подготовке программы приняло участие 230 тысяч человек.

Перед Национальной программой ставятся три ключевые цели: обеспечение темпов экономического роста, превышающих в полтора раза среднее значение по стране, повышение качества жизни дальневосточников до уровня выше среднероссийского, а также остановка миграционного оттока населения. 

Для достижения этих целей определены конкретные мероприятия. Например, в социальном разделе учтены меры по повышению транспортной доступности населенных пунктов, доступности и качества услуг организаций здравоохранения, образования и науки, физической культуры и спорта, культуры, меры по поддержке семьи и детства, увеличению объемов жилищного строительства. Кроме того, в Национальной программе предусматриваются цели, направления и мероприятия по ускорению социально-экономического развития каждого из 11 регионов Дальнего Востока, которые определены с учетом мнения их жителей.

Доступность для каждого. Это главный принцип, который мы заложили в Национальную программу. Мы хотим, чтобы любой человек, открыв программу, увидел, что планируется сделать в его регионе и какие стандарты используются для городов. Ведь о них мало кто знает на самом деле.  Хочу подчеркнуть, что цели, стоящие перед Национальной программой, – масштабны. И, чтобы добиться их, надо не просто сделать огромный шаг вперед, а совершить целый марш-бросок. Потому что сначала Дальний Восток должен догнать среднероссийский уровень, а затем его обогнать. И чтобы марш был успешным, нужно, как говорят военные, содружество родов войск. Наша задача, во благо жителей Дальнего Востока – это содружество обеспечить.

Еще несколько слов о инициативах этого года. Льготная ипотека. Проект постановления также сейчас находится в Правительстве РФ.

Хочу рассказать, что изначально, когда мы прорабатывали этот проект, то мы делали акцент на нуждающихся семьях. Но на пятом Восточном экономическом форуме, Владимир Путин выслушав наш доклад, принял решение, что льготная ипотека не должна быть ограничена критерием нуждаемости!

Поэтому совсем скоро – любая молодая семья, где супругам не более 35 лет, а также получатели гектара смогут воспользоваться двухпроцентным кредитованием для покупки жилья или строительства дома.

Хочу отметить – в нашей стране случаи кредитования индивидуального жилищного строительства пока единичны. Закрепление такого механизма на государственном уровне даст мощный импульс развитию ИЖС. И это происходит именно на Дальнем Востоке!

Но наша задача сейчас состоит и в том, чтобы удержать стоимость жилья. Будем вырабатывать определённые меры, работать с региональными властями. Это уже поручено нашему подведомственному учреждению – Агентству по развитию человеческого капитала.  Оно же работает в направлении того, чтобы была возможность досрочного предоставления дальневосточного гектара гражданину в собственность при условии, что заключен кредитный договор на строительство дома на гектаре. Министерством инициирован соответствующий законопроект. Его внесение в Госдуму РФ запланировано на февраль 2020 года.    

К слову, о дальневосточном гектаре. Хочу ещё раз акцентировать внимание, что это программа не для переселения! Это, в первую очередь, механизм упрощённой процедуры получения земли!  Бесплатно и быстро. В среднем на получение земельного участка уходит 30 дней. А есть рекорд в 18 дней.  

В каком российском регионе вы ещё видели такие цифры?

И ещё что очень важно, благодаря этой программе мы начали приводить «в порядок» земли. Ну там же бардак просто был!

Карта, которую сейчас все знают, – учтенные земли: закрытые и свободные. Она же создана для этой программы. Её не существовало в принципе!

Когда запускалась программа, АРЧК, Росреестр, региональные и муниципальные власти провели колоссальную работу! Впервые. Подчеркну, впервые – создали карту земель Дальнего Востока. Кроме этого, отработали по ранее не учтённым участкам, информация о которых вообще отсутствовала в Росреестре. Это почти 230 тысяч земельных участков. И эта работа продолжается.

Вот что значит дальневосточный гектар. А не переселение.  Благодаря карте 73 тысячи человек смогли без проблем взять участок. В основном на земле занимаются сельским хозяйством, возводят туристические базы, занимаются бизнесом и планируют строить своё собственное жильё.

Авиационная доступность. Вы, как депутаты, понимаете о чём речь. Вы сами всегда инициируете, говорите, настаиваете на том, что Дальний Восток не может быть оторванным.

На сегодняшний день на Дальнем Востоке четыре направления. Это субсидирование магистральных авиаперевозок, субсидирование региональных перевозок, «плоские тарифы» и местные авиаперевозки. 

Буквально на прошлой неделе мы проводили совещание с руководством Минтранса РФ и Росавиации. Что мы видим.

По субсидированию региональных перевозок наши замечания учтены, уже предусмотрено 1,7 миллиардов рулей в федеральном бюджете. Отмечу, что ещё в 2018 году, когда планировался нынешний год – эта сумма была меньше. То есть наше замечание выполнено.

По магистральным авиаперевозкам на сегодняшний день видим проблемы. Все лимиты, и дополнительные в частности, должны быть доведены до апреля 2020 года. Иначе будет поздно. В этом направлении нам всем нужно усилиться. Вас также призываю к этой работе.

К слову, на данный момент по этим двум программам перевезено почти 970 тысяч пассажиров. Это вдове больше, чем в прошлом году. Всё это произошло благодаря увеличению финансирования на этот год. Поэтому нам ни в коем случае нельзя снижать темпов.

Ну и «плоские тарифы». Спасибо председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Он утвердил эту программу для Аэрофлота на 2020 год. 9 ноября продажи по зимнему расписанию начались.  

И что касается местных авиаперевозок. В августе в Чите мы получили поручение Дмитрия Анатольевича разработать программу субсидирования. Министерство транспорта уже подготовило проект программы, сейчас проходит её согласование с федеральными ведомствами. Контролируем этот вопрос.

Очень большой пласт работы в этом году у нас связан с Арктикой.

По поручению главы государства Минвостокразвития России подготовило пакет законопроектов, предусматривающих систему мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

Два документа: федеральный закон и основы госполитики РФ уже внесены в Правительство России. Ещё два: проект стратегии развития и новую госпрограмму мы представим 1 декабря. 

На ключевом бы хотел остановиться. На принципах предоставления государственной поддержки.  Все проекты мы разделили по типам. И с учетом этого – предлагаем льготы.

Например, добыча нефти на континентальном шельфе. Сейчас реализован всего один проект – на месторождении Приразломное. При этом на проведение геологоразведочных работ на арктическом шельфе выдано 69 лицензий. Основная причина низких темпов реализации шельфовых проектов – низкая для отрасли рентабельность добычи из-за высоких первоначальных и эксплуатационных затрат в текущих налоговых условиях. С учетом предложенных нами налоговых льгот – по оценкам Минэнерго РФ – запустятся минимум пять проектов. Их налоговые поступления в бюджеты –  даже с учетом применения льгот – 823 млрд рублей.

Газохимическое производство. Его в Арктической зоне России сейчас вообще нет. Преференции же позволят запустить три проекта. Полтора триллиона рублей – это отчисления, которые может получить бюджет.

Месторождения на суше на севере Красноярского края, Якутии, Чукотки. За счёт создания новой нефтяной провинции в Восточной Арктике – мы сможем увеличить доходность проектов.  В одном комплексном проекте – до 22,6 %. 

А внедрение преференций по двум типам – добыча твёрдых полезных ископаемых и иных проектов, кроме добычных, – позволят запустить 21 проект на один триллион рублей. В том числе, строительство порта Индига в Ненецком автономном округе, освоение месторождений платинометалльных руд в Красноярском крае и Мурманской области, создание лесоперерабатывающего комплекса полного цикла в Архангельской области.

Не забываем мы и сегмент малого и среднего бизнеса. Прорабатываем специальный продукт – создание арктического МСП.

Кроме всего перечисленного, есть и другие направления работы министерства. Кратко остановлюсь на них.

Министерство разрабатывает новый механизм венчурного финансирования высокотехнологичных проектов на ранней стадии реализации.

Внесли в Госдуму РФ законопроект о рабочих и деловых визах.

Включились в работу по совершенствованию режима особой экономической зоны в Магаданской области.

Работаем над созданием технопарка и медицинского кластера на острове Русский.   По медицинскому кластеру – совместно с Минздравом России. Такое поручение нам дал Владимир Путин на пятом ВЭФ. По данным Ассоциации агентств медицинского туризма, до 25 000 дальневосточников ежегодно уезжают лечиться заграницу, в основном в Южную Корею и Японию, тратя суммарно около шести миллиардов рублей в год. В то же время, поток медицинских туристов из Китая оценивается в шестьсот тысяч человек в год и 10 миллиардов долларов США. Часть из них могли бы стать медицинскими туристами на остров Русский. Мы предлагаем создать кластер путем распространения положений Федерального закона №160, который уже регулирует деятельность международного медицинского кластера в Сколково.

Совместно с Минэнерго и Минэкономразвития РФ работаем над подзаконными нормативными актами к законопроекту по продлению энерготарифов до 2028 года. Министерство энергетики РФ уже внесло его в Правительство РФ.

Я уже ранее говорил о нашей работе с новыми предприятиями.  Но важно помогать и уже действующим. Сейчас мы разрабатываем свой пакет предложений по их поддержке. И отправим всё в Минпромторг РФ.  Предварительно хочу сказать, что мы проанализировали 41 отрасль и 142 вида поддержки. К сожалению, не все они применяются на Дальнем Востоке. Будем пытаться изменить ситуацию. 

Также совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития РФ разрабатываем особый механизм, направленный на предупреждение банкротства и проведения финансового оздоровления предприятий, имеющих стратегическое значение для регионов. Все понимают, что нужна более простая система реагирования. Примеры, как с предприятием «Радиоприбор» – недопустимы.  Сейчас механизм готовится, думаю, уже очень скоро выйдем к вам.

Законопроектная повестка всегда была и остается ключевой в деятельности Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.

И ключевой, конечно, остается и наше с вами взаимопонимание и поддержка. Хочу вас ещё раз поблагодарить за инициативность и неравнодушие. 

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0