Выбор сценария социально-экономического развития города Нижневартовска на долгосрочную перспективу осуществляется исходя из соотношения экономической силы традиционного промышленного и диверсифицированного секторов экономики.
Разработка сценариев социально-экономического развития города Нижневартовска основывалась на анализе демографических, экономических, социальных процессов и предпосылках развития экономики на долгосрочный период.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Нижневартовска до 2030 года разработаны в двух вариантах: базовом и целевом.
Базовый вариант характеризует развитие экономики в условиях сохранения относительно устойчивых тенденций внешних факторов.
Целевой вариант предполагает более быстрое развитие экономики в результате реализации активной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Как базовый, так и целевой варианты предполагают экономический рост и повышение качества жизни населения города в прогнозируемом периоде. Различие касается источников и механизмов роста.
Основной фактор поступательного движения - инвестиции в основной капитал. Учитывая созданные в городе условия для благоприятного инвестиционного климата на период с 2019 года по 2030 год, спрогнозирован ежегодный прирост инвестиций в основной капитал на уровне 0,4% по базовому варианту и 0,8% по целевому варианту. Этому будет способствовать реализация инвестиционных проектов, которые начаты или планируются к реализации в долгосрочном периоде.
Активизация инновационной деятельности в экономике будет наблюдаться как в нефтегазовой сфере, так и в других отраслях, развитие которых будет характерно после 2020 года.
В период с 2019 года по 2030 год в базовом варианте развития экономики города темпы промышленного производства составят ежегодно в среднем 100,29%.
В структуре промышленного производства в долгосрочной перспективе произойдут изменения. С учетом процессов диверсификации экономики доля добычи полезных ископаемых снизится с 66,2% в 2019 году до 55,7% в 2030 году, доля обрабатывающих производств увеличится с 11,2% до 13,4%.
Несмотря на прогнозируемые структурные сдвиги, определяющая роль в развитии промышленного производства по-прежнему будет принадлежать сфере добычи полезных ископаемых, где темпы промышленного производства составят 97,9% в 2019 году с последующим замедлением до 99,65% в 2030 году.
Устойчивые позиции сохранятся в производстве строительных материалов, пищевой промышленности и других секторах.
Ключевым фактором в обеспечении структурной диверсификации экономики города является малый и средний бизнес.
Созданная система поддержки малого и среднего предпринимательства характеризуется комплексностью и планомерностью проводимых мероприятий, что позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать положительную динамику дальнейшего развития бизнеса.
Количество малых и средних предприятий за 2019-2030 годы увеличится с 3 572 до 4 169 единиц в 2030 году, среднесписочная численность работающих на данных предприятиях превысит уровень 2018 года на 23,3% и составит 47,8 тыс. человек.
В долгосрочной перспективе прогнозируется равномерный темп роста оборота малых и средних предприятий в среднем на уровне 101,25% в год. В результате к 2030 году оборот малого и среднего бизнеса составит 193,4 млрд. рублей, превысив уровень 2018 года на 16,1% в сопоставимых ценах.
В структуре видов экономической деятельности в секторе малого и среднего бизнеса не произойдет существенных изменений, причем основными видами деятельности малых и средних предприятий по-прежнему будут выступать торговля (оптовая и розничная), строительство, транспорт и связь.
Большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства определен в социальной сфере. Увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг будет способствовать комплексный подход по расширению рынка социальных услуг, а также по созданию и развитию специализированных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставлению субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства.
Современный динамично развивающийся в городе малый бизнес при использовании механизмов стимулирования его развития обеспечит поддержание конкуренции в экономике, увеличит объемы производства, будет способствовать созданию новых рабочих мест и росту налогового потенциала.
Комментарии 0