Загрузка данных
Публикация

АКСЕЛЕРАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ДО 2035 ГОДА

  • 18 августа 2019 г.
  • 1657
  • 0

 

АКСЕЛЕРАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

АЛТАЙ ДО 2035 ГОДА

    Автор: Сафиянов Денис Ринатович

 

 ACCELERATION  THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF THE REPUBLIC OF ALTAI UNTIL 2035

  Author: Safiyanov Denis Rinatovich

 

Аннотация: Концептуально-тезисная научная статья – раскрывающая инструменты ускорения  достижения целей стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года, которая в процессе написания будет редактироваться.

Abstract:  A conceptual - thesis scientific article - revealing the tools to accelerate for achieving goals the strategy of socio-economic development of the Republic of Altai until 2035, which will be edited during the writing process.

 

              Акселерация - от лат. acceleratio (акчелиратио) ускорение, англ. acceleration (экселерейшен) ускорение. Акселерация стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года – это ускорение темпов роста социально-экономического развития Республики Алтай базирующиеся на принципах инновационной целевой экономической программе Правительства Республики Алтай, которой на сегодняшний день нет, но она должна быть создана, и в ней должны быть обозначены: прорывные инфраструктурные  в том числе и научно-инновационные проекты  Республики Алтай основанные на государственно-частном партнерстве. Государственно-частное партнерство — это юридически оформленная концессия (то есть договор) на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Использование механизмов частного-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое  распространение в Российской Федерации. В целях ускорения развития экономики Республики Алтай требуется  путь формирования новых высокотехнологичных отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий действующих производств, позволяющих существенно увеличить выпуск продукции, услуг и производительность труда в Республике Алтай. Создания республиканских инфраструктурных проектов основанных на государственно-частном партнерстве дадут импульс социально-экономическому развитию Республики Алтай. Благодаря совместным усилиям органов государственной власти Республики Алтай  и бизнес-сообществ в новом тысячелетии Республика Алтай в своем экономическом и социальном развитии добьется серьезных успехов в достижении высоких темпов роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, в сфере финансовых услуг. Увеличит инвестиции в реальный сектор экономики. Возрастут реальные доходы населения. Улучаться финансовые показатели предприятий и организаций, что будет способствовать росту доходной базы Республики Алтай. Начнется процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Бизнесу проще работать, когда он уверен, что за ним стоит государство. А проекты инфраструктурного развития из выше указанной программы будут определяться согласно целей стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года. Если говорить о приоритетных  проектов Республики Алтай то первыми из них  могут стать:

1.  Проект: Строительство международного  авиа - логистического  центра. Преимущества географического положения Республики Алтай, которая находиться на перекрестке магистральных путей Евразийского континента позволят России выгодно реализовать национальный транспортный ресурс для обеспечения евразийских связей.  Гражданская авиация является важной составляющей транспортной системы нашей страны, связывая ее регионы и интегрируя ее в международное пространство. Транспортная система Республики Алтай имеет немалые резервы производственных мощностей, позволяющие ей обеспечивать растущие объемы перевозок грузов и пассажиров, в том числе следующих через территорию нашей страны транзитом. Транспортный транзит органично вписывается в геополитические цели России, которое ставит перед собой четкие стратегические задачи упрочения позиций в современном динамично развивающимся мире. Исходя из объективных реалий, наша страна на современном этапе сформировала собственную концепцию развития взаимодействия с международным сообществом в области транспорта. Ее главная цель заключается в продвижении на мировой арене научно обоснованных и действенных с практической точки зрения моделей многостороннего партнерства в этой сфере, создании комплекса соответствующих условий, необходимых для интенсификации и повышения эффективности. Международный авиа - логистического центр Республики Алтай станет  примером успешного развития трансграничных путей гражданской авиации, Это будет очень удобно для всех международных авиакомпаний: как дозаправка, пересадка пассажиров, перегрузка груза, техническое обслуживания самолетов, но и т.д.

2.Проект: Строительство платных дорог в  Кош-Агачском  и  Улаганском  районах Республики Алтай. Согласно ст. 37 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Частные дороги на Крайнем Севере и приравненные к ним местности  могут стать  платными для бизнеса. Допускается строительство платных дорог без обязательной альтернативы. Нововведение касается, только тех сооружений, которые построены на средства частных инвесторов. Для водителей легковых авто и социально - важного транспорта проезд будет бесплатным. Тем самым это позволяет привлечь инвестиции, что, в свою очередь, позитивно скажется на развитии транспортной инфраструктуры в целом. Постановлением  Правительства РФ от 09.04.1992 N 239  Кош-Агачский  и  Улаганский  районы Республики Алтай приравнены к районам Крайнего Севера. Строительство платных дорог, возможно, на основании концессионных соглашений в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

3. Проект: Международно -дипломатический курортный город в России "Ковчег" (Республика Алтай)

Цель – Создания курортной инфраструктуры для зарубежных дипломатических представительств в России, в целях международного делового сотрудничества  в условиях комфортной  среды, место расположения - Чемальский район, Республика Алтай.

Проект: Научно – космическая, экспериментальная, туристическая база «Марс»

Цель - Создание инфраструктуры для научно-космических экспериментов и развития инновационного туризма в урочище Кызыл-Чин, Кош-Агачском районе, Республики Алтай известном, как «алтайский Марс».

4. Проект: Завод  по производству многокаратных синтетических алмазов           высочайшего качества. Примеров инфраструктурных проектов основанных на государственно-частном партнерстве  социально-экономического развития Республики Алтай можно привести множество. Для реализации стратегии дальнейшего развития региона одним из перспективных направлений является активное вовлечение запасов природных ресурсов в хозяйственный оборот с учетом бережного отношения к природе. В Республике Алтай сильное влияние на экономику и окружающую среду имеет развитие лесного хозяйства, использование пастбищ и эксплуатация минеральных ресурсов. В поддержке также нуждаются такие традиционные виды деятельности, как производство рогов марала (пантов) и выращивание и сбор лекарственных трав и растений. Учитывая изменение конъюнктуры и рост спроса на лекарственные препараты на основе натуральных экстрактов целесообразно расширение производства лекарственно-технического сырья и создание предприятий мирового значения по его переработки. Уникальная природа и исключительно благоприятная экология Республики Алтай определяют ее привлекательность как туристического и санаторно-курортного центра. Развитие этих направлений создаст дополнительные рабочие места не только в рекреационном секторе экономики, но и в сопряженных с ним отраслях торговли и общественного питания, гостиничного хозяйства и на транспорте. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста. Конкурентоспособность Республики Алтай должна определяться темпами внедрения новейших научно-технических технологий и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В условиях переориентации национальных экономических систем большинства стран мира нацелены на инновационную модель развития, происходящую на фоне активизации процессов глобализации, инновационный обмен становится основой мирохозяйственных отношений. В экономическом развитии Республики Алтай промышленность не играла ведущей роли, ее развитие сдерживалось отсутствием развитой транспортной инфраструктуры, республика географически, расположена очень выгодно и перспективно для развития межгосударственного и межрегионального экономического сотрудничества, но находится в стороне от основных стратегических транспортных коридоров, отсутствует железная дорога. В результате чего, богатая минерально-сырьевая база на сегодня не востребована. Хотелось бы отметить, что после завершения строительства автомобильных дорог:  (Республика Алтай РФ)Турочак-Таштагол (Кемеровская область РФ), (Республика Алтай РФ) Карагй-Риддер (Казахстан), (Алтайский край РФ) Бийск-Абакан (Хакасия РФ), (Тыва РФ) Кызыл-Кош-Агач (Республика Алтай РФ), строительство  железнодорожной инфраструктуры по аналогичным направлениям,  даст выход к интеграции с транс евразийским транспортно - экономическим коридором «Степной путь  (Шёлковый путь) XXI века», а также с «Великим Северным железнодорожным путем» — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива, а углубление дна рек: Катунь и Бия даст фарватер к реке Обь, которая транзитом входит в часть «Северного морского пути». Все эти экономические перспективы Республики Алтай и России в целом, дают возможность к привлечению иностранных инвестиций, к развитию новых торговых и туристических маршрутов, к развитию инновационных производств. Должное является неотъемлемой частью социального и, следовательно, экономического бытия человека. Последнее означает, что «качество проектируемости», характерное для человеческого и общественного интеллектов — важнейший атрибут бытия.  «Республика Алтай не просто горы, леса, поля, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой, лесов, цветов, трав» Г. И. Чорос-Гуркин.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО

УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Достижение быстрого результата поставленных целей социально-экономического развития Республики Алтай  не возможно без прогрессивной  грамотной экономической политики, без признания государством важности проведения активной промышленной политики на всех уровнях. Практическое воплощение государственной политики в области развития промышленности региона требуется в целевых  программах экономического развития промышленности, отдельных отраслей и комплексов. По своему месту и роли в управлении они выступают в качестве инструмента координации работы всех управленческих структур, заинтересованных в развитии промышленности. По своему же действию такие программы должны обеспечивать целенаправленность развития промышленности, ее сфер, отраслей и отдельных предприятий в масштабе рассматриваемого региона. Этому отвечает решение задач планирования и прогнозирования, функционирования региональных и межрегиональных рынков промышленных товаров и услуг, реализации проблем саморазвития и самостоятельного обеспечения промышленности региона, регулирования внешнеэкономических связей и др. Вместе с тем, подобные программы должны обеспечивать экологическую безопасность, активное решение проблем рационального природопользования и охраны окружающей среды. Достижение устойчивого развития России и отдельных субъектов РФ возможно лишь в русле инновационной парадигмы, которая позволяет поддерживать необходимый с точки зрения создания благоприятных условий для жизни социума уровень конкурентоспособности территории и, одновременно, снижать риски истощения природных ресурсов и разрушения окружающей среды за счет разработки новых, щадящих технологий производства и потребления, а также повышения жизнестойкости и экологической устойчивости поселений. Содействие всеохватной индустриализации и инновациям в резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» провозглашено в числе важнейших целей по обеспечению устойчивого развития. Актуальность реализации задач ЦУР в России нашла отражение в Послании Президента Федеральному собранию 2018 г.  [Послание Президента РФ,2018], а также в Майском Указе – 2018 [Правительство РФ, 2010]. Задачи, сформулированные в этих документах по направлениям: здравоохранение; образование; демография; жилье и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; безопасные и качественные дороги; экология; цифровая экономика, коррелируются с Целями устойчивого развития ООН и чрезвычайно важно трансформировать их в документы стратегического планирования. Майский Указ – 2018 является программным документом, определяющим стратегическую цель по прорыву в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, включая вхождение России в топ-5 крупнейших экономик мира, увеличение численности населения страны и продолжительности жизни с 72 до 78 лет (к 2030 г. – до 80 лет), рост реальных доходов россиян и двукратное снижение уровня бедности, ежегодное улучшение жилищных условий 5 млн семей, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого гражданина. Центром всей Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года является человек. Поэтому главная цель Стратегии Республики Алтай сделать её привлекательной для жизни и развития человека. На международном уровне заявить о себе как об индустриальном, деловом и транспортно-логистическом центре России. Для достижения ЦУР ООН требуется внесения изменений и дополнений в Стратегию социально-экономического развития Республики Алтай до 2035, которая является республиканским документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания, определяющим приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Республики Алтай, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Далее принять План мероприятий, детализирующий стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Алтай, который будет сформулирован на основе Целей устойчивого развития ООН.  После дополнить и разработать новые целевые программы  социально-экономического развития Республики Алтай. А в целях мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 принять Закон "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай".  Кроме того, для развития научной и инновационной деятельности в Республике Алтай  требуется отдельная разработанная Стратегия, которая более подробна определит научный и инновационный путь развития Республике Алтай. Цель Стратегии - создание условий для опережающего развития сектора НИОКР и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики Республики Алтай и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов диверсифицированного экономического роста. Повышение конкурентоспособности научного потенциала Республики Алтай, развитие международно признанных научных школ. Интеграция академической, вузовской и отраслевой науки и инновационной деятельности в единую синхронно функционирующую систему. Повышение эффективности финансовых вложений в НИОКР. Создание экономических и социальных стимулов для привлечения молодежи в науку и повышения квалификации ученых. Далее создать План экономических мероприятий по  реализации Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Алтай:

- формирование правовой и нормативной системы для обеспечения эффективного стимулирования инновационной деятельности;

- развитие инноваций в сфере нано-технологий;

- формирование научных основ развития инновационных кластеров в Республике Алтай;

- обеспечение развития фундаментальной и прикладной науки и повышение конкурентоспособности научного потенциала Республики Алтай;

- разработка мер государственной поддержки инновационной сферы в Республике Алтай;

- информационное обеспечение инновационных разработок;

Плановая работа по инновационному развитию региона постепенно вовлечет функционирующие консалтинговые организации в осуществление деятельности на рынке инновационных услуг. Увеличение спроса на услуги бизнес - ингибирования будет сопровождаться ростом потребности в инжиниринге. Специалистами, прошедшими переквалификацию и заинтересованными в создании собственного бизнеса, в основе которого лежит применение интеллектуальных и творческих способностей, будет формироваться спрос на указанные виды услуг. При создании капиталоемких элементов инновационной инфраструктуры потребуется привлечение инвестиций, что повлечет повышение значимости финансово-экономических структур: венчурных фондов, внебюджетных инновационных фондов, инновационно-инвестиционных компаний и т. д. Конечно, кто то скажет, что цели  Стратегии несколько завышены и в данных условиях многие из них недостижимы. Вместе с тем заданные цели и мероприятия Стратегии положительно отражают государственное видение инновационной деятельности, как основы долгосрочной конкурентоспособности Республики Алтай.    

    

ВЫВОДЫ

 

             Современные политические и экономические риале требуют стратегии социально-экономического развития страны и регионов по инновационному сценарию, где строится современный конкурентоспособный экологический индустриальный комплекс, который основан на становлении региональной инновационной промышленности направленный на импортозамещения в целях обеспечения экономической безопасности России. Кроме того стратегии стран и их регионов должны строятся согласно Целей устойчивого развития ООН, с учетом специфики стран и их регионов. В связи, с чем нынешняя Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2035,  которая является республиканским документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания, определяющим приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Республики Алтай, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации требует внесения изменений и дополнений согласно Целей устойчивого развития  ООН от 25 сентября 2015 г. в рамках Резолюции 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Далее принять План мероприятий, детализирующий стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Алтай, который будет сформулирован на основе Целей устойчивого развития ООН.  После дополнить и разработать новые целевые программы  социально-экономического развития Республики Алтай. А в целях мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2030 года принять Закон "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай".  Благодаря выше приведенным доводам, можно сказать с уверенностью, для комфортной жизни человека в Республики Алтай планы Стратегии развития и программные экономические документы на целенные на достижение устойчивого развития Республики Алтай сокращаются, как минимум на 5 лет, то есть скорость развития республики увеличивается, а траектория целей расширяется.

 

 

Опубликовано: Денис Сафиянов

1657

Комментарии 0