Комментарии

крепкая семья – союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви, в которой поддерживается доминирование духовных ценностей над материальными, проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, осуществлять семейное воспитание и обучение, принимать участие в совместной трудовой деятельности. Опыт семейного общения научает человека преодолению эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом;
(Предложение Ханты-Мансийской Епархии)

СЕМЕЙСТВО (Владимир Иванович Даль ( 1801 — 1872)

СЕМЕЙСТВО ср. семья ж. вообще: совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесн. знач. родители с детьми; женатый сын или замужияя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. Хороша семейка! Семья воюет, а один горюет. Семьей и горох молотить. В семье не без урода. В большой семье не без урода. | В естеств. истории: разряд подобных и сродных, схожих; семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников. Иногда семья есть подразделенье разряда. Семейный, к семье относящийся. Семейный человек, у кого своя семья. Семейные казаки, донцы, давно переселенные семьями на Кавказ. Семейное согласие всего дороже. Семейный горшок всегда кипит. Семейная каша погуще кипит. В семье и каша гуще. Семейские, забайкальские раскольники, семейно переселенные. Семейно, всей семьей; в кругу своей семьи; | людно, многолюдно. Семейно ли было на вечеринке? вят. Семейственые связи, семейные, родственые. Семьянин, семейный человек; член семьи; у кого своя семья, человек с женою и с детьми, арх. семьяк; противопол. холостой, одинокий. Без друга, сирота: с другом, семьянин. Семейник новг. односемьянин, член своей семьи. Семейщина ж. совокупность всего семейного быта. Семьянистый, семьистый, у кого большая семья. Семьиться арх. обзаводиться семьею или жениться и водить детей. | стар. скопляться, сходиться для заговоров, крамол.

Предварительный результат совместной работы инициативной группы над понятием Семья (Крепкая семья):
Семья духовный и кровный плод мужчины и женщины. Государство — это тоже семья по сути своего бытия. В крепкой семье такие ценности как верность и жертвенность в отношениях между людьми вызывают побудительные мотивы. Радостный и окрыляющий долг зарождается, крепнет и совершенствуется через дела - любовью. Семья это Богосозданный Союз мужчины и женщины для счастливого единства и умножения жизни чадорождением, совместной помощи в достижении совершенства друг друга с целью сохранения семейного счастья, спасения души, радости сбережения ближнего и в итоге победы над смертью.

Заключение
Израильского отделения Академии экосоциальных технологий.
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Мы настолько поражены актуальностью диссертации Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», что выражаем всеобщую солидарность с этой работой всем составом Израильского отделения Академии экосоциальных технологий. Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.
Учитывая невероятную общечеловеческую планетарную значимость работы, рекомендуем её к практическому использованию во всех государствах-членах ООН.
Израильское отделение Академии экосоциальных технологий за нравственный путь человечества, чтобы повсеместно был установлен мир, люди перестали вредить друг другу, и созидали друг для друга. Такое светлое будущее нужно нам, нашим детям и потомкам во все последующие времена. И это будущее, как показало исследование Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», технологически достижимо.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/bb6e009407d680d24a82ab17f6bf0b39.pdf

Ван Сяобо
汪晓波
Северо-восточный педагогический университет
Китай
Квалификационная работа Т.Д. Эсеналиева, выполненная на тему «Философия нравственного пути человечества», актуальна.
Генеральная Ассамблея ООН 25 июля 2019 года приняла Резолюцию A/RES/73/329 «Формирование культуры мира в духе любви и нравственности». Провозглашен Международный день Нравственности – 5 апреля.
Для решения поставленной ООН в Резолюции A/RES/73/329 задачи по формированию культуры мира в духе любви и нравственности используются основные положения экологической дискурсивной этики, разработанной учеными В.А. Чигиревым и П.И. Юнацкевичем.
Экологическая дискурсивная этика основана на следующих принципах, правиле, методе и технологии:
глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;
глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;
нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;
технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C;
экологические социальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы нравственного человека;
экологическая педагогика (экопедагогика) – практическая педагогическая наука об обучении и воспитании, дополненная дискурсивно-оценочным методом.
Научная новизна исследования заключается в обосновании смены монетарной этики и определении основных понятий экологической дискурсивной этики, отражающей нравственный путь человечества.
1. Впервые сделан вывод о том, что религиозные и светские философские концепции, гуманитарные учения не смогли противостоять монетарной этике, ставящей деньги во главу угла, оправдывающей эксплуатацию, угнетение и убийство человека ради обогащения.
2. В ходе своего развития народы и передовые страны мира стали формировать мышление и поведение человека прагматичного, утилитарного, паразитического, способного после процесса расчеловечивания грабить и убивать другого человека.
3. Разработаны основные понятия философии нравственного пути человечества.
4. Определены ценности человека и правовой механизм их защиты.
5. Обоснованы экологические социальные технологии, обеспечивающие воспитание нравственного человека, не вредящего и созидающего.
6. Предложена новая логика стратегического дискурса органов государственной власти с обществом не на основе системы Гегеля, согласно которой столкновение тезиса и антитезиса предполагают синтез, а на основе дискурсивно-оценочного метода, согласно которому столкновение тезиса и антитезиса порождает дискурс. Если смыслы дискурса не сходятся, то подлежит замене основание тезиса и антитезиса, а также и самих авторов тезиса и антитезиса в случае дальнейшей несходимости дискурса.
7. Установлено, что новая экологическая дискурсивная этика предполагает непрерывный дискурс и оценку объекта, предмета, социальных субъектов. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения обсуждаются и оцениваются, что обеспечивает устойчивость учения во времени. Учение не развивается, если в нем нет дискурса и оценок. Если заповеди учения незыблемы и тверды, такое учение отрывается от реальности и повращается в догму.
Теоретическая значимость заключается в определении кризиса материалистического мировоззрения, анализе религиозных и философских учений, обосновании примата духовного над материальным, разработке основных понятий и этических категорий нравственного пути человечества, аксиологического обоснования ценностей человека.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании смены мировоззренческой парадигмы, которая нашла свое отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 по формированию культуры мира в духе любви и нравственности. Новые этические понятия используются в содержании обучения и воспитания, направленные на формирование, согласно данной Резолюции ООН, нового нравственного человека во всех государствах мира, способного созидать и не вредить. Так человечество сможет избавиться от летальных войн.


Заключение


Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Работа представляет практическое и теоретическое значение.
Работа рекомендуется к практическому использованию во всех государствах-членах ООН.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/ce771f7d2cc7828a81850f7794d7b5b3.pdf

Чинь Лыонг Куанг
доктор физико-математических наук
директор Вьетнамо-Российского центра в Университете Бинь Зыонг
Провинции Бинь Зыонг
Вьетнам
ОТЗЫВ
Отметим следующие недостатки диссертации:
1. Первая глава в три раза больше других глав.
2. В работе автор не осуществил анализ вьетнамской мифологии, отражающий этические воззрения вьетнамского народа: «Собрание выдающихся праведников из сада тхиен» (XIII в.); «О духах земли Вьет» («Собрание таинств и чудес земли Вьет») Ли Те Сюйен (XIV в.); «Удивительные события земли Линьнам» By Куинь и Киеу Фу (XV в.); «Сны Южного старца» Хо Нгуен Чынга (XV в.); «Сочинения, оставленные Тхань Тонгом» (XV в.); «Пространные записи рассказов об удивительном» Нгуен Зы (XVI в.); «Краткие записи об увиденном и услышанном» Ле Куй Дон (XVIII в.); «Новое собрание рассказов об удивительном» Доан Тхи Дием (XVIII в.); «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» и «Записи, сделанные во время дождя» (XIX в.); Летописные своды: «Краткое изложение истории Великого Вьета» (XII-XIV вв.) — сочинение буддийской официальной традиции, «Запись истории Великого Вьета, полное описание» - произведение развитой неоконфуцианской историографической традиции, «Отражение истории Вьета, основа и частности, составленное по повелению императора» летописный свод, составленный под руководством Фан Тхань Зяна в XIX в.
3. Безусловно, данное диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение обозначенной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многообразия. Многие затронутые в работе проблемы требуют более углубленного их осмысления.
На наш взгляд, в связи со вступлением современного мира в эпоху постмодернизма, актуализирующего идею диалога Запада и Востока, представляется существенной на серьезном теоретико-методологическом уровне разработка вопроса о духовном потенциале России для осуществления этого диалога.
Более углубленного изучения, на наш взгляд, требует сопоставительное осмысление этического измерения российской философии с вьетнамской, китайской, индийской, японской философиями, для которых понятие нравственного пути и примата духовного над материальным является традиционным, национальным достоянием, подвергнутым в настоящее время деструктивному влиянию идеологии денег, превратившей философов в наемных работников, а не учителей человечества.
Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину этического измерения социальной практики. Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в задействовании, в частности, и духовного ресурса созидания для других, в духовном оздоровлении современного общества, в нравственном воспитании и просвещении подрастающих поколений.

Несмотря на указанные недостатки, в целом диссертация производит очень хорошее впечатление. Тема диссертации актуальна. Автореферат правильно и полно отражает содержание диссертационной работы. Все основные результаты опубликованы в количестве 34 публикации и доступны общественности на сайте Института международной безопасности и информальной юстиции: https://sis.ast.social.
Результаты диссертации прошли достаточную апробацию и были широко обсуждены и поддержаны общественностью в разных странах мира. Работа претензует на всечеловеческое учение нравственного пути и требует своего развития и популяризации.

Заключение

Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/f5792fd1bbeea70d34b31cc778f90eab.pdf

Боржигон Амгалан Дашзэвэг
доктор экономических наук
Монголия
О Т З Ы В
В квалификационной работе Т.Д. Эсеналиева, выполненной на тему «Философия нравственного пути человечества», представлены теоретические и технологические основы нравственного пути человечества.
Научная новизна исследования заключается в обосновании смены монетарной этики и определении основных понятий экологической дискурсивной этики, отражающей нравственный путь человечества.
Сделан вывод о том, что религиозные и светские философские концепции, гуманитарные учения не смогли противостоять монетарной этике, ставящей деньги во главу угла, оправдывающей эксплуатацию, угнетение и убийство человека ради обогащения.
Народы и передовые страны мира стали формировать мышление и поведение человека прагматичного, утилитарного, паразитического, способного после процесса расчеловечивания грабить и убивать другого человека.
3. Разработаны основные понятия философии нравственного пути человечества.
4. Определены ценности человека и правовой механизм их защиты.
5. Обоснованы экологические социальные технологии, обеспечивающие воспитание нравственного человека, не вредящего и созидающего.
6. Предложена новая логика стратегического дискурса органов государственной власти с обществом не на основе системы Гегеля, согласно которой столкновение тезиса и антитезиса предполагают синтез, а на основе дискурсивно-оценочного метода, согласно которому столкновение тезиса и антитезиса порождает дискурс. Если смыслы дискурса не сходятся, то подлежит замене основание тезиса и антитезиса, а также и самих авторов тезиса и антитезиса в случае дальнейшей несходимости дискурса.
7. Установлено, что новая экологическая дискурсивная этика предполагает непрерывный дискурс и оценку объекта, предмета, социальных субъектов. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения обсуждаются и оцениваются, что обеспечивает устойчивость учения во времени. Учение не развивается, если в нем нет дискурса и оценок. Если заповеди учения незыблемы и тверды, такое учение отрывается от реальности и превращается в догму.
Теоретическая значимость заключается в определении кризиса материалистического монетарного мировоззрения, анализе религиозных и философских учений, обосновании главенства нравственного человека над материальными ценностями и корыстными отношениями, разработке основных понятий и этических категорий нравственного пути человечества, аксиологического обоснования гуманитарных ценностей человека. Идентифицированы всеобщие угрозы человечеству (социопаты, умственная скромность и социальная трусость) и показаны технологии минимизации этих угроз.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании смены мировоззренческой парадигмы, которая нашла свое отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 по формированию культуры мира в духе любви и нравственности. Новые этические понятия используются в содержании обучения и воспитания, направленные на формирование, согласно данной Резолюции ООН, нового нравственного человека во всех государствах мира, способного созидать и не вредить. Так человечество сможет избавиться от летальных войн.

Заключение

Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики общества и государства, является весомым вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Работа представляет практическое и теоретическое значение.
Работа рекомендуется к практическому использованию во всех государствах-членах ООН.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/1d933174e6135fc541a443f67e187ef9.pdf

Ковалев Василий Николаевич
Подполковник
Академик Академии экосоциальных технологий
Лектор Российского общества «Знание»
Отмечаю высокую актуальность избранной темы автореферата на острие переживаемого глобального, системного кризиса человечества, в основе которого лежит кризис идеологии денег.
Необходимо подчеркнуть, что уже в течение последнего десятилетия идет поиск новой мировоззренческой и научной парадигмы, которую можно представить правительствам, элитам и простому народу как основу выхода из системного глобального кризиса.
Автор предлагает в качестве основы нового глобального проекта-экологическую дискурсивную этику, разработан военно-научной школой В.А. Чигирева и П.И. Юнацкевича.
Эта технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. Дискурсивно-оценочный метод внедрен в практику военного управления министерства обороны СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, КГБ СССР, ФСБ РФ, МВД РФ, Росгвардии.
Профессор Т.Д. Эсеналиев провел значительную работу по изучению философских работ известных авторов далекого прошлого, настоящего и определил будущие дальнейшие пути нравственного развития человечества. Это показывает научную преемственность прошлого настоящего и будущего.
Особой позитивной приметой этой работы является обширная серия дидактических материалов, как помощь в психолого-педагогической практике разных специалистов.
Автор мог бы шире раскрыть свою тему если бы коснулся синергетического соединения науки, религии и эзотерических знаний, за которым стоит новое, более глубокое понимание современных задач.
Позитивное понимание кризиса монетарной идеологии прозвучало бы как Промысел Творца, для отсева «плевел», отклонившихся от понимания того, зачем Душа приходит на воплощение в этот мир. (Для прохождения пути от уровня животного до уровня Творца, живущего по нравственным законам). Сейчас наступает процесс ЖАТВЫ, тех кто глубоко погрузился в материальность, в идеологию денег. Наступает отрезвление, пробуждение, «очеловечивание» тех, кого можно назвать созидателями, живущими по совести.
Еще необходим значительный по объему словарь понятий и терминов, что облегчит восприятие и понимание данной работы. Лингвистические конструкты постмодернистской философии совсем непонятны инженеру, экономисту и даже профессору иной науки.
Эту проблему осветил в своей книге «Нищета терминологии и логические основы понятийного аппарата» заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессора В.А. Махонин.
Вывод и предложения: автореферат и квалификационная работа, на соискание ученой степени доктора философии Т.Д. Эсеналиева «Философия нравственного пути человечества» заслуживает присуждения этого звания.

Примечание: положения этой работы могут быть основой разработки Государственной идеологии России, так и для всего человечества. Стать практическим пособием для Пропаганды идеологии созидателей, живущих по совести, в СМИ, во всех учебных заведениях и государственных структурах, инструкцией для агитаторов всех партий и общественных движений.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/648a86cea762d5e63086a9aea487382e.pdf

Ибраимова Сайкал Сейтакуновна
Декан факультета международных отношений
Ошского государственного университета
кандидат политических наук, доцент
Киргизия
В работе тщательно и корректно рассмотрены религиозные учения и философские концепции, кризис монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями, приведен аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей, грамотно выстроено понятие экологической дискурсивной этики, убедительно изложены экосоциальные технологии, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации.
Безусловно, новым, крайне своевременным является предложенное Т.Д. Эсеналиевым научное и практическое основание экологической дискурсивной этики: глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом; технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C, а также экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы; введено понятие экопедагогики как практической педагогической науки, основанной на обучении и воспитании гражданина Российской Федерации согласно ГЭП, ГЭНП, нравственному правилу III-C, дополненные дискурсивно-оценочным методом.
Актуальность и апробация данной квалификационной работы заключается в том, что ключевая идея исследования, которая представляет собой смену этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику, представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение приоритета духовного над материальным, воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации, который противостоит деструктивной идеологии доминирования материального над духовным.
Замечаний по существу проведенного исследования нет.
В качестве рекомендаций предлагаю следующее: сформировать на базе диссертационной работы учебное пособие для студентов, изучающих международные отношения, чтобы им была понятна философии нравственного пути всего человечества и какие действия необходимо предпринимать государствам-членам ООН, чтобы пойти по этому пути.
Автореферат диссертации соответствует паспорту специальности и представляет собой завершенное, самостоятельное и квалифицированное научное исследование на актуальную тему, выполненную на должном научно-теоретическом уровне, а ее автор − Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения ученой степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/521f25831343db52a7ebed2653725e76.pdf

Н.Л.Вигель
доктор философских наук, доцент,
заведующий кафедрой философии
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
ОТЗЫВ
НА АВТОРЕФЕРАТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭСЕНАЛИЕВА ТААЛАЯ ДУЙШЕНОВИЧА
НА ТЕМУ «ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ
Торстейн Веблен известен тем, что предложил современную социокультурную модель вкуса и потребления, которая базируется на экономических основаниях. Ключевым моментом своей теории Веблен сделал отклонение от принципа максимизации полезности, суть которого заключается в том, что не экономическая польза является базисом максимизации полезности, а социокультурные предпочтения и взаимодействия. Человека он представлял как существо, стремящееся к подражанию, что играет существенную роль в формировании мировоззрения, вкуса к предпочтительным товарам и услугам, и только на этом основании можно расширить экономическую сферу. По мнению Т.Веблена, классическая экономическая концепция спроса и предложения должна быть преобразована и дополнена, чтобы реалистичнее выражать социокультурные (как религиозные, так и светские) потребности, формируемые архитектурой вкуса.
Культура глобального потребления, различные экологические движения в массовом сознании сделали актуальными и востребованными вещи не из природных материалов, а из искусственных синтетических, что является трендом современности (искусственные шубы, обувь и сумки из искусственной кожи и т.д.). Следует отметить, что упорно и последовательно ведутся научные разработки по синтезу искусственного мяса, молочной продукции, что становится признаком стиля и моды современного общественного развития и тренд для массового потребления. Предлагая вкус как экономический фактор и сливая его с неоклассической гипотезой ненасыщения, Веблен констатирует факт о том, что никакой человек никогда не может быть удовлетворен своим положением.
Переформатирование и перезагрузка капитала, которые начались с 1970 по 80-гг. XXв., привели к «дезорганизованному капитализму» или постфордизму, что выражается в демонополизации экономических структур и появлению рынков нового формата, которые не только дезорганизовывали имеющиеся рынки, но и показали финансовую зависимость отдельных рынков от стратегии корпоративных рейдеров, что послужило поводом для разработки новых норм рынка.
Широко отмечается, что в культуре глобализации изменения на рынке услуг финансирования оказали свое влияние на торговлю и промышленность. Возникла необходимость в правовом регулировании интересов различных деловых кругов, претендующих на распределении сфер влияния экономических рынков.
В связи с перечисленными факторами, происходящими в мире, актуальна тема и содержание квалификационной работы Т.Д.Эсеналиева на тему «Философия нравственного пути человечества», анализирующая мировую ситуацию в формировании идеологии денег, которая как верно пишет автор во Введении «… разгромила все религиозные и светские учения, привела мир на грань ядерной катастрофы. Расчеловечивание как процесс убеждения людей в том, что они могут убивать других людей, стало технологией запуска летальных войн».
В работе тщательно и корректно рассмотрены религиозные учения и философские концепции, кризис монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями, приведен аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей, грамотно выстроено понятие экологической дискурсивной этики, убедительно изложены экосоциальные технологии, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации.
Безусловно, новым, крайне своевременным является предложенное Т.Д.Эсеналиевым научное и практическое основание экологической дискурсивной этики: глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом; технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C, а также экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы; введено понятие экопедагогики как практической педагогической науки, основанной на обучении и воспитании гражданина Российской Федерации согласно ГЭП, ГЭНП, нравственному правилу III-C, дополненные дискурсивно-оценочным методом.
Актуальность и апробация данной квалификационной работы заключается в том, что ключевая идея исследования, которая представляет собой смену этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику, представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение приоритета духовного над материальным, воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации, который противостоит деструктивной идеологии доминирования материального над духовным.
Замечаний по существу проведенного исследования нет.
В качестве рекомендаций предлагаю следующее:
1. В раздел аксиология общеобразовательной дисциплины «Философия» в ВУЗах необходимо ввести предложенную методику для полного представления универсальной компетенции УК-1, призванной не только формировать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, но и задавать нравственные императивы гражданина Российской Федерации.
2. Предложенная авторская концепция может быть востребована в дисциплине «Биоэтика» в качестве теоретического и практического базиса экологической дискурсивной этики, которая утверждает принцип уважения ко всем формам жизни, ценность каждого живого существа («Environmental Ethics. Policy document». P. 7).
Автореферат диссертации соответствует паспорту специальности и представляет собой завершенное, самостоятельное и квалифицированное научное исследование на актуальную тему, выполненную на должном научно-теоретическом уровне, а ее автор − Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения ученой степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/1e9c0d16404ec799a2fba0b118b6ce2a.pdf