Загрузка данных

Молодежная политика России

  • 2 сентября 2024 г.
  • 2192
  • 0

Стратегия молодежной политики

в Российской Федерациина

на период до 2030 года

Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с перечнем поручений по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. № Пр-173ГС.

Полный текст документа (PDF)

Стратегия является документом стратегического планирования в сфере молодежной политики, разработанным в рамках целеполагания по отраслевому принципу, и направлена на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, институтов гражданского общества, организаций и граждан по реализации молодежной политики.

В Стратегии молодежная политика понимается как неотъемлемая составная часть государственной политики, которая касается непосредственно реализации конституционных прав и свобод молодых граждан Российской Федерации, их законных интересов во всех сферах общественной жизни, обеспечивает возможности успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Результатом реализации молодежной политики является формирование поколения молодых людей патриотических взглядов, поддерживающего и разделяющего российские традиционные духовнонравственные ценности, готового реальными делами вносить вклад в развитие страны, участвующего в общественных проектах, выдвигающего и реализующего социальные инициативы, несущего ответственность за себя,
свою семью, родную страну.

Духовно-нравственные и ценностные ориентиры
современной молодежи

Национальные интересы России требуют функционирования на территории страны мощного, экономически развитого государства. Такое государство возможно только в том случае, если население страны будет национально ориентировано, поддерживать традиционные ценности. Гармоничное развитие молодого человека и его творческого потенциала в современной России позволит стране ответить на те важные вызовы, которые перед ней стоят: развитие суверенного государства, независимого и самодостаточного, самостоятельно определяющего модель своего политического и экономического устройства.

Абсолютное большинство молодежи разделяет ценности, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: человеческая жизнь (96 процентов), взаимопомощь и взаимоуважение
(95 процентов), человеческое достоинство (95 процентов), крепкая семья (94 процента), справедливость (94 процента), права и свободы человека (90 процентов), милосердие (90 процентов), историческая память и преемственность поколений (87 процентов), осознание себя гражданином своей страны (86 процентов), созидательный труд (84 процента).

В то же время система ценностей молодежи отражает ценностные сдвиги от коллективизма к индивидуализму и от государственичества к космополитизму за последние 30 лет. Индивидуалистические ценности часто ведут к затруднениям у молодых людей и при формировании отношений в семье, с друзьями и в трудовых коллективах. Развитие коллективистских ценностей – важная задача, стоящая перед государством в сфере молодежной политики.

Ценностный портрет молодого человека во многом также строится вокруг темы получения будущей профессии, выражения себя как созидателя, стремящегося к развитию, освоению, благоустройству страны, преображению
будущего. Значимыми для молодых граждан являются ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице (81 процент), социальный статус (72 процента), творческая самореализация (71 процент),
занятие любимым делом (58 процентов), получение качественного образования (44 процента). В профессиональной сфере публичный имиджи развитые коммуникативные навыки, по мнению молодежи, также необходимы, как и профессиональные навыки и умения. Поэтому формирование понимания значимости труда, его ценности также является
осью построения взаимоотношений государства с молодежью.

Цель, приоритетные направления, задачи и меры
по реализации Стратегии

Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной политики в Российской Федерации, ориентированной на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан, соблюдение их прав, свобод и законных интересов, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.

Приоритетные направления реализации Стратегии:

1) развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде («Социальная память молодежи»);

2) создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры («Поддержка молодых семей»);

3) формирование системы ценностей здорового образа жизни в молодежной среде, обеспечение социальных гарантий молодежи, содействие ее образованию, научной, научно-технической и творческой деятельности («Социальный потенциал молодежи»);

4) профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству и предпринимательской деятельности («Экономическая активность молодежи»);

5) противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита («Молодежная безопасность»);

6) создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления («Молодежное движение» и молодежное самоуправление»);

7) совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики («Управление работой с молодежью»).

Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:

  • обеспечение открытости и равного доступа молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
  • обеспечение устойчивости молодежной среды к внешним и внутренним вызовам и угрозам;
  • обеспечение преемственности духовно-нравственных ценностей российского общества, присвоение молодежью исторических и национальнокультурных традиций народов России как основы для создания патриотического молодежного сообщества, работающего на национальные интересы России;
  • формирование у молодежи чувства сопричастности к историческому героическому прошлому России и гордости за современную историю;
  • повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
  • популяризация и пропаганда ценностей семьи, материнства, отцовства и многодетности, подготовка молодежи к семейной жизни, укрепление семейных традиций и межпоколенческих связей;
  • развитие и реализация потенциала молодежи в интересах Российской Федерации, в том числе готовности служить Родине во всех сферах;
  • формирование культуры здорового и активного образа жизни в молодежной среде, ответственной позиции за сохранение и укрепление собственного физического и духовного здоровья;
  • создание условий для самореализации молодежи, повышение мотивации у молодых граждан к получению новых знаний (самообразованию);
  • создание условий для получения молодыми гражданами качественного основного образования, а также обеспечение преемственности системы воспитания на всех уровнях общего и профессионального образования;
  • повышение социальной ценности труда в молодежной среде, воспитание уважительного и ответственного отношения к трудовой деятельности;
  • привлечение и стимулирование присутствия молодежи на территориях, которым грозит депопуляция и потеря экономического потенциала;
  • развитие социальных лифтов, поддержка проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации молодежи Российской Федерации;
  • повышение мотивации у молодежи к активному построению карьеры и занятию предпринимательской деятельностью;
  • повышение престижа военной службы и обеспечение поддержки молодых военнослужащих и членов их семей;
  • интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в профессиональную деятельность;
  • предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;
  • формирование благоприятной для полноценного развития молодежи информационной среды, содействие развитию общедоступных национальных цифровых сервисов для информирования, организации досуга и саморазвития
    молодежи;
  • защита молодежи от деструктивного информационно-психологического воздействия;
  • обеспечение демографической безопасности молодежи через формирование законопослушного поведения, воспитание правового сознания;
  • обеспечение молодежного участия в управлении делами государства и общественной жизни;
  • поддержка и развитие органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольческого движения, культуры взаимопомощи и вовлечения молодежи в социальную сферу;
  • повышение информированности российского общества о возможностях молодежной политики в Российской Федерации;
    формирование и развитие действенного законодательства Российской Федерации в сфере молодежной политики;
  • повышение эффективности деятельности органов по делам молодежи и согласованности функционирования других субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, на основе единых целей, методов, ключевых показателей;
  • совершенствование научного, программного, кадрового, инфраструктурного, финансового, информационного и иных форм обеспечения молодежной политики;
  • повышение профессионального престижа специалистов по работе с молодежью;
  • цифровизация инструментов работы с молодежью на всех стадиях ее развития, профессионального и личностного становления;
  • совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации молодежной политики Российской Федерации.

Меры по приоритетному направлению реализации «Социальная память молодежи»:

  • использование государственных символов и атрибутов Российской Федерации во всех сферах общественной жизни молодежи в целях формирования общероссийской гражданской идентичности и приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти;
  • создание и развитие социальных проектов, направленных на сближение поколений и передачу духовно-нравственных ценностей от старших поколений к младшим;
  • реализация программ развития гражданско-патриотического, общественно полезного, научно-популярного, образовательного, молодежного туризма и детского отдыха;
  • формирование духовно-нравственного и экологического отношения молодежи к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • создание системы поддержки молодежи и молодежных организаций, занимающихся деятельностью в области экологии, экологического просвещения и развития экологической культуры;
  • популяризация научного знания и активная просветительская деятельность, направленная на формирование всесторонне развитой личности молодого человека;
  • развитие системы наставничества с целью создания среды для формирования социальных навыков и повышения профессионального мастерства молодежи, эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом между различными поколениями российских граждан;
  • формирование у молодежи, в том числе у обучающихся образовательных организаций высшего образования, профессиональных навыков и навыков общественно полезной работы через служение, то есть вовлечение в развитие социальных и экологических инициатив и решение конкретных социальных задач при понимании возможной общественной полезности этих решений, в том числе через реализацию методики «Обучение служением»;
  • развитие системы поддержки молодежных организаций, проектов и инициатив, направленных на решение социально значимых задач в области образования, духовно-нравственного развития, социального предпринимательства, здравоохранения, культуры, в том числе посредством грантовой поддержки;
  • развитие системы выявления, поддержки и продвижения молодых деятелей культуры в создании социально значимого контента для молодежи, направленного на укрепление духовно-нравственных ценностей, сохранение исторической правды, формирование и продвижение образов современных российских героев в близких для молодежи сферах – кинофильмах, театральных постановках, музыке и анимации, в том числе на базе платформы возможностей для молодых деятелей культуры, искусства и творческих индустрий «Таврида.Арт»;
  • вовлечение молодежи в деятельность, направленную на поддержку участников и ветеранов боевых действий и членов их семей, совместно с автономной некоммерческой организацией «Ассоциация волонтерских центров» и Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества»;
  • популяризация военной службы с целью воспитания у молодежи чувства гражданской ответственности и патриотизма, разработка системы социальных поощрений для участников боевых действий, в том числе для участников специальной военной операции;
  • привлечение участников и ветеранов боевых действий к воспитательной работе с молодыми людьми, обучающимися
    по образовательным программам основного общего, среднего общего и высшего образования;
  • развитие форм взаимодействия в сфере воспитания студенчества между образовательными организациями высшего образования и социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими патриотическое воспитание молодежи;
  • масштабирование практик молодежного туризма, разработка систем активных природных туристических маршрутов для активного семейного и молодежного отдыха, пешего туризма, воспитывающего патриотического туризма.

Меры по приоритетному направлению реализации «Поддержка молодых семей»:

  • популяризация института семьи как социально успешного компонента общества через интеграцию семейных проектов и программ в систему государственных, общественных и деловых программ и мероприятий,
    широкое использование семейной тематики в российской медиаиндустрии, индустрии культуры, социальной рекламе;
  • повышение уровня социально-правовой информированности и психолого-педагогической компетентности молодежи в вопросах семьи и брака;
  • развитие широкой молодежной инфраструктуры, молодежных объектов, центров молодежного досуга, спорта, творчества, содействующих развитию молодых людей, созданию условий для их карьерного, личностного роста и семейного досуга на всех территориальных уровнях, особенно в регионах с депопуляционным вектором развития;
  • создание системы непрофессиональных соревнований и турниров среди учащихся, обучающихся и работающей молодежи, в том числе соревнований, в которых участвует вся семья;
  • усиление поддержки военнослужащих в возрасте до 35 лет и членов их семей, включая внедрение программ адаптации участников боевых действий и специальной военной операции по их возвращению на гражданскую работу и вовлечению в проекты и программы молодежной политики;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленных на повышение доступности для детей и молодежи объектов инфраструктуры образовательных организаций, объектов социальной инфраструктуры, спортивных объектов и создание
  • региональных и муниципальных молодежных пространств;
  • обеспечение программы предоставления молодым специалистам (выпускникам образовательных организаций высшего образования), молодым семьям жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; а также программы накопления денежных средств, необходимых для оплаты первоначального взноса в рамках жилищного (ипотечного) кредитования или приобретения жилья без привлечения заемных средств за счет средств федерального бюджета;
  • обеспечение программы, касающейся установления для молодежи в возрасте до 35 лет, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате и выплаты такой надбавки в полном размере начиная с первого дня работы в этих районах и местностях. 

Меры по приоритетному направлению реализации «Социальный потенциал молодежи»:

  • воспитание привычек здорового образа жизни и ответственного подхода к своему духовному и физическому здоровью как обязательную часть общекультурного развития через активную спортивную и физкультурную деятельность и профилактику вредных привычек;
  • распространение лучших практик массового вовлечения молодежи в активный образ жизни через создание банков знаний, обучающих программ на базе круглогодичных молодежных центров, непрерывной методической поддержки;
  • укрепление и охрана здоровья молодежи, внедрение современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий;
  • развитие служб помощи молодым людям в сохранении психологического благополучия и духовного здоровья;
  • обеспечение доступности различных групп молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в активный туризм и семейный отдых;
  • развитие адаптивной физической культуры и спорта (набора мер спортивно-оздоровительного и социально-психологического характера, направленных на реабилитацию и адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к нормальной социальной среде) в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших региональных практик и международного опыта;
  • обеспечение программы привлечения молодых специалистов на сельские территории для реализации карьерного и профессионального потенциала молодежи, их возможностей для творчества, досуга, спорта, рождения и воспитания детей, участия в реализации значимых социальных проектов в сельских населенных пунктах;
  • развитие и модернизация общедоступной спортивной инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации с учетом растущего спроса молодежи на городские и уличные виды спорта;
  • создание системы спортивных проб для помощи подросткам и молодым людям всех возрастов, уровня физической подготовки и состояния здоровья в выборе видов спорта для регулярных занятий;
  • организация массового общедоступного обучения молодежи навыкам оказания первой помощи себе и окружающим людям;
  • повышение доли молодежи, вовлеченной в профессиональное образование и систему непрерывного профессионального и личностного развития, содействие повышению профессиональной компетенции молодежи, повышение мотивации у молодых граждан к самообразованию;
  • ликвидация барьеров для успешного профессионального самоопределения молодежи, выбора направления обучения и дальнейшей профессиональной и личностной самореализации;
  • развитие инклюзивной, безбарьерной среды для молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования;
  • создание условий для личностного роста и самореализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов путем вовлечения их в систематические занятия по адаптивной физической культуре и спорту.

Меры по приоритетному направлению реализации «Экономическая активность молодежи»:

  • расширение программ профессионального самоопределения молодежи через создание эффективных инструментов профориентации, развитие программ стажировок в образовательных организациях высшего образования,
    реализацию проектов промышленного туризма, ознакомление с российскими системообразующими предприятиями, гостевые визиты в субъекты Российской Федерации с повышенным спросом на квалифицированные кадры;
  • повышение вариативности выбора образовательной траектории для молодежи из малых городов и сел через развитие системы образовательных грантов, академической мобильности, совершенствование и повышение прозрачности практики целевого набора на обучение;
  • снижение административных барьеров при трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте 14–17 лет, развитие инфраструктуры подростковой занятости;
  • создание программы трудового воспитания и профессиональных проб как средства актуализации профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии молодыми людьми;
  • развитие практики трудовой занятости молодежи по месту учебы, организации каникулярных трудовых смен, стажировок;
  • развитие общедоступных сервисов для молодежи по поиску работы с участием субъектов Российской Федерации, профильных ведомств и компаний-работодателей;
  • развитие программы субсидирования трудоустройства отдельных категорий молодежи;
  • стимулирование работодателей к созданию механизмов поддержки и адаптации молодежи на первом рабочем месте, развитию системы наставничества;
  • содействие повышению профессиональной компетенции молодежи, создание условий для эффективной передачи опыта и развития наставничества в молодежной среде;
  • развитие программ профессиональной ориентации молодежи, в том числе популяризации в обществе рабочих профессий, и таких качеств и ценностей, как профессионализм, общественная ценность созидательного
    труда, финансовая самостоятельность;
  • поощрение молодежи к непрерывному профессиональному развитию, повышению уровня профессионального мастерства через развитие профессиональных конкурсов, внедрение различных форм общественного признания за труд;
  • развитие общедоступных молодежных сервисов для непрерывного обучения, развития гибких навыков, освоения новых технологий;
  • поддержка и оказание содействия деятельности молодежи в некоммерческом секторе, созданию и реализации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, созданных молодыми гражданами;
  • содействие развитию молодежного предпринимательства, повышение информированности и спроса на меры государственной поддержки среди молодых предпринимателей;
  • повышение доступности качественного бизнес-образования для молодежи, распространение успешных практик региональных систем образования по созданию и развитию предпринимательских классов;
  • привлечение молодежи на государственную службу через создание программ кадрового резерва, проектов, формирующих этику служения, повышающих квалификацию молодых управленцев, планирующих профессиональную карьеру на государственной службе;
  • выстраивание социальных и карьерных лифтов для молодежи в каждом субъекте Российской Федерации.

Меры по приоритетному направлению реализации «Молодежная безопасность»:

использование системы нравственных и смысловых ориентиров для повышения уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, терроризма и наркогенной субкультуры, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации
по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;

популяризация использования молодежью в профессиональной и личной коммуникации литературного русского языка как языка межнационального общения, достижений национальных культур, направленных на укрепление гражданской идентичности, изучения истории, в том числе родного края, на основе достоверных фактов и предметов, имеющих историческую и культурную ценность;

разработка и внедрение программ по формированию культуры демографической безопасности и профилактики социально негативных проявлений в молодежной среде;

создание условий для востребованности у молодежи российских информационных ресурсов, стриминговых платформ, социальных сетей, мобильных приложений;

развитие медиаграмотности молодежи, формирование навыков работы молодых граждан с информацией, безопасного поведения в цифровой среде;

профилактика социально негативных явлений в молодежной среде и вовлечение молодых граждан в активную деятельность по формированию позитивного антинаркотического, антитеррористического, антиэкстремистского контента в информационном пространстве;

профилактика негативных проявлений молодежи в цифровой среде (травля, ксенофобия, экстремизм, вовлечение в противоправные сообщества) и предупреждение правонарушений с использованием информационнокоммуникационных технологий;

профилактика насилия в отношении несовершеннолетних, предотвращение их безнадзорности, травли в школах, развитие жизненных и социальных навыков детей;

разработка межведомственной программы по снижению систематической агрессии (буллинга) в молодежной среде, внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на ее противодействие, в том числе в образовательных организациях;

правовое просвещение в средствах массовой информации, разработка и внедрение действенных форм вовлечения молодых граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Меры по приоритетному направлению реализации «Молодежное движение и молодежное самоуправление»:

  • расширение инфраструктуры для поддержки добровольческого движения и пространств для развития социальных инноваций на муниципальном уровне, в том числе развитие сети центров общественного развития Добро.Центры;
  • развитие добровольческого движения, направленного на возрождение активного досуга детей по месту жительства, организации дворовых турниров;
  • привлечение структур молодежного парламентаризма к обсуждению докладов о положении молодежив Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • создание открытого общероссийского реестра молодежных и детских общественных объединений, содержащего сведения обо всех действующих в Российской Федерации молодежных и детских общественных объединениях, пользующихся государственной поддержкой, вне зависимости от их территориальной сферы деятельности;
  • проведение ежегодной общероссийской ярмарки молодежных и детских общественных объединений;
  • проведение масштабного исследования состояния молодежных и детских общественных объединений;
  • выделение отдельной номинации (направления) поддержки молодежных и детских общественных объединений в федеральных и региональных конкурсах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • разработка и внедрение программы повышения квалификации лидеров молодежных и детских общественных объединений;
  • распространение практики молодежного инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
  • развитие международного молодежного сотрудничества в формате «общественной дипломатии» для укрепления репутации Российской Федерации в зарубежных молодежных аудиториях;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам(в части: закрепления перечня форм поддержки, оказываемой молодежным и детским общественным объединениям (информационной, финансовой, имущественной, консультационной, кадровой и другой поддержки);предоставления
    возможности получения нефинансовых мер государственной поддержки молодежными и детскими общественными объединениями, не зарегистрированными в установленном порядке и не имеющими прав юридического лица; предоставления возможности осуществления государственного мониторинга деятельности молодежных и детских
    общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в том числе не пользующихся государственной (муниципальной) поддержкой).

 

Меры по приоритетному направлению реализации «Управление работой с молодежью»:

  • развитие сервисов государственных услуг и государственных информационных систем для повышения информированности молодежиьо возможностях молодежной политики и участия в социально значимой деятельности;
  • укрепление механизмов координации органов публичной власти и институтов гражданского общества на основе документов стратегического планирования, межрегионального, ведомственного и общественного взаимодействия для обеспечения единства, непрерывности сопровождения молодежи и учета ее интересов;
  • распространение опыта включения разделов о молодежной политике в стратегии, концепции и программы развития регионов, муниципальных образований, отраслей экономики, государственных и иных организаций;
  • развитие системы самостоятельных органов по делам молодежи (наделенных исключительно полномочиями по реализации молодежной политики);
  • развитие федеральной программы, направленной на обновление молодежной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;
  • формирование государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики для вовлечения в ее реализацию бизнессообщества, общественных объединений и граждан;
  • повышение привлекательности государственной и муниципальной службы в сфере молодежной политики как первого места работы для государственных и муниципальных служащих;
  • реализация программ повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью;
    подготовка предложений по внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – бакалавриат и магистратура по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»;
  • расширение перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования для подготовки специалистов по работе с молодежью и оказание им методической поддержки;
  • организация деятельности федерального центра, занимающегося вопросами научного, аналитического, информационно-ресурсного и экспертного сопровождения молодежной политики, включая разработку программных мероприятий, в том числе в части, касающейся подготовки кадров для работы с молодежью;
  • содействие развитию научно-исследовательских институтов по проблемам молодежной политики в целях проведения научноисследовательских, проектных и методических работ в области молодежной политики;
  • использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации молодежной политики.

Механизмы реализации Стратегии

Стратегия реализуется федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами в пределах
установленной компетенции, а также другими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.

Для синхронизации действий по управлению в сфере молодежной политики Правительством Российской Федерации разрабатывается национальный проект по работе с молодежью («Молодежь России»), который объединяет в себе все направления реализации Стратегии, содержит меры, по созданию условий для эффективной социализации и успешной
самореализации молодежи, предусматривающие в том числе развитие инфраструктуры молодежной политики, поддержку добровольчества (волонтерства), обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан, поддержку молодежных и детских общественных объединений.

Для координации работы и интеграции в пространство молодежной политики принимается комплексная программа работы с молодежью Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в рамках которой оказывается поддержка в проведении мероприятий гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Федеральный орган по делам молодежи обеспечивает координацию и консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации молодежной политики, осуществляет развитие и внедрение механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации молодежной политики, в том числе путем нормативно-правового регулирования в сфере молодежной политики, позволяющих совершенствовать процесс социального развития молодежи Российской Федерации и улучшения ее духовно-нравственных характеристик, повышать общественную и социально-экономическую активность молодежи.

Реализация Стратегии на уровне субъектов

Российской Федерации осуществляется на основании перечней приоритетных направлений реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации (стратегий, планов мероприятий), разработанных органами по делам
молодежи субъектов Российской Федерации и утвержденных высшими должностными лицами субъектов
Российской Федерации и обеспечивается за счет декомпозиции показателей  и результатов национального проекта «Молодежь России» на субъекты Российской Федерации, а также путем заключения соглашений с субъектами
Российской Федерации о реализации на их территориях региональных проектов в сфере молодежной политики.

Дополнительным механизмом обеспечения реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации является установление показателей национального проекта «Молодежь России» в качестве показателей эффективности высших должностных лиц и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Реализация Стратегии на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований, и обеспечивается субъектами Российской Федерации в рамках реализации региональных проектов в сфере молодежной политики.

Дополнительным механизмом обеспечения реализации Стратегии на уровне муниципальных образований является установление показателей национального проекта «Молодежь России» в качестве показателей эффективности глав муниципальных образований.

Реализация Стратегии предполагает научно-методическое сопровождение разработки и принятия управленческих решений в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также дальнейшее совершенствование ее нормативной правовой базы.

Финансовые источники реализации Стратегии

Реализация Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Среди источников финансового обеспечения реализации Стратегии федеральный бюджет в части финансового обеспечения мероприятий национального проекта «Молодежь России», а также бюджеты субъектов Российской Федерации в части финансового обеспечения региональных проектов в сфере молодежной политики и софинансирования расходных обязательств, возникающих на основании соглашений с федеральными
органами исполнительной власти о предоставлении межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.

Дополнительным источником финансового обеспечения реализации Стратегии могут являться внебюджетные источники,
формируемые за счет привлечения коммерческих организаций к реализации Стратегии и национального проекта «Молодежь России», в том числе посредством механизмов государственно-частного партнерства.

Этапы реализации Стратегии

Реализация Стратегии реализуется в два этапа.

Первый этап (2024–2025 годы) предусматривает:

разработку и утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии на федеральном уровне;

внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», другие федеральные законы и подзаконные акты с учетом положений Стратегии;

подготовку и направление органам государственной власти субъекта Российской Федерации модельного закона «О государственной молодежной политике в субъекте Российской Федерации», методических рекомендаций по направлениям реализации Стратегии;

устранение противоречий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере молодежной политики;

разработку и принятие национального проекта «Молодежь России», начало его реализации;

корректировку соответствующих государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия в сфере молодежной политики;

обеспечение межведомственной и межуровневой координации вопросов реализации молодежной политики;

создание федерального центра, занимающегося вопросами научного, аналитического, информационно-ресурсного и экспертного сопровождения молодежной политики, включая разработку программных мероприятий, в том числе в части, касающейся подготовки кадров для работы с молодежью; совершенствование механизмов мониторинга молодежной политики и оценки ее состояния;

разработку и внедрение системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии;

принятие комплексных мер, обеспечивающих развитие инфраструктуры молодежной политики;

развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере молодежной политики.

Второй этап (2026–2030 годы) предусматривает продолжение реализация национального проекта «Молодежь России» и выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии на федеральном уровне, а также разработку и осуществление дополнительных мер нормативноправового, организационного, кадрового, научного и методического характера, необходимых для достижения ее цели и задач. Также предусматривается обобщение результатов реализации Стратегии и, при необходимости, подготовка предложений по разработке новых документов стратегического планирования в сфере молодежной политики.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Оценка результатов реализации Стратегии осуществляется на основе контроля достижения значений показателей реализации Стратегии согласно приложению.

Источником исходной информации для оценки реализации Стратегии станут данные мониторингов положения молодежи в Российской Федерации.

Планируемые значения показателей индикаторов реализации Стратегии будут установлены в плане мероприятий по реализации Стратегии на федеральном уровне. Уточнение показателей будет происходить в процессе реализации Стратегии с учетом достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.

Реализация Стратегии позволит:

  • гарантировать устойчивый рост числа молодых людей, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой
    и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного
    развития сильной и суверенной России;
  • улучшить социально-экономическое положение молодежи Российской Федерации и увеличить степень ее вовлеченности
    в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь страны;
  • обеспечить создание условий для эффективного осуществления прав, свобод и законных интересов молодежи;
  • совершенствовать механизм государственного управления в сфере молодежной политики, отвечающий современным требованиям и обеспечивающий межведомственную координацию деятельности в области поддержки молодежи и молодых семей, молодежного участия и молодежного самоуправления;
  • выработать государственными органами с участием органов местного самоуправления, институтов гражданского общества единые подходы к решению вопросов молодежной политики;
  • увеличить прозрачность и эффективность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования в сфере молодежной политики;
  • осуществить системное развитие органов по делам молодежи, учреждений по работе с молодежью, органов молодежного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, молодежного добровольчества, наставничества молодежи, поддержки молодежных проектов и инициатив;
  • повысить эффективность использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей молодежной политики;
  • заложить фундаментальную основу для профессионализации молодежной политики, ее научного, методического и информационного обеспечения;
  • обеспечить развитие молодежного предпринимательства и вовлечение максимального количества молодых людей в предпринимательскую деятельность;
  • обеспечить увеличение количества созданных университетских стартапов.

Контроль за реализацией Стратегии

Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи.

Основным механизмом контроля реализации Стратегии является мониторинг реализации молодежной политики, предусмотренный Федеральным законом «О молодежной политике в Российской Федерации».

Дополнительными механизмами контроля реализации Стратегии являются систематический анализ хода достижения ключевых показателей национального проекта «Молодежь России», прогнозирование развития сферы молодежной политики и корректировка плановых значений показателей и результатов национального проекта;

Механизмом контроля реализации Стратегии на уровне субъектов Российской Федерации является, контроль хода достижения показателей и результатов национального проекта «Молодежь России», декомпозированных на соответствующие субъекты, а также контроль использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения реализации программ по поддержке лучших практик в сфере добровольчества и комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации.

Механизмом контроля и оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации мероприятий, направленных на поддержку молодежи, является мониторинг уровня достижения результатов иных национальных проектов, направленных на поддержку молодежи и отраженных в национальном проекте «Молодежь
России».

Полный текст документа "Стратегия молодежной политики в Российской Федерациина на период до 2030 года"

Фото: Павел Бедняков/Фотохост-агентство РИА Новости

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1

Молодежная политика
PDF, 527 Кб, 2 сент. 2024 г.

2192

Комментарии 0