Загрузка данных
Проект

Философия нравственного пути человечества

  • 24 марта 2023 г.
  • 2145
  • 16

Источник финансирования: Смешанный

Год начала: 2023

Год окончания: 3000

Статус проекта: Реализуется

Доклад по результатам исследования на тему "Философия нравственного пути человечества"

Автор:  Эсеналиев Таалай Дуйшенович

Доклад на дистанционном заседании международного диссертационного совета IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social).

Доклад представлен всеобщему обсуждению и оценке 21 марта 2022 года.

С докладом можно ознакомиться на сайте Института философии (https://fig.ast.social).

Соискатель ученой степени доктора философии:

Эсеналиев Таалай Дуйшенович, кандидат философских наук, профессор, член-корреспондент Академии экосоциальных технологий, директор Института международной безопасности и информальной юстиции    (https://sis.ast.social). 

Официальные оппоненты:

ITO Hironori, Ph.D, Specially Appointed Professor, University of Tsukuba, Bureau of Global Initiatives, Japan.

Жумабекова Турдукан Абдыкарыевна, доктор юридических наук, профессор, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики IV созыва, заслуженный деятель науки и образования (по версии РАЕ), член-корреспондент Российской академии естествознания, Кирргизия.

Низамиев Абдурашит Гумарович, доктор географических наук, профессор декан факультета естествознания, туризма и аграрных технологий Ошского государственного университета, Киргизия.

Чинь Лыонг Куанг, доктор физико-математических наук, директор Вьетнамо- Российского центра в Университете Бинь Зыонг Провинции Бинь Зыонг, Вьетнам

Ведущая организация: Институт государственного управления Академии экосоциальных технологий (https://igumt.ast.social).

1. ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Квалификационная работа на соискание ученой степени доктора философии)

2.  ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Автореферат квалификационной работы на соискание ученой степени доктора философии)

Доклад по результатам исследования

 

Гуманитарные светские и религиозные учения мира подверглись деструктивному влиянию идеологии денег. Корыстные мотивы стали основной мотивацией поведения. Человек ради денег стал угрожать, вредить другому человеку. Убийство человека и насилие над ним стали следствием влияния деструктивной религии и идеологии денег.  В Деньги стали верить как в универсальную силу – Бога. Так возникла новая религия денег.

Деньги стали использовать как технологию управления поведением людей. Так появилась технология управления энергией масс. Однако у этой технологии возник существенный недостаток, препятствующий общественному развитию – это безнравственность и несправедливость. Эксплуатация и угнетение человека, летальные войны стали деструктивным фактором цивилизации.

Идеология денег разгромила все религиозные и светские учения, привела мир на грань ядерной катастрофы.  Расчеловечивание как процесс убеждения людей в том, что они могут убивать других людей, стало технологией запуска летальных войн. 

Религия-идеология денег привела человечество к нравственному кризису, который проявился в доминировании материальных интересов над духовными. Возникла угроза самому существованию человеческой цивилизации.

Наиболее опасными последствиям идеологии денег стали следующие явления:

морально-психологическое разложение людей, корыстные мотивы должностных лиц органов публичной власти, что выразилось в недоверии к власти;

массовое паразитическое поведение, гедонизм как образ жизни, социопатия, социальная трусость и умственная скромность;

человеческие ценности уступили место деньгам как основной ценности, идеологии, технологии и религии; в деньги стали верить как в Бога; монетаризм извратил сознание многих лиц в публичной власти, что привело к криминализации органов управления, разрыву международных связей, изоляции стран;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения, проникновение криминальных лиц во власть и злоупотребление властью в корыстных целях, массовое вредительство и систематическое мошенничество стали печальной отрицательной нормой дня;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложных представлений об истории государств и народов;

атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

Летальные войны сопровождают человечество на протяжении всей истории. Религия, наука, культура, образование, право, этика не смогли остановить убийство человека человеком. Основной мотив любой войны – материальный интерес. Распределение к своей выгоде ресурсов (территории, источники энергии, полезные ископаемые, иные богатства и деньги). Причем деньги стали идеологией. В деньги верят как в Бога. За деньги убивают, грабят, обманывают, предают.  Эта опасная идеология стала деструктивной силой, постоянно толкающей людей на войны, криминал, убийства друг друга. Чтобы остановить летальные войны, нужна новая этика и технологии. 

В этой связи Генеральная Ассамблея ООН 25 июля 2019 года приняла Резолюцию A/RES/73/329  «Формирование культуры мира в духе любви и нравственности». Провозглашен   Международный день Нравственности – 5 апреля.

Для решения поставленной ООН в Резолюции A/RES/73/329  задачи по формированию культуры мира в духе любви и нравственности используются основные положения экологической дискурсивной  этики, разработанной учеными В.А. Чигиревым и П.И. Юнацкевичем (Институт нравственности, 2016).

Экологическая дискурсивная этика – это глобальный проект для всего человечества, обеспеченный экосоциальными технологиями, которые сформируют на планете Земля культуру мира в духе любви и нравственности.  Исследованию возможностей этой этики в обеспечении нравственного пути человечества и посвящена наша работа.  Экологическое   и дискурсивное содержание новой этики базируется на глобальном экологическом принципе (ГЭП - человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания) и дискурсивно-оценочном методе (ДОМ – групповая экспертная и массовая этическая оценка социально-значимых решений с позиции глобального экологического принципа). 

Цель исследования: обосновать философское содержание нравственного пути человечества.

Объект исследования: нравственный путь человечества.

Предмет исследования: формирование нравственного мышления и поведения людей за счет перехода от монетарной этики к экологической дискурсивной этике.

Гипотезой исследования приняты следующие утверждения:

  • цель монетарной этики – разделить людей на бедных и богатых, оказалась  противоречивой, обманчивой, вредной для всего человечества; возникло неравенство, эксплуатация и угнетение человека человеком, летальные войны;
  • монетарная этика основана на примате материального над духовным в мышлении и поведении человека.

Экологическая дискурсивная этика основана на следующих принципах, правиле,  методе и технологии:

глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; 

глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;

нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C;

экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы нравственного человека.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи:

1. Исследование религиозных учений и философских концепций.

2. Определение кризиса монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями. 

3. Аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей.

4. Обоснование основных понятий экологической дискурсивной этики.

5. Определение основных функций экосоциальных технологий, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации.

Методологической основой исследования является дискурсивно-оценочный метод.

Теоретическую базу исследования составили труды следующих мыслителей и ученых: 

Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Диоген Лаэртский, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Демокрит,  Платон, Протагор, Сократ;

Шри Ауробиндо, Парамахамса Йогананда, Свами Вивекананда, Шри Свами Шивананда, Шивая Субраманьясвами;

Д.Т. Судзуки, Ху Ши;

Лао-Цзы, Конфуций;

К. Лампрехт, Б. Рассел, А. Дж. Тойнби, Э. Фром, О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Бергсон, М. Хайдеггер, А. Камю, К-О. Апель, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, К. Лоренц;

В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич, С.В. Горюнков, А.М. Сафиоллин, В.П. Селегень, М.П. Крюков.

Метод исследования: теоретический анализ и синтез религиозной и светской философской литературы.

Положения, выносимые на защиту:

монетарная этика основана на примате материального над духовным в мышлении и поведении человека;

научными и практическими основаниями экологической дискурсивной этики являются: 

глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; 

глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;

нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. 

экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы;

экопедагогика – практическая педагогическая наука об обучении и воспитании, дополненная дискурсивно-оценочным методом.

База исследования: Институт международной безопасности и информальной юстиции (https://sis.ast.social).

Научная новизна исследования заключается в обосновании смены монетарной этики и определении основных понятий экологической дискурсивной этики, отражающей нравственный путь человечества.

1. Впервые сделан вывод о том, что религиозные и светские философские концепции, гуманитарные учения не смогли противостоять монетарной этике, ставящей деньги во главу угла, эксплуатирующей, угнетающей, грабящей, насилующей, убивающей человека.

2. В ходе своего развития народы и передовые страны мира стали формировать мышление и поведение человека прагматичного, утилитарного, паразитического, способного после процесса расчеловечивания грабить и убивать другого человека.

3. Разработаны основные понятия философии нравственного пути человечества. 

4. Определены ценности человека и правовой механизм их защиты.

5. Обоснованы экологические социальные технологии, обеспечивающие воспитание нравственного человека, не вредящего и созидающего. 

6. Предложена новая логика стратегического дискурса органов государственной власти с обществом не на основе системы Гегеля, согласно которой столкновение тезиса и антитезиса предполагают синтез, а на основе дискурсивно-оценочного метода, согласно которому столкновение тезиса и антитезиса порождает дискурс. Если смыслы дискурса не сходятся, то подлежит замене основание тезиса и антитезиса, а также и самих авторов тезиса и антитезиса в случае дальнейшей несходимости дискурса.

7. Установлено, что новая (экологическая дискурсивная) этика предполагает непрерывный дискурс и оценку объекта, предмета, социальных субъектов. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения    обсуждаются и оцениваются, что обеспечивает устойчивость учения во времени. Учение не развивается, если в нем нет дискурса и оценок. Если заповеди учения незыблемы и тверды, такое учение отрывается от реальности и превращается в догму.

Теоретическая значимость заключается в определении кризиса материалистического мировоззрения, анализе религиозных и философских учений, обосновании примата духовного над материальным, разработке  основных понятий и этических категорий нравственного пути человечества, аксиологического обоснования ценностей человека.

При изучении философских и религиозных доктрин и учений применена  аксиологическая трактовка, т.е. объяснение и понимание учений из ценностей, составляющих основания мировоззренческой парадигмы и поведения человека. Ценностный подход обладает операциональным значением и позволяет установить связь глобальных проблем цивилизации таких как неравенство, летальные войны, убийство человека человеком с материальным монетарным мировоззрением, основной  которого выступают материальные ценности, в первую очередь, такие как деньги. 

Динамизм процессу смены материальной монетарной парадигмы мышления придает открытость аксиологической системы монетарной этики, основанной на деньгах как основной ценности человека, выступающей причиной социальных катастроф и летальных войн. Замена общественно опасных материальных ценностей такой универсальной ценностью как нравственность, под которой понимается безвредное поведение человека и его созидательный труд для других людей, обеспечит развитие человеческой цивилизации.

Коллективная и индивидуальная способности к формированию ценностей позволяют обществу для самосохранения и развития использовать разработанные приемы и содержание нравственного воспитания, получившие название экологическая педагогика (экопедагогика). В  основании этой педагогики положен глобальный экологический принцип и дискурсивно-оценочный метод. Их взаимодействие интегрирует  социальный и личностно-индивидуальный уровни. В результате формируется нравственная личность человека, соблюдающего в поведении правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом). Основное направление взаимодействия общества и личности - усвоение личностью ценностной нормы (правила III-C) в процессе обучения и воспитания, дальнейшее закрепление этого правила в правовой и политической системах общества. 

Нравственность как базовая ценность личности, формируется в процессе ее жизнедеятельности, и идентифицируется в общении как групповая и социальная ценность, одобренная обществом и востребованная государством для лиц, занимающих публичные должности.

Определены способы и формы преодоления негативных явлений в обществе и государстве. Возможность движения мировой цивилизации к устойчивости и стабильности помимо достижений техники и технологий  обоснована способностью человека к обучению и нравственному воспитанию, выживанию в усугубляющихся условиях действительности путем участия в дискурсивно-оценочных практиках, связанных с обсуждением и оценкой социально-значимых решений. Предпосылка этой способности обусловлена бифуркационностью человека, ризоморфным характером его развития, и тождественностью дискурсивно-оценочной практики как адекватного ризоморфного средства практического разрешения вопросов личного бытия человека, стабилизируемого плоскостями негативного гражданского согласия.  

В философии предложен новый подход к формированию ценности человека путем его участия в оценке ценностей других людей. Оцениваемые ценности отражаются в качествах личности, групповая экспертная и массовая этическая оценка которых позволяет укрепить и защитить нравственность как базовую ценность, а также затормозить безнравственность, присущую с силу природной бифуркационности, любому человеку.

Для осуществления оценивания существуют имманентные предпосылки в самом способе человеческого бытия. Они заключены в потребности и механизме идентификации. Оценивая положительно нравственность в других людях, человек идентифицирует себя как нравственного человека. При негативной оценке нравственности в других людях проявляется идентификация безнравственной личности, как правило, социопатизированной, криминализированной и приносящей вред другим людям.

Оценивание осуществляется через соотнесение не столько с нормами и идеалами, сколько с ценностной константой, неким «камертоном», сродни интуиции, чувству, вкусу, звучащим внутри человека.  В данном случае уместнее говорить не о чувстве в психологическом смысле, а о переживании в герменевтико–феноменологическом значении термина, как доопределении. Ценностное отношение есть сопричастность, соразмерность человека миру, приятие мира человеком. То есть основой ценностного отношения выступает не столько потребность, сколько способность человека идентифицировать окружающие обстоятельства как свои, собственные, т. е. этому, конкретному, «эмпирическому» человеку соответствующие.

В работе разрешена центральная проблема философии -  это ответ на вопрос об отношении человека к себе, другим людям и среде обитания. В самом общем значении это отношение задается нравственным правилом III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом).

Этим правилом обозначается направление в философии, которое изучает основания нравственного отношения человека к себе, другим людям и среде обитания. Ценностное отношение это положительная, нейтральная или отрицательная значимость любых объектов, при отвлечении от их экзистенциальных и качественных характеристик.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании смены мировоззренческой парадигмы, которая нашла свое отражение в Резолюции ООН  № A/RES/73/329  по формированию культуры мира в духе любви и нравственности. Новые этические понятия используются в содержании обучения и воспитания, направленные на формирование, согласно данной Резолюции ООН, нового нравственного человека во всех государствах мира, способного созидать и не вредить. Так человечество сможет избавиться от летальных войн.

Разрешен практический вопрос философии о соотношении знания, поведения и ценности. Нравственное знание (правило III-C), формируемое в семье и образовательных организациях с раннего детства и поддерживаемое на протяжении всей жизни человека является связующей нитью между человеческим духом, другими людьми, средой обитания и созидательной практической деятельностью. 

В самом общем смысле знать нравственное правило III-C, — значит иметь ясное, обоснованное представление не только о том, что есть, но и о том, что должно быть в отношениях людей – не вредить и созидать.

Человек — активное существо. Он не способен жить вне практической деятельности по преобразованию мира. Поэтому к базовому знанию каждого человека на планете Земля нами отнесена ценность нравственности как определенного настроя мышления и поведения, исключающие причинение вреда самому человеку, другим людям и среде обитания, и стимулирующие созидательную деятельность человека для себя, других людей и среды обитания.  Познать истину человеческого бытия – значит познать и выполнять правило III-C, которое объединяет все философские и религиозные этические доктрины, позволяет использовать материальные объекты  и деньги не как ценности, а как инструменты обеспечения жизнедеятельности и очередного воспроизводства нравственного поколения людей.  Правило III-C выступает одновременного и истинной, и добром, и прекрасным и совершенным.

Истина — это  соответствие  мысли своему объекту, основная ценность  (нравственность) — соответствие объекта мысли о нем.

Большинство философских этических и религиозных учений утверждают, что человек должен быть нравственным, честным, добрым. Но это не истина, а именно утверждение о долженствовании. Люди не всегда нравственны, честны, добры.  Но это не мешает утверждать, что от человека требуется в отношении к самому себе, другим людям и среде обитания нравственность, честность, доброта. И чем больше безнравственных, злых, нечестных людей в обществе, тем с большей настойчивостью звучит требование нравственности, честности, доброты.  Представления общества о том, что не следует вредить человеку, другим людям и среде обитания - это этическое знание, хотя касается оно не того, что есть, а того, что должно быть. Таким образом различается знание в узком смысле, и знание в широком смысле, охватывающее не только истину, но и нравственность, честность,  добро как прекрасное в человеке.

Человек не только познает мир, но и действует на основе полученного знания. Это означает, что знание в широком смысле включает не одни лишь представления о том, что имеет место, но и планы на будущее, оценки, нормы, обещания, предостережения, идеалы, образцы и т. п. У человека есть достаточно ясное, обоснованное представление о нравственности и её противоположности – безнравственности. Нравственность оценивается в людях как добро через непричинение вреда, безнравственность как зло через причинение вреда.

Добро и зло — не разновидность истины. Утверждения о хорошем и плохом, достойном и недостойном не являются истинными или ложными. Истина не меняется со временем, понятие же добра имеет разные значения в разные эпохи и в разных обществах. Также и понятие нравственности как непричинение вреда человеку и созидание для человека в процессе дискурсивно-оценочных практик может доопределяться. Оно также не является истинным, и может уточняться, корректироваться дискурсом и оценкой на протяжении всей истории человечества.

Рекомендации к использованию: материалы исследования используются в мероприятиях по исполнению Резолюции ООН  № A/RES/73/329  по формированию культуры мира в духе любви и нравственности во всех странах мира.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием аксиологического анализа и дискурсивно-оценочного метода, опорой на обобщение религиозной и философской литературы, исследованием мировоззренческой парадигмы, обобщением эмпирического и теоретического опыта исследований институтов Академии экосоциальных технологий.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на теоретические и эмпирические данные, полученные Институтом международной безопасности и информальной юстиции, Институтом государственного управления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях и семинарах Института международной безопасности и информальной юстиции, Института нравственности, Института проблем подготовки и профессионального использования специалистов, Института нравственной культуры, Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий. 

Основная идея исследования (смена этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику) представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрацию Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение примата духовного над материальным, воспитание высоконравственного человека в Российской Федерации, отказ от деструктивной идеологии примата материального над духовным.

 

Выводы по результатам исследования

 

1. В ходе исследования установлено, что великие и возвышенные идеи греческой культуры, римского мира, до Константина и эпохи Возрождения поглощены сиюминутностью бытия, доминированием идеологии-религии денег (монетарной этики). Комфорт, удовлетворение гедонических потребностей стало смыслом существования человека. 

Религия подчинилась требованию монетарной этики, чтобы цели и задачи религии отвечали утилитарным потребностям.  Все религии мира от Азии до Европы уступили монетарной этике, они стали инструментами по добыче денег из своих адептов. Религия потерпела поражение, став бледной тенью, место которой стало в дальнем углу жизни. Торжествовали силы секуляризированной жизни, позитивистского разума и материалистической науки. 

Монетарная этика пронизала все этические религиозные и философские доктрины, оправдывая очередные кровавые войны и экономику, ориентированную на доминирование и разграбление. Возникли социопатические круги. 

2. Лица, заболевшие социопатией (утрата чувств сопереживания другим людям, нравственности и совести), стали проникать во власть и другие сферы жизнедеятельности. Они использовали «Монетарную этику», чтобы назначать «добрых» и определять «злых» для властвования и нового разграбления. История человечества пошла по социопатическим кругам. 

Каждый, кто побеждал «злого» врага, сам со временем становился в глазах других «злым» и над ним осуществляли кровавую внесудебную расправу. История все время переписывалась социопатами, чтобы раскрасить себя под «добро», а свои жертвы под «зло». 

Таким образом «Монетарная этика», став основой искаженного мировоззрения человека, обеспечивала высокую летальность войн. Она явилась причиной постоянных кровопролитий при перераспределении ресурсов и криминализации государств.

Монетарная этика была направлена на удовлетворение извращенных потребностей меньшинства. «Материя» стала цениться выше человека. «Священной частной собственностью» объявлено то, что не может быть объявлено  собственностью человека в принципе – а именно то, что этим человеком не создано: космос, земля, недра, люди. 

Вещные отношения распространены и на людей (отношение к человеку как к товару: можно продать, использовать, утилизировать).  Примат материального над духовным, культ ценности денег и обесценивание человека стали удобным инструментом для лиц нетрадиционной нравственной ориентации, вредителей, социопатов, социальных паразитов, международных мошенников, преступников и аферистов.

Таким образом, развитие общества и государства, использовавших старую этику, привело к захвату небольшой группой социопатов всех планетарных ресурсов и тотальному кризису земной цивилизации, бесконечным летальным войнам.  

3. В конце  XX века   военные ученые   В.А. Чигирев и П.И. Юнацкевич, которые занимались решением проблем снижения летальности войн, обосновали, и в начале XXI века осуществили смену этической мировоззренческой парадигмы, основанную на следующих принципах и правиле:

глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; 

глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;

нравственное правило III-C: 

не вреди себе (С1),

соседям (С2),

среде обитания (С3), 

ни мыслью, ни словом, ни делом; 

созидай для себя, соседей, среды

мыслью (М), 

словом (С), 

делом (Д).

Технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на практическом применении дискурсивно-оценочного метода (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. 

4. Смена этической парадигмы мышления («экологическая дискурсивная этика») приведет к формированию на планете Земля нравственной атмосферы, которая обеспечит подлинную свободу гражданам, установит справедливость для всех, создаст легитимное благосостояние (богатство) для каждого.  Летальные войны отойдут в прошлое. Государство будет декриминализовано. Противоборство людей будет осуществляться с помощью мягкой силы. Нелетальные войны будет выигрывать та сторона, которая добьётся нравственного превосходства над своим противником.

5. В основе экологической дискурсивной этики (ЭДЭ) лежит глобальный экологический принцип - это способ поведения людей, обеспечивающий выживание человечества, основанный на  ненанесении человеком вреда  себе, окружающим и среде обитания.  Эта этика как процедура оценивания этичности (нравственности, моральности) поведения конкретных социальных субъектов, опирается на дискурсивные практики конкретной жизнедеятельности этих социальных субъектов.

Фундаментом экологической дискурсивной этики являются массовые этические (нравственные, моральные) оценки деяний социальных субъектов.

Этическая оценка деяния социального субъекта опирается  на врожденное чувство вреда, имманентно присущее каждому человеку, не нуждающееся в подкреплении метафизической рефлексией.

Наличие у человека способности чувствовать вред имеет биологические и этологические основания.

6. Негативное гражданское согласие – консолидированное (агрегированное) осуждающее мнение множества социальных субъектов  по поводу социальных действий (бездействия) других социальных субъектов,  сегодня можно визуализировать в виде наглядных образов, буквально раскрашенных в разные цвета.

Плоскости негативного гражданского согласия можно визуализировать в цвете.

Зеленый цвет означает, что другие оценивают субъекта как действующего без вреда, который может продолжать дальнейшее действие.

Синий цвет означает затруднение в оценке субъекта, сложности в распознании вреда от него, успешности социальной маскировки оцениваемого, угрозы которого не различаются другими.

Появление красного цвета напоминает действующему субъекту, что в его действиях другие видят вред или угрозу.

Это повод задуматься, проанализировать сложившуюся ситуацию, привести новые аргументы за и против соответствующих действий.

Важной конструктивной особенностью дискурсивных этических регуляторов является используемый в них принцип самонаказания.

Здесь реализуется известный религиозный принцип воздаяния за грех, и не в мире ином, а при жизни конкретного человека. Реализуют его другие путем массовой этической оценки.

7. Массовая этическая оценка – определение уровня нравственности  социального субъекта другими, массой оценщиков. У объекта массовой этической оценки формируется ответственность за совершение социального действия. В случае вредного социального действия возникает чувство вины, без которого не может быть и речи о полноценном исправлении, восстановлении социального здоровья.

Целительное чувство вины и связанное с ним чувство стыда приводит к самокоррекции поведения субъекта. Он  может публично покаяться, извиниться в сети перед другими за свои вредные действия. При этом у него возникает ясное понимание, что никто другой, кроме него, не виноват. Он сталкивается с внутренним вопросом: «Зачем я это сделал?», «Я больше не буду». И это путь к его нравственному совершенствованию.

Созданы и апробированы уникальные измерители индивидуальной нравственности социальных субъектов – шкалы вреда как различные способы оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности социального субъекта (https://www.globalnrav.ast.social; https://euroopen.ast.social).

Являясь по сути квазиметрическими шкалами, позволяют получить «гладкие» оценочные функции и, соответственно, применять в социальных измерениях весь арсенал хорошо разработанных методов оптимального управления, теории игр и т.п.

Применение шкал оценки вреда в практической дискурсивной этике позволяет эффективно влиять (управлять) социальными (ризоморфными) процессами. 

Чтобы вместе мирно существовать и работать, не обязательно любить друг друга, достаточно просто не вредить друг другу. Экологическая  дискурсивная этика  применима ко всем сферам жизнедеятельности человека, направлена на регулирование отношений людей, исключающих взаимный вред, угрозы.

Чтобы практика нравственного поведения стала основой для гуманитарного прогресса человека (отказа от убийства человека человеком), важно поддерживать в обществе ритуалы дискурса и массового этического (нравственного, морального) оценивания.

8. Переход на нравственный путь развития человеческой цивилизации возможен при смене мировоззренческой парадигмы – переход от материалистической-монетарной к духовной-человеческой, который обеспечивается практическим применением экосоциальных технологий. Разрешение противоречий между гражданами и организациями, в том числе государствами, возможно в дискурсивно-оценочных практиках, этическим регулятором которых выступает нравственное правило III-C. Духовность возникает в результате созидания для других. И тогда другие не навредят, и будут созидать для духовного человека.  

Созидательная активность должна опираться на сетевые структуры (дискурсивно-оценочные сети), в которых  человек будет отражать результаты своего общественно-полезного труда. Вокруг него будет выстаиваться сетевая иерархия пользователей, опираясь на которую созидатель обеспечит удовлетворение своих потребностей в питании, продлении рода и общественного признания своих успехов и заслуг в созидании для других. Место каждого человека в будущем определяется не только безвредным поведением, но в большей степени созиданием для других.

1. ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Квалификационная работа на соискание ученой степени доктора философии)

2.  ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Автореферат квалификационной работы на соискание ученой степени доктора философии)

Институт философии Академии экосоциальных технологий

https://fig.ast.social

merkulovadam@gmail.com

Институтом философии впервые в мире применяется новая научная методология: дискурсивно-оценочный метод. На протяжении всего периода защиты и дальнейшей деятельности доктора философии его работа широко обсуждается и оценивается.

Таким образом эта работа совершенствуется, создан мотив для созидательной деятельности, поддержания высокого уровня квалификации специалиста.

Отзывы, вопросы, рекомендации, замечания и предложения по автореферату и квалификационной работе, а также вывод о том, заслуживает ли соискатель искомой степени доктора философии, или нет, Вы можете оставить в комментарии (регистрация на платформе  Дискурсивно-оценочная сеть "Стратегия 24" обязательна, инструкция) или направить на адрес: merkulovadam@gmail.com в письменной форме.👇 

ОТЗЫВЫ на квалификационную работу

 

Прикрепленные документы 3

ООН N1923317
PDF, 196 Кб, 26 марта 2023 г.
Автореферат Эсеналиева ТД
PDF, 562 Кб, 26 марта 2023 г.

0
2145

Комментарии 16

Директор Института нравственной культуры
Член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Россия
Заключение

Эсеналиев Т.Д. обобщил все религиозные и светские учения и концепции, пришел к выводу о том, что они перестали способствовать воспроизводству гуманного человека из-за деструктивного воздействия идеологии денег: гемонизма, веры в деньги как в Бога, стремления морально-разложившихся людей к личному обогащению любым путем. Все великие гуманитарные учения мира пали жертвой идеологии денег. В этой связи ученый обосновал новые понятия философии, характеризующие нравственный путь человечества без летальных войн на основе экологической дискурсивной этики. Философию нравственного пути составляют ряд принципов, правило и метод: глобальный экологически принцип (ГЭП – человек не должен причинять вред человеку); глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП – человек должен вести себя так, чтобы не причинять вред человеку); нравственное правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом); дискурсивно-оценочный метод (все социально-значимые решения должны обсуждаться, оцениваться с помощью групповых экспертных и массовых этических оценок, затем совместно исполняться и корректироваться с позиции правила III-C.

Экологическая дискурсивная этика составляет содержание мировоззрения нравственного человека, объединяет в себя традиционные духовно-нравственные ценности. Имманентный аспект развития субъектологии общества на основе дискурсивно-оценочного метода раскрывает в новом качестве диалектику дуальной оппозиции, то есть противоположность и одновременное единство тезиса и антитезиса через оценку как промежуточную ступень нового смысла, нахождение меры (оценки) между смыслами полюсов, через дискурс. Амбивалентность – ключ к пониманию, объяснению сути экокультуры, всех механизмов её функционирования и возможности смены парадигмы. Оттесняемые новыми пластами старые пласты культуры не должны уходить на задний план, они должны являться элементами накапливаемого потенциала возможностей альтернатив господствующему в данный момент пласту культуры. Даже в моменте кризиса они становятся основой массового движения для того, чтоб в культурном подсознании формировались инновации, чем без сомнения является данная научная работа.
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики общества и государства, является весомым вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Работа представляет практическое и теоретическое значение.
Работа рекомендуется к практическому использованию во всех государствах-членах ООН и образовательных организациях. Эта работа является своеобразным теоретическим и практическим руководством для государств-членов ООН по формированию культуры мира, используя экологическую дискурсивную этику и ее экосоциальные технологии (дисциплинирование, экопедагогика).
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/ea74c989e524bba9da0144546c2962b5.pdf
Сафиоллин Алексей Маулитжанович
Директор Института нравственной культуры
Член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Россия

Заключение
Израильского отделения Академии экосоциальных технологий.
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Мы настолько поражены актуальностью диссертации Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», что выражаем всеобщую солидарность с этой работой всем составом Израильского отделения Академии экосоциальных технологий. Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.
Учитывая невероятную общечеловеческую планетарную значимость работы, рекомендуем её к практическому использованию во всех государствах-членах ООН.
Израильское отделение Академии экосоциальных технологий за нравственный путь человечества, чтобы повсеместно был установлен мир, люди перестали вредить друг другу, и созидали друг для друга. Такое светлое будущее нужно нам, нашим детям и потомкам во все последующие времена. И это будущее, как показало исследование Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», технологически достижимо.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/bb6e009407d680d24a82ab17f6bf0b39.pdf

Ван Сяобо
汪晓波
Северо-восточный педагогический университет
Китай
Квалификационная работа Т.Д. Эсеналиева, выполненная на тему «Философия нравственного пути человечества», актуальна.
Генеральная Ассамблея ООН 25 июля 2019 года приняла Резолюцию A/RES/73/329 «Формирование культуры мира в духе любви и нравственности». Провозглашен Международный день Нравственности – 5 апреля.
Для решения поставленной ООН в Резолюции A/RES/73/329 задачи по формированию культуры мира в духе любви и нравственности используются основные положения экологической дискурсивной этики, разработанной учеными В.А. Чигиревым и П.И. Юнацкевичем.
Экологическая дискурсивная этика основана на следующих принципах, правиле, методе и технологии:
глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;
глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;
нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;
технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C;
экологические социальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы нравственного человека;
экологическая педагогика (экопедагогика) – практическая педагогическая наука об обучении и воспитании, дополненная дискурсивно-оценочным методом.
Научная новизна исследования заключается в обосновании смены монетарной этики и определении основных понятий экологической дискурсивной этики, отражающей нравственный путь человечества.
1. Впервые сделан вывод о том, что религиозные и светские философские концепции, гуманитарные учения не смогли противостоять монетарной этике, ставящей деньги во главу угла, оправдывающей эксплуатацию, угнетение и убийство человека ради обогащения.
2. В ходе своего развития народы и передовые страны мира стали формировать мышление и поведение человека прагматичного, утилитарного, паразитического, способного после процесса расчеловечивания грабить и убивать другого человека.
3. Разработаны основные понятия философии нравственного пути человечества.
4. Определены ценности человека и правовой механизм их защиты.
5. Обоснованы экологические социальные технологии, обеспечивающие воспитание нравственного человека, не вредящего и созидающего.
6. Предложена новая логика стратегического дискурса органов государственной власти с обществом не на основе системы Гегеля, согласно которой столкновение тезиса и антитезиса предполагают синтез, а на основе дискурсивно-оценочного метода, согласно которому столкновение тезиса и антитезиса порождает дискурс. Если смыслы дискурса не сходятся, то подлежит замене основание тезиса и антитезиса, а также и самих авторов тезиса и антитезиса в случае дальнейшей несходимости дискурса.
7. Установлено, что новая экологическая дискурсивная этика предполагает непрерывный дискурс и оценку объекта, предмета, социальных субъектов. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения обсуждаются и оцениваются, что обеспечивает устойчивость учения во времени. Учение не развивается, если в нем нет дискурса и оценок. Если заповеди учения незыблемы и тверды, такое учение отрывается от реальности и повращается в догму.
Теоретическая значимость заключается в определении кризиса материалистического мировоззрения, анализе религиозных и философских учений, обосновании примата духовного над материальным, разработке основных понятий и этических категорий нравственного пути человечества, аксиологического обоснования ценностей человека.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании смены мировоззренческой парадигмы, которая нашла свое отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 по формированию культуры мира в духе любви и нравственности. Новые этические понятия используются в содержании обучения и воспитания, направленные на формирование, согласно данной Резолюции ООН, нового нравственного человека во всех государствах мира, способного созидать и не вредить. Так человечество сможет избавиться от летальных войн.


Заключение


Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Работа представляет практическое и теоретическое значение.
Работа рекомендуется к практическому использованию во всех государствах-членах ООН.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/ce771f7d2cc7828a81850f7794d7b5b3.pdf

Чинь Лыонг Куанг
доктор физико-математических наук
директор Вьетнамо-Российского центра в Университете Бинь Зыонг
Провинции Бинь Зыонг
Вьетнам
ОТЗЫВ
Отметим следующие недостатки диссертации:
1. Первая глава в три раза больше других глав.
2. В работе автор не осуществил анализ вьетнамской мифологии, отражающий этические воззрения вьетнамского народа: «Собрание выдающихся праведников из сада тхиен» (XIII в.); «О духах земли Вьет» («Собрание таинств и чудес земли Вьет») Ли Те Сюйен (XIV в.); «Удивительные события земли Линьнам» By Куинь и Киеу Фу (XV в.); «Сны Южного старца» Хо Нгуен Чынга (XV в.); «Сочинения, оставленные Тхань Тонгом» (XV в.); «Пространные записи рассказов об удивительном» Нгуен Зы (XVI в.); «Краткие записи об увиденном и услышанном» Ле Куй Дон (XVIII в.); «Новое собрание рассказов об удивительном» Доан Тхи Дием (XVIII в.); «Записки о том, как тутовые посадки превращаются в синее море» и «Записи, сделанные во время дождя» (XIX в.); Летописные своды: «Краткое изложение истории Великого Вьета» (XII-XIV вв.) — сочинение буддийской официальной традиции, «Запись истории Великого Вьета, полное описание» - произведение развитой неоконфуцианской историографической традиции, «Отражение истории Вьета, основа и частности, составленное по повелению императора» летописный свод, составленный под руководством Фан Тхань Зяна в XIX в.
3. Безусловно, данное диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение обозначенной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многообразия. Многие затронутые в работе проблемы требуют более углубленного их осмысления.
На наш взгляд, в связи со вступлением современного мира в эпоху постмодернизма, актуализирующего идею диалога Запада и Востока, представляется существенной на серьезном теоретико-методологическом уровне разработка вопроса о духовном потенциале России для осуществления этого диалога.
Более углубленного изучения, на наш взгляд, требует сопоставительное осмысление этического измерения российской философии с вьетнамской, китайской, индийской, японской философиями, для которых понятие нравственного пути и примата духовного над материальным является традиционным, национальным достоянием, подвергнутым в настоящее время деструктивному влиянию идеологии денег, превратившей философов в наемных работников, а не учителей человечества.
Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину этического измерения социальной практики. Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в задействовании, в частности, и духовного ресурса созидания для других, в духовном оздоровлении современного общества, в нравственном воспитании и просвещении подрастающих поколений.

Несмотря на указанные недостатки, в целом диссертация производит очень хорошее впечатление. Тема диссертации актуальна. Автореферат правильно и полно отражает содержание диссертационной работы. Все основные результаты опубликованы в количестве 34 публикации и доступны общественности на сайте Института международной безопасности и информальной юстиции: https://sis.ast.social.
Результаты диссертации прошли достаточную апробацию и были широко обсуждены и поддержаны общественностью в разных странах мира. Работа претензует на всечеловеческое учение нравственного пути и требует своего развития и популяризации.

Заключение

Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/f5792fd1bbeea70d34b31cc778f90eab.pdf

Боржигон Амгалан Дашзэвэг
доктор экономических наук
Монголия
О Т З Ы В
В квалификационной работе Т.Д. Эсеналиева, выполненной на тему «Философия нравственного пути человечества», представлены теоретические и технологические основы нравственного пути человечества.
Научная новизна исследования заключается в обосновании смены монетарной этики и определении основных понятий экологической дискурсивной этики, отражающей нравственный путь человечества.
Сделан вывод о том, что религиозные и светские философские концепции, гуманитарные учения не смогли противостоять монетарной этике, ставящей деньги во главу угла, оправдывающей эксплуатацию, угнетение и убийство человека ради обогащения.
Народы и передовые страны мира стали формировать мышление и поведение человека прагматичного, утилитарного, паразитического, способного после процесса расчеловечивания грабить и убивать другого человека.
3. Разработаны основные понятия философии нравственного пути человечества.
4. Определены ценности человека и правовой механизм их защиты.
5. Обоснованы экологические социальные технологии, обеспечивающие воспитание нравственного человека, не вредящего и созидающего.
6. Предложена новая логика стратегического дискурса органов государственной власти с обществом не на основе системы Гегеля, согласно которой столкновение тезиса и антитезиса предполагают синтез, а на основе дискурсивно-оценочного метода, согласно которому столкновение тезиса и антитезиса порождает дискурс. Если смыслы дискурса не сходятся, то подлежит замене основание тезиса и антитезиса, а также и самих авторов тезиса и антитезиса в случае дальнейшей несходимости дискурса.
7. Установлено, что новая экологическая дискурсивная этика предполагает непрерывный дискурс и оценку объекта, предмета, социальных субъектов. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения обсуждаются и оцениваются, что обеспечивает устойчивость учения во времени. Учение не развивается, если в нем нет дискурса и оценок. Если заповеди учения незыблемы и тверды, такое учение отрывается от реальности и превращается в догму.
Теоретическая значимость заключается в определении кризиса материалистического монетарного мировоззрения, анализе религиозных и философских учений, обосновании главенства нравственного человека над материальными ценностями и корыстными отношениями, разработке основных понятий и этических категорий нравственного пути человечества, аксиологического обоснования гуманитарных ценностей человека. Идентифицированы всеобщие угрозы человечеству (социопаты, умственная скромность и социальная трусость) и показаны технологии минимизации этих угроз.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании смены мировоззренческой парадигмы, которая нашла свое отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 по формированию культуры мира в духе любви и нравственности. Новые этические понятия используются в содержании обучения и воспитания, направленные на формирование, согласно данной Резолюции ООН, нового нравственного человека во всех государствах мира, способного созидать и не вредить. Так человечество сможет избавиться от летальных войн.

Заключение

Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики общества и государства, является весомым вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Работа представляет практическое и теоретическое значение.
Работа рекомендуется к практическому использованию во всех государствах-членах ООН.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/1d933174e6135fc541a443f67e187ef9.pdf

Ковалев Василий Николаевич
Подполковник
Академик Академии экосоциальных технологий
Лектор Российского общества «Знание»
Отмечаю высокую актуальность избранной темы автореферата на острие переживаемого глобального, системного кризиса человечества, в основе которого лежит кризис идеологии денег.
Необходимо подчеркнуть, что уже в течение последнего десятилетия идет поиск новой мировоззренческой и научной парадигмы, которую можно представить правительствам, элитам и простому народу как основу выхода из системного глобального кризиса.
Автор предлагает в качестве основы нового глобального проекта-экологическую дискурсивную этику, разработан военно-научной школой В.А. Чигирева и П.И. Юнацкевича.
Эта технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. Дискурсивно-оценочный метод внедрен в практику военного управления министерства обороны СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, КГБ СССР, ФСБ РФ, МВД РФ, Росгвардии.
Профессор Т.Д. Эсеналиев провел значительную работу по изучению философских работ известных авторов далекого прошлого, настоящего и определил будущие дальнейшие пути нравственного развития человечества. Это показывает научную преемственность прошлого настоящего и будущего.
Особой позитивной приметой этой работы является обширная серия дидактических материалов, как помощь в психолого-педагогической практике разных специалистов.
Автор мог бы шире раскрыть свою тему если бы коснулся синергетического соединения науки, религии и эзотерических знаний, за которым стоит новое, более глубокое понимание современных задач.
Позитивное понимание кризиса монетарной идеологии прозвучало бы как Промысел Творца, для отсева «плевел», отклонившихся от понимания того, зачем Душа приходит на воплощение в этот мир. (Для прохождения пути от уровня животного до уровня Творца, живущего по нравственным законам). Сейчас наступает процесс ЖАТВЫ, тех кто глубоко погрузился в материальность, в идеологию денег. Наступает отрезвление, пробуждение, «очеловечивание» тех, кого можно назвать созидателями, живущими по совести.
Еще необходим значительный по объему словарь понятий и терминов, что облегчит восприятие и понимание данной работы. Лингвистические конструкты постмодернистской философии совсем непонятны инженеру, экономисту и даже профессору иной науки.
Эту проблему осветил в своей книге «Нищета терминологии и логические основы понятийного аппарата» заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессора В.А. Махонин.
Вывод и предложения: автореферат и квалификационная работа, на соискание ученой степени доктора философии Т.Д. Эсеналиева «Философия нравственного пути человечества» заслуживает присуждения этого звания.

Примечание: положения этой работы могут быть основой разработки Государственной идеологии России, так и для всего человечества. Стать практическим пособием для Пропаганды идеологии созидателей, живущих по совести, в СМИ, во всех учебных заведениях и государственных структурах, инструкцией для агитаторов всех партий и общественных движений.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/648a86cea762d5e63086a9aea487382e.pdf

Ибраимова Сайкал Сейтакуновна
Декан факультета международных отношений
Ошского государственного университета
кандидат политических наук, доцент
Киргизия
В работе тщательно и корректно рассмотрены религиозные учения и философские концепции, кризис монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями, приведен аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей, грамотно выстроено понятие экологической дискурсивной этики, убедительно изложены экосоциальные технологии, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации.
Безусловно, новым, крайне своевременным является предложенное Т.Д. Эсеналиевым научное и практическое основание экологической дискурсивной этики: глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом; технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C, а также экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы; введено понятие экопедагогики как практической педагогической науки, основанной на обучении и воспитании гражданина Российской Федерации согласно ГЭП, ГЭНП, нравственному правилу III-C, дополненные дискурсивно-оценочным методом.
Актуальность и апробация данной квалификационной работы заключается в том, что ключевая идея исследования, которая представляет собой смену этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику, представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение приоритета духовного над материальным, воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации, который противостоит деструктивной идеологии доминирования материального над духовным.
Замечаний по существу проведенного исследования нет.
В качестве рекомендаций предлагаю следующее: сформировать на базе диссертационной работы учебное пособие для студентов, изучающих международные отношения, чтобы им была понятна философии нравственного пути всего человечества и какие действия необходимо предпринимать государствам-членам ООН, чтобы пойти по этому пути.
Автореферат диссертации соответствует паспорту специальности и представляет собой завершенное, самостоятельное и квалифицированное научное исследование на актуальную тему, выполненную на должном научно-теоретическом уровне, а ее автор − Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения ученой степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/521f25831343db52a7ebed2653725e76.pdf

Н.Л.Вигель
доктор философских наук, доцент,
заведующий кафедрой философии
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
ОТЗЫВ
НА АВТОРЕФЕРАТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭСЕНАЛИЕВА ТААЛАЯ ДУЙШЕНОВИЧА
НА ТЕМУ «ФИЛОСОФИЯ НРАВСТВЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ
Торстейн Веблен известен тем, что предложил современную социокультурную модель вкуса и потребления, которая базируется на экономических основаниях. Ключевым моментом своей теории Веблен сделал отклонение от принципа максимизации полезности, суть которого заключается в том, что не экономическая польза является базисом максимизации полезности, а социокультурные предпочтения и взаимодействия. Человека он представлял как существо, стремящееся к подражанию, что играет существенную роль в формировании мировоззрения, вкуса к предпочтительным товарам и услугам, и только на этом основании можно расширить экономическую сферу. По мнению Т.Веблена, классическая экономическая концепция спроса и предложения должна быть преобразована и дополнена, чтобы реалистичнее выражать социокультурные (как религиозные, так и светские) потребности, формируемые архитектурой вкуса.
Культура глобального потребления, различные экологические движения в массовом сознании сделали актуальными и востребованными вещи не из природных материалов, а из искусственных синтетических, что является трендом современности (искусственные шубы, обувь и сумки из искусственной кожи и т.д.). Следует отметить, что упорно и последовательно ведутся научные разработки по синтезу искусственного мяса, молочной продукции, что становится признаком стиля и моды современного общественного развития и тренд для массового потребления. Предлагая вкус как экономический фактор и сливая его с неоклассической гипотезой ненасыщения, Веблен констатирует факт о том, что никакой человек никогда не может быть удовлетворен своим положением.
Переформатирование и перезагрузка капитала, которые начались с 1970 по 80-гг. XXв., привели к «дезорганизованному капитализму» или постфордизму, что выражается в демонополизации экономических структур и появлению рынков нового формата, которые не только дезорганизовывали имеющиеся рынки, но и показали финансовую зависимость отдельных рынков от стратегии корпоративных рейдеров, что послужило поводом для разработки новых норм рынка.
Широко отмечается, что в культуре глобализации изменения на рынке услуг финансирования оказали свое влияние на торговлю и промышленность. Возникла необходимость в правовом регулировании интересов различных деловых кругов, претендующих на распределении сфер влияния экономических рынков.
В связи с перечисленными факторами, происходящими в мире, актуальна тема и содержание квалификационной работы Т.Д.Эсеналиева на тему «Философия нравственного пути человечества», анализирующая мировую ситуацию в формировании идеологии денег, которая как верно пишет автор во Введении «… разгромила все религиозные и светские учения, привела мир на грань ядерной катастрофы. Расчеловечивание как процесс убеждения людей в том, что они могут убивать других людей, стало технологией запуска летальных войн».
В работе тщательно и корректно рассмотрены религиозные учения и философские концепции, кризис монетарной этики и мировоззрения, основанного на примате денег над человеческими ценностями, приведен аксиологический анализ и обоснование человеческих ценностей, грамотно выстроено понятие экологической дискурсивной этики, убедительно изложены экосоциальные технологии, обеспечивающих нравственный путь человеческой цивилизации.
Безусловно, новым, крайне своевременным является предложенное Т.Д.Эсеналиевым научное и практическое основание экологической дискурсивной этики: глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания; глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания; нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом; технология смены этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C, а также экосоциальные технологии (ЭСТ), под которыми понимается совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы; введено понятие экопедагогики как практической педагогической науки, основанной на обучении и воспитании гражданина Российской Федерации согласно ГЭП, ГЭНП, нравственному правилу III-C, дополненные дискурсивно-оценочным методом.
Актуальность и апробация данной квалификационной работы заключается в том, что ключевая идея исследования, которая представляет собой смену этической мировоззренческой монетарной парадигмы на экологическую дискурсивную этику, представлялась в документах Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий в Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09.11. 2022 года как государственная задача – обеспечение приоритета духовного над материальным, воспитание высоконравственного гражданина Российской Федерации, который противостоит деструктивной идеологии доминирования материального над духовным.
Замечаний по существу проведенного исследования нет.
В качестве рекомендаций предлагаю следующее:
1. В раздел аксиология общеобразовательной дисциплины «Философия» в ВУЗах необходимо ввести предложенную методику для полного представления универсальной компетенции УК-1, призванной не только формировать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, но и задавать нравственные императивы гражданина Российской Федерации.
2. Предложенная авторская концепция может быть востребована в дисциплине «Биоэтика» в качестве теоретического и практического базиса экологической дискурсивной этики, которая утверждает принцип уважения ко всем формам жизни, ценность каждого живого существа («Environmental Ethics. Policy document». P. 7).
Автореферат диссертации соответствует паспорту специальности и представляет собой завершенное, самостоятельное и квалифицированное научное исследование на актуальную тему, выполненную на должном научно-теоретическом уровне, а ее автор − Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения ученой степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/1e9c0d16404ec799a2fba0b118b6ce2a.pdf

В.П. Яковлев
член диссертационного совета IP-IP300 по защите диссертаций на
соискание учёной степени доктора философии при Институте философии
Академии экосоциальных технологий (ИФ АЭСТ)
академик АЭСТ
руководитель ИО АЭСТ
професссор Института нравственной культуры АЭСТ
лучший рационализатор профтехобразования СССР
Обсуждение и оценка
Израильского отделения Академии экосоциальных теэхнологий диссертации Эсеналиева Таалая Дуйшеновича
«Философия нравственного пути человечества», представленную на соискание ученой степени доктора философии
по специальности «философия»

Израильское отделение Академии экосоциальных технологий (ИО АЭСТ) отдаёт дань уважения и признательности Эсеналиеву Таалаю Дуйшеновичу, кандидату философских наук, профессору, профессору, член-корреспонденту АЭСТ, директору Института международной безопасности и информационной юстиции за проведение исследования на тему «Философия нравственного пути человечества».
Это Ваш творческий успех, праздник для тех, которые не остались равнодушными к Вашим работам. Ваши квалифицированные работы - это хороший повод вспомнить и трудовой подвиг таких учёных-философов учёных Пинщины, как Абушенко В.Л., Денисюк Н.П., Дубенецкого С.Ф.,Перевалову Л.В., Славинецкого Е., и друрих, работы которых по многим вопросам отражаются и в Ваших творческих трудах.
Пинская земля на протяжении более девяти веков всегда была щедра на талантливых, трудолюбивых, добрых и отзывчивых людей. Во всём: лесах и полях, лугах и болотах – ощущается особый полесский размах. Под стать природе и люди нашего края – умные, красивые, талантливые, трудолюбивые, спокойные и гостеприимные.
Сегодня вам представляется уникальная возможность узнать о выдающихся представителях еврейского народа – учёных Пинщины, чьи достижения, открытия и разработки использованы в Вашей работе. 
Мы по праву гордимся белорусами и евреями - уроженцами Пинщины. Это лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец; доктор медицинских наук, профессор Бразильского университета в Рио-де-Жанейро Олег Кузьменок; доктор филологических наук, профессор Галина Нефагина; доктор педагогических наук, профессор Ефим Аркин; доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда Борис Шапошник; кандидат медицинских наук, Почётный гражданин города Пинска Олег Макаревич, доктор педагогических наук Юнацкевич Петр Иванович и многие, многие другие.
Слова сердечной благодарности заслуживает Ваша работа по созданию духовно-нравственного фундамента благополучия нашего общества. И роль нравственности в этом неоспорима. Именно она обеспечивает духовную базу для гуманитарного прогресса в сферах социального и экономического развития, является инструментом для реализации приоритетов развития каждого государства-члена ООН.
Внедряя в жизнедеятельность каждого человека экоповедение (вести себя так, чтобы не вредить другим) и экоуправление (управлять надо так, чтобы не вредить другим) мы обеспечим справедливое настоящее и светлое будущее для наших детей и внуков.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович - удивительный и, должно быть, очень счастливый человек. Он может с удовлетворением озирать пройденный жизненный путь и гордиться достигнутыми успехами. А сделано настолько много, что вполне могло бы украсить биографию сразу нескольких человек. Талантливый кандидат философских наук, профессор, член-корреспондент АЭСТ, директор Института международной безопасности и информальной юстиции, автор многочисленных статей и докладов на международных научно-практических конференциях и форумах, а также статей, публикуемых на сайтах АЭСТ.
Профессор философии Эсеналиев Т.Д. заслуживает присвоения учёной степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/5079ad4c5aa712edceffdf1cc8e9d461.pdf

Сергей Викторович Горюнков
Директор научно-исследовательского центра
«Методологический переформат»
Академик академии экосоциальных технологий
Оценка работы для гуманизации социума:

Подытоживая обзор исследования, можно вполне согласиться с его автором, что технология выработки нового, этически-мотивированного отношения к действительности неотделима от практического применения дискурсивно-оценочного метода (ДОМ), «который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП (глобальный экологический принцип), ГЭНП (глобальный этический нравственный принцип) и III-C (нравственное правило: не вреди себе, соседям, среде обитания)» (Э.Т.Д.). 

Замечание:

Выработка этически-мотивированного отношения к действительности, являющаяся предпосылочной основой рассматриваемого исследования — процесс далеко не одномоментный, необычайно сложный, связанный с неизбежными многочисленными издержками на пути становления соответствующего миропонимания. А одна из самых распространённых таких издержек — это явление, имеющее в современной отечественной философии наименование «прогрессистской утопии» (см., например: Панарин А.С. Философия истории. М.: «Гардарики». 1999). Напомню: прогрессистские утопии (коммунистические или либерально-демократические — не важно) — это программы социального развития, объясняющие, в духе вульгарно-механистической схемы «от простого к сложному, от низшего к высшему», исторический процесс как движение от тёмного прошлого к светлому будущему. Такие, материалистические в своей предпосылочной основе, утопии, будучи источником социальных иллюзий, становятся в руках политических манипуляторов мощнейшими раскультуривающими технологиями. Их отношение к традициям как заблуждениям и предрассудкам низводит общественное сознание до уровня животных рефлексов, их трактовка идеалов совести и справедливости как «относительных» (условных, реально не существующих) стимулирует социальную разобщённость и нигилистические умонастроения, а их самонадеянная претензия на «объективное восприятие реальности», основанная на примитивной «теории отражения», т. е. на игнорировании метаязыкового аспекта культуры, до сих пор питает наивную веру в слова, создавая тем самым уязвимость и беззащитность сознания перед манипулятивными технологиями.
Сделать данное замечание пришлось потому, что бессознательная ориентация на прогрессистские утопии до сих пор продолжает сохраняться, по исторической инерции, в сознании подавляющего большинства отечественных философов, не говоря уже о массовом сознании. В частности, имеет место такая ориентация и в рассмотренном исследовании, где перспективы дискурсивно-оценочного метода интерпретируются в духе построения очередного «светлого будущего» (очередной «прогрессистской утопии»). На самом деле ценность дискурсивно-оценочного метода не в том, что путём его применения можно приблизить «светлое будущее», а в том, что с его помощью личность учится постигать своё собственное предназначение в общем мироустройстве. «Смысл Мира — проявление всего потенциально заложенного в нём. Роль человека — участие в этом космогоническом процессе (В. В. Налимов. Спонтанность сознания…).
Справедливости ради нужно отдать автору должное: не она, эта инерционная ориентация на прогрессистскую утопию, определяет суть его исследования, а сам дискурсивно-оценочный метод как инструмент, обеспечивающий примат духовного над материальным, задающий нравственное координирующее начало любого дела и подготавливающий предпосылочную базу для принципиально новой, этически-мотивированной мировоззренческой парадигмы. Напомню, что неизбежность появления такой парадигмы была предсказана ещё сто лет назад В. И. Вернадским. И только лишь с ней приходится связывать надежду на оздоровление духовного состояния русского народа, развращённого на общеобразовательном уровне 70-летним внедрением в умы основ материалистического мировоззрения.

Вывод:
Анализ автореферата и диссертации соискателя ученой степени доктора философии Эсеналиева Таалая Дуйшеновича, выполненных на тему «Философия нравственного пути человечества» по специальности «философия» показал, что Эсеналиев Таалай Дуйшенович достоин присуждения искомой степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/10a687fd6734b1ced253037add4011c8.pdf

Бойчевска Валерия Владимировна
Директор Института культурных ценностей и ресурсов,
Руководитель лаборатории искусства и культуры коммуникации
Член-корреспондент Академии экосоциальных технологий
Профессор Института культурных ценностей и ресурсов
Заключение
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой
степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является весомым вкладом в мировую науку и гуманизацию социума. Очевидна практическая значимость работы для публичной власти государств-членов
ООН по исполнению Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и
нравственности" от 25 июня 2019 года. Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения искомой научной степени доктора философии. https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/8e2d6daa19bd480c46cb7c52e19d8cdf.pdf

Ю.Н. Герасимов
Директор Института государственного управления Академии эсоциальных технологий
доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор
академик Академии экосоциальных технологий
Заключение
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой
степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является весомым
вкладом в мировую науку и гуманизацию социума. Очевидна практическая значимость работы для публичной власти государств-членов ООН по исполнению Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности" от 25 июня 2019 года.
Человечество с ужасом видит, как «маятник истории» качнулся в сторону очередной глобальной войны. Но впервые в истории у человечества появилась представленные в работе Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества» технологии, с помощью которых лучшие представители человечества могут остановить глобальную кровавую бойню.
Если каждый житель земли, исполняя Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности" от 25 июня 2019 года, напишет изложение на тему «Нравственное правило III-C» (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни делом (Д); созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом) то это уже обеспечит глобальный гуманитарный прогресс человечества. Вот элементарная технология остановить летальную войну.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения искомой научной степени доктора философии. https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/4d2884b632e575caa387b1709ed6f3b0.pdf

Чинь Лыонг Куанг
доктор физико-математических наук
директор Вьетнамо-Российского центра в Университете Бинь Зыонг
Провинции Бинь Зыонг
Вьетнам
Заключение
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой
степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/f5792fd1bbeea70d34b31cc778f90eab.pdf

Низамиев Абдурашит Гумарович
Декан факультета естествознания, туризма и аграрных технологий
Ошского государственного университета
доктор географических наук, профессор
Киргизия
Заключение
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой
степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики общества и государства, является весомым вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества.
Работа представляет практическое и теоретическое значение. Работа рекомендуется к практическому использованию во всех
государствах-членах ООН и образовательных организациях. Эта работа является своеобразным теоретическим и практическим руководством для дипломатического корпуса государств-участников ООН по формированию культуры мира на основе экопедагогики, предложенной Эсеналиевым Таалем Дуйшеновичем. https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/abfc34c4f4be6b1cfaa126a706e7e00b.pdf

Жумабекова Турдукан Абдыкарыевна
доктор юридических наук
профессор
депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики IV созыва
заслуженный деятель науки и образования
член-корреспондент Российской академии естествознания
Кыргызская Республика
Заключение

Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» в международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является значительным вкладом в мировую науку и гуманитарный прогресс человечества. Очевидна практическая значимость работы.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждания искомой научной степени доктора философии.
https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/dffdfda5a0d352fe1a068b64beefb45c.pdf

ITO Hironori, Ph.D
Specially Appointed Professor
University of Tsukuba
Bureau of Global Initiatives
Japan
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертация Эсеналиева Таалая Дуйшеновича «Философия Нравственного пути человечества», представленная на соискание ученой степени доктора философии по специальности «философия» международный диссертационный совет IP-IP300 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философии при Институте философии Академии экосоциальных технологий (https://fig.ast.social), соответствует требованиям социальной практики мирового сообщества, является весомым вкладом в мировую науку и гуманизацию социума. Очевидна практическая значимость работы для публичной власти государств-членов ООН по исполнению Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН No A/RES/73/329 "Формирование культуры мира в духе любви и нравственности" от 25 июня 2019 года.
Эсеналиев Таалай Дуйшенович заслуживает присуждения искомой научной степени доктора философии.
ITO Hironori, Ph.D
Specially Appointed Professor (полный текст отзыва) https://storage.strategy24.ru/files/news/202303/cb5702fcee19922b61fc526fc2e36ab5.pdf