3.1. Этапы реализации Стратегии

  • 3 сентября 2023 г.
  • 0

Раздел 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

3.1. Этапы реализации Стратегии.

Стратегия будет реализовываться в течение 13 лет, с конца 2018 по 2030 год, и предполагает три этапа:

Первый этап – 2018-2020 года: этап создания организационно-правовых и финансовых условий реализации Стратегии, консолидации всех ключевых субъектов развития территории, создания проектного офиса и Совета по стратегическому развитию Мостовского района, формирования кластерных структур, матрицы проектов и запуска флагманских проектов.

Второй этап – 2020-2025 года.: этап реализации флагманских и иных инвестиционных проектов и получения первых значимых социально-экономических результатов.

Третий этап – 2026-2030 года: этап расширения рынка сбыта продукции и услуг, увеличения экспортного потенциала предприятий района, утверждения ценности природосберегающего образа жизни и повышения международной значимости Проекта.

Этапы различаются по качественным характеристикам предполагаемой деятельности по реализации Стратегии, которые заданы в емкой формулировке миссии «Мостовский район – оазис зеленой экономики счастья!».

На первом этапе очерчиваются территориальные и организационно-структурные границы «оазиса», обеспечивается умное и безопасное инвестиционное пространство.

На втором этапе активизируется и дает ощутимые результаты экономическая деятельность, построенная на принципах зеленой экономики.

Наконец, на третьем этапе мощный экономический фундамент в виде высокомаржинальных проектов в гармонии с благоприятной экосредой создает предпосылки для предоставления комплекса услуг, связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека в рамках реализации концепции экономики счастья. 

Поэтапная реализация Стратегии необходима для рационального распределения ресурсов и соответствует заявленному принципу наращивания усилий.

На первом этапе, до 2020 года, будут заложены организационно-правовые условия реализации Стратегии. Создание системы управления реализацией Стратегии позволит интегрировать решение стратегических, тактических и оперативных задач в повседневную деятельность органов местного самоуправления, социально-ответственного бизнеса и других субъектов развития территории. Стратегия станет «живым» и востребованным документом, к которому будут обращаться различные организации, чтобы определять перспективы своей коммерческой и некоммерческой деятельности на территории района, и жители городских и сельских поселений, в том числе приезжие, чтобы сверять свои планы профессиональной и личностной самореализации с возможностями, открывающимися перед ними в Мостовском районе. В связи с этим будет выстроена система информационного сопровождения реализации Стратегии, включающая ряд интернет-сервисов и постоянно действующих дискуссионных площадок, что обеспечит интерактивный характер Стратегии.

К числу первоочередных мероприятий относится создание организации, выполняющей функции проектного офиса по реализации данной Стратегии, сформированного на принципах муниципально-частного планирования. Также будет завершено формирование Совета по стратегическому развитию Мостовского района, в который войдут представители органов местного самоуправления, бизнеса и общественности. Одной из первых задач Совета будет обсуждение и принятие Кодекса предпринимательской этики Мостовского района, содержащего свод правил по ведению бизнеса на принципах производственной кооперации, государственно-частного планирования, соблюдения экологических ограничений и этических норм. Важным является то, что в районе уже формируется ядро социально-ответственных инвесторов, готовых создать Фонд развития Мостовского района и выступить организационно-финансовым партнером Проектного офиса. В частности, об этом свидетельствует деятельность одного из них – ООО «Дозор-Инвест», реализующего крупный инвестиционные проект с федеральными обязательствами – СПА-комплекс «Кремниевы термы».

В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля выполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования Мостовский район (утвержден постановлением администрации муниципального образования Мостовский район от 30.12.2015г. № 1260), администрацией района совместно с Проектным офисом и Советом по стратегическому развитию будет разработан План мероприятий по реализации Стратегии.

Реализация стратегических приоритетов Мостовского района потребует оптимизации организационной структуры администрации муниципального образования; в функционал отдельных должностных лиц местного самоуправления будут добавлены организационно-контрольные и иные полномочия, обеспечивающие своевременное достижение стратегических целей и приоритетов. Также на первом этапе будут заложены наиболее оптимальные и приемлемые для района механизмы муниципально-частного партнерства.

В рамках первого этапа будет запущен процесс организационного оформления кластеров, формирование которых признано наиболее целесообразным, исходя из природосберегающего сценария развития района. По итогам предварительных консультаций с потенциальными участниками этих кластеров, которые уже проведены на данный момент, будут подписаны соглашения о взаимодействии. Предстоит создать управляющие компании кластеров, наладить взаимодействие между вошедшими в них предприятиями на принципах производственной кооперации, выстроить цепочки добавленной стоимости и доукомплектовать их необходимыми звеньями.

Кластеры будут создаваться не по отдельности, а в тесной кооперации друг с другом. В качестве интегратора кластерных структур, а также ресурсного, методического центра и звена, обеспечивающего взаимосвязь интересов муниципалитета, бизнеса и общественности, выступит Проектный офис.

Предметом внимания Проектного офиса будут не только кластеры, но и отдельные проекты по созданию производств, целесообразность которых подтверждена анализом конкурентоспособности предприятий в разрезе видов продукции. В связи с этим оперативной задачей Проектного офиса будет администрирование матрицы инвестиционных проектов, принципы функционирования которой определены в настоящей Стратегии. Под каждый вносимый в матрицу проект будет прорабатываться ресурсное обеспечение и подбираться инвестор с тем условием, чтобы был обеспечен баланс между экономической выгодой и соблюдением экологических ограничений.

Также начнется реализация флагманских проектов, призванных интегрировать различные направления экономической деятельности и увязать их с выбранным сценарием природосберегающего развития территории и с существующими механизмами государственной поддержки.

Важнейшей составляющей первого этапа станет разработка и внедрение наиболее оптимальных финансовых инструментов, позволяющих реализовать данную Стратегию на принципах государственно-частного планирования. Будет пересмотрена номенклатура и содержание муниципальных программ, в которых будут выделены расходы на жизнеобеспечение и развитие территории. Внедрение современных информационных систем позволит упорядочить управление муниципальным земельным фондом и имуществом, расширив налогооблагаемую базу местных налогов.

Значимым результатом первого этапа реализации Стратегии видится разрешение в общих чертах противоречия между развитием на территории набирающей обороты индустрии гостеприимства и сворачивающейся в силу объективных обстоятельств традиционной добывающей промышленностью, чему будет способствовать приведение существующей Схемы территориального планирования в соответствие с данной Стратегией.

На втором этапе, в 2020-2025 года важнейшей задачей станет обеспечение деятельности созданных институтов развития территории. Первые предварительные итоги реализации Стратегии, возможно, потребуют ее корректировки по некоторым отдельным позициям.

Администрацией района совместно с Проектным офисом будут скорректированы действующие и разработаны новые муниципальные программы на период 2020-2025 года с учетом концептуальных основ, разработанных в рамках настоящей Стратегии и возможностей получения синергетического эффекта от финансирования проектов сразу из нескольких источников. Подход с позиции государственно-частного планирования, при котором координируются действия различных субъектов социально-экономического развития территории, позволит многократно приумножить эффект от традиционного программно-целевого управления.

Матрица инвестиционных проектов станет действенным инструментом привлечения профильных социально-ответственных инвесторов в район и укоренения необходимых для района производств и иных видов экономической деятельности.

Реализация флагманских проектов вступит в активную фазу. Дальнейшее развитие получат созданные ранее кластеры – с учетом того, что базовые организационные условия их деятельности на этот момент уже будут обеспечены. Созданные на первом этапе предприятия выйдут на проектную мощность, в ряде случаев будут решаться вопросы инвестирования в расширения производства. Залогом успешной экономической деятельности предприятий станет развитие производственной кооперации и совместный выход на новые рынки сбыта.

Отладка финансовых инструментов, начало работы по перспективным инвестиционным контрактам, в том числе на принципах муниципально-частного партнерства, обеспечит реализацию серии крупных инфраструктурных проектов, включая проекты по строительству дорог и инженерных сетей к якорным объектам лечебно-оздоровительного бальнеологического кластера «Краснодарские термы», транспортному и инфраструктурному обеспечению существующего и планируемого расселенческого каркаса Мостовского района.

Особое внимание будет уделено реализации проекта «Обеспечение подключения производителей малой и альтернативной (ветро-гидро-солнечной) энергии к имеющимся распределительным энергосетям и прокладка новых сетей». Данный проект предусматривает создание пилотной негаватт-системы, которая будет оперировать неизрасходованными виртуальными единицами энергии, сэкономленными благодаря разумному и эффективному потреблению. Негаватт-технологии обеспечивают учет потенциала малой и альтернативной энергетики, с одной стороны, и потребностей местных предприятий и домохозяйств, с другой, что позволяет владельцам даже небольших энергомощностей продавать излишки энергии в рамках системы производственной кооперации и таким образом постепенно снижать объемы потребления традиционных источников энергии. Это позволит в общем и целом преодолеть энергодефицит района.

Значительное усиление экономической отдачи от кластерных проектов предполагается за счет создания в каждом кластере своеобразного «инновационного хаба» в виде одного или нескольких научно-экспериментальных центров, позиционирующих данный кластер во внешней среде и привлекающих российских и международных экспертов:

1) Научно-внедренческий центр органического земледелия и сертификации, Центр развития сельской производственной и потребительской кооперации и Центр вегетарианской гастрономии – для кластера органического земледелия.

2) Технопарк, включающий научно-образовательный опытный центр рационального лесопользования – для лесопромышленного кластера.

3) Центр компетенций по экологическому домостроению – для кластера экологического домостроения.

4) Научно-образовательный центр бальнеологии – для туристско-рекреационного кластера;

5) Школа-лаборатория природосберегающего развития «Мосты в будущее» – для культурно-образовательного кластера.

Школа-лаборатория станет связующим звеном системы среднего и среднего специального образования района с потребностями муниципальной экономики и научным потенциалом проектируемой федеральной экспериментальной площадки. Эта школа будет выполнять функции не только общеобразовательной организации, но и ресурсного, научно-методического и профориентационного центра района. Предполагается, что педагоги и учащиеся школы активно включатся в проектную деятельность, а система воспитательной работы будет соответствовать идеологии природосберегающего развития. Выпускники школы после получения соответствующего образования станут социальной базой и кадровым ресурсом инвестиционных проектов и создаваемых в рамках кластеров научно-экспериментальных центров

Помимо ранее выделенных кластеров, начнут развиваться принципиально новые направления деятельности. Так, Мостовский район может стать экспериментальной площадкой в области развития спортивной и туристической авиации, учитывая потенциал аэродрома в Андрюковском с/п и планируемую организацию пространства вокруг него в формате своеобразного аэрополиса.

Кластерные структуры, обеспечивающие высокие экономические показатели работы предприятий и, как следствие, рост уровня занятости и доходов населения, с одной стороны, и сложившийся производственный и расселенческий каркас Мостовского района (гармонично сочетающий исторически сложившиеся населенные пункты и новые экопоселения), с другой, создадут предпосылки для сохранения и приумножения человеческого потенциала района и активизации его экспортной и имиджевой составляющей.

Все это позволит создать единую систему «зеленой экономики», включающую природосберегающую производственную деятельность, обеспеченную инженерной, а также научно-образовательной и инновационной инфраструктурой и системой кадровой логистики.

На третьем этапе, в 2025-2030 года будут приняты новые муниципальные программы и вновь актуализирована Стратегия с учетом изменений социально-экономической ситуации и ведущих трендов развития в регионе, стране и мире.

Задачей кластерного развития на данном этапе станет расширение цепочек добавленной стоимости и сетей производственной кооперации за счет интеграции в кластерные структуры предприятий и инновационных институтов, находящихся за пределами района, в том числе за рубежом.

В целом все флагманские проекты усилятся за счет международной составляющей, увеличится приток в район иностранных инвестиций. Будет обеспечен стабильный охват европейского и азиатского рынков, наращивание продаж на экспорт новых технологий экологического домостроения, а также органической продукции Мостовского района, соответствующей международным стандартам.

В 2025-2030 года одним из важных направлений деятельности по реализации Стратегии станет обеспечение гармоничного пространственного развития района. Населенные пункты – как исторически сложившиеся, так и экопоселения – вне зависимости от их территориальной удаленности будут комфортными для жизнедеятельности населения, в том числе интеллектуалов и профессионалов, переехавших на постоянное место жительства из мегаполисов. Развитие цифровой экономики и сохранение благоприятной природной среды в рамках разворачивания сценария природосообразного развития позволят удовлетворять самые разнообразные потребности человека – потребности в социально-психологической безопасности, здоровой пище, комфорте, признании, самореализации, духовном самосовершенствовании, что в комплексе означает успешную реализацию концепции экономики счастья.

На завершающем этапе реализации Стратегии предметом экспорта должны стать не только продукты и технологии, но и образ жизни, соответствующий сценарию природосберегающего развития: район должен стать центром притяжения активных людей, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и ценными профессиональными и нравственными качествами.

Комплексное удовлетворение полного круга субъективных потребностей жителей и гостей Мостовского района, разделяющих его ценности, позволит говорить о достижении образа будущего, заложенного в миссии: Мостовский район – оазис зеленой экономики счастья!

См. раздел: 3.1. Этапы реализации Стратегии 

Опубликовано: №9 Администратор

Комментарии 0

Читайте больше