Загрузка данных

Предложение изменение закона «О недрах»

  • 27 февраля 2019 г.
  • 4507
  • 8

Инициатива (действие, мероприятие): Внесение изменений

Описание проблемы: Конфликт федерального закона "О недрах" и Градостроительного кодекса

Желаемый результат: Создание условий для привлечения инвестиций

Срок (год): 2020

Вид документа: Закон

Мероприятие: Внесения в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «"О внесении изменения в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части:

- введения оснований отказа в выдаче согласия недропользователя на застройку площади принадлежащего ему горного отвода (при намечаемой застройке площади горного отвода) в случае если участок недр планируется застроить;

- введения в статью 25 закона «О недрах» исключения, в соответствии с которым не требуется получение заключения федерального органа управления государственным фондом или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, получение разрешения на застройку федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа под участком предстоящей застройки при проектировании и строительстве объектов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, исключающей осуществление недропользования;

- в случае перспективы пользователем недр дальнейшего использования лицензионного участка введение обязанности недропользователю оформить права на данный земельный участок с целью компенсации доходов бюджета и исключения возможности предоставления такого земельного участка другим заинтересованным лицам.

Проблема: Администрация Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на протяжении ряда лет сталкивается с проблемой застройки земельных участков, расположенных в границах лицензионных участков недр.  В силу специфики региона развитие инвестиционных проектов через землепользование ограничено сторонними факторами – земли лесного фонда, земли водного фонда, лицензионные участки недр.

Территория Сургутского района полностью разделена лицензионными участками недр, включая земли населенных пунктов. В связи с чем, непреодолимым барьером при вовлечении в оборот новых земельных участков, в том числе для инвестиционной деятельности, является запрет недропользователя на застройку земельного участка в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – закон «О недрах»). 

Согласно статьям 7, 11 закона «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому отвод предоставлен.

При этом Земельный кодекс Российской Федерации каких-либо положений, устанавливающих запреты и ограничения предоставления земельных участков, расположенных в границах лицензионных участков недр, или правил обязательного предварительного согласования предоставления земельного участка с пользователем недр, не содержит. Градостроительный кодекс Российский Федерации также не предусматривает обязательного предоставления согласия пользователя недр или разрешения федерального органа управления государственным фондом недр, получаемое в соответствии со статьей 25 закона «О недрах» для получения разрешения на строительство.

Отношения по использованию земельных участков и по пользованию недрами считаются самостоятельными объектами гражданских прав и не взаимосвязанными.

В тоже время комплексное и устойчивое развитие территории обеспечивается на основе документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории при сбалансированном учете экологических, экономических, социальных и иных факторов осуществления градостроительной деятельности.

Документ: Федеральный закон

Показатель результативности: Устранения коллизии норм законодательства  "о недрах" с Градостроительным кодексом Росcийской Федерации.

 

Cрок: декабрь 2019 г. - внесение проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации

февраль 2020 г. - внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

октябрь-ноябрь2020 г. - сопровождение рассмотрения федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания

История продвижения инициативы: 

Инициатива вошла в План мероприятий ТДК Распоряжение №19 от 17 января 2020 года, Страница 14 пункт 31 (ссылка)

Инициатор: МО Сургутский район (ХМАО-Югра) Глава района Трубецкой А.А. Общероссийская Общественная Организация "Инвестиционная Россия" сопредседатель Сафиоллин А. М.

Ответственный исполнитель: Минприроды России, Минстрой России, Минэкономразвития России, Минэнерго России

5
4507

Комментарии 8

инициатива вошла в проект федерального плана ТДК. И это уже радует. Следим.

+

17.01.2020 Распоряжение Правительства 19-р
Наименование мероприятия: Внесение изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Вид документа: федеральный закон
Ожидаемый результат:
Обеспечено совершенствование процедуры выдачи разрешений на застройку территорий, необходимых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, при строительстве объектов капитального строительства в границах населенных пунктов, а также за их пределами, исключена необходимость излишних согласований с недропользователями
Срок:
март 2020 г. - внесение проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации
май 2020 г. - внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
октябрь - ноябрь 2020 г. - сопровождение рассмотрения федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Ответственный исполнитель:
Минприроды России, Минстрой России, Минэкономразвития России, Минэнерго России

30.07.2019.Проект распоряжения Правительства РФ
Наименование мероприятия
Внесение изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части: - введения оснований отказа в выдаче согласия недропользователя на застройку площади принадлежащего ему горного отвода (при намечаемой застройке площади горного отвода) в случае если участок недр планируется застроить; - введения в статью 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395
-1 «О недрах» исключения, в соответствии с которым не требуется получение заключения федерального органа управления государственным фондом или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, получение разрешения на застройку федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа под участком предстоящей застройки при проектировании и строительстве объектов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, исключающей осуществление недропользования; - в случае перспективы пользователем недр дальнейшего использования лицензионного участка введение обязанности недропользователю оформить права на данный земельный участок с целью компенсации доходов бюджета и исключения возможности предоставления такого земельного участка другим заинтересованным лицам
Вид документа - федеральный закон
Ожидаемый результат - исключена необходимость излишних согласований с недропользователями
Срок
декабрь 2019 г. - внесение проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации
февраль 2020 г. - внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
октябрь - ноябрь 2020 г. - сопровождение рассмотрения федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Ответственный исполнитель
Минстрой России, Минприроды России, Минэкономразвития России

Вынесенное мероприятие в настоящее время не зависит от разрешения вопросов, поставленных Минэкономразвития, так как предложения касаются:

во-первых, возможности строительства «наземных гражданских» объектов;

во-вторых, четкого регулирования вопросов выдачи разрешений на застройку. Первый шаг в данном направлении сделан Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ, которым исключено получение разрешения на застройку в пределах населенных пунктов.

Кроме того,

- Правила оформления и регистрация прав на ОСКы, в том числе на объекты недропользования, регулируются 218-ФЗ. Дополнительное принятия НПА не требуется.

- Разделение недвижимости на «гражданскую» и «горную» в рамках существующего законодательства предусмотрено нормами Градостроительного кодекса РФ о перечнях объектов недвижимости, для которых не требуется получение разрешения на строительство. Например, постановление Правительства ХМАО-Югры от 11.07.2014 № 257-п. Необходимо совершенствование данных правил.

- «горная недвижимость» непосредственно зависит от лицензии на пользование недрами (в сфере землепользования статья 39.6 подпункт 20 пункта 2 – приказ Минэкономразвития от 12.01.2015 № 1 пункт 46 приложения, ст. 39.36 ЗК во взаимосвязи с постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 и на территории Югры постановлениями Правительства ХМАО-Югры от 11.07.2014 № 257-п, от 19.06.2015 № 174-п..

- требуется более четкая формулировка последнего вопроса.

Пользователь удалил свой комментарий.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых

Строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, размещение подземных сооружений за границами населенных пунктов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
(в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Самовольная застройка земельных участков, указанных в части второй настоящей статьи, прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
За выдачу разрешения на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Совокупности действующего законодательства (ГК, ЗК, ГрК, Закона о недрах, Закона об инвестиционной деятельности) и последних решений судов (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 N 08АП-10199/2017 по делу N А75-2956/2017) требует уточнения действие конкретной нормы – п.5 ст.22 Закона о недрах, а именно.
Право пользователя недр ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.
Для уточнения необходимо определить виды ограничений и порядок их установления:
– в Земельный Кодекс включить зону ограничения горного отвода в ст. 105,106,107.
-- в Законе о недрах определить условия землепользования и застройки в пределах горного отвода (по аналогии с ФЗ № 33 , ФЗ №74, ФЗ № 257 и др.)

Поддерживаю идею увязки и согласования федеральных законов, связанных с недропользованием. Обеспечить местным и территориальным бюджетам компенсацию в бюджет при решении о передачи недр в лицензионное пользование. При определении границ деятельности недропользователя учесть интересы территории в части возможной застройки, расположенных рядом территорий, и особенно интересы коренных народов, проживающих на данной территории или занимающихся хозяйственной деятельностью. При определении границ недропользователя учесть возможные экологические последствия для близлежащих территорий и законодательно закрепить суммы компенсации для населения административного района или области в случае негативного экологического воздействия.