Губернатор Александр Беглов представил депутатам Законодательного Собрания проект бюджета Санкт‑Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые депутаты!
Представляю проект бюджета Санкт‑Петербурга на 2022-й год и на плановый период 2023-го и 2024-го годов.
На ваше рассмотрение вынесен документ на трёхлетний период. Но тренды развития Петербурга заложены в него на более длительную перспективу.
Структура бюджета, как главного финансового инструмента управления городом, нацелена на решение нескольких задач:
- мы закладываем фундамент для ускоренного экономического развития города,
- создаём возможности для преодоления целого ряда застарелых городских проблем;
- укрепляем базу для надежного противостояния пандемии, с которой нам предстоит жить неопределенное время.
Решение этих задач позволит нам существенно улучшить качество жизни петербуржцев.
Только что был опубликован ежегодный международный рейтинг «100 лучших для жизни городов мира». Второй год подряд Петербург входит в первую двадцатку этого рейтинга - поднявшись с 35 на 17 место.
Для того, чтобы наш город мог встать в один ряд по качеству жизни с ведущими мировыми мегаполисами, мы развиваем его по четырем направлениям.
1) Комфортный город - это улучшение качества городской среды. В первую очередь, за счёт обновления транспортной инфраструктуры, создания новых общественных пространств, строительства качественного жилья, решения экологических проблем.
2) Социальный город - приоритетное развитие образования, здравоохранения, инфраструктуры для здорового образа жизни. А также - поддержка наименее защищённых жителей.
3) Умный город - все, что связано с ростом доходов: создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, внедрение перспективных технологий, развитие конкурентных продуктов и услуг.
4) Открытый город - это включённость в глобальную повестку через нашу культуру, развитие туризма, конгрессную и выставочную деятельность, международные спортивные мероприятия.
В такой логике развиваются крупнейшие мегаполисы мира. Мы приняли эту стратегию осенью 2018 года и с тех пор последовательно ее реализуем.
Главный финансовый документ города составлен - как «дорожная карта» наших действий.
Пандемия внесла существенные коррективы в наши планы. Однако, вопреки пессимистическим прогнозам, экономика Петербурга восстанавливается хорошими темпами. В том числе - благодаря принятым как на федеральном, так и на городском уровне, мерам поддержки бизнеса и граждан.
Бюджет на 2022-2024 годы формировался в условиях уверенного роста ключевых макроэкономических показателей. Уже в текущем году доходы Петербурга увеличатся на 132 млрд рублей. Или на 20% по сравнению с прошлым годом.
В трехлетнем периоде ожидаем прибавки доходов в среднем по 10% в год. В том числе более 40 млрд рублей ежегодно будут поступать в городской бюджет благодаря решению, принятому Президентом России, о регистрации в Петербурге ПАО «Газпром». Такие темпы позволят городу в 2024 году заработать более 1 трлн рублей - как и было запланировано два года назад.
Относительно 2020 года доходы в 2024 году увеличатся в полтора раза.
Общий объем расходов Петербурга за трехлетний период составит 3 трлн рублей.
Имея столь значимую финансовую базу, город может реализовать масштабную программу развития - для достижения национальных целей, заданных Президентом России.
Уважаемые депутаты!
На протяжении многих лет расходы развития города практически не росли. Адресная инвестиционная программа Петербурга в течение почти 10 лет не превышала 60-70 млрд рублей. При этом ее доля в общем объёме бюджета постоянно сокращалась.
В 2019 году мы взяли на себя обязательства переломить эту ситуацию - и обеспечить расходы развития на уровне не менее 15 %. Документ, который предложен вашему вниманию, отводит в следующем году на развитие – более 20% от всех расходов бюджета. За три года - почти 630 млрд рублей. Это фактически размер городского бюджета прошлого года, который будет направлен исключительно на цели развития.
Проект бюджета города на 2022-й год имеет следующие основные параметры:
Доходная часть - 874 миллиарда 300 миллионов рублей.
Расходная часть - 918 миллиардов 100 миллионов рублей.
Дефицит – 43,8 млрд рублей, или 5,2 % от объема собственных доходов.
По каждому из четырёх стратегических направлений развития Петербурга предусмотрено существенное инвестирование средств:
- в экономический рост,
- в значимое улучшение качества жизни горожан.
Первое направление - Комфортный город
Транспортная инфраструктура для мегаполисов всего мира - ключевой вопрос. 30 сентября текущего года Президент подписал 15 поручений по развитию Санкт‑Петербургского транспортного узла. В соответствии с этими поручениями город получит из федерального бюджета средства на строительство целого ряда важных объектов:
- Широтная магистраль скоростного движения, включая Витебскую развязку.
- Транспортная инфраструктура Кронштадта.
- Первоочередные мероприятия по развитию Санкт‑Петербургского железнодорожного узла.
Правительству Российской Федерации также поручено проработать вопрос о выделении финансирования на строительство:
- петербургского метро, включая станцию «Кудрово» в Ленинградской области.
- дорожных развязок в районе Поклонной горы.
- прямого съезда с трассы М-11 к аэропорту Пулково.
- путепроводов через железнодорожные пути.
Эти проекты не просто сделают жизнь петербуржцев более комфортной. Их реализация создаст новые высокооплачиваемые рабочие места. Обеспечит экономический рост прилегающих территорий. Привлечет поток дополнительных капиталовложений.
Значительная часть федеральных средств поступит в город на условиях софинансирования из внебюджетных источников. Уже сегодня объем частных инвестиций, планируемых к привлечению в проекты ГЧП в Петербурге, превышает 300 млрд рублей.
Качественный рывок в следующей трехлетке планируем сделать в развитии общественного транспорта. Финансирование этого направления предполагаем увеличить в один и восемь (1,8) раза.
С апреля 2022 года город начнет переход на новую модель транспортного обслуживания населения. Сеть социальных маршрутов будет расширена и охватит все востребованные у горожан направления. Коммерческие маршруты ликвидируются. Петербуржцы смогут использовать льготные проездные на всех видах общественного транспорта.
Наша задача – значимо повысить качество транспортных услуг:
- Увеличить среднюю скорость движения
- Безопасность и комфорт пассажиров
- Доступность для маломобильных групп населения.
Для этого мы запускаем масштабную программу обновления подвижного состава, в рамках которой планируем закупить более 2800 новых автобусов и около 700 трамваев и троллейбусов. В проекте бюджета на эти цели предусмотрено более 56 млрд рублей -часть из них придут в виде «дешевых» кредитов из федерального бюджета
Льготные займы из Фонда национального благосостояния позволят поэтапно обновить 950 вагонов метро. Надеемся в этой части на поддержку Правительства Российской Федерации.
Таким образом, в течение следующих трёх лет мы планируем выпустить на линии больше новых единиц техники, чем за предыдущие десять лет. При этом вся эта техника будет соответствовать самым высоким экологическим стандартам. Автобусы будут работать на сжиженном или компримированном газе.
Новый транспорт потребует обновления существующей и строительства новой инфраструктуры. В проекте бюджета предусмотрено 45 млрд рублей:
- на реконструкцию инфраструктуры городской подземки,
- контактно-кабельной сети,
- ремонт трамвайных путей,
- создание выделенных полос
- установку новых павильонов общественного транспорта.
- Запланировано строительство парка электробусов на 400 единиц.
Наиболее чувствительный вопрос для нашего города - развитие метрополитена.
Мы завершили трудный период разработки эффективной модели его строительства. Основным подрядчиком определено акционерное общество «Метрострой Северной Столицы» - компания, которую мы создали совместно с Банком ВТБ, и где Петербургу принадлежит 65%. За три года на строительство метро планируем выделить не менее 150 млрд рублей.
Продолжим работы по созданию транспортного каркаса Петербурга.
В соответствии с Указом Президента России к концу 2024 года не менее 85% автомобильных дорог в городских агломерациях должны соответствовать нормативным требованиям. На эти цели в бюджете выделено более 41 миллиарда рублей. Еще около 63 миллиардов будет направлено на реконструкцию и строительство новых дорог.
Будут продолжены работы по реконструкции Приморского и Петрозаводского шоссе, строительству транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом, Южной широтной магистрали и Южной улице в Лахте.
В 2022 году начнется строительство Шуваловского проспекта - от Камышовой улицы до Планерной, реконструкция Зеленогорского шоссе, строительство Шкиперской развязки с ЗСД.
Формирование комфортной городской среды – еще одно приоритетное направление развития. За три года объем финансирования превысит 20 млрд рублей. Запланировано благоустройство более ста пятидесяти (150) общественных пространств, наиболее значимые из которых:
- Пейзажный парк,
- парк Авиаторов,
- Бестужевский сад,
- набережная реки Карповки,
- Молодежный сквер,
- парк Героев-Пожарных,
- следующий этап Муринского парка.
Ежегодно планируем благоустраивать более 200 дворовых территорий. Все это - в тесном взаимодействии и в соответствии с пожеланиями горожан.
Более 2,5 миллиардов рублей планируем направить на создание и восстановление фонтанов. У нас очень много фонтанов, и запущенных в том числе. Мы эту программу начали в 2019 году. Ее продолжаем и увеличиваем средства.
Проекты в сфере благоустройства будут реализовываться во всех районах города. Не только в центральной части, но и в новостройках.
52 миллиарда рублей заложено в АИП на развитие коммунальной инфраструктуры, из которых 15,6 миллиарда предусмотрено на строительство и реконструкцию тепловых сетей. Еще 6,5 миллиардов - на обеспечение безаварийного состояния тепловых сетей направит ГУП «ТЭК Санкт‑Петербурга».
Рассчитываем на привлечение инвестиций в коммунальную инфраструктуру по договору с ПАО «Газпром» - на объекты газификации и теплоснабжения.
Одна из многолетних проблем нашего города – очередь на жилье. Проект бюджета предусматривает коренной перелом в решении этого вопроса. Начиная с 2022 года ежегодные расходы на улучшение жилищных условий очередников – будут увеличены в полтора раза. На это заложено 96 миллиардов рублей в течение трёх лет.
Более 20 миллиардов предусмотрено на жилищные выплаты многодетным - их должны получить около 5 тысяч семей.
Ещё 18 миллиардов предназначены на выплаты и беспроцентные займы молодым семьям - их будет больше 8 тысяч.
1,8 миллиарда рублей на решение квартирного вопроса получат 360 семей с детьми-инвалидами.
Наша цель – в 2022 году ликвидировать накопившуюся в городе очередь по этим льготным категориям. И в дальнейшем оказывать им содействие - в год обращения.
Аналогичную задачу планируем решить к 2024 году в отношении детей-сирот. Для этого в бюджете предусмотрены более 13 миллиардов рублей.
Отдельная непростая задача - расселение коммуналок. За три года 7 тысяч семей, которые достигли согласия на расселение, смогут разъехаться по отдельным квартирам. Город планирует выделить на решение этого вопроса 9,6 млрд рублей. Таким образом, будут расселены 5146 коммунальных квартир.
Экологической повестке сегодня уделяется повышенное внимание на всех уровнях. В рамках федерального проекта «Чистая страна» Санкт‑Петербург с привлечением средств федерального бюджета приступит к ликвидации объектов накопленного вреда, в том числе бывших свалок.
Важнейшим этапом при переходе на новую систему обращения с отходами стало определение единого с Ленинградской областью Регионального оператора.
Для Петербурга, как морской столицы, особое значение имеет экологическое состояние водных объектов города. На мероприятия по их уборке и расчистке планируется на три года выделить порядка 2,7 миллиардов рублей. В перечень включены работы по расчистке от донных отложений и экологическому восстановлению целого ряда городских рек.
Расходы государственного учреждения «Ленводхоз», отвечающего за безопасность гидротехнических сооружений, планируем увеличить более чем в два раза.
Мероприятия экологической направленности ведет ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга». Их общая стоимость - порядка 15 миллиардов рублей, как за счет средств бюджета города, так и собственных средств Водоканала.
В период 2022-2024 годов за счет средств ГУП «ТЭК» 27 котельных, работающих на твердом и жидком топливе, будут переведены на экономичные виды топлива - газ и электрокотлы.
В целом Петербург поддерживает тренд на экологическую ответственность.
Меры, которые необходимо предпринимать по снижению урона окружающей среде, сохранению и восстановлению экологии, требуют адекватных финансовых ресурсов. Считаю необходимым создать отдельную государственную программу Санкт‑Петербурга по экологии.
Второе направление развития - Социальный город
На прошлой неделе, выступая перед членами «Валдайского клуба», Владимир Владимирович Путин еще раз подчеркнул: Россия строит социальное государство. В том числе, последовательно решает проблемы, накопленные в течение десятилетий. Запрос в обществе на решение социальных вопросов сегодня преобладает над всеми остальными. Поэтому финансирование этого блока увеличиваем по всем направлениям.
Лидерство в структуре расходов города – 20% от общего объёма -- принадлежит образованию.
На следующий трехлетний период затраты на него составят 603 миллиарда 600 миллионов рублей.
Темпы строительства образовательных объектов за последние три года - самые высокие в истории города. Но мы намерены их увеличить. В следующие три года планируем ввести 205 школ и детских садов.
Чем больше новых современных школ мы вводим, тем острее на их фоне чувствуется потребность в обновлении существующих зданий. Мы, конечно, не имеем технической возможности обеспечить бассейнами школы в районах плотной застройки или в центральных районах, как это делается сегодня практически во всех новых школах. Наши новые школы на сегодняшний день являются образцом для всей страны. 2 бассейна, 2 физкультурных зала и многое другое. Я рекомендую новым депутатам Законодательного Собрания в своих районах посетить новые школы, которые мы построили. Это гордость, это мы с вами сделали!
Но провести современный капитальный ремонт в существующих зданиях можем и должны. Сегодня в нем нуждаются почти 40% школ Петербурга.
Правительство уже готовит долгосрочную программу капремонта школ, на которую город намерен выделить больше 22 млрд рублей на ближайшие три года.
Сопоставимая сумма - свыше 25 млрд - будет направлена на текущий ремонт и закупку оборудования. Школы должны быть оснащены самым современным оборудованием.
Со следующего года удвоим объемы грантовой поддержки школ - с 500 млн до 1 млрд рублей ежегодно. Эти средства позволят создать в городе более 500 лабораторных комплексов для профильных классов. Первый конкурс уже проведён в этом году. Спрос на такие классы оказался высоким и у педагогов, и у школьников.
Продолжим инвестировать средства в дополнительное образование детей. Одно из главных родительских пожеланий сегодня - школа полного дня, где после уроков ребёнок может заниматься в кружках и секциях, чтобы родители могли спокойно работать. Поэтому будем оснащать детские технопарки, центры цифрового образования, школьные спортивные клубы.
Выполняем поручение Президента России по бесплатному горячему питанию для школьников младших классов. Кроме того, за счёт городского бюджета обеспечиваем питание для льготных категорий детей. Всего на эти цели до 2024 года зарезервированы 18,9 миллиарда рублей. Еще 6 миллиардов направим на переоснащение школьных пищеблоков.
Один из новых вызовов для нашего города - быстро растущий спрос на среднее профессиональное образование. Причём, как со стороны семьи, так и со стороны работодателя. Конкурс на некоторые специальности в петербургских колледжах сегодня выше чем в вузах.
В 2022 году приступим к проектированию и строительству суперколледжа - трансформера. Новое образовательное учреждение на 3 тысячи мест появится в Выборгском районе. Средства на его создание будут внесены в бюджет ко второму чтению.
Еще 2 тысячи дополнительных мест городская система профобразования получит по итогам модернизации существующих колледжей. Бюджетные ассигнования за три года составят полтора миллиарда рублей.
Здравоохранение остаётся для нас зоной особого внимания. Как вы хорошо знаете, вся медицина работает вот уже почти два года - в условиях крайнего напряжения сил. Пандемия не отступает. Перегрузки испытывают как учреждения, нацеленные на борьбу с коронавирусом, так и все остальные медицинские организации, поскольку все это - единая система, единый организм.
В «красную зону» продолжают ежедневно уходить тысячи врачей и медсестёр. И если город в целом переживает пандемию волнами, для медиков - это постоянная борьба, которая не прекращается ни на один день.
Хочу ещё раз поблагодарить всех наших врачей, сестёр, санитаров, руководителей больниц и поликлиник за их героический труд!
С 30 октября по 7 ноября президент России своим Указом ввёл в стране оплачиваемые нерабочие дни - в связи с тем, что пандемия поднимается на новый виток. Нам просто необходимо разорвать цепочку заражений. Приостановить рост заболеваемости. Для решения этой проблемы есть только два пути - либо серьёзные ограничения, либо вакцинация.
На сегодняшний день полный цикл вакцинации прошли уже 1858000 петербуржцев. Но этого темпа недостаточно! Вирус мутирует быстрее, он становится злее и заразнее. Поэтому город вынужден вводить дополнительные ограничения - для сохранения здоровья и жизней петербуржцев. Это непростой шаг. Но альтернатив у нас нет.
В целом развитие системы здравоохранения города будет профинансировано в ближайшие три года в объеме 750 миллиардов рублей.
Несмотря на существенные инвестиции, которые мы уже сделали за предыдущих полтора года, продолжим работу по увеличению коечного фонда. До конца текущего года сдадим новый корпус больницы Святого Георгия на 400 коек - это новый стационар-трансформер.
Следующим станет стационар в городской больнице № 15 на Авангардной улице. Высокотехнологичный корпус сможет принимать до 500 больных в обычных условиях и 800 – в условиях эпидемии.
Новую площадку инфекционной больницы имени Боткина планируем построить в южной части города по схеме государственно-частного партнерства.
Но в инвестициях сегодня нуждаются и другие направления здравоохранения.
На основе ГЧП будет реализован проект перинатального центра в Калининском районе. Тем более мы планируем это сделать не только для Петербурга, но и для всего Северо-Запада.
Консультационно-диагностический центр в Славянке на 110 тысяч посещений в год.
В следующем году откроем новое отделение экстренной помощи в НИИ имени Джанелидзе и здание онкологического научно-практического центра в поселке Песочный.
Амбулаторное звено за три года получит 21 объект от застройщиков. Из них 10 – в 2022 году.
Еще 36 амбулаторий будет построено в дачных поселках.
Для обновления автопарка «Скорой помощи» будут закуплены 532 машины. К 2023 году в этой службе в Петербурге не должно остаться автомобилей старше 5 лет.
Мы наращиваем капиталовложения в модернизацию городских поликлиник. Направим на эти цели за три года 12 млрд в рамках Региональной программы.
Еще 15 млрд предусмотрены в проекте бюджета на укрепление материально-технической базы других учреждений здравоохранения. В том числе - сосудистых центров и онкоцентров.
Город продолжит выполнять обязательства по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. В бюджете 2022 года расходы на эти цели увеличены на четверть.
Трехлетний бюджет на лекарства льготникам составит 50 млрд рублей.
Социальная поддержка граждан - направление, которым Петербург может по праву гордиться. Наш город - один из самых социально ориентированных в стране. В трехлетнем бюджете на соцподдержку запланировано 317 млрд рублей.
В бюджете города предусмотрены средства для социальной поддержки почти двух миллионов петербуржцев. 88 из 240 мер поддержки адресованы детям и семьям с детьми. Только на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет за три года будет направлено более 15 млрд рублей.
Ко второму чтению в проект бюджета впервые войдут затраты на предоставление единовременных выплат долгожителям.
Одна из главных национальных целей страны – снижение уровня бедности. Сейчас значение этого показателя в Петербурге – 6,4%. Это один из лучших результатов в нашей стране. Будем последовательно работать над его уменьшением.
Объем и структура социальных расходов составлены с учетом нескольких нововведений.
С 2022 года Петербург переходит на новый механизм расчета величины прожиточного минимума. Он позволит оказывать более значимую помощь тем, кому она действительно необходима. Для эффективного контроля за предоставлением мер поддержки в городе будет создано «Социальное казначейство». Оно поможет нам распространить принцип «Льготы ходят за человеком, а не человек за льготами» - на всех социально незащищенных петербуржцев.
Более 2 млрд рублей в проекте бюджета заложены на капитальный ремонт учреждений социального обслуживания. В рамках АИП на развитие объектов социальной поддержки и реабилитации граждан направляем 9 миллиардов рублей, к вводу запланировано 5 объектов.
Пандемия показала, что не все проблемы могут оперативно решаться государственными службами. Социально ориентированные некоммерческие организации с некоторыми вопросами справляются лучше - в силу их большей мобильности.
Правительство Петербурга увеличит ассигнования негосударственным поставщикам социальных услуг: в 2022-2024 годы на компенсацию их расходов направим 6,6 миллиардов рублей.
Для эффективно работающих учреждений появится механизм Социального сертификата. Планируем ввести его в действие в 2023 году. Именной документ даст гражданину право на социальную услугу, оплаченную из бюджета. Где ее получать - в государственном или частном секторе - человек решит сам.
На развитие физической культуры и спорта в Санкт‑Петербурге в 2022-2024 годах предусмотрено 67 млрд рублей. 10 млрд рублей запланированы в 2022 году на выполнение обязательств по концессионному соглашению о создании ледовой арены для Чемпионата мира по хоккею 2023 года. В рамках АИП на строительство объектов физической культуры и спорта предусмотрено 9,1 миллиарда рублей.
Подготовка спортивного резерва ведётся в Петербурге в 67 государственных учреждениях. В проекте бюджета для них предусмотрены ассигнования для перехода к 2024 году на работу по федеральным стандартам. Это позволит существенно улучшить качество подготовки спортивного резерва и увеличить количество спортсменов, представляющих Санкт‑Петербург на всероссийских и международных соревнованиях.
Одной из важнейших задач остается вовлечение горожан в регулярные занятия физкультурой. Для этого в проекте бюджета предусмотрены средства на восстановление внутридворовых спортивных площадок.
Считаю необходимым максимально эффективно использовать спортивные площадки школ. Ко 2-ому чтению буду предлагать выделить дополнительные средства на программу развития школьных спортивных сооружений.
Создание инфраструктуры для занятий спортом ведётся не только за счет средств бюджета, но и с привлечением средств инвесторов. Основной партнер города - ПАО «Газпром» - в 2022 году планирует завершить строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов.
Третье направление - Умный город
Чтобы продолжить наращивать поступления в городской бюджет, Петербургу нужен ускоренный экономический рост. Он обеспечивается сбалансированным развитием традиционных и инновационных отраслей.
Для стимулирования экономического роста и поддержки бизнеса в период вынужденных ограничений город сохранит все работающие инструменты поддержки частной инициативы. Такие как помощь малому и среднему бизнесу, который сумел удержать во время пандемии численность работников. И уровень средней заработной платы. Включая списание ранее предоставленных городом микрозаймов. Профинансируем программы акселерации и легкого старта бизнеса. Всего на поддержку малого и среднего предпринимательства за 3 года предусмотрено более 60 млрд рублей.
Будет продолжено предоставление субсидий промышленности на лизинг и приобретение оборудования. А также действие программы поддержки экспортеров.
Мы приступаем к расширению Особой экономической зоны «Санкт‑Петербург».
Предлагаем ввести дополнительные налоговые льготы для новых резидентов. Соответствующий законопроект внесен Правительством в Законодательное Собрание. Прошу принять его в первоочередном порядке.
Заработал новый механизм Регионального инвестиционного проекта, который дает освобождение по налогу на имущество и снижает региональную ставку налога на прибыль до 10 %. Заявленная сумма инвестиций участников РИП уже превышает 20 млрд рублей.
Повышению реальных доходов горожан и сокращению «серых» зарплат будет способствовать опережающий рост минимальной заработной платы. Она устанавливается Региональным соглашением с профсоюзами и работодателями. На 2021 год ее размер - 19 650 рублей. В 2022 году считаю необходимым увеличивать ее темпами выше инфляции - до 21 500 рублей или на 9,5%.
Развитие современного мегаполиса невозможно без внедрения передовых технологий. Мы разработали и утвердили стратегию цифровой трансформации Петербурга. Она призвана обеспечить устойчивое развитие, где город соответствует потребностям горожан, а горожане могут принять участие в развитии города.
В процессе цифровой трансформации планируем сформировать экосистему городских сервисов, в которой каждый житель сможет выбирать то, что требуется именно ему в соответствии с его социальной ролью - будь то, молодая мама, школьник, предприниматель, пассажир и т.д. И по тем каналам, которые человеку удобны: мобильные приложения, социальные сети и прочее. Это позволит к 2024 году увеличить долю государственных услуг в электронном виде - до 75%.
В целом на цифровизацию в проекте бюджета заложено более 15,5 млрд рублей.
Четвёртое направление - Открытый город.
Это направление - знаковое для Петербурга. Как культурная столица, наш город имеет все возможности для развития креативных индустрий, туризма, событийного календаря. Во многом – именно это формирует наше международное «лицо» и притягательный для всего мира облик.
На сферу культуры в Санкт‑Петербурге в 2022-2024 годах предусмотрено 115 млрд руб.
В рамках Адресной инвестиционной программы на строительство и реконструкцию объектов культуры запланированы 21,4 миллиарда рублей.
В 2024 году планируется завершить работы
- по приспособлению для современного использования здания театра «Мюзик Холл»,
- реконструкцию комплекса зданий «Академии танца Бориса Эйфмана»,
- реконструкцию зданий арт-пространства «Открытая сцена».
На капитальный ремонт 27 учреждений культуры в проекте бюджета Санкт‑Петербурга на 2022-2024 годы заложено 6,6 миллиарда рублей.
В программе ремонта
- Музей театрального искусства;
- Музей истории города;
- Музей городской скульптуры;
- Музей Суворова.
На сохранение объектов культурного наследия предусмотрено более 9 миллиардов рублей, в том числе 4,5 будет направлено на программу реставрации фасадов исторических домов. В течение трех лет работы будут выполняться на 55 объектах.
Важное место занимает в экономике Петербурга быстро развивающаяся отрасль туризма. Актуальная задача – восстановить поток гостей, как только будут сняты ограничения и открыты границы. Сейчас наш город укрепляет свои позиции в международных рейтингах. Это подтверждает недавняя награда Петербургу - как лидирующему культурному направлению туризма.
Особое внимание будет уделено созданию новых центров притяжения туристов и развитию индустрии приема.
- Создаём в Кронштадте Особую экономическую зону туристско-рекреационного типа.
- В рамках соглашения ГЧП предусмотрено развитие второй очереди аэропорта Пулково.
- Для поддержки гастрономического туризма город включится в проект «Гид Мишлен», реализованный уже в 33 странах мира.
В качестве конгрессной и событийной столицы мы умеем на высоком уровне и в безопасном формате проводить мероприятия мирового и национального масштаба. В ближайшие три года в нашем городе пройдут:
Петербургский международный экономический форум
Петербургский международный газовый форум
Международный Арктический форум
Международный конгресс математиков
Всемирный энергетический конгресс
Европейский чемпионат по профессиональному мастерству.
Петербург развивает статус спортивной столицы мирового уровня. В нашем городе планируется провести:
- Чемпионат мира по волейболу,
- финальный матч Лиги Чемпионов УЕФА,
- Чемпионат мира по хоккею с шайбой.
Комфортный и открытый город должен быть безопасным - как для гостей Петербурга, так и для его жителей. С этой целью в течение следующего года нарастим группировку уличных камер видеонаблюдения на 13,5 тысяч единиц. Общее их количество превысит 77 тысяч, включая 48 тысяч камер и видеодомофонов на подъездах жилых домов. Это поможет уменьшить число преступлений, увеличить их раскрываемость.
В постоянном фокусе также безопасность людей внутри зданий, прежде всего, тех, где постоянно находятся дети. За 3 года планируем обновить системы обеспечения безопасности в более, чем в 2500 социальных объектов. На это заложено 5,6 миллиардов рублей.
Еще почти 2 миллиарда будет направлено на обеспечение пожарной безопасности и развитие аварийно-спасательных служб.
Удобство получения большого перечня услуг обеспечивает развитие сети МФЦ. Ежегодно в окна приема и выдачи МФЦ поступает свыше 8 миллионов обращений. Граждане получают более 2,5 миллионов первичных консультаций и около 2 миллионов обращений по линии центра телефонного обслуживания. В настоящее время в 71 многофункциональном центре действует более 1100 окон приема заявителей.
До конца года запланировано открытие еще 39 окон, в том числе в двух новых МФЦ. В 2022 году мы откроем еще 6 новых МФЦ на 123 окна приема, а также дополнительные окна в существующих МФЦ.
С каждым годом бюджет города вызывает все больший интерес петербуржцев. За два года доля горожан, интересующихся бюджетными данными, увеличилась почти на 32%.
Чтобы бюджетный процесс стал еще доступнее, запущен функциональный портал «Открытый бюджет Санкт‑Петербурга». Хочу поблагодарить разработчиков за интересный и удобный для пользования портал. Любой петербуржец может найти там объекты в своем районе и узнать: где запланирован ремонт дорог, благоустройство территорий, строительство социальных объектов. Это важно для тех, кто планирует покупать квартиры в новостройках.
Уважаемые коллеги!
В заключение хочу поблагодарить всех депутатов Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга за совместную работу над проектом бюджета. Несмотря на то, что новый состав ЗАКСа совсем недавно приступил к работе, правительство города уже почувствовало ваш профессионализм, вовлеченность и искреннее желание обеспечить петербуржцам высокое качество жизни.
Проект бюджета на 2022 – 2024 годы, который вынесен сегодня на ваше обсуждение, имеет несколько важных особенностей.
- Это бюджет развития, потому что впервые более 20% расходов заложены именно на текущее и перспективное развитие нашего города
- Это социальный бюджет, потому что его социальная направленность усилилась не только количественно, но и качественно, несмотря на пандемию.
- Но самое главное, это бюджет - народный, потому что он строится с учётом пожеланий петербуржцев, которые мы научились мониторить в режиме реального времени. Для этого у нас есть несколько соответствующих программ.
Я хотел бы обратиться к представителям политических фракций. У нас могут быть разногласия, но в том, что касается здоровья, жизни и улучшения качества жизни наших жителей, мы должны быть едины. Другого пути не может быть.
Прошу поддержать и принять за основу предлагаемый проект закона.
Благодарю за внимание!
Законопроект был принят в первом чтении.
Комментарии 0