Загрузка данных

«Человек в управлении устойчивым развитием региона»

  • 7 февраля 2019 г.
  • 1007
  • 0

Человек в управлении устойчивым развитием региона

Main pa

Патрушев В. И. доктор социологических наук, профессор, академик РАЕН, президент академии наук социальных технологий и местного самоуправления.

Рассмотрены основные концептуальные подходы к формированию человеческих моделей « управления – самоуправления»  устойчивым развитием регионов, соучастия граждан в выработке управленческих решений, преодолению конфликта между свободой человека и его ответственностью и к достижению между ними полной гармонии. Удушение свободы местного самоуправления означает обесценение свободы творчества,  нарушение баланса интересов управляющих и управляемых, обострение противоречия между взаимодействием людей и самореализацией личности.

Ключевые слова: человек, регион, управление, самоуправление, устойчивое  развитие, модель, проект, человеческие ресурсы, гражданское общество, социальное партнерство.

Проблема человека в управлении обществом впервые исследована академиком РАН В.Г. Афанасьевым. (1) Его главная мысль направлена на то, что человек был, есть и навсегда останется центральным компонентом социальной системы, главным объектом и субъектом управления. Управление всегда было, есть и будет разновидностью человеческой деятельности, а деятельность эта  направлена прежде всего опять-таки на человека, человеческие коллективы. Управленческие отношения -  это человеческие отношения. С одной стороны ,свобода выбора, инициатива, самодеятельность, самореализация, самоуправление, демократия, а с другой – ответственность, дисциплина, порядок, управление, власть. Очень важен баланс ответственности и свободы в управлении человека самим собой. Проблема человека в  управлении регионами является ключевой для Российской Федерации , но пока не стала предметом исследования региональной и муниципальной науки.  

Известно немало фактов непрозрачности, закрытости региональной власти, губернаторов, администраций, исключению человека из системы управления регионами, что нередко приводит к злоупотреблениям властью, коррупции. 85 регионов РФ,   расположенные в 11 часовых поясах, в различных климатических зонах, имеющих различную плотность населения и большую разницу в социально-экономическом развитии, занятости и доходов населения, имеют право на высокое качество управления инновационным устойчивым развитием территории, обеспечения всем гражданам достойного уровня и качества жизни. Но решить эту проблему только силами административной власти региона без участия человека невозможно.

По критерию управляемости все 85 субъектов Федерации можно разделить на четыре группы: доноры, достаточные, дотационные и депрессивные территории.  Отсюда четыре типа стратегий, стилей управления, профессиональных команд, возможностей для включения каждого человека в  управление. Для дотационных и депрессивных регионов преобладает классическая модель управления «субъект- объект». Несмотря на то, что управляющая система во главе с губернатором  осуществляет повседневное целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на управляемые объекты, жители этих регионов, особенно молодежь, нередко голосует ногами. Отток трудоспособного населения , особенно талантливой молодежи, первый сигнал управленческого неблагополучия.

 Крайне необходимы  управленцы , организаторы, хозяйственники нового типа, которые в состоянии мобилизовать команду управленцев и всех жителей на полное и грамотное использование природных, материальных, финансовых ресурсов территории, нематериальных активов, социального, интеллектуального и человеческого капитала. Если профессионально капитализировать все ресурсы территории с учетом интересов населения и роста семейных бюджетов, развития локальной экономики, то постепенно главным инвестором инновационного устойчивого развития регионов становится население, домашние хозяйства. Чем больше собственных инвестиций в локальную экономику региона, тем больше доходы жителей, тем выше материальное и духовное благополучие населения. Сегодня,  к сожалению, все наоборот. Идет постоянная утечка мозгов, капиталов и ресурсов. Очевидно,  острейшие проблемы дотационных и депрессивных территорий требуют особого внимания Правительства РФ и Государственной Думы , РАН и ее важнейшего подразделения – Совета по развитию производительных сил России. Нельзя допустить,  чтобы производительные силы дотационных и депрессивных регионов  продолжали угасать.         

Для регионов доноров и достаточных территорий характерна неклассическая модель управления  «субъект-субъект». Это активное включение человека в  управление, составляющее на всех этапах управленческого цикла триаду «управление-соуправление-самоуправление». Очень важно соучастие граждан, предприятий,  НКО в целеполагающей, организующей и регулирующей деятельности, выработке стратегических решений, мобилизации ресурсов, разработке и реализации проектов. Управляющая и управляемая подсистемы сближаются. Межсубъектное  социальное  партнерство становится нормой, а местное самоуправление -  законом и главным ресурсом инновационного устойчивого развития территории. Сегодня институт самоуправления, в широком смысле слова, и институт местного самоуправления в России в стадии становления. В  ФЗ №131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесено много добавлений и изменений. Однако главная проблема так и не решена, а именно -  законодательно не обеспечено финансовое благополучие муниципальных образований. Большинство муниципалитетов дотационные. Местных бюджетов не хватает для решения самых простых и необходимых нужд населения.

 Качество местного самоуправления зависит от зрелости субъекта, от включенности  населения в решение местных проблем под свою ответственность. Во многих регионах идет поиск рациональной модели субъект-субъектных отношений. В Ханты-Мансийске и Башкортостане обратили внимание на укрепление социально-экономического альянса пяти центров силы : местной власти, науки, финансов, бизнеса и ассоциаций гражданского общества. Оказалось, что если всем вместе, на основе общественного договора,  выстраивать цели инновационного устойчивого развития территории, создавать свою муниципальную финансовую систему и свои инвестиционные фонды, раскрывать потенциал территории и развивать локальную экономику, кооперацию, привлекать таланты и создавать новые рабочие места , то можно и  в условиях ограниченных ресурсов сделать многое.

Альянс пяти центров силы – власти в лице местной администрации и депутатов, муниципальной науки , финансов в форме муниципальной финансово-кредитной системы, бизнеса в лице союза промышленников и предпринимателей, гражданского общества в лице НКО и иных общественных организаций есть универсальная технология инновационного устойчивого развития территории, учета и мобилизации ресурсов , человеческого и социального капитала. Применение современных технологий самоорганизации граждан, структурирование общественных сегментов Гражданского общества позволило в ряде регионов сформировать дееспособного субъекта стратегического  действия в виде Общественных Советов Гражданского общества (ОСГО).

Выбор формы самоорганизации в виде Общественных Советов Гражданского общества на любой территории и на любом уровне власти, начиная от района, города и кончая регионом, основывается на глубоком изучении многих исторических практик в России ( Казачьих Кругов, Народных Вече, Земских структур,  русской общины, ТСЖ, ТОСов, Общественных палат и т.п.). Сегодня уже имеется Устав региональной общественной организации содействия развитию гражданского общества « Общественный совет гражданского общества Московской области». В Московский Общественный Совет Гражданского общества входят представители более 250 организаций. Происходит формирование и кристаллизация общественного Субъекта Стратегического действия. Вся работа ОСГО строится на принципе Общественно-Государственного партнерства (ОГП).

(8) Для придания легитимности и правового статуса такого партнерства составляется Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, подписываемое обеими сторонами – представителями территориальной власти и созданного ОСГО. Как показывает опыт, внедрение Концепции Общественно-Государственного партнерства создает очень сильный эффект по мобилизации граждан в связи с разработкой планов, программ развития конкретных территорий. ОГП позволяет выйти на новый алгоритм стратегического управления, планирования развития районов и регионов страны и , одновременно, является сильнейшим антикоррупционным средством, гарантом установления социальной справедливости. Появляются новые социальные лифты, особенно для молодежи, так как в Советах формируется резерв будущих кадров на выдвижение в государственный и муниципальный сектор управления.

Для создания такого альянса, выработки нормативных документов, поиска ресурсов саморазвития на уровне местного самоуправления рекомендуется проведение трехдневного обучающего модуля в форме деловой игры на тему: « Нетрадиционные источники наполнения местного бюджета». В процессе таких мозговых штурмов, которые мы провели в десятках муниципалитетов и регионов, были найдены не только миллионы рублей, но возникли субъекты деятельности, вырос профессионализм управленцев, окрепло межсубъектное взаимодействие, получили развитие все формы кооперации, в т.ч. кредитной.            

  Под воздействием информационной революции во многих странах мира, в т.ч. в России, быстро формируется  постнеклассическая модель управления «субъкт-полисубъект».   Созданная человечеством информационная среда отождествляет будущее не с жестко детерминированными системами – «пирамидами» и «вертикалями», а с системами, способными к самоорганизации - «сетями». Полисубъект  управления – это люди в  социальных сетях, социальные среды - продукт информационной революции.  В социальных сетях чиновник не видит и не знает своих граждан, которые «живут» в социальных сетях,  выражают себя и свое мнение через социальные сети. Социальная сеть – субъект деятельности. Насколько интересы граждан, сидящих в сетях, совпадают с интересами региона и  местного сообщества? Как управляющей системе достучаться до людей, втянуть их в решение местных вопросов под свою ответственность? Информационная революция, информационное общество, цифровая экономика ставят перед региональными властями, региональной и муниципальной наукой сложнейшие проблемы, в том числе кибербезопасности человека. Разрешить их невозможно  в рамках традиционных подходов.

 В условиях новой парадигмы глобального развития сама наука становится междисциплинарной, комбинированной,  синтезируя в себе лучшие достижения разных наук. В этой связи научное сообщество Академии наук социальных технологий и местного самоуправления утверждает, что таким синтезом занимается « Политическая кибернетика», которая изучает управление взаимодействием систем, построенных на разных основаниях, что позволит приблизиться к пониманию « Единой теории управления и самоуправления». В условиях информационного общества скорость изменения реальности достигла такого уровня, что люди, используя прежние методы познания и модели управления, не успевают вовремя принимать и реализовывать нужные решения. Кроме того, информационная среда настолько усложнилась, что одного метода для познания реальности  уже недостаточно, поэтому регионы и муниципальные образования ждут от науки новых решений.

 В качестве такой инновации может быть использован метод « Триалектика-3ДМ», с помощью которого будут разрабатываться новые модели « управления – самоуправления» и новые стратегии развития, а также даваться оценки эффективности проектов и объективности принимаемых решений. Исследования показали, что темпы роста разработки инноваций опережают темпы роста финансовых, кадровых и временных ресурсов для их реализации.  Поэтому возникла необходимость появления универсальных стандартов и методов оценки эффективности предлагаемых для внедрения инноваций. Данная проблема может быть решена только специалистами, обладающими проектным, экспертным и кибернетическим мышлением. Для этого эксперты нового поколения должны обладать особыми знаниями и владеть специальными методами. Основным критерием оценки деятельности государственной власти  в целом, ее ветвей, структур и каждого должностного лица в отдельности является эффективность управления. В свою очередь, основным критерием оценки эффективности управления является факт достижения продекларированных целей как запланированных результатов в виде конкретных экономических и социальных показателей и индексов, главным образом касающихся развития человеческого потенциала  каждого региона, уровня и качества жизни населения. Для России, с ее огромным жизненным пространством, уменьшение диспропорций в социально-экономическом развитии и увеличения плотности заселения каждого региона , прежде всего Сибири и Дальнего Востока, является национальным  приоритетом.

   В свою очередь, получить запланированный результат можно только посредством использования проектно-целевого управления, которое на практике формируется в виде развернутой во времени и пространстве Программы действий с запланированным результатом, понятным и привлекательным для большинства населения регионов. Программа обеспечивает единство мотивов и средств, выраженных в виде концепции, принципов, целей, задач, стратегии, тактики, этапов, границ, вектора движения и прогнозируемых последствий от полученного результата.

 Новая кадровая политика  призвана обеспечить органы власти чиновниками-управленцами, которых должна предложить новая правящая элита. А специалистов – экспертов формирует гражданское общество. Для подготовки общественных экспертов и чиновников-управленцев необходимо сформировать кадровый резерв и новые образовательные программы, составленные на базе управленческого подхода и новой терминологии, позволяющей правильно интерпретировать происходящие в обществе события, явления и процессы, понимать логику развития и взаимодействия классической, неклассической и постнеклассической модели управления  устойчивым развитием регионов.

 В главном  идея сводится к поиску оптимального соотношения власти и полномочий, обязанностей и ответственности между: политическими лидерами ( избранной властью ), чиновниками ( назначенным аппаратом ) и гражданами ( источником власти ). Другими словами, между вертикалью управления (деятельностью чиновников) и горизонталью управления (участием граждан ) в выработке общественно значимых решений по вопросам создания и распределения всех существующих видов ресурсов необходима социальная конвенция. (10)

Управленцев следует научить поиску и внедрению принципов целостного развития территорий как синергетических систем с учетом их различий: географических, природно-климатических и социально-экономических. Общая целостность достигается посредством правильного управления  взаимодействием систем, построенных на разных основаниях: территория, население, ресурсы. Внутренняя целостность систем достигается посредством правильного взаимодействия элементов и эффективного использования их связей.   Любое взаимодействие сопровождается обменом ресурсами и информацией внутри систем и между системами, эффективность которого определяется по критериям «эквивалентности» и « справедливости». На основе этих критериев независимые эксперты  оценивают результативность как самой системы, так и каждого ее элемента, определяя « Индекс управляемости территории», который определяет качество управления через пределы отклонения элементов от целостности системы; выявляют факторы, усиливающие или снижающие включение человека в управление регионом.

 Итогом исследования моделей управления и самоуправления в различных регионах России стал проект ТРИИС – « Территориальная (региональная) инновационно-инвестиционная система» как новая технологическая платформа социально-экономического развития . Это своеобразное пособие по антикризисному управлению региональной экономикой , изданного под общей редакцией вице-президента Академии наук социальных технологий и местного самоуправления А. Ф. Простова.(7)

 Проект учитывает опыт и результаты реализованной стратегии «БИИС» - « Белгородская интеллектуально-инновационная система», которая позволяет « управлять настоящим с позиций будущего», где «проект является кирпичиком всей региональной экономики». Система используется как инновационная модель пространственного развития региона, которая становится механизмом инновационного прорыва посредством территориального планирования для каждого района, что позволяет создать « Экополис» - благоприятную среду обитания и достигнуть гармонии между человеком и природой. Речь идет о ноосферном измерении качества регионального и муниципального управления. Проект показывает, что местное самоуправление – это главный и самый мощный не реализованный потенциал России, который раскроется, как только граждане почувствуют себя хозяевами, а не просителями.

 Новые  методы постановки проблем и способов их решения позволяют сформулировать рекомендации по их использованию в формате « Матрица системных решений», предложить « Карту маршрута» перехода из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо». Технологически выстроить систему включения человека в управление, а также сформировать для власти новую « Повестку дня», когда совместно с гражданами создается единственно правильное решение: новая проектно-контрактная экономика страны должна характеризоваться дешевыми и длинными кредитами, новыми рабочими местами и квалифицированным трудом; где регионы получают дешевые кредиты вместо дотаций, а граждане – достойную зарплату вместо пособий.  «ТРИИС» включает в себя проект « Когнитивное сознание в сфере управления проектно-экспертной деятельности». Подчеркивается, что роль основного фактора экономического роста перенимают высокоинтеллектуальные когнитивные технологии.(9) Предложены инновационные методы подготовки новой элиты и критерии оценки способностей людей, обладающих образно-логическим мышлением, которое является основным условием эффективного управления проектной экономикой.

Здесь посредством « Матрицы компетенции» и « Паспорта функциональных ресурсов человека» выстраиваются бизнес-процессы в триединстве агрегирующих технологий: «знаю что», «знаю как», « знаю каким образом». « ТРИИС» - это технология перехода существующих потенциалов в реализованные возможности.  В этом смысле « ТРИИС» является составной частью новой модели управления в России « Принципат»: соборно-сетевое управление, где целостность достигается посредством управления взаимодействием систем, построенных на разных основаниях.

 « Принципат» включает в себя разработку « Российской Единой Биржевой Системы» с инвестиционными региональными Центрами и Единой системой управления инфраструктурой России, в том числе: оптимальным размещением производительных сил; энергосистемами, транспортными, товарными и финансовыми потоками, доходами, кадровыми назначениями и обоснованным расселением граждан по территории России. Новая модель включения человека в управление строится на принципах: « Жить своим умом и идти своим путем». Граждане в соответствии со статьей 3 Конституции РФ становятся реальным, а не формальным, субъектом непосредственной власти. Появляются элементы дееспособной системы самоуправления территорией. Социальная энергия местных сообществ направляется на развитие своей малой Родины, на организацию лучшего жизнеустройства и поддержание порядка.             

 Научные источники:  

1. В.Г. Афанасьев. Человек в управлении обществом. М.: 1977.

2. В.Г. Афанасьев. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. М.: 1968.

3. Г. В. Атаманчук.  Управление: Философия, Идеология, Научное обеспечение. М.:, 2015.

 4. В.И. Патрушев. Введение в теорию социальных технологий. М.: , 2008.

 5. В.И. Патрушев. Основы общей теории социальных технологий. М.:, 2008. А.И. Виноградов. Финансово-кредитная политика России. -М.: Научные технологии, 2015.

6. В.Л. Макаров. Социальный кластеризм. Российский вызов. М.:, 2010 .   

7.« ТРИИС» - проект : « Территориальная (региональная) инновационно-инвестиционная система» как новая технологическая платформа социально-экономического развития регионов России.  Под ред. А.Ф. Простова. М.:, 2016.

8. Общественные Советы Гражданского общества, как важнейшая стратегическая реформа, направленная на укрепление государственности и национальной безопасности России. Под ред. В.В. Обрежи.- М.: ООО « Графика», 2017.                                 

9. Введение в «Цифровую экономику . / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов и др. –М.: ВНИИГеосистем.2017.                                                                                                

10. Л.А. Осьмук . Взаимодействие социальных миров: К проблеме конвенциональных отношений. –Новосибирск: Наука, 2004.

Опубликовано: Катя Гончарова

Прикрепленные документы 1


1007

Комментарии 0