Загрузка данных

«Управление процессом «устойчивого развития»

  • 31 января 2019 г.
  • 0

«Управление процессом «устойчивого развития»
 или о том, как проверить носителей власти на предмет их «методологичности».

Простов А.Ф. – канд. политических наук, гл. редактор журнала «Социальная экспертиза»

Патрушев В.И. – доктор социологических наук, профессор РАГС

Каргин Н.Н. – канд. педагогических наук

На одном из форумов Российской академии государственной службы при Президенте РФ известный методолог Анисимов Олег Сергеевич, оценивая неадекватное поведение национальных элит и принимаемых властью решений, высказал идею о необходимости проверить носителей власти на предмет их «методологичности», не говоря уже о «логичности» или хотя бы здравом смысле. Данная статья предоставляет правящей элите возможность восполнить пробелы в своих познаниях.

Постановка проблемы. «Развитие» есть процесс как интенсивного, так и экстенсивного изменения состояния системы. Это развитие всегда конечно, только в одном случае оно ограничено ресурсами, а в другом - результативностью алгоритма преобразования одной формы в другую. В этой связи причины системного кризиса современной цивилизации объясняются по-разному, например: устаревшие цели и ценности; недостаток ресурсов; неадекватность структур и методов управления; неэффективная глобальная кредитно-финансовая система; слабые кадры и другие факторы.

Применительно к России: кризис объясняется затянувшимся процессом реформирования и частичной потерей национального суверенитета, что подрывает не только ее экономический базис, но и уничтожает веру людей в саму возможность позитивных перемен в стране. В результате отмирают структуры, формирующие системообразующие факторы, которые обеспечивают сохранение целостности общества: доверие к власти и принимаемым законам; духовности; социальной активности и уважения людей друг к другу.

Государственное устройство общества и его хозяйства со временем утрачивают свойство системной целостности и погибают. При этом государства с любой моделью устройства и управления не смогли достигнуть уровня развития «самоорганизованной критичности». Все известные по истории государственные образования управлялись специально созданным аппаратом. Следовательно, без коренного изменения подхода к конструированию регуляторного механизма изменения всех основных процессов, обеспечивающих функционирование и развитие социума, мы должны быть готовы к регулярным бифуркациям экономических, социальных и иных процессов и ломке аппарата управления.

Решение проблемы. Чтобы устранить эти проблемы и начать конструировать новую систему управления в России, сначала необходимо разобраться в исторических причинах и механизмах развала политической структуры СССР. В этом смысле, по мнению большинства научных экспертов, уровень разработанности концепции «Устойчивого развития России» настолько низкий, что можно считать концепцию не существующей. Под концепцией «Устойчивого развития России» следует понимать такую логическую конструкцию, которая объединяет теории, эмпирические закономерности и интуитивные представления о средствах, методах и технологиях, обеспечивающих изменение состояния государственной системы в нужном для большинства людей направлении.

Законы, лежащие в основе социальной организованности и обосновывающие нормальное и устойчивое развитие социума, разделяются на мнимые и реальные. Поэтому только при условии правильно выбранного, сформулированного и используемого закона социальная система может стать жизнеспособной. Для этого нужно знать и различать Всеобщие законы природы и придуманные юридические законы, Закон развития и жизненного цикла систем. Закон конструирования функциональных систем. Биологические процессы и их целевые параметры. Психические процессы и их целевые параметры.Социальные процессы и их целевые параметры и далее по списку...

Как показала практика, правящая элита пошла путем отрицания и затушевывания естественных законов, конструируя и внедряя идеологические конструкции в формате утопий, выраженных тезисами типа «Свобода, равенство, братство»; «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»; «Вся власть закону», которые способны лишь на короткое время обеспечить лучшие возможности для отдельной, наиболее агрессивной и беспринципной части общества. Однако в длительной перспективе все эти утопии способствуют уничтожению государства и распаду общества.

Системные законы постулируют, что любая социальная структура, как социальных насекомых, так и людей, которые осуществляют совместную деятельность, включает в себя: генераторов идей (1%); теоретиков доводящих гениальные идеи до разумного понимания (2-3%); разработчиков средств, технологий и методов (3-5%); менеджеров-управленцев, различного масштаба (7-8%). Всех, в сумме, не более 20%.. Вот такое воспроизводство, можно оценивать как должное по качеству развитие государства. И именно эти группы людей в каждой сфере деятельности и должны обеспечивать и осуществлять политические и иные решения.

Для управления структурами, обеспечивающими опережающее развитие государства, необходимо воссоздать институт социальной, экономической и других видов экспертизы. К формам искусственного государственного управления должны быть отнесены структуры, обеспечивающие основные целевые функции государства: сохранение целостности, независимости и развитие необходимого и достаточного потенциала для обеспечения комфортности проживания индивидов. Для каждой из таких организационных форм должны быть разработаны на основе системных законов организационные принципы и технологии регулирования состояния нормы.

Например, власть ежедневно осуществляет те или иные управленческие манипуляции, но их результативность – низкая, что является результатом отсутствия у элит знания о структуре социальной организованности нашего общества. Характеристикой большинства процессов является эффективность, понимаемая как уровень преобразования «средств в цели» в диапазоне от «0 до 1». По имеющимся данным, эффективность управленческих систем в большинстве стран Мира не превышает значений 0,15 – 0,35...

Независимые эксперты предлагают: «Не делать того, в чем мы достаточно уверенны, что этого не надо делать». Что уж совершенно точно не надо делать никогда, так это: Не допускать «дураков» во власть. Не разрушать того, что приносит пользу, пока не создано лучшее. Не обещать выполнение того, для выполнения которого отсутствует ресурсная база. Не доверять обучение тем людям, которые сами не понимают существо проблемы.

= Полный текст опубликован здесь:

http://politcyber.ru/index.php/nauka/stati/131-6-prostov-a-f-politicheskaya-kibernetika-printsipy-proektirovaniya-budushchego-zh-sotsialnaya-ekspertiza-3-2010

* Будем рады видеть Вас нашим подписчиком. Другие наши публикации см. здесь: https://zen.yandex.ru/id/5af5aa0279885edd8eea75c3

* Подробности смотрите на сайте «Центр политической кибернетики»: www.politcyber.ru

* Финансовая поддержка портала: номер счета на Яндекс: 41001604227426

Опубликовано: Катя Гончарова


Комментарии 0