Компромисс власти и бизнеса. Как механизм ОРВ помогает развивать Сахалин

  • 9 августа 2019 г.
  • 0

Механизм ОРВ помогает создавать на Сахалине комфортную бизнес-среду
Несколько лет назад на Сахалине впервые заговорили про механизм ОРВ – оценки регулирующего воздействия. Простой принцип «Перед принятием закона – спроси экспертов» оказался на удивление действенным. Эффективный формат помогает создавать в области комфортную бизнес-среду. О том, к каким результатам привело использование ОРВ, – в материале «ФедералПресс».

Поиски компромисса
О том, что при принятии законов властям стоит прислушиваться к мнению экспертов, говорят давно. Особенно это важно, если речь идет о бизнесе, – эта сфера очень чутко реагирует на любые изменения. Казусы случаются даже на федеральном уровне. Достаточно вспомнить бесконечно тянущуюся эпопею с реализацией «пакета Яровой». Впрочем, если говорить о региональных инициативах, подводных камней здесь не меньше, а, может, даже больше. Везде своя специфика, и порой общероссийский опыт оказывается просто бесполезным.
Не сказать, что все совсем уж печально: в конце концов, в России есть бизнес-омбудсмены, есть ассоциации предпринимателей (например, Торгово-промышленная палата). Однако нередко они существуют чисто номинально: чиновники слушают экспертов и все равно делают по-своему. Сахалин – один из тех регионов, где существует обратная практика. Здесь уже три года успешно идет работа в рамках ОРВ – оценки регулирующего воздействия. Механизм, откровенно говоря, не новый. Однако речь идет именно об эффективном взаимодействии чиновников с экспертным советом из предпринимателей.

Курирует эту деятельность областное министерство экономического развития. Схема работы проста: перед принятием каких-либо законов, касающихся бизнеса, участники рынка обсуждают с чиновниками плюсы и минусы инициативы. Эксперты обсуждают важнейшие вопросы, касающиеся всех сфер бизнеса в регионе. Так, недавний пересмотр регламента субсидируемых правительством Сахалина направлений бизнеса также прошел через фильтр ОРВ. Как рассказал областной бизнес-омбудсмен Андрей Коваленко, к обсуждению вопроса подключили множество предпринимателей. В итоге окончательный регламент устроил большинство участников рынка.

«Здесь очень важна позиция островного правительства. Еще несколько лет назад чиновники старались просто настаивать на своем, это был несколько авторитарный подход. Когда заработал механизм ОРВ, власти стали активно искать компромисс. Важно, что в процесс вовлечены не только крупные бизнес-ассоциации, но и независимые игроки», – рассказал он «ФедералПресс».

Никакого популизма
Островные власти действительно прислушиваются к мнению экспертов. Примеров хватает. Как рассказал Андрей Коваленко, благодаря ОРВ удалось зарубить несколько вредных в экономическом плане инициатив.

«Недавно наши эксперты рассматривали законопроект, который подготовило одно из министерств. Он касался заказных пассажирских перевозок. Перевозчиков хотели обязать за два дня до каждого рейса уведомлять, в каких местах будет останавливаться автобус. Дескать, такая мера позволит бороться с нелегальными перевозчиками. Предприниматели сразу сказали: легализацию такая мера вообще не приблизит. Зато на добросовестные компании возрастет нагрузка», – рассказал он «ФедералПресс».

К тому же законопроект предоставлял обширную почву для поборов. В случае, если водитель по какой-то причине остановится не в том месте, компанию ждет штраф – а такое случается часто: то стоянка заполнена, то еще что. В общем, жизнь компаний-перевозчиков моментально бы осложнилась, причем непонятно, ради чего. Андрей Коваленко отметил, что после критики правительство Сахалинской области отозвало этотзаконопроект.

Еще один пример касается очередного запрета на продажу алкоголя. Чиновники предложили увеличить количество часов, в которые нельзя покупать спиртное. Дескать, оздоровим Сахалин, пить станут меньше, преступность снизится… При этом серьезной причины для новых запретов, по большому счету, не было.

«Обоснование законопроекта оказалось, мягко говоря, слабым. Наши предприниматели объяснили чиновникам: подобные меры навредят вообще всем жителям острова. В области и так действуют очень строгие ограничения на торговлю спиртным: Сахалин в этом плане дал фору многим регионам. Дальнейшее ужесточение приведет к падению доходов торговых точек, и эти убытки станут возмещать, повышая цены на всю остальную продукцию», – рассказал Андрей Коваленко.

Кроме того, попытка вернуться во времена сухого закона подстегнет нелегальную торговлю алкоголем. Как отметил бизнес-омбудсмен, и правительство Сахалинской области, и депутаты полностью согласились с мнением экспертов. Закон так и не приняли.

Опыт передовых стран
Для России практика ОРВ довольно новая и активно применяется лишь в некоторых передовых регионах. Немаловажно, что затрагивает она не только экономическую сферу: сейчас с экспертами обсуждают многие законы, которые непосредственно влияют на жизнь людей. Ознакомиться со списком рассматриваемых экспертами инициатив можно на портале «Оценка регулирующего воздействия».

Самое важное, что дает практика ОРВ, – обратная связь. Авторы законопроектов не являются экспертами во всем, а некоторые инициативы так и вовсе имеют чисто популистский характер. Для того чтобы оценить возможные последствия закона, необходимо мнение тех, кого он коснется. Это, в общем-то, логично. В развитых странах подобная практика предусмотрена по умолчанию. Например, во Франции оценка регулирующего воздействия заложена в Конституции. Эксперты уверены, что только такой подход сможет эффективно работать на экономику. Однако в России подобные меры применяются не так часто, хотя выгода от них очевидна. Об этом «ФедералПресс» рассказал экономист, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич.

«По большому счету, у бизнес-сообщества всегда было два главных требования. Первое: создайте нам комфортные условия и не мешайте работать. Второе: прислушивайтесь к нашему мнению, если принимаете какие-то новые законы. Это наиболее действенные подходы. Если власть действительно прислушивается к предпринимателям, это всегда работает в плюс», – считает эксперт.

Между тем сейчас главная сложность в работе сахалинских экспертов – это создание диалога с бизнесменами из муниципалитетов. Как отмечает Андрей Коваленко, большинство предпринимателей из районов все еще живут по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Они обычно возмущаются уже после принятия какого-нибудь сомнительного закона. Несмотря на то что бизнесменов усиленно втягивают в процесс обсуждения, особой активности они не проявляют.

«Лучше всегда предусмотреть негативные последствия от того или иного акта. Дело в том, что отменить или подкорректировать закон после его окончательного принятия довольно сложно. Это длительная бюрократическая процедура. Если какие-то спорные моменты решить на начальном этапе, всем будет проще», – считает бизнес-омбудсмен.

Источник: fedpress.ru


Комментарии (0)

Добавить комментарий

Наверх
Вниз