ИНТЕГРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ДО 2035 ГОДА
Автор: Сафиянов Денис Ринатович
INTEGRATION OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS INTO THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE ALTAI REPUBLIC UNTIL 2035
Author: Safiyanov Denis Rinatovich
На Генеральной Ассамблее ООН 25 сентября 2015 г. в рамках Резолюции 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» были приняты и установлены Цели устойчивого развития, охватившие широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны. Цели устойчивого развития ООН выступают в качестве основополагающей Стратегии обеспечения всеобщего благополучия человечества в мире, построенном на принципах устойчивости в мире, где все люди могли бы жить плодотворной, активной и мирной жизнью на цветущей планете. И сегодня, страны и их регионы должны задаться вопросом о том, способствуют ли наши нынешние действия созданию прочной основы для достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР).
Совершенно очевидно, что для того, чтобы провести те социальные и экономические преобразования, которые необходимы для достижения поставленных целей ООН на 2030 год , требуются гораздо более глубокие, динамичные и далеко идущие усилия. Достижения ООН подсказывают, какие именно меры приносят наибольший успех. Поэтому видное место занимают те направления деятельности, которые могут стать движущей силой прогресса в достижении всех 17 ЦУР, а именно: финансирование; обеспечение жизнестойкости; устойчивая и открытая экономика; повышение эффективности институтов; действия на местном уровне; более оптимальное использование данных; и объединение потенциала науки, технологий и инноваций с более ярко выраженным упором на цифровую трансформацию.
В докладах ООН сформулирован тезис «Нет безопасности без развития, а развития без безопасности». При этом само развитие мыслится как приумножение благополучия в широком смысле этого слова: повышение материального достатка граждан и искоренение нищеты, повышение безопасности жизни настоящих и будущих поколений, рост возможностей для сохранения физического и нравственного здоровья, образования и самореализации человека.
Достижение устойчивого развития страны и отдельных регионов возможно лишь в русле инновационной парадигмы, которая позволяет поддерживать необходимый с точки зрения создания благоприятных условий для жизни социума уровень конкурентоспособности территории и, одновременно, снижать риски истощения природных ресурсов и разрушения окружающей среды за счет разработки новых, щадящих технологий производства и потребления, а также повышения жизнестойкости и экологической устойчивости поселений.
Содействие всеохватной индустриализации и инновациям в резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» провозглашено в числе важнейших целей по обеспечению устойчивого развития.
Актуальность реализации задач ЦУР в России нашла отражение в Послании Президента Федеральному собранию 2018 г. [Послание Президента РФ,2018], а также в Майском Указе – 2018 [Правительство РФ, 2010]. Задачи, сформулированные в этих документах по направлениям: здравоохранение; образование; демография; жилье и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; безопасные и качественные дороги; экология; цифровая экономика, коррелируются с Целями устойчивого развития ООН и чрезвычайно важно трансформировать их в документы стратегического планирования.
Майский Указ – 2018 является программным документом, определяющим стратегическую цель по прорыву в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, включая вхождение России в топ-5 крупнейших экономик мира, увеличение численности населения страны и продолжительности жизни с 72 до 78 лет (к 2030 г. – до 80 лет), рост реальных доходов россиян и двукратное снижение уровня бедности, ежегодное улучшение жилищных условий 5 млн семей, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого гражданина.
Планируется, что поставленные в Майском Указе – 2018 цели должны быть достигнуты к 2024 г. через реализацию национальных проектов по 12 направлениям стратегического развития [Правительство РФ, 2018 г.] в сфере демографии; развития здравоохранения (ЦУР 3); образования (ЦУР 4); жилья и городской среды (ЦУР 11); экологии (ЦУР 13, 14, 15); создания безопасных и качественных автомобильных дорог (ЦУР 9); повышения производительности труда и поддержки занятости (ЦУР 8 и 9); развития науки (ЦУР 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15); развития цифровой экономики (ЦУР 8 и 9); культуры (ЦУР 4, 8, 9); поддержки развития малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы (ЦУР 2, 3, 8, 9); развития международной кооперации и экспорта. Часть проектов преобразованы из уже действующих с 2016 г. приоритетных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве или созданы новые, как, например, в сфере цифровой экономики.
Для реализации нацпроектов формируется новая система управления проектами. В правительстве и федеральных органах исполнительной власти создаются специальные органы управления проектной деятельностью [Правительство РФ, 2018 г.]. Некоторые затруднения в реализации нацпроектов создаст необходимость координации их с существующими госпрограммами, которые до 2018 г. были основой для формирования бюджета. Подготовка национальных и федеральных проектов будет осуществляться с учетом их вклада в достижение национальных целей, определенных Майским Указом – 2018, и включения в них мероприятий Госпрограмм РФ, направленных на достижение целей.
Республики Алтай, как субъекту Российской Федерации необходимо всемерно добиваться того, чтобы принимаемые стратегические решения служили всеобщим интересам и Целям устойчивого развития ООН, так как они не противоречат интересам Российской Федерации и народу Республики Алтай.
Центром всей Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года является человек. Поэтому главная цель Стратегии Республики Алтай, сделать её привлекательной для жизни и развития человека. На международном уровне заявить о себе, как об индустриальном, деловом и транспортно-логистическом центре России.
Для достижения ЦУР ООН требуется внесения изменений и дополнений в Стратегию социально-экономического развития Республики Алтай до 2035, которая является республиканским документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания, определяющим приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Республики Алтай, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Далее принять План мероприятий, детализирующий стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Алтай, который будет сформулирован на основе Целей устойчивого развития ООН. После дополнить и разработать новые целевые программы социально-экономического развития Республики Алтай. А в целях мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 принять Закон "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай".
Заключение
Большинство государств стоят перед необходимостью в той или иной форме дать ответ на модернизационный вызов. Россия со всей определенностью поставила свою внешнюю политику на службу долгосрочному развитию и комплексной модернизации экономики и общества.
В полицентричном мире эффективная международная архитектура может быть создана только в том случае, если она будет опираться на региональные «строительные блоки». Укрепление регионального уровня глобального управления, рост влияния региональных организаций – неотъемлемая примета современного этапа развития международных отношений. Включенность в этот процесс регионов России – неотъемлемая часть современной международной архитектуры.
Комментарии 0