19 декабря Владимир Путин провел традиционную пресс-конференцию. Главные заявления президента журналистам — в материале РБК.
О климатических изменениях
«В Парижском соглашении зафиксирована планка роста температуры в 1,5 градуса. Удастся ли нам это сделать, никто не знает, потому что никто не знает настоящих причин происходящего, это может зависеть от глобальных процессов: небольшой наклон оси или изменение орбиты уже приводили к разным последствиям, хорошие или плохие, они были драматическими. Посчитать, как человечество влияет, очень сложно, если не невозможно. Но ничего не делать тоже нельзя, и мы должны сделать максимум.
Что касается [последствий климатических изменений для] России, темпы роста температуры у нас выше, чем в среднем на планете, в 2,5 раза. У нас есть города, которые построены на вечной мерзлоте. Изменения проявляются в росте количества природных катаклизмов. Мы будем предпринимать усилия, чтобы минимизировать последствия от этих изменений».
О тарифах на авиабилеты
«Никто не собирается отменять плоские тарифы. Программа есть, и она будет расширяться. Но чего надо добиваться — роста доходов граждан, которые растут очень медленно, и снижения издержек на перевозки. Пока глобальных изменений не наступило, эти программы будут продолжаться, и в рамках «Аэрофлота» тоже есть ресурсы».
О мусорной реформе
«Мы генерируем в год по стране 70 млн т бытовых отходов. И такой отрасли, как переработка бытовых отходов, никогда в стране не было, мы создаем ее с нуля. Основные решения приняты: создан федеральный оператор, региональные операторы, принята схема территориального планирования. Но не хватает прямого общения с гражданами. И нужно избавиться от серых схем и криминала, надо наводить элементарный порядок. Рост тарифов: не было никогда такой строчки в квитанции, сейчас появилась, надо объяснять людям, откуда что взялось.
<...> Для этого нужен общественный контроль, общественные организации. Если всем миром будем решать эту задачу, мы ее решим».
О низких зарплатах врачей
«Уровень заработной платы в медицине даже повыше, чем в других соцсферах. Показатели, которые ставились еще в указах 2012 года, соответствуют тому, что закладывалось. Не могу не согласиться, что это усредненные цифры. <…> Можно увеличить тариф ОМС, но это ляжет на всю экономику и приведет к удорожанию товаров в целом и росту инфляции. И увеличение зарплаты будет съедено инфляцией. <…> Нужно избавиться от несправедливой дифференциации, изменить базовую ставку постоянного оклада, сделать единый подход по всей стране — создать единый подход к стимулирующим выплатам. Нельзя снижать надбавки за работу в особых условиях. Если все это для начала привести в порядок, то система наладится.
<…> На первичное звено здравоохранения дополнительно будет выделено 550 млрд руб. Деньги пойдут на приведение в порядок основных фондов, приобретение техники и транспорта. Предполагается привести в нормативное состояние и построить 10 тыс. учреждений, приобрести 37 тыс. транспортных средств и до 10 тыс. единиц различного оборудования».
О последствиях санкций WADA
«Это не только несправедливое, но и не соответствующее здравому смыслу и международному праву решение. Решения были приняты в отношении наших спортсменов на прошлой Олимпиаде, а теперь за то же самое еще раз. Любое наказание должно быть индивидуальным. <…> Но если у нас подавляющее большинство спортсменов являются «чистыми», как можно на них налагать наказание? Девочки у нас молодые в фигурном катании, какое отношение имеют к допингу? Никакого, зато делают элементы, которые почти никто не делает. Что же — их надо «зачистить». Но кому это пойдет на пользу? <…> Разбирайтесь с конкретными людьми, мы будем помогать и содействовать в этом. <…> Кажется, это решение опять носит политический оттенок.
<…> WADA не запретило проводить соревнования, они рекомендуют их не проводить. Например, чемпионат Европы по футболу будет проходить, билеты проданы. Думаю, что и чемпионат [мира] по волейболу в Ярославле тоже пройдет. Мне кажется, надо спокойно дождаться соответствующих решений, в том числе арбитражного суда, тогда мы поймем, к чему готовиться».
О перспективах «нормандского формата» и минских договоренностях
«Если начнется пересмотр минских соглашений, ситуация может зайти в тупик. Ключом минским соглашений является закон об особом статусе Донбасса. Его сейчас продлили на год, но необходимо придать ему постоянный формат. Но ни прежнее украинское руководство, ни действующее делать этого не хотят. Нужен прямой диалог с Донбассом, а его нет. Что касается будущей встречи, она станет актуальной, если будут происходить позитивные изменения. Они, конечно, есть. Это и отвод войск, и продление закона об особом статусе Донбасса. Коллеги, правда, не хотят отводить войска по всей линии, это, как мне кажется, ошибка. Но это все предмет для обсуждения. Продолжение работы в «нормандском формате» целесообразно».
О президенте Украины Владимире Зеленском
«Я считаю некорректным давать характеристики своим коллегам. Я даже ушедшим со своих постов бывшим лидерам никогда не даю характеристики. <…> Когда люди попадают на такие места, значит, они люди неординарные, как минимум».
О расформировании правительств непризнанных республик
«Украина сама признала, что такая власть существует. Кроме того, там были проведены выборы, люди пришли и проголосовали. В минских соглашениях есть указание на то, на что имеют право претендовать эти республики. Есть и спорные моменты, нет необходимости ничего скрывать. Есть пункт, который говорит о выводе наемников и иностранных войск и закрытии границ. Оно должно начаться на второй день после выборов и закончиться после предоставления республикам прав, которые в минских соглашениях прописаны. Но там нет иностранных войск. Там есть местная милиция, местные силы обороны. Они состоят из местных жителей. Что касается наемников, там есть и французы, и немцы. Но они не составляют основу этих вооруженных формирований. Знаете, в чем главная проблема? Нет желания решать этот вопрос в диалоге с людьми. Когда украинское правительство будет готово решить в диалоге этот вопрос, тогда его можно будет решить».
О газовых отношениях с Украиной
«Мы будем искать приемлемое решение для всех, в том числе для Украины. Мы будем сохранять транзит. Вопрос в его объемах и сроках, на который можно заключить контракт. <...> Украинский маршрут для нас дороже, чем маршрут по Балтийскому морю, но мы готовы его сохранять. И мы готовы поставлять газ со скидкой 20–25%, я об этом уже говорил. Я думаю, что мы договоримся».
О президенте Чеченской Республики Рамзане Кадырове
«Когда я познакомился с его отцом, первым президентом Чеченской Республики, он пришел сам, он не пришел сдаваться, он пришел строить отношения с Россией, еще не начались активные боевые действия на Кавказе. Он сказал: «Мы думали, что с некоторыми исламскими странами нам будет лучше, но они начали подчинять нас своей воле, вот эти экстремистские, террористические и полутеррористические формирования. Мы не хотим, теперь понимаю, что с Россией нам будет лучше». Это был его выбор. Вы знаете его судьбу, он погиб от рук террористов — за Чечню, за чеченский народ и за Россию. Он сознательно на это пошел. Я до сих пор не могу себе простить, что отпустил его на этот праздник, потому что он у меня был перед этим, я говорю: «Оставайся». — «Нет, я поеду, я должен быть там, у себя дома». Его взорвали, как известно.
Действующий президент, его сын, до сих пор подвергается значительной опасности в ежедневном режиме. Он еще лично принимает участие в различного рода боевых операциях. Мне вот директор ФСБ докладывал о ликвидации одного из бандформирований, я говорю: ребят представь своих к государственным наградам. А он говорит: «Это не мы, это кадыровцы и он сам». Я говорю: я же ему запретил. Но его не остановить, под пули лезет. Я указов о награждении званием Героя России просто так не подписываю.
Посмотрите, что стало с Грозным, вспомните, как выглядела площадь Минутка, а как сейчас. Ему можно было бы и Героя Труда дать, но молодой еще».
Об импичменте Трампа
«Я не уверен, что президентство Трампа заканчивается, еще вопрос должен пройти сенат, и я не думаю, что президента будут отстранять по совершенно надуманным обвинениям. Просто политическая борьба».
О диалоге с США
«Мы знаем общий подход, что США будут поддерживать отношения с Россией там, где им выгодно, и будут сдерживать вот такими подобными способами. Ну и мы зеркально будем поступать. <...> Мы тем не менее заинтересованы в поддержании отношений с США вне зависимости от того, кто сидит в Белом доме и кто контролирует конгресс. Мы вплоть до конца года готовы взять и продлить действующее соглашение СНВ-3. Если не будет СНВ-3, то не будет вообще ничего в мире, что сдерживает гонку вооружений».
О реализации нацпроектов
«Нацпроекты сегодня связаны с целями, под их достижение выделены средства, введена персональная ответственность. Буксуют или нет? Из 38 целей, которые на этот год планировались, 26 мы считаем реализованными. По расселению аварийного жилья мы не просто выполнили цель на этот год, мы превысили в три раза. Конечно, нужно анализировать и вносить коррективы, но пересматривать — нет».
О расследовании дела Ивана Голунова
«Когда я только пришел работать в органы безопасности, ветераны службы разбегались по кабинетам, когда в здание входил один старичок. Он работал в 1936–1937 годах, тогда были чистки как раз, и он что делал: утром человек приходил на работу, против него возбуждали дело, а вечером семье выдавали тело. Вот этот старичок приводил приговоры в действие. Это вот то, что касается чисток. Лучше никакие чистки в органах не проводить. Конечно, следить нужно. Вопрос «своих не сдаем» совершенно не корректен. Службы собственной безопасности работают достаточно эффективно. <…> Что касается Голунова, действительно, принято решение засекретить эти материалы, потому что есть вопросы, связанные с организацией следственных действий. От работы отстранены пять человек, все уволены из МВД, против них возбуждены уголовные дела. Следствие ведет Следственный комитет».
О возможном изменении Конституции
«Это живой инструмент, он должен соответствовать требованиям общества. Нам не следует принимать новую Конституцию. У нас есть фундаментальные вещи, 1-я глава (Основы конституционного строя. — РБК). Все остальное менять можно. Я понимаю логику тех, кто предлагает какие-то изменения, это связано с возможным расширением прав парламента, но это все можно делать только после хорошей подготовки общества. Прежние изменения были связаны только с количеством президентских сроков. Что можно сделать — отменить оговорку «подряд».
О политической конкуренции в России
«У нас зарегистрировано 54 партии, четыре из них находятся в состоянии ликвидации, 12 действуют на федеральном уровне. Это соответствует требованиям политической конкуренции».
О ФНБ
«Мы не боимся инфляции, мы считаем, что ее нужно таргетировать и снижать. Рост инфляции означает сокращение доходов граждан. В этом смысле у нас хорошие показатели, у нас 3,25% инфляция, в начале следующего года вполне можем увидеть и 3%.
ФНБ действительно вырос почти в два раза за этот год. Тратить или не тратить? 20% из него так или иначе уже находится в экономике, в том числе через ВЭБ, из них 8% потрачено на крупные инфраструктурные проекты, например ЦКАД в Москве, осуществляются закупки подвижного состава РЖД, деньги направлены на расширение БАМа и Транссиба. Наконец, было принято решение: мы заморозили траты из ФНБ до того момента, когда он достигнет 7% ВВП. Практически сейчас это накоплено, на счета эти деньги придут в середине следующего года. У таких фондов есть главное предназначение — обеспечить стабильность нацвалюты, это наша подушка безопасности».
О пакте Молотова — Риббентропа
«В тоталитаризме ничего хорошего нет, он достоин осуждения вне всякого сомнения. Но решение Европарламента считаю некорректным. Можно сколько угодно предавать анафеме тоталитаризм, но ставить на одну доску СССР и нацистскую Германию — это верх цинизма. Пусть люди посмотрят документы, как был подписан так называемый Мюнхенский сговор, когда страны Европы практически поделили с Германией Чехословакию. Как вел себя СССР, предлагая создать единый антифашистский фронт. К этому событию (юбилею Победы. — РБК) хочу статью подготовить, попросил моих коллег [подобрать] документы из архива. Когда читаю что-то, становится все понятно. Сталин не запятнал себя прямыми контактами с Гитлером. Да, был подписан пакт Молотова — Риббентропа и секретное приложение к нему. СССР был последним, кто подписал с Германией соглашение о ненападении. Все остальные подписали раньше: что было — один на один оставаться?.. Говорят про раздел Польши, а Польша сама поучаствовала в разделе Чехословакии».
Об отставке бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченко
«Если вы намекаете на то, что он представитель КПРФ, это не имеет никакого отношения. У меня есть цифры, которые говорят о том, что проблемы в Иркутской области есть. Я не могу сказать, что губернатор плохо работал, но ситуация сложная, чтобы работать неспеша. Вы, наверное, обратили внимание на то, что говорили люди, когда я там был. Один из тезисов — пришлите нам других людей. И то я не спешил. Проблем много. Я не хочу бросать камни в человека, который ушел, но в этих условиях нужен человек, который хорошо разбирается. Думаю, новый человек с этой ситуацией и при поддержке федерального центра с этим справится».
О Союзном государстве с Белоруссией
«Я считаю, что решение о создании Союзного государства было правильным. С точки зрения нашей истории, духовных начал, что у нас с Белоруссией такое сближение, я очень рад. Но решения, которые были приняты в свое время по поводу Союзного государства, в подавляющем большинстве не реализованы. Много сделано уже в рамках Евразийского экономического союза, интеграция там в чем-то глубже, чем в рамках Союзного государства. По энергоносителям приняты уже определенные решения, в том числе о создании общих рынков. По газу — мы же продаем все в Белоруссию беспошлинно. Как и нефть. Это значительное упущение для российского бюджета. У Белоруссии самые низкие цены на газ, которые возможны для наших европейских партнеров. Доходность от продаж в Европу и Белоруссию для «Газпрома» отличается в четыре раза. <…> Мы по очень многим каналам поддерживаем наших друзей, одних кредитов выдано на $7 млрд».
Владимир Путин не ответил на вопрос корреспондента РБК о возможности возглавить Союзное государство после 2024 года, когда истечет его срок полномочий как президента России.
О пенсионной системе
«Все решения приняты, закреплены законом, и ничего там менять не планируется. Никакой новой пенсионной реформы не планируется. Что касается предложений Минфина, то речь идет накоплениях, которые можно считать инвестициями, и их защите».
О законе о домашнем насилии
«Законопроект я не читал, но Валентина Матвиенко (председатель Совета Федерации. — РБК) мне подробно рассказывала. Отношение мое смешанное. Силой не заставишь любить. Раньше обращались в месткомы, парткомы и требовали, чтобы они навели порядок в семье. Давало ли это результат, я не знаю. Я против любого насилия, особенно по отношению к женщинам и детям. Это просто признак низкой культуры. Правда, для привлечения за правонарушение можно воспользоваться действующими нормами. Большинство [в соответствии с опросом ВЦИОМа] тех, кто поддерживает закон, они за закон или против насилия? Я против насилия. Надо понять, что написано в каждой из статей этого закона, какие могут быть последствия, и тогда уже принимать решение».
О выходном 31 декабря
«Выходной в этот день — это, конечно, логично. Но нужно ли это делать сейчас, в спешке, накануне Нового года? Многие работодатели уже объявили этот день нерабочим. Можно ли перенести какой-то выходной? Надо спокойненько просто проанализировать, чтобы тоже не лишить садоводов и огородников лишнего дня в мае».
О нехватке некоторых медицинских препаратов
«Что касается орфанных, редких заболеваний, которые требуют высокой степени дотаций, часть из лекарств закупается организованным путем, но мы не должны лишать людей возможности использовать эти препараты. Но нужно не забыть и о развитии собственной фармацевтической отрасли. В 90 стран мира мы экспортируем наши препараты. Значит, качество наших препаратов признано качеством мирового уровня, иначе бы их не брали. Но есть вещи, к которым нужно подходить тонко, люди привыкают к определенным лекарствам, надо дать возможность людям ими пользоваться».
О борьбе с пьянством
«Меры по борьбе применяются. Проводится антиалкогольная кампания. <...> По данным ВОЗ, одной из причин увеличения продолжительности жизни в России является меньшее употребление алкоголя. Нужно ли, как в середине 1980-х годов, вводить административные действия? Нужно, скорее, разъяснять, давать возможность выбрать между различными видами алкогольной продукции. Здесь есть над чем работать, не прибегая к мерам полицейского характера».
О свободе интернета в России
«Свободный интернет и суверенный интернет — эти понятия не противоречат друг другу. Суверенитет заключается в том, чтобы у нас были свои ресурсы, которые могут быть включены, и интернет не был отрезан для нас. Мы не движемся в сторону закрытия интернета».
О признании физлиц иноагентами
«Что касается физических лиц, которые могут быть признаны иноагентами, это не мы первые придумали. Этот закон давно действует в Америке. Если вы получаете деньги из-за границы, прямо скажите об этом. Есть основания полагать, что вы просто выполняете заказ тех, кто вам платит. Мы же вас не закрываем. Что касается физлиц, правоприменительная практика показала, что там есть вещи, которые нужно совершенствовать, чтобы не было расширительной практики. Если закон так написан, что он позволяет это делать, его нужно совершенствовать. Мы что увидели — что физлицо получает деньги из-за границы и передает юридическому лицу. Вот только об этом и идет речь».
О президенте-женщине в России
«С точки зрения возможности управления, ответственности за страну, за людей эти требования не могут отличаться по каким-то гендерным принципам, они одинаковые: компетентность, порядочность и так далее. И женщина тем не менее привносит в политику какое-то женское начало, меньше агрессии, мне кажется, и это, безусловно, будет востребовано».
Авторы: Анастасия Антипова, Юлия Сапронова
Теги: Владимир Путин, большая ежегодная пресс-конференция Путина
Комментарии 0