Драйверами роста цифровой экономики являются современные информационные технологии, часто называемые инновационными или прорывными. Эффекты, привносимые ими, иногда бывают просто ошеломляющими. На наших глазах отдельные отрасли человеческой деятельности изменяются до неузнаваемости. Например, использование последних достижений из области Big Data, Data Mining обусловило появление новой прикладной науки – бионформатики, открывшей совершенно новые горизонты в медицине. С помощью инструментов анализа больших данных началась расшифровка генома человека, и не только его. Разработаны эффективные средства для борьбы с генетическими, наследственными заболеваниями, существенно ускорился процесс разработки новых лекарств и т.д.
Не меньшие надежды возлагаются на технологию построения децентрализованного, распределенного реестра – блокчейн. Не прошло и одиннадцати лет с момента запуска Биткоин-сети и публикации первых статей, подписанных Сатоши Накомото, а идеи децентрализации приложений и данных прочно овладели лучшими умами. Многие аналитики сулят блокчейну самое радужное будущее. В IT-сообществе рассматриваются различные области применения распределенных реестров, анализируются уже существующие платформы, оценивается технологический и экономический эффекты от их внедрения. Попытки объявить эту технологию панацеей от всех цифровых бед Россией уже начинают просто пугать. Безусловно за блокчейном большое будущее. Совершенно обосновано системы распределенного реестра в федеральной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" включены в число основных сквозных цифровых технологий, призванных повысить конкурентоспособность России на глобальном рынке. Широта и возможности применения распределенных реестров видятся безграничными, они способны трансформировать целые сектора коммерческой или государственной деятельности. Эта технология позволяет в принципе устранить в сложившихся цепочках хозяйственных связей посредников. Перспективы ритейла в этом плане видятся весьма ограниченными. Недолгим окажется век нотариата, загсов, кадастров, множества других контор и палат, суть деятельности которых сводится к регистрации, хранению и аудиту событий, фактов, сделок, вообще коммуникаций (операций) в системах, включающих граждан, государства, предприятия, и др.
Весьма символичной представляется дата появления сети Биткоин. Она практически точно совпала с началом Четвертой промышленной революции. Предложенная Сатоши Накомото технология целиком и полностью отвечает основным трендам эпохи формирования Шестого технологического уклада: рождена на стыке экономики, психологии и нескольких научно-технических направлений; является сетевой по своей природе и обеспечивает массовые коммуникации пользователей, исключая любых посредников в общественных и бизнес-процессах; позволяет не просто автоматизировать, а трансформировать отдельные сферы деятельности или бизнес-функции.
Полная трансформация ожидает и многие вполне успешные, и даже процветающие в настоящее время бизнесы. Например, всем известный Uber – прекрасная сетевая компания с колоссальной капитализацией. И ведет свои дела эта компания правильно, в полном соответствии с духом и законами сетевой экономики (но правда с законами, действующими на начальном этапе ее развития). Компании удалось инкапсулировать опыт клиента, современные технологии (сотовые телефоны с возможностями геолокации) и традиционный товар – доставка из одной точки в другую - в эффективную платформу, фактически предлагающую новый, информационный продукт. Они сумели сформировать электронную цепочку добавленной стоимости, и хорошо на этом заработали. Но недавно в Израиле появился проект "совместного использования автомобилей", который сразу назвали "убийцей Убера" или "анти-Убером". Сегодня ареал распространения инициативы La'Zooz уже включает Северную Америку, Западную Европу, Ближний Восток. Это первое децентрализованное приложение, основанное на применение блокчейна в сфере услуг такси. Клиент при его помощи даже сможет заработать, если будет двигаться с определенной скоростью, или помогать развитию проекта. В данном случае мы имеем дело с полной трансформацией модели взаимодействия участников в сфере частного извоза. И эта трансформация обеспечивается технологией распределенного реестра. Еще не затихла борьба профсоюзов таксистов с компаниями типа Uber и Lyft, как уже эти новые технологичные предприятия начинают вытесняться с рынка стартапами, создающими бизнес на основе распределенного реестра.
Однако, как и любая другая технология в настоящее время блокчейн имеет свои ограничения, заслуживающие самого серьезного внимания. Как минимум, теория и практика распределенного реестра требуют своего дальнейшего развития. Только в этом случае применение данной технологии в определенных сферах будет экономически выгодным и технологически оправданным.
Прежде всего, хотелось бы несколько уточнить терминологию. Часто в определении понятия блокчейн проскальзывает метафора "распределенная база данных". Это вряд ли является корректным. Распределенные базы данных появились задолго до старта сети биткоинов и подразумевает под собой рассредоточенную по узлам сети базу данных, поддерживающую свою функциональность за счет фрагментации и репликации. Здесь самым существенным аспектом является наличие единого, центрального сервера, копирующего свои данные на вспомогательные серверы (реплики). Конечно, такой подход далек от идеи децентрализации, реализованной в технологии блокчейн.
В заключение вновь вернемся к перспективам технологии распределенного реестра и тем препятствиям, которые стоят на пути его развития. Как ни странно, их достаточно много. Это и правовая неурегулированность, недопонимание места и роли этой технологии топ-менеджментом, принимающим решение об автоматизации, технические особенности (малая пропускная способность сети, постоянный рост самого реестра) и др. Но есть еще одно. В свое время именно Биткоин стал начальной вехой в развитии блокчейн-технологий. Многие обозреватели совершенно искреннее считают его одним из самых гениальных изобретений последних десятилетий. Однако сейчас ажиотажный интерес, непомерное восхищение техническими решениями, применяемыми в сети Биткоин, оказывают медвежью услугу технологии блокчейн в целом, область применения которой гораздо шире. Попытки прямо применить техническое решение, изначально предназначенное для создания криптовалюты – очень специфичного по функционалу проекта – к решению других задач (например, в области госуслуг, медицине) ожидаемо приводят к проблемам и разочарованию. Теория блокчейна требует своего дальнейшего развития. Пока в технологиях построения распределенного реестра будут превалировать схемы, реализованные в протоколе Биткоин, мы не сможем учитывать реалии бизнес-логики, присущие другим предметным областям и практическим задачам. В связи с этим, прежде чем перейти к обсуждению протокола Биткоин, немного поговорим о технологии блокчейн в целом.
Автор: Анатолий Сковиков
Комментарии 0