2.3.2. Экономика счастья

  • 12 сентября 2023 г.
  • 0

Раздел 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МО МОСТОВСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (СЦЕНАРИИ, ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ)

2.3. Концептуальные основы комплексного развития Мостовского района с учетом выбранного сценария и приоритетов развития

2.3.2. Экономика счастья

В настоящей Стратегии формирование зеленой экономики рассматривается как фундамент для достижения целевого ориентира более высокого порядка – речь идет об экономике счастья.

При множестве трактовок слова «счастье» для целей данной Стратегии наиболее подходит та, которую отражают понятия удовлетворенности и субъективного благосостояния – именно такой подход позволяет сместить акцент с психологии (настроение, чувства, характер) на управленческую деятельность (комплекс мер по созданию необходимых условий).

В основе экономики счастья лежит «парадокс Истэрлина», состоящий в том, что рост валового внутреннего продукта автоматически не делает людей счастливыми. Экономика счастья предполагает, что обеспечивается идеальное соотношение между уровнем дохода и, шире, материальных благ, и уровнем субъективного благополучия, который достигается за счет создания возможностей для комплексного удовлетворения широкого круга, в том числе, нематериальных потребностей. Девизом экономики счастья является «максимальное благополучие при минимальном потреблении».

В настоящее время принципы экономики счастья закреплены в нормативных документах международного уровня. В частности, принятая в июле 2011 года резолюция Генеральной Ассамблеи ООН призывает страны – члены ООН оценивать счастье своего народа и использовать его как ориентир в политике государства.

Экономика счастья основывается на получении экономического эффекта от удовлетворения таких нематериальных потребностей, как:

   - экологическое благополучие;

   - здоровье и продолжительность жизни;

   - интеллектуальные потребности;

   - работа по призванию;

   - количество свободного времени;

   - качество социальной среды;

   - потребность в творчестве;

   - потребность в самоактуализации;

   - потребность в совершенствовании и развитии.

За удовлетворением этих нематериальных потребностей лежит рынок гуманитарных услуг в сферах туризма, образования (включая самообразование и коучинг), здравоохранения, спорта и других, что как раз и формирует экономический эффект для территории.

Как и зеленая экономика, экономика счастья призвана обеспечивать бережное и природосберегающее использование богатых ресурсов Мостовского района, поскольку, согласно данной парадигме, счастье состоит не в безудержном потреблении, а является наградой за достижение гармонии подлинно личных, гуманных, социально и индивидуально значимых и нравственно одобряемых целей.

Социологические исследования показывают, что на счастье влияет «большая семерка» факторов:

   - семейные отношения;

   - финансовая ситуация;

   - работа;

   - общество и друзья;

   - здоровье;

   - личная свобода,

   - личные ценности.

Отсюда приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций Мостовского района должны быть:  

   - семейная и демографическая политика;

   - инвестиционная политика;

   - регулирование рынка труда, в том числе с помощью технологий кадровой логистики;

   - развитие территориального общественного самоуправления;

   - формирование здорового образа жизни за счет физической культуры и продукции органического сельского хозяйства;

  - создание возможностей для свободного выбора направлений профессиональной, деловой и социальной активности, а также для самоактуализации человека.

С некоторой долей условности, признаваемой в научной литературе, в качестве модели потребностей можно принять пирамиду Маслоу. Соотношение каждого класса потребностей с планируемыми возможностями их реализации на территории Мостовского района иллюстрирует Таблица 38.

Таблица 38

Признанная на мировом уровне парадигма экономики счастья проецируется на конкретные условия Мостовского района в виде задачи создания условий для обеспечения глубокой удовлетворенности жизнью.

Удовлетворенность в нашем понимании – это осознание человеком степени реализации своих потребностей в данных условиях, формирующее определенный тип поведения и отношения к окружающему миру. Понятие удовлетворенности, в отличие от понятий счастья, доверия, социального самочувствия, имеет социально-управленческий смысл, поскольку отражает не столько психологическое состояние субъекта, сколько оценку объективных условий через призму личностного восприятия.

Механизмом оценки степени достижения идеала экономики счастья на территории района будет служить мониторинговая система оценки удовлетворенности граждан различными сферами жизнедеятельности и образом жизни в целом.

Помимо измерения удовлетворенности, будут предложены меры по ее планомерному повышению. В соответствии с методологией, способами повышения удовлетворенности являются, во-первых, реальные дела субъектов развития района, во-вторых, создание и поддержание необходимого ценностного фундамента, маркетинговые мероприятия, а в-третьих, организация социально-психологической работы с жителями – содействие в разработке индивидуальных жизненных стратегий, коучинг и т.д.

Конкретной формой воплощения экономики счастья на территории Мостовского района видится создание среды, благоприятной для самоактуализации представителей различных целевых групп. Условием формирования интегрированной социальной среды как основы экономики счастья является создание атмосферы социального доверия в рамках отношений внутри и между целевыми группами. В соответствии с определенными приоритетами, благоприятную в данном отношении среду будет определять идеология пост-бизнеса. Предполагается, что ядро пост-бизнеса составит группа действующих предпринимателей Мостовского района, обладающих высоким уровнем социальной ответственности. Будут заданы правила делового и социального взаимодействия, в том числе закрепленные в Кодексе предпринимательской этики.

Целевая группа пост-бизнесменов будет постоянно расширяться за счет вхождения в нее, во-первых, других действующих предпринимателей, разделяющих заданные ценности, а во-вторых, представителей иных целевых групп, в особенности молодых людей, решивших заняться предпринимательской деятельностью в целях личностной самореализации.

В среде пост-бизнеса именно ценностное единство будет выступать в роли гаранта экономического успеха, открывая возможности вхождения бизнес-организаций в орбиту внутри- и межкластерного взаимодействия, а также муниципально-частного планирования.

Идеология пост-бизнеса выведет на новый уровень отношения предпринимателей с клиентами и потребителями товаров и услуг. Потребитель будет получать продукцию высокого качества и, к тому же, пользоваться дополнительными социальными благами и возможностями, которые будут предоставлять предприниматели. Зная, что от финансового положения районного бизнеса зависит комфортность социальной среды, довольный потребитель будет при прочих равных условиях отдавать предпочтение местной продукции и таким образом вкладывать средства в развитие своей территории. При необходимости местные сообщества будут даже защищать «своих» предпринимателей, не допуская ликвидации нужных им предприятий.

Предполагается, что работа предпринимателя в данных условиях позволит сместить акценты с преодоления административных барьеров и конкурентной борьбы с коллегами на партнерство и сотрудничество, что в свою очередь, предопределит психологический комфорт, удовлетворенность и, образно, счастье как свойство формируемой социальной среды.

Как предполагается, эффектами от реализации концепции экономики счастья применительно к природным и социально-экономическим условиям Мостовского района будут:

- доступность, достаточное количество и необходимое качество благ и услуг, обеспечивающих локальные потребности граждан;

- повышение спроса на товары и услуги, выходящие за рамки базовых потребностей (туризм, элитный отдых, креативная продукция);

- социальный оптимизм – благоприятная психологическая атмосфера, в частности, отсутствие хронического стресса, свойственного жителям мегаполисов;

- широкие возможности самореализации как для местных жителей, так и для приезжих;

- ощущение человеком комфорта как внутри себя, так и в рамках местного сообщества.

Интегративным эффектом, как предполагается, будет обеспечение потребности в самоактуализации жителей района, что означает также создание условий для поиска высшего смысла жизни.

Необходимым условием самоактуализации человека является максимальное раскрытие человеческого потенциала, который определяется состоянием здоровья, уровнем образования, творческими возможностями, социальными, душевными и духовными качествами личности. С позиции муниципалитета очень важно, чтобы человеческий потенциал был не просто привлечен либо сформирован, но и востребован.

Востребованный человеческий потенциал, т.е. тот, на который возник спрос, является человеческим капиталом. Капитал – это ресурс, который представляет собой ценность, а значит, подлежит накоплению, обмену, инвестированию. Производная от человеческого капитала – это деньги: люди в процессе самореализации на территории района создают добавочную стоимость, которая имеет инвестиционный эффект. В то же время экономика счастья предполагает не только одну материальную сторону, но, скорее, баланс различных видов капитала, в том числе социального – доверия между людьми и духовного капитала – ценностей высокого порядка, которые определяют направленность отдельных личностей и качество человеческих взаимоотношений.

См. раздел: 2.3.2. Экономика счастья 

Опубликовано: №9 Администратор

Комментарии 0

Читайте больше