Раздел 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.
3.4.6. Финансовые механизмы.
Финансовые механизмы определяют базовое ресурсное обеспечение реализации Стратегии. Необходимо учитывать, что Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 №172-ФЗ не содержат положений о финансовом обеспечении стратегии, но при этом устанавливают, что стратегия должна быть главенствующим документом при разработке муниципальных программ и бюджетного планирования.
Можно выделить ряд источников финансового и, шире, ресурсного обеспечения решения стратегических задач:
1. Повышение эффективности использования средств местного бюджета муниципального образования Мостовский район на основе практических рекомендаций по увеличению налогооблагаемой базы и собираемости местных налогов за счет применения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, тонкой настройки муниципальных программ на решение, в первую очередь, стратегических задач, пересмотра системы предоставления налоговых льгот и преимуществ (гарантий, компенсации выпадающих доходов и т.д.) субъектам малого и среднего предпринимательства в целях приоритетной поддержки наиболее перспективного для территории бизнеса и преобразующего инвестирования.
2. Привлечение средств бюджета Краснодарского края через механизм участия района в государственных программах.
3. Привлечение средств на реализацию инвестиционных проектов из федеральных институтов развития (Фонд развития промышленности и др.).
4. Привлечение средств на реализацию кластерных проектов по линии Министерства промышленности и торговли РФ и других ведомств; на реализацию комплексных инвестиционных проектов (КИПР) по линии Министерства финансов РФ.
5. Привлечение средств на создание научно-экспериментальных центров по линии Министерства науки РФ.
6. Грантовое финансирование общественных проектных инициатив.
7. Создание на территории Мостовского района собственных инвестиционных фондов и инвестиционных компаний, в том числе при участии партнера по разработке данной Стратегии социально ответственной компании ООО «Дозор-Инвест».
Задачами Фонда развития Мостовского района будут:
1. Создание системы многосторонней поддержки перспективных бизнес-проектов.
2. Отбор инновационных разработок и обеспечение последующего их внедрения в деятельность предприятий.
3. Обеспечение инвестиций в проекты Мостовского района.
Итак, задействование разнообразных финансовых инструментов на принципах государственно-частного планирования позволит обеспечить реальное финансирование реализации стратегических задач в установленные сроки и в полном объеме.
3.4.6.1. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Перспективы и темпы социально-экономического развития Мостовского района будут определяться, главным образом, объемами привлеченных инвестиций и успешностью реализации инвестиционных проектов.
Благодаря инвестициям в развитие производственной и социальной инфраструктуры будут созданы необходимые условия для использования социально-экономического и природного потенциала территории.
Успешная реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие спроектированных кластеров, создаст альтернативу финансированию проектов по созданию отдельных предприятий, приживаемость которых не гарантирована.
Инвестиции в реальный сектор экономики будут направлены преимущественно на создание лечебно-оздоровительного бальнеологического кластера «Краснодарские термы», предприятий кластера экологизированного и органического земледелия, лесопромышленного кластера, а также кластера экологического домостроения.
Создание кластеров предполагается не за счет средств местного бюджета, а за счет средств инвесторов, инвестиционных фондов, а также государственного финансирования в рамках реализации программ поддержки туристско-рекреационного и промышленных кластеров.
На данный момент не представляется возможным произвести точную оценку стоимости реализации всех заявленных инвестиционных проектов. Мы даем лишь примерные финансовые ориентиры с учетом того, что на стоимостные характеристики влияет ряд факторов, внешних по отношению к Мостовскому району, в частности, предполагаемые в процессе реализации краевой Стратегии изменения номенклатуры флагманских проектов, их масштаба, объемов софинансирования за счет регионального бюджета Краснодарского края.
В связи с этим в процессе расчетов необходимого финансового обеспечения инвестиционной деятельности мы опирались на имеющиеся по факту данные о проектах, планируемых к реализации на территории Мостовского района, а также на результаты анализа аналогичных проектов, реализованных в других регионах со сходными социально-экономическими условиями.
Нами уже запланирована корректировка стоимостных параметров инвестиционной деятельности на следующих этапах реализации проектов:
1) на этапе запуска каждого проекта – уточнение его производственно-технических характеристик;
2) на этапе получения первых результатов деятельности;
3) на этапе выхода на запланированную производственную мощность и достижения зрелости кластеров.
Итак, по оценочным данным, создание кластеров потребует внебюджетных инвестиционных затрат, оценку потребности в которых иллюстрирует Таблица 44.
Важнейшим фактором успешной реализации инвестиционных проектов является их инфраструктурное обеспечение. Реализация планов дорожного строительства, нацеленных на улучшение транспортной связанности территории, потребует финансовых вложений в объеме 6275,4 млн. руб., включая как бюджетные, так и внебюджетные затраты. За счет бюджетных средств будут построены дороги межпоселенческого уровня и выше, за счет внебюджетных средств либо механизмов муниципально-частного партнерства – подъездные пути к создаваемым предприятиям.
Ориентировочная потребность в инвестиционных ресурсах на реализацию проектов, направленных на развитие энергетической инфраструктуры, составляет 5942,11 млн. руб., большая часть из которых (5847,11 млн. руб.) будет израсходовано на строительство и реконструкцию объектов электроэнергетики, а 95 млн. руб. – на строительство распределительных газопроводов высокого давления. Расширение и модернизация энергетической инфраструктуры района позволит существенно усилить приток инвестиций; при этом большое значение также будет иметь реализация проектов в области альтернативной энергетики.
В конечном итоге финансовые вложения в реальный сектор экономики и инфраструктуру обеспечат к 2030 году рост фактически исполненных доходов местного бюджета в 1,85 раза до уровня 2 776,2 млн. рублей. Суммарно доходы местного бюджета за период 2019-2030 года составят 22 816,24 млн. рублей. Увеличение данного показателя будет достигнуто, прежде всего, за счет собственных доходов, источником которых на 80% будут являться налоговые поступления и доходы от использования муниципального имущества. При этом выгодоприобретателями от вложений во флагманские и иные перспективные проекты будут представители частного бизнеса как источник и проводник основной доли инвестиций, а благополучателями – население, качество жизни которого улучшится за счет создания новых высокотехнологичных рабочих мест и роста доходов.
См. раздел: 3.4.6. Финансовые механизмы
Комментарии 0