Публикация

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

  • 29 августа 2019 г.
  • 1684
  • 0

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

 

Аннотация:  Целевые программы как федерального, так и регионального уровня, направленные на обеспечение перехода российской экономики на инновационный путь развития.Разработка комплексного подхода к формированию региональных целевых программ имеет стратегически важное значение для Российской Федерации.

 

Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. В основу программно-целевого подхода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологическо-,социального и культурного развития Российской Федерации.

Совершенствование региональных целевых программ (программирования) предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определённой системы стимулов и экономических нормативов с учетом требования рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т.д .) программ.

Особенностью программно-целевого подхода, является увязка целей с ресурсами посредством разработки социально-экономических программ. Данные метод бюджетирования основывается на схеме «цели-пути-способы-средства». Разработка и реализация целевых программ является действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий. Организационной основой программы социально-экономического развития является программно-целевое управление, призванное обеспечить инновационное организационное руководство реализацией программы, координацию деятельности всех её исполнителей по своевременному и качественному исполнению программных мероприятий. Для успешной реализации целевой программы необходим четкий и эффективно функционирующий механизм управления. При этом принципиально важно, чтобы реализация каждой программы осуществлялась под руководством единого центрального органа управления, который, будучи наделенный всеми необходимыми полномочиями, несет всю полноту ответственности за выполнение поставленной перед ним задачи. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития с позиций инновационно-технологической модернизации хозяйственных структур региона. Это означает не подавлять успешно - экономические регионы, а на основе их инноваций и принципах развития нужно внедрять успешный опыт в субъекты РФ с низким уровнем социально-экономического развития.

Федеративное устройство Российской Федерации функционально должно обеспечивать его территориальную целостность и сохранение единого экономического пространства с позиций признания равноправности всех субъектов России, их относительной самостоятельности в решении внутри региональных проблем экономического развития и социального обустройства. Концептуальную основу такой организации отношений между Федеральным Центром и субъектами Федерации должны составлять два принципа.         

Во-первых, признание того, что носителем интересов региона является проживающее на его территории население.

Во-вторых, рассмотрение региона в качестве целостной социально-экономической системы, специфика которой определяется не только географическим положением, природно-климатическими условиями, наличием на данной территории того или иного множества производств, но и, прежде всего, исторически сложившимся образом жизни местного населения, его менталитета. Необходимость следования этим принципам наиболее ярко проявляется в национальных автономиях (республиках и округах), поскольку при прочих равных условиях сильное влияние на хозяйственную специфику этих территориальных образований оказывают этнический и религиозный факторы.

Развитие региона - это сложный процесс изменений экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, который приводит к качественным трансформациям и, в конечном счете, меняет условия жизни самого человека. Региональное развитие базируется на следующих принципах: учет потребностей населения региона, состояние и динамика формируемых рынков, интересы государства и отдельных предприятий, создание условий для максимальной адаптации структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам, активное позиционирование региональных интересов с учетом интересов Российской Федерации. Для этого требуется постоянный диалог между Федеральным центром и субъектом Российской Федерации, которое будет направлено в сторону общественного прогресса, обеспечивать устойчивое воспроизводство социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов региона.

Для того, чтобы регион успешно развивался, необходимо определить приоритеты формирования региональной экономики, учитывать особенности исторического и культурного развития. В этих условиях перед регионами стоят задачи не только в обеспечении стабилизации и устойчивости, но и в эффективной реализации своего хозяйственного потенциала в перспективе.

В настоящее время тенденции мировой экономики убедительно показывают рост роли масштабов инновационной деятельности и ускорения инновационных процессов в экономическом развитии, охватывающих не только технологические и организационные, но и социальные нововведения, и сегодня региональная экономика не может  рассматриваться в отрыве от данных экономических процессов. Конкурентоспособность регионального производства заключается не только в развитии существующих производств, но и в развитии новых наукоёмких высокотехнологических производств, т.е. путем создания новых товаров и услуг и продвижение их на внутреннем и международных рынках. Отсюда следует необходимость скорейшего перехода экономики России и ее регионов на инновационный путь развития.

Целевые программы представляют собой системно структурированный комплекс различного рода мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Именно прогнозирование и целевое программирование определяют стратегическую направленность пропорционального и сбалансированного в устойчивом режиме развития того или иного региона. Действительно, комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой в процессе регулирования регионального развития. Посредством обоснованных вариантных прогнозных оценок определяются цели социально-экономического развития региона, выстраиваются стратегические приоритеты и программные мероприятия в развитии региональной системы, направленные на достижение этих целей; а также их ресурсное обеспечение. В то же время анализ статистических данных показывает, что, несмотря на тот факт, что некоторые целевые программы как федерального, так и регионального уровня были признаны завершенными, ни одна из них не привела к достижению заявленных целей. Это означает, что выделяемые в рамках целевых программ ресурсы либо используются неэффективно, либо сам механизм формирования целевых программ предполагает установление завышенных требований и установление целевых показателей, достижение которых не является реальным. Независимо от того, что же является основной причиной не достижения целей региональных и федеральных целевых программ, очевидно, что сам механизм их формирования нуждается в совершенствовании, что в свою очередь, позволит обеспечить повышение эффективности вложения финансовых ресурсов. Развитие государственно-частного партнерства на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия,  важнейшее условие повышения инвестиционной активности регионов и гарант  обеспечения реализации государственных целевых программ.

 

Опубликовано: Денис Сафиянов

Комментарии 0