Раздел 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.
3.3. Матрица инвестиционных проектов.
Матрица инвестиционных проектов – это информационная база проектов, перспективных для реализации на конкретной территории, в разрезе данных об их отраслевой, в том числе кластерной, принадлежности, степени участия в технологическом переделе и ресурсном обеспечении.
Под технологическим переделом понимается часть технологического процесса, совокупность производственных операций, завершающаяся получением законченного полуфабриката, который может быть продан на внешнем рынке либо использован на следующем переделе собственного производства.
Основой для разработки матрицы инвестиционных проектов послужили материалы, предоставленные управлением экономики, инвестиций, туризма, торговли и сферы услуг Администрации Мостовского района, инвестиционные программы предприятий, а также результаты интервьюирования представителей бизнеса и анализа особенностей экономического развития района в советский, постсоветский и современный периоды.
Интеграция разрозненных инвестиционных предложений и проектов в единую матрицу позволяет:
1. Систематизировать проекты по отраслям и технологическим переделам.
2. Обеспечить взаимную увязку проектов между собой, выстроить цепочки добавленной стоимости.
3. Провести оценку того, каких проектов недостает с точки зрения законченного производственного цикла.
4. Увязать воедино социально-экономическое, инвестиционное и территориальное планирование, в том числе с использованием метода взаимного позиционирования проектов в пространстве на базе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Матрица инвестиционных проектов должна быть использована как экспертно-аналитическая система, позволяющая отбирать проекты в соответствии с приоритетами развития Мостовского района.
Интегрированным критерием, в соответствии с которым будет осуществляться отбор проектов, должна стать оценка их влияния на совокупный капитал территории. При отборе проектов будет оцениваться то, какой вклад вносит тот или иной проект в финансовый, имущественный, природный, социальный и человеческий капитал территории.
Соответственно, эффективным может быть признан тот проект, от реализации которого ожидается наибольшая отдача на единицу площади выделенного земельного участка одного либо нескольких видов капитала (Таблица 41).
Обеспечение положительного вклада каждого инвестиционного проекта в совокупный капитал территории позволит реализовать принципы зеленой экономики счастья.
Итак, матричный подход позволяет формировать портфель востребованных предложений для инвесторов, отвечающих целям и задачам развития Мостовского района. Реализация именно данных предложений с учетом оценки их экономической эффективности и в увязке между собой обеспечивает укоренение создаваемых производств, с одной стороны, и максимальный полезный эффект для района, с другой.
Матрица инвестиционных проектов
3.3.1. Инфраструктурные ограничения
Под инфраструктурными ограничениями мы будем понимать дефициты, или «узкие места» в части развития транспорта и сетевого хозяйства, препятствующие либо затрудняющие развитие муниципальной экономики.
Инфраструктурными ограничениями в сфере транспорта являются:
1. Неудовлетворительное состояние дорог. Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения 85,6 % не имеют асфальтобетонного покрытия.
2. Недостаточная транспортная связность внутреннего пространства территории. Между целым рядом городских и сельских поселений района отсутствуют дороги, связывающие их непосредственно друг с другом. Чтобы попасть из пгт. Мостовской в северную часть района, необходимо выезжать за пределы района и даже Краснодарского края – на территорию Республики Адыгея, и передвигаться по трассе регионального значения, что создает дополнительные неудобства. В центральной и южной части района сельские поселения располагаются кустами, и попасть из одной крайней точки в другую можно только объездным путем. При этом в последние два десятилетия степень транспортной связности района уменьшалась по причине того, что отдельные лесные дороги пришли в негодность.
3. Недостаточное использование потенциала различных видов транспорта. Так, на данный момент прекращено пассажирское железнодорожное сообщение между Лабинском и Шедоком; не используются возможности спортивной и туристической авиации.
В целом барьеры, препятствующие развитию транспортной инфраструктуры, предопределяют ограниченные возможности использования ресурсов, что, в свою очередь, снижает конкурентоспособность местной экономики.
К инфраструктурным ограничениям в части развития сетевого хозяйства можно отнести:
1. Дефицит мощностей электроэнергии. Устаревшее оборудование на подстанциях.
2. Большая доля водопроводных и канализационных сетей, требующих замены.
3. Невозможность широкого использования термальной воды для отопления и рекреационно-оздоровительных целей при причине ее высокой стоимости у поставщика-монополиста.
4. Отсутствие газораспределительных сетей в целом ряде сельских поселений.
Поэтапному снятию инфраструктурных ограничений в процессе стратегического развития Мостовского района будет способствовать реализация инфраструктурных проектов, перечень и основные характеристики которых представлены в Приложении 2.
См. раздел: 3.3. Матрица инвестиционных проектов
Комментарии 0