Событие

Екатеринбуржцы будут летать из аэропорта Челябинска

  • 30 июня 2016 г.
  • 706
  • 0

Челябинск готовится к переменам. Если всё пойдет по плану, то в городе появятся полноценная набережная реки Миасс, конгресс-холл, гигантское колесо обозрения, а в аэропорт будут приезжать из Екатеринбурга и Казахстана. Как будет меняться Челябинск в ближайшие годы, есть ли перспективы у агломерации с Екатеринбургом и почему элиты боятся, что столица Южного Урала станет Тобольском — в эксклюзивном интервью куратора проектов, вице-губернатора Руслана Гаттарова.

— Руслан, критики говорят, что пуск высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург больше пользы принесет соседям: люди будут ездить работать в Екатеринбург, свердловский бизнес придет в Челябинск. В чем плюсы проекта для нас?

— Вспомните, чем был Челябинск до появления Транссиба. Маленьким городом. А представьте, что Транссиб прошел в другом месте. Город не был бы таким, какой он есть сейчас. Еще один пример. Сейчас Тюмень — это областной центр. А когда-то главным городом региона был Тобольск. Но местные купцы в свое время не определились, нужна им железная дорога или нет. А тюменские собрались и «купили» проект. Ну да, Тобольск сохранился в красивом первозданном виде, но Тюмень стала мегаполисом. В нашем случае аналогичная история.

Если в Екатеринбург придет ВСМ и пойдет дальше, например, в Новосибирск, нас ждет судьба Тобольска.

А если мы соединимся в агломерацию, то дальше уже все будет зависеть от властей, от бизнеса и от их креатива. Уже будет важно, как государственная услуга предоставляется, насколько она качественная, сколько стоит.

— Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге на порядок более развит, чем челябинский. ВСМ не «добьет» наш аэровокзал?

— Приведу еще один пример: Лион и Париж. Столичные жители садятся на ВСМ, едут 450 километров и из Лиона улетают. Потому что в Париже дорогие авиакомпании. А в Лионе — лоукостеры. Там билеты на самолет и на поезд вместе взятые обойдутся на 100 евро дешевле. И если для тебя два часа в пути стоят меньше 100 евро, то ты садишься и едешь.

Если между нашими аэропортами будет час езды, то и жители Екатеринбурга будут летать через Челябинск. Сесть на поезд и через час оказаться в Челябинске, получить эту же услугу на две тысячи рублей дешевле — почему нет? Если летаешь три раза в месяц, это уже шесть тысяч экономии — многие задумаются.

Наш аэропорт уже сейчас серьезно работает над стратегией развития, исходя из того, что ВСМ будет построена. Мы совместно добиваемся, чтобы там была создана идеальная инфраструктура, в том числе — в рамках подготовки к саммиту ШОС. В челябинском аэропорту прекрасно понимают, что будут в конкурентной борьбе с Кольцово. От этого выиграет в итоге потребитель.

— Екатеринбург все же выглядит привлекательнее и для жителей, и для бизнеса…

— Мы боремся за улучшение инвестклимата, уделяем этому массу времени. Губернатор Борис Дубровский потому и устраивает разносы чиновникам. Власть должна создавать такие условия, чтобы у нас была лучшая юрисдикция. От этого появятся новые точки роста. У нас же все дешевле: жилье, создание бизнеса, электричество. Административные структуры объективно лучше. Если мы будем конкурентны, то сможем соперничать с Екатеринбургом, и это будет способствовать развитию наших регионов. Кроме того, из нашего аэропорта ВСМ может пойти дальше, в Казахстан, а это уже пассажиропоток для челябинского Баландино. Мы начали обсуждать этот проект с казахскими партнерами.

— Некоторые считают ВСМ мифическим, исключительно пиаровским проектом. На какой стадии его реализация?

— Создана проектная компания, готовится предпроект. Сейчас есть очень общая модель пассажиропотока, есть примерная прикидка, как это будет работать.

Первые изыскания показали, что ВСМ выглядит очень интересно и может принести инвесторам деньги.

Чтобы понять, что проект точно является таким интересным с финансовой точки зрения, нужно четко посчитать пассажиропоток, сделать юридическую модель для инвесторов и модель концессии, финансовую модель для инвесторов. И с учетом юридической схемы будет определена финансовая схема входа и выхода инвесторов, участия государства. Нужно посчитать агломерационный эффект.

Будем делать три коридора и их обсчитывать. Определять, как пойдет пассажиропоток: будет ли ВСМ проходить мимо Озерска, Каслей, Кыштыма и Снежинска, будут ли люди этим пользоваться? Есть ли возможность зайти в Сысерть? Будет ли Екатеринбург заводить ВСМ в центр? Есть разные варианты. Бизнес-план — это математика, все нужно посчитать. После этого будет понятно, с какой скоростью мы поедем.

— Мы упомянули саммит ШОС-2020, к которому планируется реконструкция аэропорта и будут привлечены инвестиции в инфраструктуру. Когда решение о месте проведения форума будет принято окончательно?

— Сейчас никто не сомневается в том, что мероприятие должно пройти в Челябинске. С нашей стороны уже все сделано, осталось дождаться фиксации решения на бумаге. Есть определенные международные процедуры, которые не позволяют нам получить официальное решение. Думаю, в ближайшее время подготовят специальный документ, в котором будет написано: «Челябинск». И точка.

— То есть по финансированию вопрос решен? Речь ведь о миллиардах рублей на подготовку инфраструктуры.

— Вы же слышали, что наш губернатор Борис Александрович говорил президенту? У нас есть понимание того, в какие госпрограммы мы хотим встроиться. В каких-то вопросах уже достигли большого прогресса, например, связанных с инфраструктурой аэропорта. Мы подготовили все необходимые документы, губернатор в Москве встречается с министрами и другими людьми, принимающими решения. Важно, чтобы и в Челябинске теперь все с этими документами побежали уже по конкретным исполнителям. Несколько рабочих групп хорошо работают: они четко видят ресурсы, которые готовы взять и инвестировать в развитие. А некоторые коллеги пока смотрят только на губернатора и на региональный бюджет как единственный источник решения задач.

Нас это не устраивает. Мы недавно проводили рабочие группы и об этом поговорили. Мне кажется, коллеги нас услышали.

— С местом строительства конгресс-холла без изменений — площадка возле цирка?

— Окончательно мы остановимся, когда все юридические моменты будут решены. Там часть вопросов разбирается в судах, потому что есть арендаторы, которые после получения земли ничего не строили и ни разу за аренду не платили. Эти участки нужно было вернуть муниципалитету еще несколько лет назад.

— Строительство набережной на том участке все еще входит в планы?

— Челябинск предлагает несколько интересных решений, но каждое из них пока имеет свои недостатки и недоработки в силу того, что это делается немного на ходу. Сейчас запустится, наконец, международный архитектурный конкурс, который определит итоговую концепцию внешнего облика города. Надеюсь челябинцы активно включатся в работу.

— Единая концепция будет касаться только центральной части города, гостевого маршрута или еще чего-то?

— Мнение правительства таково, что мы должны сделать единую концепцию, мастер-план центра города.

Увязать все места проживания, проведения «эвентов» и аэропорт в единую концепцию, чтобы она была стройной. Даже если все здания разные, каждое должно обозначать что-то свое либо быть в едином контексте. Я не архитектор, но видел красивые города, здания и понимаю, что можно сделать недорого и красиво. Просто для этого нужно иметь смелость.

— Колесо обозрения, одно из самых больших в России, тоже вписывается в эту концепцию?

— Конечно. Это хорошая история, но почему-то, когда она появилась, начали спрашивать, зачем нам это. Мы ее поддержали, тем более что деньги инвестор вкладывает свои, у него и земля, и все необходимое, просто им надо было разрешить колесо именно в этом месте. Более того, во время его возведения строители получат зарплаты, сам объект станет генерировать прибыль, платить налоги. За такими проектами власть должна просто бегать.

— Уже много лет таких масштабных проектов в городе не было.

— Мне кажется, что в Челябинске с советских времен такого не было.

— Но и форумов уровня ШОС тоже никогда не было. Поэтому многие считают это вашим личным пиаром.

— Когда я читал, что пишут критики, например, что нам никогда этого не дадут, никогда того-то не сделаем… Ну почему такое отношение к себе? Надо себя любить, верить в себя. Если мы не будем этого делать, станем оскорблять свой регион и город, самих себя, то и все будут так относиться к нам. Я был в очень многих городах, кажется, в 67 субъектах нашей страны. И могу сказать, что в сравнении с другими столицами регионов Челябинск — очень комфортный город, хороший и по инфраструктуре, и по дорогам. Конечно, всегда хочется лучшего. Безусловно, власть должна создавать возможности для реализации человека, создавать комфортную среду. Но и обществу нужно верить в то, что мы можем и должны жить лучше. Просто для этого все должны много и эффективно работать.

— Один из таких проектов, который считается имиджевым, но тормозился ранее властями, — строительство IKEA. Самая большая их проблема была связана с выделением земли. Она уже решена?

— Инвесторы демонстрируют очень хороший темп, там очень профессиональная команда работает. Сейчас она занимается планировкой, инфраструктурой, проектированием.

Запуск IKEA планируется на конец 2018 — начало 2019 года. Все быстро двигается, что называется, просто «шкворчит»!

Я сам провожу заседания рабочих групп раз в месяц, а они еще регулярно встречаются с [директором Агентства инвестиционного развития области] Анатолием Лобко. Администрация Сосновского района работает эффективно по этому проекту. Инвесторы довольны.

— Продолжая тему инфраструктуры повседневности. Вы как-то анонсировали приход в Челябинск крупного перевозчика, который бы спас общественный транспорт. Сейчас муниципальные предприятия в предбанкротном состоянии, их содержание обходится в сотни миллионов, а троллейбусов и автобусов все меньше. Так где этот спаситель, новый инвестор?

— Городские власти Челябинска сказали, что сами справятся со всеми проблемами, что у них есть стратегия в этом направлении.

— ТЛК «Южноуральский» некоторые называют грандиозной аферой по выводу миллиардов за счет госгарантий. Транспортно-логистический комплекс не работает в полную силу, и это только подливает воду на мельницу критиков. Это правда, афера?

— Конечно, нет. Мы переживаем, что грузов пока очень мало. А инфраструктура построена — просто супер! Все соответствует международным стандартам. Есть все — склады временного хранения, зона таможенной «очистки», одновременно можно принимать 6 поездов. ТЛК сделан с большим запасом. Но инвестор немного недооценил Китай. Ведь это страна, с которой мы очень мало работали. Если с Европой у нас многовековые связи, то с Азией они только налаживаются. А инвестор думал, что вот грузы, вот контейнеры, вот контейнерный терминал, вот Китай… он учитывал это в европейской ментальности. А с Китаем не все так быстро происходит.

Мы по-прежнему верим в этот проект.

Очень важно, что они получили льготные тарифы, потому что получается хорошая цена на перевозку. Плюс будет электронное декларирование — все очень быстро. Поэтому давайте еще немного подождем.

— Но областной бюджет по-прежнему не участвует в проекте?

— Проект сделан с нулем бюджетных денег. А вложены миллиарды частных рублей. Эти деньги в большинстве своем получили наши челябинские компании. Я считаю, что перспективы все-таки очень хорошие и инвестор добежит эту дистанцию, а мы получим хорошую инфраструктуру. Мы приглашали на презентацию потенциала Челябинской области, которую организовывали для послов, один очень крупный московский банк. Так вот, банкиры после этого подошли и сказали, что такой ТЛК собирались строить в соседней области, а про наш не знали. Сейчас они хотят просто встраивать нас в свои проекты. А этот банк отвечает за создание инфраструктуры с российской стороны по проекту «Один пояс — один путь». И сейчас они говорят, что просто впишут наш ТЛК в концепцию со своей стороны и начнут возить грузы через нас.

Так что пока все не приедут, не потрогают, не поймут, что работают адекватные люди, что все это реальность — никто с тобой разговаривать не будет. Тебя на рынке нет. ТЛК будет на рынке — поверьте.

Источник: ura.ru


Комментарии (0)

Добавить комментарий

Наверх
Вниз