Загрузка данных
Публикация

Желающим перебраться на Дальний Восток могут выделить по миллиону рублей

  • 17 октября 2018 г.
  • 0

Несмотря на отдельные меры поддержки жителей и экономики Хабаровского края, Магаданской области, Чукотки и других дальневосточных регионов, пока не решены вопросы их транспортной доступности и привлекательности для предпринимателей. О том, как наладить жизнь на Дальнем Востоке с помощью новой национальной программы, парламентарии и эксперты рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты» 15 октября.

Первое, что нужно учесть при разработке нацпрограммы - это немалую стоимость доставки в регионы Дальнего Востока продуктов и стройматериалов, поскольку в основном это делается с помощью авиаперевозок. Но подходы к финансированию пока остаются такими же, как и для других субъектов России, - отметила зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.

- Например, на ремонт сельских дорог выделяется столько же денег, сколько и для центральных районов страны, хотя стоимость строительства увеличивается за счёт доставки материалов в три раза, - рассказала она.

По её словам, сейчас Минвостокразвития совместно с Минтрансом пытаются решить этот вопрос, но пока принимаются точечные меры. Например, дальневосточные регионы включили в госпрограмму безопасных дорог, тогда как раньше это нельзя было сделать из-за недостаточной численности населения ряда городов. Планируют привести в порядок и региональные дороги. Они будут отремонтированы на условиях софинансирования - 50 процентов из федерального бюджета, 50 - из регионального.

В 2018 году субсидии на перелёты с Дальнего Востока в другие регионы страны выделялись на период с 1 апреля по 1 декабря. По поручению президента субсидии будут выделяться на весь 2019 год, напомнила Оксана Бондарь. К тому же льготы будут положены многодетным семьям. Но хватит ли на это денег? 

- Дополнительно из резервного фонда выделено девять миллиардов рублей на 2019 год, но эти деньги пойдут и на внутрирегиональные перелёты и на перелёты в центральные районы страны, - пояснила Бондарь.

Сегодня действует 27 госпрограмм, в которых есть разделы по Дальнему Востоку. Но эффективность у них низкая - финансирования явно недостаточно, чтобы вывести дальневосточные регионы на среднероссийский уровень по развитию объектов инфраструктуры, культуры, спорта и здравоохранения, подчеркнула Оксана Бондарь.

Правительство между тем строит амбициозные планы. По концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, к этому сроку там должно жить 6,5 миллиона человек и созданы условия для увеличения населения до семи миллионов. Как этого добиться?

Одно из самых эффективных решений - создать материальные стимулы для переезжающих на Дальний Восток, уверена депутат. Сегодня есть программа трудовой мобильности, которая позволяет предприятиям привлекать специалистов, оплачивая дорогу и адаптацию на новом месте на государственные субсидии. В рамках программы на это выделяется 225 тысяч рублей на человека. Президент Владимир Путин на встрече с полпредом Дальнего Востока Юрием Трутневым дал поручение увеличить эту сумму до миллиона рублей, и Минтруд уже вынес на обсуждение соответствующее постановление Правительства.

Оксана Бондарь предложила доработать систему ещё одним законопроектом, охватив «подъёмными» выпускников вузов, которые отучились в центральных районах страны по востребованным в регионе профессиям и хотят вернуться работать домой.

- А то получается так, что едут наши студенты учиться в центральные районы страны и остаются там, потому что у них нет стимулов возвращаться. Мы предлагаем сделать так, чтобы эти подъёмные, которые, возможно, составят миллион рублей, можно было выплачивать специалистам по тем профессиям, которые востребованы на Дальнем Востоке, - сказала она.

Но предпринимателя не привлечёт даже миллион из-за «драконовских» условий для бизнеса, добавил председатель Экспертного совета по экономике и предпринимательству Молодёжного парламента при Госдуме Алексей Мостовщиков. Например, работодателям в северных регионах Дальнего Востока приходится раз в два года оплачивать сотрудникам дорогу до места отдыха и обратно и ежегодно предоставлять дополнительный отпуск. Издержки закладываются в стоимость товаров и услуг, и предприниматели становятся неконкурентоспособными по сравнению с производителями из других регионов или того же Китая, пояснил эксперт, который сам начинал свой бизнес на Дальнем Востоке.

По мнению Алексея Мостовщикова, чтобы поддержать дальневосточное предпринимательство, нужно ввести систему квотирования в госзакупках, то есть определить перечень товаров, которые могут производить только местные предпринимателей. 

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0