Раздел 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МО МОСТОВСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
2.5. Задачи по стратегическим направлениям деятельности.
Выделение стратегических целей позволяет обозначить повестку, которая будет оставаться актуальной не только сегодня, но и на длительную перспективу. Данные цели определяют, как правило, принципиально новые для Мостовского района виды деятельности и подходы к их осуществлению. Вместе с тем полномасштабная реализация настоящей Стратегии возможна только в том случае, если перспективы развития района будут реализовываться в гармонии с решением текущих задач.
Данный раздел, в котором представлены задачи, сгруппированные по стратегическим направлениям деятельности, позволяет увязать выбранный сценарий, обозначенные приоритеты, а также миссию и цели Стратегии с повседневной деятельностью органов местного самоуправления. Именно гармоничное сочетание решения задач жизнеобеспечения и развития территории в рамках деятельности органов местного самоуправления и иных заинтересованных субъектов обеспечит выход района на новый уровень развития.
По аналогии с логикой стратегического анализа состояния различных сфер жизнедеятельности, предпринятого на начальном этапе разработки настоящей Стратегии, все задачи можно сгруппировать по четырем блокам направлений:
1) Муниципальная экономика.
2) Инфраструктурное обеспечение.
3) Население и человеческий капитал.
4) Управление и самоуправление.
Муниципальная экономика рассматривается нами в качестве основы раскрытия природно-ресурсного потенциала. Упор будет сделан на развитие реального сектора экономики – промышленности и сельского хозяйства, а также сферы услуг. Развитие туризма позволит наращивать объемы собственных доходов местного бюджета и распределять их, в том числе, на социальные нужды. Развитие потребительского рынка создаст условия для увеличения оборота денежных средств внутри района.
Качество инфраструктурного обеспечения зависит от возможностей муниципальной экономики и определяет вероятность сохранения человеческого потенциала на данной территории. Развитость сферы транспорта, наличие и удовлетворительное состояние всех необходимых инженерных сетей и телекоммуникаций, а также качество экологической обстановки и общественной безопасности определяют удобство проживания людей в городских и сельских поселениях.
Повышенное внимание к проблемам человеческого капитала определяется тем, что в центре внимания разработчиков и исполнителей Стратегии находится человек – житель района. Реализация Стратегии будет способствовать максимальному раскрытию человеческого потенциала Мостовского района за счет естественного и миграционного прироста населения, развития образования, культуры и спорта, утверждения в сознании людей семейных ценностей, ценностей преемственности поколений, значимости здорового образа жизни, социальной поддержки незащищенных слоев населения. Все это позволит превратить человеческий потенциал в человеческий капитал, создав условия для творческой деятельности, а также сохранив и приумножив корпус профессиональных кадров.
Управление и самоуправление служит организационным условием, которое задает возможности и качественные характеристики развития всех остальных сфер. В рамках реализации данного направления предполагается обеспечение высокого профессионализма и мотивации муниципальных кадров, рациональное использование муниципального имущества, земли и местного бюджета, а также поддержка предпринимательских и общественных инициатив.
Единство принципов реализации всех четырех направлений является важнейшим фактором стратегического развития Мостовского района. Ниже представлено краткое содержание планируемой деятельности администрации Мостовского района и входящих в него поселений в разрезе направлений и задач Стратегии.
Направление 1. Муниципальная экономика
Направление 1.1. Сельское хозяйство
По данному направлению будут решаться следующие задачи: экологизация агропромышленного комплекса, включая биологизацию; стимулирование увеличения производства основных видов сельскохозяйственной продукции; повышение уровня душевого потребления продукции растениеводства и животноводства, поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Мостовского района; обеспечение эпизоотического благополучия на территории Мостовского района.
Сельское хозяйство будет развиваться на основе принципа разнообразия организационно-правовых форм: наряду с сельскохозяйственными предприятиями, весомую долю продукции будут давать КФХ и ЛПХ, в том числе интегрированные в рамках потребительской кооперации.
Будут более четко выстроены производственные циклы, состыкованы между собой процессы производства, хранения, переработки и сбыта продукции.
Предполагается расширение площади земель сельскохозяйственного назначения за счет участков, неоправданно отнесенных к землям лесного фонда, а также освобождающихся после раскопок курганов в соответствии с законодательством. Считаем также целесообразным выявление южных склонов гор для выращивания винограда.
Взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и другими ответственными органами позволит согласовать приемлемые ставки арендных платежей за земли резервного фонда.
Водоемы, образовавшиеся на месте карьеров после выработки полезных ископаемых, будут использованы для нужд орошения полей и теплиц.
В предгорных районах планируется развитие садоводства интенсивного типа. В Краснокутском с/п, Баговском с/п и Шедокском с/п будет возрождаться племенное коневодство, которое может стать одним из значимых районных брендов.
Факторами повышения урожайности станут учет природно-климатических условий, применение современных агротехнологий, в том числе систем высокоточного земледелия, в целях мониторинга агротехнических операций и состояния посевов.
На базе карьерных прудов, в частности в Шедокском с/п, будет развиваться рыбоводство. В целях развития молочного животноводства будет организован сбор молока у граждан на регулярной основе.
Направление 1.2. Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс
Основная ставка будет сделана на обеспечение многообразия развиваемых видов туризма, среди которых – лечебно-оздоровительный, познавательный исторический и экологический туризм, экстремальный, сельский, военно-патриотический и паломнический туризм, а также создание туристко-рекреационного кластера, обеспеченного мерами государственной поддержки, ядром которого выступит СПА-комплекс «Кремниевы термы».
Будут реализованы мероприятия по наполнению медийного пространства в России и за рубежом информацией о конкурентных преимуществах туризма в Мостовском районе.
Достопримечательности района будут включены в перечни объектов показа в рамках внутри- и межрегиональных, а также российских и международных туристических маршрутов.
Особый акцент будет сделан на подготовке кадров для сферы туризма в рамках сферы профессионального образования, причем качество знаний и отработка навыков специалистов будет контролироваться топ-менеджерами туристских предприятий Мостовского района.
Также будут проводиться мероприятия по стимулированию участия общественности в развитии туризма и гостеприимства как способа потребления среды: в частности, будет оказываться муниципальная поддержка предлагаемых местными жителями новых туристических маршрутов, строительства (реконструкции) гостевых домов и/или сельских усадеб, создания частных объектов показа, центров творческой и ремесленной деятельности туристов.
Будет проводиться оценка туристско-рекреационного потенциала района, субъектам малого и среднего предпринимательства будет оказываться содействие в осуществлении сертификации объектов размещения и объектов показа.
В части детского отдыха и оздоровления будет проведена инвентаризация неработающих организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории муниципального образования, на предмет их реконструкции и дальнейшего использования. Дополнительные детские лагеря планируется строить с использованием механизмов муниципально-частного партнерства.
Направление 1.3. Промышленность
Основой развития реального сектора экономики станет активная инвестиционная политика, а также усиление мер имущественной, административной, консультационной, маркетинговой и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относится подавляющее большинство предприятий района.
Размещение новых производств на территории района будет обоснованным с позиции пространственного планирования, что обеспечит их приживаемость и эффективную работу.
Будут создаваться условия для повышения производительности труда за счет модернизации рабочих мест, закупки нового оборудования, внедрение мер стимулирования рабочих за высокие производственные результаты.
Также развитию промышленности будут способствовать обеспечение возможности приобретения оборудования на условиях лизинга, развитие сервисных и инжиниринговых компаний, встраивание местных производств в формирующиеся кластеры.
Большое значение в регулировании промышленного производства будет уделено этической составляющей, что призвано обеспечить ведение честного бизнеса и минимизацию нагрузки на природную среду.
Направление 1.4. Сфера строительства и архитектуры
В сфере строительства и архитектуры на территории сельских поселений будут решаться задачи актуализации документов территориального планирования, внесения изменений в местные нормативы градостроительного проектирования Мостовского района во взаимосвязи с документацией федерального и муниципального уровней, подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений.
Необходима корректировка Схемы территориального планирования с учетом формируемых кластеров и новых подходов к развитию территории на принципах зеленой экономики, органического сельского хозяйства.
Контуры пространственного развития Мостовского района как в целом, так и в разрезе муниципальных образований более подробно представлены в разделе 2.6 настоящей Стратегии.
Направление 1.5. Потребительский рынок
Развитие потребительского рынка будет обеспечиваться за счет совершенствования системы товароснабжения и логистики, обеспечения равной физической и ценовой доступности товаров и услуг первой необходимости вне зависимости от места проживания, содействия установлению партнерских связей между промышленными предприятиями и торговыми организациями в целях расширения ассортимента продукции местного производства на местном рынке.
Также предполагается реализация мер по увеличению доли несетевой торговли, обеспечению контроля качества розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, наращиванию объемов муниципального заказа на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе закупка органической продукции для учреждений социальной сферы.
Совершенствование сферы потребительского рынка будет осуществляться не изолированно, а в тесной связи с инвестиционной политикой, развитием туризма, транспортной инфраструктуры и потребительской кооперации.
Направление 1.6. Малый и средний бизнес
Задача создания благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан будет решаться путем финансово-кредитной, имущественной и инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), организации им методической помощи в разработке бизнес-планов. Большое внимание будет уделяться обучению субъектов МСП правовым, организационным и экономическим аспектам деятельности.
Поддержка МСП будет обеспечиваться со стороны как органов местного самоуправления, так и региональных инфраструктурных организаций, в том числе Фонда микрофинансирования Краснодарского края и Фонда развития бизнеса Краснодарского края.
В соответствии со Стратегией развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, будет снижаться доля невозвратных видов поддержки (субсидии на развитие бизнеса) в общем объеме средств, выделяемых в рамках программ поддержки МСП, в пользу развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств).
Виды и объемы муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса будут увязаны с приоритетами развития района и социальной значимостью соответствующей деятельности. Также в процессе оказания поддержки бизнеса будет учитываться пространственный фактор, что обеспечит относительно равномерную деловую активность на всей территории Мостовского района и даст возможность развиваться сельским населенным пунктам.
В ближайшей перспективе акцент будет сделан на формировании сетей сотрудничества субъектов МСП с крупным бизнесом, а также между собой, в частности через механизмы субконтрактации, что станет основой цепочек добавленной стоимости в рамках формируемых кластеров и межкластерного взаимодействия.
Направление 2. Инфраструктурное обеспечение
Направление 2.1. Транспортная инфраструктура
Решение задачи повышения транспортной связности и доступности территории Мостовского района будет осуществляться путем строительства и реконструкции дорог, обеспечивающих связи между городскими и сельскими поселениями, в том числе в рамках выделенных территориальных зон.
Предполагается развитие сети регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в целях обеспечения доступности производственных и социальных объектов района, а также устранения диспропорций в развитии входящих в район сельских поселений. На маршрутах регулярных пассажирских перевозок будет внедряться безналичная система оплаты проезда.
Предоставление транспортных услуг населению будет совершенствоваться в части формирования транспортной схемы муниципального района и улично-дорожной сети населенных пунктов в увязке с планировочной структурой муниципального образования, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные связи со всеми населенными пунктами (в том числе ранее не охваченными автобусным сообщением), функциональными зонами, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети; обновления подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта, полностью доступного для маломобильных групп населения; обустройства и оборудования притротуарных (нерегулируемых) стоянок для легкового такси в населенных пунктах района, создания условий для развития таксомоторных перевозок на территории муниципального образования. В частности, будет оказываться поддержка субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность по перевозке легковым такси, в целях развития интерактивных сервисов по заказу такси через мобильные приложения.
Задача преодоления издержек от фактора территориальной удаленности Мостовского района от городской инфраструктуры будет решаться путем восстановления пассажирского сообщения по имеющейся железнодорожной ветке Шедок-Мостовской-Лабинск.
Направление 2.2. Жилищно-коммунальное хозяйство, инженерные сети и телекоммуникации
В сфере жилищно-коммунального хозяйства приоритетными направлениями будут капитальный ремонт многоквартирных домов, атакже инвентаризация дворовых территорий в целях реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В рамках данного проекта предполагается повышение роли общественного участия в благоустройстве дворовых и общественных пространств.
Развитие коммунальных сетей во всех поселениях района будет рассматриваться в качестве необходимого условия сохранения человеческого потенциала территории и успешной реализации инвестиционной политики.
Первоочередными будут мероприятия по газификации поселений, в которых до сих пор отсутствует газоснабжение, а также преодоление энергодефицита за счет развития альтернативной энергетики.
В рамках деятельности по улучшению централизованного водоснабжения и водоотведения ежегодно будет производиться замена не менее 5% водопроводных сетей. Будут осуществляться модернизация (обновление основных фондов) в электро- и теплоэнергетике, автоматизация производственных процессов и проводиться мероприятия по повышению качества и надежности предоставления услуг по электро-, тепло- и водоснабжению. Модернизация коммунальной инфраструктуры станет фактором существенного повышения качества коммунальных услуг.
Обеспечение доступности подключения к сетям за счет выстраивания системы социального партнерства администрации муниципального образования, бизнеса и ресурсоснабжающих организаций также станет фактором повышения инвестиционной привлекательности территории.
В рамках реализации регионального проекта «Информационная инфраструктура», обеспечивающего достижение целей и результатов соответствующего федерального проекта, входящего в состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в 2020 году планируется подключить к высокоскоростной сети Интернет 16 социально значимых объекта, в 2021 году – 18 социально значимых объектов.
Прокладка оптоволоконных сетей и обеспечение отдаленных территорий высокоскоростным Интернетом послужит условием переезда в Мостовской район представителей современных профессий, использующих Интернет-технологии, что будет способствовать росту интеллектуального потенциала района.
Будут реализованы мероприятия по внедрению информационных систем мониторинга состояния инженерных сетей, что снизит риск чрезвычайных ситуаций.
Направление 2.3. Управление отходами и охрана окружающей среды
Будет сокращено негативное воздействие на окружающую среду за счет организации переработки твердых бытовых отходов.
Бережное отношение к окружающей среде, использование природосберегающих технологий, в том числе альтернативной энергетики, станет частью системы требований деловой этики, которая будет кодифицирована с участием объединений местных предпринимателей.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, будет сделан упор на эффективное использование природных ресурсов на основе соблюдения принципов устойчивого развития для обеспечения высокого качества жизни населения края и воспроизводства человеческого потенциала России. Предполагается проведение комплексной политики, направленной на охрану природы. Будут использованы современные высокие технологии в целях наблюдения за состоянием окружающей среды. Внедрение системы предупреждения чрезвычайных ситуаций – в особенности, схода лавин и наводнений, позволит снизить расходы на ликвидацию их последствий.
Охране окружающей среды будет способствовать развитие органического сельского хозяйства.
В рамках системы образования большое внимание будет уделено формированию экологической культуры. Будет приветствоваться высадка деревьев, в том числе именных, как элемент событийных мероприятий.
Направление 3. Население и человеческий капитал
Направление 3.1. Демографическая политика района
Реализации демографической политики на территории района будут способствовать решение следующих задач: утверждение в массовом сознании приоритета традиционных семейных ценностей, информирование населения о федеральных и региональных проектах поддержки семьи, материнства и детства, поддержка многодетных семей посредством различных льгот и субсидий, разработка и внедрение программ ответственного родительства, обеспечение многообразия форм дошкольного воспитания, создание дистанционных рабочих мест для женщин в период отпуска по уходу за ребенком на основе современных технологий.
Задаче увеличения продолжительности жизни будут способствовать популяризация ответственного подхода к своему здоровью; помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; создание условий для развития телемедицины; профилактика алкоголизма и наркомании; формирование программ активного долголетия – в том числе для жителей, готовых участвовать в потребительской кооперации, выращивании органической продукции, общественном самоуправлении.
Решение задачи укрепления человеческого потенциала Мостовского района планируется обеспечить в том числе за счет участия района в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Краснодарский край соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» на 2016-2021 годы. Также планируется налаживание взаимодействия с муниципальными образованиями и предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными в северной и восточной части России, в целях привлечения на постоянное место жительства в район пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В рамках развития экополисов будет проводиться целенаправленная миграционная политика: в приоритетном порядке на постоянное место жительства в район будут приглашаться люди – в первую очередь, молодежь, обладающие высоким интеллектуальным, социальным и духовным потенциалом, что позволит формировать из их числа целые проектные команды, развивающие современные технологии для обеспечения формируемых кластеров и объединенные общими ценностями, такими как ответственное отношение к окружающей среде, добрососедство, социальное доверие, патриотизм.
Направление 3.2. Образование и молодежная политика
Задачу развития дошкольного образования планируется решать путем строительства новых зданий ДОУ на принципах муниципально-частного партнерства; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих соответствующие услуги; организации групп кратковременного пребывания при школах. Преемственность между дошкольным и начальным образованием будет обеспечена путем создания образовательных комплексов.
Развитие системы общего образования будет направлено на совершенствование условий обучения, повышение квалификации кадров по современным программам (особенно в части формирования компетенций проектной деятельности и работы с одаренными детьми), актуализацию образовательных программ, профориентацию в соответствии с текущими и перспективными кадровыми потребностями формируемых кластеров. Воспитательная работа станет, в том числе, инструментом пропаганды ценностей, заложенных в настоящей Стратегии, таких как гражданственность и патриотизм, бережное отношение к природе, духовное самосовершенствование человека.
Программы дополнительного образования будут четко сопоставлены с реализуемыми функциями: содействие успешному освоению основной образовательной программы; формирование социально-необходимых навыков; творческое развитие личности; формирование умений, увеличивающих конкурентоспособность позиций будущего молодого специалиста на рынке труда.
Особенностью реализуемых в районе образовательных программ станет акцент на развитии экологического сознания и формировании патриотизма.
Населению района трудоспособного возраста и пенсионерам будут доступны программы непрерывного образования, которые позволят их участникам интегрироваться в инновационные социально-экономические процессы, запущенные в ходе реализации настоящей Стратегии.
В части молодежной политики будут созданы условия для гражданского и патриотического воспитания, творческого, интеллектуального и духовно-нравственного развития молодежи Мостовского района, профилактики безнадзорности, правонарушений и экстремистской деятельности в молодежной среде, формирования здорового образа жизни молодежи, социального обслуживания молодежи, содействия экономической самостоятельности молодых граждан, вовлечения молодежи в предпринимательскую и инновационную деятельность, организации трудового воспитания, профессионального самоопределения и занятости молодежи. Планируется, что в рамках молодежной политики будет осуществляться экспорт услуг – на наиболее значимые мероприятия спортивной и патриотической направленности, а также в летние и зимние тематические лагеря будут привлекаться дети и молодежь со всей страны. Таким образомактивная молодежная политика станет значимым фактором развития туристско-рекреационного кластера.
Направление 3.3. Укрепление здоровья жителей района
В настоящее время, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., организация предоставления услуг здравоохранения не относится к вопросам местного значения. Вместе с тем, муниципальный район должен создавать условия для оказания медицинской помощи населению. В связи с этим планируется: утверждение в массовом сознании ценности здорового образа жизни, содействие развитию профилактической медицины, первичной медико-санитарной помощи, реабилитационной и специализированной медицинской помощи, в том числе с использованием технологий телемедицины. Также предполагается, что создание благоприятных условий повседневной жизни в городских и сельских поселениях района будет способствовать притоку и закреплению высококвалифицированных кадров, в том числе медицинских работников. Системы здравоохранения и туристско-рекреационной деятельности будут взаимно дополнять друг друга в рамках курортологии. Медицинские учреждения будут оказывать платные услуги, в том числе, приезжим, а санаторно-курортные комплексы – частично обслуживать медицинские потребности местных жителей, особенно вне сезона.
Направление 3.4. Сфера культуры
Стратегическим направлением в области библиотечного дела является охват информационно-библиотечным обслуживанием как можно большего количества жителей Мостовского района в целях повышения информационной культуры общества.
В ходе реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- сохранение и развитие сети муниципальных библиотек, укрепление их материально-технической базы, пополнение и обновление библиотечного фонда
- совершенствование структуры библиотек с учетом интересов пользователей путем создания модельных библиотек;
- дальнейшее внедрение новых информационно-коммуникационных и библиотечных технологий, в том числе в целях создания безопасных условий хранения и использования библиотечных фондов.
Стратегическим направлением в сфере культурно-досуговой деятельности является повышение качества культурно-досуговых услуг, создание условий для дальнейшего развития самодеятельного художественного творчества.
Пути достижения намеченной цели включают в себя такие мероприятия, как:
- сохранение и развитие сети клубных учреждений путем строительства новых и расширения площадей уже существующих;
- укрепление материально-технической базы клубных учреждений;
- внедрение инновационных форм и методов культурно-досуговой деятельности;
- увеличение количества клубных формирований и коллективов народного творчества при расширении жанровой палитры;
- увеличение числа платных мероприятий;
- привлечение в клубные учреждения высококвалифицированных кадров путем внедрения системы стимулирующих надбавок.
Стратегическим направлением в области развития киноотрасли является обеспечение для всех возрастных и социальных групп населения свободного доступа к лучшим произведениям отечественного и мирового киноискусства, предоставление возможности жителям и гостям района проведения досуга, развитие сети развлечений в комплексе, учитывая потребности различных категорий населения, в том числе молодых семей с детьми.
Реализация данного направления возможна за счет осуществления таких мероприятий, как:
- модернизация кинопоказа;
- проведение киноакций, премьерных кинопоказов;
- активное участие киноорганизаций в работе по нравственному и патриотическому воспитанию молодежи;
- оптимизация системы льготного кинообслуживания социально не защищенных слоев населения.
Для повышения качества жизни и развития человеческого потенциала района необходимо обеспечение доступности услуг и обеспечение безопасности их предоставления.
Стратегия развития отрасли «Культура» основана на приоритете социальных показателей над экономическими, что обусловлено функциональным предназначением учреждений культуры, поскольку учреждения отрасли культуры не имеют основной своей целью извлечение прибыли, а созданы для удовлетворения культурных потребностей жителей. В этой связи стратегия развития учреждений культуры должна обеспечивать приоритетное использование их социального потенциала, в целях создания благоприятных условий развития района в долгосрочной перспективе.
В качестве важных социальных результатов деятельности учреждений культуры необходимо рассматривать: увеличение степени удовлетворенности граждан качеством оказываемых учреждениями отрасли услуг; повышение доступности информационных ресурсов; создание условий для сохранения и развития единого культурного пространства и культурного обмена; укрепление духовных и нравственных ценностей, развитие народного творчества, традиций и культурного наследия казачества, а также других народов, проживающих на территории Мостовского района, профилактику правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде. Видимыми результатами деятельности являются показатели по основным видам деятельности учреждений отрасли и основной задачей здесь является достижение и превышение их среднекраевого уровня.
Положительная динамика развития данных показателей в значительной степени зависит от состояния материально-технической базы отрасли, от сохранения и развития сети существующих учреждений.
В деле сохранения и развития сети учреждений предстоит решать обозначенные выше задачи, для чего необходимо и в дальнейшем руководствоваться принципом вариативного многоканального финансирования, когда процесс достижения выбранных целей будет осуществляться на основе эффективного использования ресурсов, полученных как из бюджетов различных уровней, так и из внебюджетных источников, что позволит существенно повысить финансовый потенциал учреждений отрасли культуры.
Реализация данного принципа основана на расширении практики применения программно-целевого подхода отраслевого развития, посредством участия в реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.
Реализация принципа структурного единства управленческих воздействий (сохранение и развитие централизованной системы на уровне района) обусловлена необходимостью системного решения перспективных проблем материально-технического и социального развития учреждений культуры района.
Главная цель развития сферы культуры – сохранить глубинные базовые основы многонациональной культуры жителей района, повысить качество их жизни путем удовлетворения культурных и духовных потребностей, воспитания новых высокодуховных потребностей и ценностных ориентаций.
Направление 3.5. Физическая культура и спорт
Целевым назначением сферы спорта будет приобщение жителей района к здоровому образу жизни, а также обеспечение социального лифта для детей и молодежи, желающих заниматься спортом высших достижений. Кроме того, знаковые спортивные события и комфортная мотивирующая спортивная среда будут способствовать укреплению имиджа района как территории спортивных достижений и здоровья, а это, в свою очередь, внесет вклад в дело повышения узнаваемости, инвестиционной и туристической привлекательности района.
Использование современных информационных технологий позволит получать оперативные данные о физическом развитии и физической подготовленности жителей района.
Перспективы развития сферы спорта будет определяться реализацией крупных инвестиционных проектов по строительству уникальных спортивных комплексов, в частности центра развития маунтинбайка, а также строительством объектов спортивной инфраструктуры, открывающих возможности для проведения на территории района соревнований федерального уровня.
Проведение знаковых спортивных событий, которые будут относительно равномерно распределены в течение года, обеспечит развитие не только сферы спорта, но и туристско-рекреационного комплекса.
Направление 3.6. Система социальной защиты населения
Социальная поддержка отдельных категорий граждан будет осуществляться с учетом принципов адресности и нуждаемости. Планируется оказывать содействие семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем организации обучения кандидатов в приемные родители. Планируется осуществлять меры по профилактике социального сиротства.
Будет решаться задача привлечения граждан пожилого возраста к участью в общественной жизни и посильной трудовой деятельности, им будет оказываться необходимая геронтологическая помощь. Социальное обслуживание будет осуществляться на основе современных стандартов.
Благоустройство территории поселений будет осуществляться с учетом принципа безбарьерной среды.
К оказанию услуг в области социальной защиты населения будут привлекаться социально-ориентированные некоммерческие организации.
Направление 3.7. Кадровая политика
В целях обеспечения успешной реализации инвестиционных проектов, а также преодоления дефицита кадров бюджетных организаций предполагается формирование на территории района единого кадрового пространства.
Организация, подразделения которой будут выполнять функции управляющих компаний кластеров, будет проводить системный мониторинг кадровых потребностей и осуществлять подбор и отбор необходимых специалистов. Сплошное обследование трудоспособного населения позволит выявить, с одной стороны, уровень скрытой безработицы, характеристики самозанятых и работающих за пределами района, а с другой, умения и навыки, которые можно капитализировать. Выявление профессионально-квалификационных характеристик трудоспособного населения позволит выстроить миграционную политику.
Особое внимание будет уделено кадрам организаторов производства, а также выявлению высококвалифицированных специалистов, ранее работавших на предприятиях, которые на данный момент находятся в состоянии банкротства.
Систематическое проведение на территории района стратегических сессий и организационно-деятельностных игр позволит заинтересовать специалистов – как местных, так и приезжих – перспективами работы на территории района, вовлечь людей во внутри- и межкластерное взаимодействие.
Будет сформирована интерактивная карта, показывающая географию человеческих перспектив жизнедеятельности на данной территории.
В рамках отдельной задачи предполагается создание системы кадровой логистики, направленной на оптимизацию потоковтрудовых ресурсов. Благодаря данной системе приоритетные инвестиционные проекты будут своевременно обеспечиваться кадрами необходимой квалификации в необходимом количестве. Кадровая логистика позволит оптимально использовать труд специалистов, закрывая динамично меняющуюся потребность в кадрах с учетом последовательной и параллельной реализации целого ряда инвестиционных проектов. Со своей стороны специалист будет постоянно загружен достаточным объемом работ; кроме того, управляющая компания будет вкладывать средства в его профессиональное развитие, чтобы успешнее обеспечивать кадровые потребности предприятий. В целом выстроенная кадровая логистика станет важным фактором роста муниципальной экономики и реализации человеческого потенциала Мостовского района.
Направление 4. Муниципальное управление и местное самоуправление
Направление 4.1. Муниципальная служба
Развитие муниципальной службы будет осуществляться за счет использования кадровых технологий, направленных на повышение профессионализма и мотивации муниципальных кадров, а также путем интеграции кадрового пространства органов местного самоуправления, учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций.
Повышение эффективности муниципального управления будет достигнуто за счет оптимизации структуры администрации муниципального образования «Мостовский район» и администраций городских и сельских поселений, а также за счет перераспределения полномочий между районным и поселенческим уровнями местного самоуправления. Больше внимания будет уделяться совершенствованию электронного документооборота.
Предполагается внедрение в деятельность органов местного самоуправления муниципального образования юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи.
Размещение официального ресурса муниципального образования на базе единой платформы в контуре региональной мультисервисной сети исполнительных органов государственной власти Краснодарского края позволит интегрировать местные информационные ресурсы и сервисы в единый региональный контекст.
Будет создана система стратегического и проектного управления, обеспечивающая координацию процессов жизнеобеспечения и развития отдельных сфер деятельности и района в целом.
Кадры муниципальной службы систематически будут проходить курсы повышения квалификации, обучаясь обеспечению реализации настоящей Стратегии на принципах муниципально-частного планирования, проектному управлению, формированию сетей потребительской кооперации, развитию кластерных структур муниципальной экономики, повышению качества оказания муниципальных услуг, основам маркетинга территории, а также принципам и методам работы с жителями и инвесторами.
В органах местного самоуправления будет внедряться особая корпоративная культура и деловая этика, что наряду с успешной реализацией стратегических целей и задач будет способствовать укреплению позитивного имиджа власти и росту удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления.
Направление 4.2. Оказание муниципальных услуг
Задача совершенствования процесса оказания муниципальных услуг будет решаться путем:
- установки специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе формирования системы межведомственного электронного документооборота в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг;
- обеспечения перевода муниципальных услуг в электронный вид.
Направление 4.3. Управление земельными ресурсами, муниципальным имуществом и местным бюджетом
Принятие профилактических и предупредительных мер в ходе работы с арендаторами позволит уменьшить количество земельных и имущественных правонарушений. Планируется уделять больше внимания взысканию задолженности за пользование объектами недвижимости, практиковать штрафы за ненадлежащее их использование, не допускать строительства капитальных объектов без правоустанавливающих документов.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу будет проводиться межевание земельных участков. Будет продолжено формирование электронного архива документов на право пользования земельными участниками путем сканирования актов, которые на данный момент имеются только в печатном виде. Межевание земельных участков в перспективе обеспечит дополнительные поступления в местный бюджет за счет возможности продажи и аренды муниципальных земель. Рациональное распределение земельных участков будет достигнуто путем обеспечения правовой возможности их изъятия в случаях ненадлежащего использования.
Также будет реализован механизм, увязывающий ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с социальной эффективностью от их использования.
Внедрение современных технологий кадастрового учета позволит использовать информационные системы, позволяющие оперативно выявлять правообладателей объектов недвижимости.
Санитарная очистка земель общего пользования позволит вовлечь в хозяйственный оборот участки, ныне захламленные и непригодные для использования по целевому назначению.
В части совершенствования бюджетного процесса будет делаться ставка на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района, стабилизацию и сокращение муниципального долга, обеспечение открытости и доступности информации о бюджетном процессе.
Будет наращиваться финансовый и ресурсный потенциал учреждений путем стимулирования работников к оформлению заявок на получение грантов, участия в различных конкурсах, развития платных услуг.
Гармоничное сочетание бюджетных расходов в рамках программно-целевого, проектного и текущего управления позволит отделить затраты на развитие от затрат на функционирование, что будет залогом успешной реализации настоящей Стратегии.
Направление 4.4. Обеспечение инвестиционной деятельности
Задача снижения административных барьеров будет решаться путем совершенствования локальной нормативной базы в части уменьшения количества согласований и сокращения сроков формирования и предоставления земельных участков; создания системы фильтрации инвестиционных проектов, выделения среди них приоритетных, согласно целям и задачам настоящей Стратегии, и, соответственно, предоставления инвесторам различных льгот.
Предполагается запуск системы многоуровневого мониторинга взаимодействия инвесторов с местной администрацией с целью своевременного выявления отклонений от инвестиционных программ и графиков финансирования проектов.
Также в рамках данного направления будет решаться задача развития муниципально-частного партнерства.
Использование инструмента маркетинга территории обеспечит формирование позитивного имиджа инвестиционной деятельности на территории района. В данном аспекте деятельности планируется позиционирование и продвижение экономически и инвестиционно привлекательного образа муниципального образования на российском и международном уровнях.
Направление 4.5. Обеспечение безопасности населения
В рамках данного направления будут решаться следующие задачи:
- обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- обучение должностных лиц и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций; повышение эффективности мер, принимаемых для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, совершенствование деятельности по обеспечению экономической безопасности района, в решении проблем социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов;
- оптимизация системы укрепления правопорядка, профилактики правонарушений, усиления борьбы с преступностью в Мостовском районе, повышение эффективности мер, принимаемых для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, совершенствование деятельности по обеспечению экономической безопасности района, в решении проблем социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов;
- информационно-пропагандистское сопровождение антитеррористической деятельности;
- развитие и обеспечение функционирования интегрированного технологического и информационного ресурса для органов местного самоуправления и организаций, участвующих в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения района;
- выявление сфер муниципального управления, в наибольшей степени подверженных риску коррупции;
- совершенствование системы профилактики мер антикоррупционной направленности посредством обеспечения нормативно-правовых и организационных основ противодействия коррупции, усовершенствования механизма кадрового обеспечения, формирования нетерпимого отношения общественности, муниципальных служащих к коррупционным проявлениям;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Мостовского района;
- обеспечение эффективного функционирования системы управления силами и средствами гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление отдельных полномочий края по формированию и утверждению списков граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
- развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения на территории муниципального образования Мостовский район, обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении на автомобильных дорогах местного значения на территории муниципального образования Мостовский район.
- внедрение эффективных форм гражданских технологий противодействия угрозам терроризма и экстремизма;
- повышение инженерно-технической защищенности социально значимых объектов;
- развитие и обеспечение функционирования системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Мостовского района на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
- внедрение новейших информационных и телекоммуникационных технологий для эффективного управления районом, в том числе приграничной территорией – в первую очередь, российского программно-аппаратного комплекса по умному и безопасному пространству.
Направление 4.6. Развитие общественного сектора
Будут приняты меры по повышению роли территориального общественного самоуправления в повседневной жизнедеятельности населения, решении социально-бытовых вопросов. Использование ТОСов для изучения потребностей населения в товарах и услугах будет способствовать развитию потребительского рынка. Культурные, спортивные и туристические мероприятия в поселениях, в организации которых ТОСы будут принимать непосредственное участие, сделают повседневную жизнь более насыщенной событиями.
Усилению контактов между различными целевыми группами по вопросам решения общих проблем и развития территории будут способствовать создание общественных пространств, а также организация стратегических сессий и дискуссионных площадок.
Будет проводиться комплекс мер по организационной, информационной, консультационной, образовательной и иной поддержке некоммерческих организаций, что обеспечит их становление как активных участников дела развития местного сообщества. Постепенно к социально-ориентированным некоммерческим организациям будут переходить функции по оказанию отдельных муниципальных услуг в сферах социального обслуживания, образования, культуры, спорта и других.
В целом определенные в настоящей Стратегии задачи развития Мостовского района и предложенные способы их решения должны послужить ориентиром в процессе актуализации номенклатуры и содержания муниципальных программ.
Понимание перспектив развития Мостовского района будет более полным, если их представить не только в разрезе основных сфер жизнедеятельности, но и пространственном аспекте, о чем речь пойдет далее.
См. раздел: 2.5. Задачи по стратегическим направлениям деятельности
Комментарии 0