Загрузка данных
Публикация

Региональный аспект программно-целевого метода планирования в Российской Федерации и за рубежом

  • 26 августа 2019 г.
  • 11968
  • 0

Региональный аспект программно-целевого метода планирования в Российской Федерации и за рубежом

 

Автор:Сафиянов Денис Ринатович

 

Аннотация: в статье представлен накопленный опыт программно-целевого метода социально-экономического развития территорий России, а также зарубежная практика  регионального аспекта программно-целевого метода планирования

Ключевые слова: анализ, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, государственное и муниципальное управление. планирование, управление, бюджетирование, целевые программы, программно-целевой подход, программно-проектный подход.

 

Реформирование системы российского государственного и муниципального управления в последние годы сместило акцент с затратного управления на управление по результатам. Ориентация на результативное планирование и финансирование, внедрение программно-целевого подхода в управлении является одним из основных направлений развития в широком спектре принимаемых концепций и программ реформирования той или иной сферы государственного и муниципального управления. Целевые программы должны стать одним из инструментов реализации указанных подходов в практике управления государством.

Программно-целевой метод – метод увязки целей плана социально-экономического развития с комплексом экономических, социальных, научно-технических и производственных мероприятий и народнохозяйственными ресурсами, обеспечивающими их выполнение. Развитие и использование программно-целевого метода обусловлено углублением общественного разделения труда и усилением кооперации различных производственных звеньев единого народнохозяйственного комплекса, участвующих в выполнении целей государства в интересах общества. Он позволяет в плановом порядке объединить усилия различных участников общественного производства, направить их на достижение конкретных целей и проявляется в практике управления в форме разработки специальных программ. 

Среди ученых и специалистов нет однозначного мнения о целесообразности использования программно-целевого подхода в решении социальных, экономических, экологических и других проблем в новых условиях. Отдельные ученые считают, что данный подход «изжил себя». Другая группа ученых считает, что «опыт CCCР, CША, Японии и Западной Европы показывает – в тех случаях, когда необходимы крупные, «прорывные» решения, единственным способом их реализации становится программно-целевой подход». В настоящее время актуальность применения программно-целевого подхода возрастает в связи с углублением разделения труда, существованием различных форм собственности, усложнением хозяйственных связей, появлением новых проблем, требующих комплексного решения, достаточно высокой степенью подготовленности методической базы и отечественного опыта ее применения к решению конкретных проблем.

Программно-целевой подход к управлению позволяет оптимально сочетать общегосударственные и территориальные интересы, проводя мероприятия, прямо связанные с состоянием конкретных объектов, расположенных на территории крупного города. Представляется целесообразным рассматривать как прямое, так и косвенное воздействие государства в рамках конкретных программ. Как правило, прямое регулирование в программировании связано со стратегическими ресурсами, финансово-кредитной системой, а также с установлением цен, тарифов и объемов производства государственного сектора экономики. Косвенное воздействие осуществляется преимущественно посредством разработки мероприятий по поощрению предпринимательской деятельности и создания условий для улучшения конъюнктуры рынка. Программно-целевой подход в управлении регионами определяется как исторически определенная совокупность методов, основанных на временной локализации управления процессами решения приоритетных проблем социо-эколого-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Начиная с 2004 года в России начались реформы, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Одной из характерных и позитивных, особенностей проводимых реформ является их нацеленность на активное внедрение принципов и методологии программно-целевого планирования для управления российской экономикой. Как своего рода частный результат реализации принципов программно-целевого планирования, но имеющий самостоятельное и важное значение, можно считать появление реальных шагов по введению в практику управления так называемого «перспективного финансового плана» и ведомственных целевых программ, смещение акцента в бюджетном процессе с управления затратами на управление результатами, внедрение современных методов прогнозирования, принятие новых расходных обязательств при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности, формирование системы реальных и объективных индикаторов достижения администраторами бюджетных расходов поставленных целей и решения определённых задач.

Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие началось в XX в., когда появилась необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Программно-целевая методология неуклонно проникает во все новые области деятельности людей, производственных и социально-культурных организаций, органов управления экономикой стран и регионов, находит применение в мировых экономических, социальных, природоохранных процессах. Основными причинами, обусловившими применение программно-целевого планирования в российской экономике, явились: во-первых, достаточно высокий уровень теоретической и методической разработки этой формы планирования, достигнутый в советский период (естественно, требуется адаптация этих разработок к условиям рыночной экономики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов); во-вторых, то обстоятельство, что программно-целевой метод планирования широко использовался в странах с рыночной экономикой, и практика показала высокую эффективность его использования. Объектом программно-целевого метода являются все основные элементы структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят также задачи непосредственного влияния на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.). Использованию программно-целевого метода управления в современной экономике в значительной степени способствует его применимость и действенность в условиях практически любой экономической системы. Программно-целевой метод управления использовался в централизованно управляемой советской экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу, природе социально-экономических систем.

Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.  Этот метод планирования применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого метода планирования обусловлена усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельной отрасли, региона. Отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей интеграцию. Территориальное планирование позволяет развивать региональную инфраструктуру, но имеет региональную ограниченность. Поэтому программно-целевые методы стали важнейшими методами планирования, а целевая комплексная программа - основным плановым документом, содержащим увязанный по срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В сочетании с отраслевым и территориальным планированием, а также применяя балансовый, нормативный и другие методы он позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом.  Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы. На региональном уровне программно-целевой метод создает возможность преодоления специфических региональных проблем в сфере социально-экономического развития и формирования предпосылок к устойчивому экономическому росту.

Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что программно-целевое метод планирования – весьма эффективный  инструмент управления функционированием региональных социально-экономических систем. Программно-целевое планирование предполагает разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение источников и объемов их финансирования. Основные направления реализации программно-целевого планирования, а также механизмы и инструменты ее проведения, индивидуальны для каждой страны и определяются специфическими для данной страны проблемами в развитии ее отдельных территорий.

Программно-целевой подход к стратегическому планированию - это один из видов стратегического планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных ранее целей. Любой метод стратегического планирования направлен на достижение каких-либо определенных целей. В данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение основных целей и их постановка, и лишь, затем подбираются пути достижения выделенных ранее целей.

Суть программно - целевого подхода к стратегическому планированию в любой сфере жизнедеятельности заключается в отборе приоритетных целей социального и экономического развития общества, разработке сочетающихся мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их целевого использования.

В советское время задача планирования, особенно директивного, была возведена в ранг закона. Это обстоятельство обеспечивало высокую степень определенности и значительно облегчало задачу планирования. В условиях рыночной экономики обстоятельства меняются. Безусловно, роль, значение и принципы планирования в условиях рынка принципиально отличаются от тех, что были в условиях государственной плановой экономики. Однако именно в условиях рынка роль взаимосвязанного планирования, особенно территориального, значительно возрастает, как показывает зарубежный опыт. Наиболее целесообразно ориентироваться в основном на рамочные нормы, которые допускают большую гибкость на стадии реализации, и способствовать дальнейшему развитию системы стратегического и территориального планирования.

Между тем согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года,  утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 208 13 мая 2017 г. Исходя из общих положений Стратегии, направленной «на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения», которая является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях, осуществляемая в два этапа: на 1-м этапе (до 2019 г.) – разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния; на 2-м этапе (до 2030 г.) – выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. Предусмотрена обязательность исполнения данного документа, то есть  это не рекомендательный документ, а Стратегия –Закон, который должен обязательно учитываться при разработках стратегий, программ  социально-экономического развития регионов России и в их реализации.

Зарубежный опыт, интересен, но не является панацеей, так как Россия это уникальная страна, имеющая свою региональную специфику, политику и экономику.  Россия это не унитарное, а федеративное государство, в тоже время Россия не может использовать опыт ФРГ или США, так как основной перечень региональных экономических законов   унифицирован под стандарты федерального законодательства у регионах нет большого поля маневрирования по ускорению социально-экономической сферы. Страны, входящие в Европейский Союз, имеют много общих инструментов поддержки отстающих в развитии территорий и способов координации территориального развития. Структурные фонды ЕС позволяют регионам данной группы стран получать дополнительные ресурсы для стимулирования развития, сокращения безработицы, активизации инвестиционной деятельности. При этом сокращается зависимость регионов от финансовых ресурсов национальных правительств. Данная тенденция позволяет говорить о Европейском союзе как о «Европе регионов». Многие страны благодаря наднациональной региональной политике смогли заметно повысить уровень жизни в ранее депрессивных и аграрных административно-территориальных единицах. Умелая координация территориального развития из единого европейского центра позволяла внедрять и поддерживать на отсталых территориях самые передовые направления реализации региональной политики. В частности, к ним относятся стимулирование создания наукоемких производств в депрессивных территориях и организация промышленных кластеров в сельскохозяйственных районах стран ЕС.

27 марта 2012 г. был опубликован в Великобритании правительственный документ – «Рамки политики национального планирования». В данном документе – ключевой части реформ системы планирования в этой стране – предписаны процедуры разработки планов согласования национальных, региональных и местных интересов социально-экономического развития с соблюдением условий защиты окружающей среды и содействия устойчивому росту. Этот документ интересен не только для Великобритании, но и для России, т. к. в нем сосредоточены прогрессивные механизмы дальнейшего внедрения системы стратегического планирования с резким акцентом на территориальную составляющую в классической капиталистической стране с достаточно высоко - развитыми рыночными отношениями. Стратегическое планирование межрегионального и регионального развития должно опираться на серьезную методологическую и методическую основу и на хорошее знание специфики исследуемых территорий, сегментов экономики, социальной сферы, экологии. Иными словами, желательно, чтобы стратегическому планированию предшествовал опыт научных исследований тенденций и факторов развития тех или иных регионов, причем эти исследования должны осуществляться с народнохозяйственных позиций (т.е. с учетом целей и приоритетов развития всей страны, а также смежных территорий).

 

Стратегическое планирование должно использовать современный арсенал экономико-математического моделирования и прогнозирования, обоснования и расчетов сценариев перспективного развития.

 

Стратегическое планирование регионов должно опираться на теорию и практику институционализма, что дает возможность обоснования системы мер по формированию необходимых институциональных условий и механизмов реализации программных документов перспективного развития.


Стратегическое планирование должно базироваться на надежной информационной основе, построенной на современных принципах функционирования информационных систем, региональной диагностики и систем управления. Это концентрируется в системах межрегионального и регионального мониторинга, которые, должны входить важнейшей составной частью в систему стратегического планирования и регионального управления. Одно из важных направлений совершенствования регулирования экономики состоит в развитии методов комплексного решения крупных экономических, социальных, экологических, научно-технических и других проблем общегосударственного, межотраслевого и регионального значения и использовании программного подхода к их решению.

Разработка целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ, а также программ отдельных регионов, в которых отражается основное содержание экономической политики по решению важнейших проблем развития экономики России в целом и регионов, имеет важное значение для обоснования социально-экономического развития, определения степени влияния прогнозирования на процессы экономического развития и выявление условий, при которых обеспечивается эффективное взаимодействие социальных и экономических  мероприятий. 

Целевая программа развития всего социально-экономического комплекса региона на долгосрочный период представляет собой научно обоснованную стратегию, определяющую важнейшие сферы роста экономики и наиболее сложные и острые проблемы, создающие кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Задачи региональной стратегии комплексного характера должны заключаться в том, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов, как в вопросах подъема экономики, так и преодоления негативного влияния кризисных процессов, что в конечном итоге должно обеспечить устойчивое повышение качества жизни населения. Следует отметить особую роль прогнозов в определении целей и результатов реализации стратегии. В этой связи, учитывая роль прогнозных показателей, можно отметить, что и региональные целевые программы, как основной механизм конкретизации стратегий, по существу являются симбиозом элементов прогноза экономического и социального развития и набора инвестиционных проектов и мероприятий. Современные методологические основы регионального планирования в нашей стране практически сформировались, а основные требования к нему изложены в концептуальных и кодифицированных законодательных документах. Формирующийся комплекс предпосылок, основанных на решениях федеральной и региональной ветвей государственной власти и местного самоуправления, в целом способствует качественным сдвигам в обеспечении социально-экономического развития регионов, в том числе и посредством наполнения инновационным содержанием разрабатываемых планов, а также процесса их практической реализации. Следует учесть основные недостатки в части разработки федеральных целевых программ регионального развития такие, как: размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за исполнение программ; чрезмерное завышение заявок на бюджетное финансирование региональных программ, выходящее далеко за пределы возможностей федерального и региональных бюджетов; отсутствие четко выраженных приоритетов в финансировании ключевых проектов и мероприятий программ; низкий уровень контроля за реализацией региональных программ, ослабление управления программой и контроля за выполнением подпрограмм, проектов по мере выявления их значительного отставания во времени и срыва реализации.

Во многих зарубежных странах стратегическое планирование основано на децентрализации: сообщества «на местах» участвуют в этом процессе.


Например, в США принятие решений по данному вопросу делегировано местной общине и связано с разработкой стратегических планов развития территории, которые включают в себя:

– оценку допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду местной территории, занимаемой определенным сообществом людей;


– развитие системы местного самоуправления и добавление в нее новых работающих методов управления и развития;

– участие жителей местной общины в принятии решений по основополагающим вопросам социально-экономического развития территории;


– определение потребностей общины и доступных ресурсов для их обеспечения. Таким образом, значительная часть вопросов планирования и прогнозирования лежит на местных общинах, которые более четко знают свои нужды, потребности и особенности региона, а потому смогут более точно спланировать направления развития и установить необходимую стратегию.
Также в США все органы исполнительной власти на уровне городов и штатов имеют агентства, специализирующиеся на вопросах экономического развития и подготовке целевых программ для повышения качества жизни общества. Профессионализация деятельности по стратегическому планированию социально-экономического развития территорий в США позволяет повысить качество разрабатываемых стратегий развития, а отсутствие административной власти у специалистов по развитию снижает вероятность злоупотребления полномочиями.

Во Франции тоже поставлен акцент на работе структур, имеющих высококвалифицированные кадры и работающих над созданием и обоснованием программ и механизмов развития местных территорий.

В целом в развитых зарубежных странах стратегия развития направлена на повышение конкурентоспособности города или территории в области передовых и научных разработок, а также на поддержку инноваций в различных сферах общественной жизни. Также в развитых странах, особенно это ярко выражено в США и Европе, одним из основных направлений развития является предпринимательство, взаимодействия бизнеса и обучения в высших учебных заведениях, формирование экономических кластеров, рост научных парков и агентств по передаче и развитию технологий. Еще одним из наиболее актуальных направлений стратегического планирования социально-экономического развития территорий является внешняя государственная направленность. Внешняя экономика в условиях глобализации и всемирного разделения труда требует пристального внимания и контроля. При стремлении максимизировать выгоды глобализации и ограничить негативные последствия для территорий появилась повышенная необходимость включения в программные документы территорий раздела «международное сотрудничество». Именно при грамотно организованном процессе прогнозирования становится возможным достижение положительного эффекта от стратегического планирования. Поэтому стратегическое планирование может использоваться как эффективный инструмент повышения качества жизни общества и увеличения потенциала территории, которые обеспечиваются проведением долгосрочной политики государства и регионов на основе преемственности публичной власти. Непрерывность достигается за счет согласования рекомендаций относительно муниципальных планов развития. Основными аспектами, которые можно взять на более детальное изучение и внедрение в России являются: профессионализация деятельности по стратегическому планированию, делегирование большого количества вопросов по планированию в муниципалитеты, обеспечение обратной связи и мониторинга целей и направлений реализации проектов, преемственность стратегических документов. В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют сформировавшуюся систему разработки стратегий регионального экономического развития. Различия
в практике функционирования ее механизма определяются масштабами планирования, основными задачами и функциями стратегических планов, применяемыми подходами к их разработке и воплощению.
Механизм стратегического планирования экономического развития в Германии опирается на четырехуровневое территориальное планирование. На федеральном уровне устанавливаются рамочные условия пространственного развития экономики для территории ФРГ. Ответственность за их разработку несет Федеральное министерство территориальной организации, строительства и градостроительства. На уровне федеральных земель разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.
Промежуточным звеном между земельным и муниципальным планированием выступает региональный уровень (в составе федеральных земель). Региональное стратегическое планирование экономического развития осуществляется с помощью региональных плановых союзов, имеющих широкие хозяйственные и общественные связи. Региональное планирование конкретизирует главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земель. Вместе с тем на региональном уровне плановые решения, принятые отдельными общинами в их составе, координируются и приводятся в соответствие с целями земельного планирования. Местное планирование выступает низшей ступенью в системе территориального планирования ФРГ, которая находится в компетенции местного самоуправления. Основными составляющими местного стратегического планирования экономического развития являются планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. На муниципальном уровне осуществляются формирование комплексного плана экономического развития общины, а также стратегии строительства на ее территории, принимающей форму закона в Федеральном своде законов о строительстве для территории ФРГ. На этом уровне устанавливаются рамки полномочий при реализации стратегических мероприятий, а также осуществляется координация и контроль над деятельностью основных субъектов развития экономики в соответствии с поставленными стратегическими задачами. Механизм стратегического планирования экономического развития в Германии опирается на достижение консенсуса экономических интересов основных стратегических игроков в регионах. Это позволяет консолидировать усилия общества в достижении стратегических целей. Стратегическое планирование экономического развития в Японии опирается на стройную систему государственных органов, занимающихся разработкой и контролем исполнения региональных программ. Главными из них являются Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории при кабинете министров Японии. В Японии процесс, стратегического планирования экономического развития и реализации стратегий достаточно четко оформлен законодательно. Вместе с тем общегосударственные планы социально-экономического развития не являются законами. Выраженные в виде отдельных государственных программ, они формально приобретают характер ориентиров, в соответствии с которыми выстраивается деятельность экономических субъектов. Однако на практике обязательность выполнения параметров государственного стратегического плана сравнима с диктуемой законодательно [4]. Это объясняется целым рядом проявлений национальной специфики. Механизм реализации стратегии экономического развития во многом опирается на одну из важнейших черт японской нации – жесткую ориентацию на достижение групповых целей. Уже только в силу этой особенности японского характера подавляющее число японских компаний планируют свою деятельность, исходя из показателей национальной стратегии. Стратегия экономического развития нации, которая определяет основные направления налаживания базовой инфраструктуры: оснащение портовых сооружений, развитие крупных промышленных зон, строительство скоростных железных и автомобильных дорог, и проч., используется частным сектором в качестве важной базовой информации при долгосрочном планировании экономической деятельности. Действенным средством подчинить национальным интересам развитие отдельных компаний выступает административное руководство. Масштабное и интенсивное использование государственными ведомствами Японии неформального принуждения представителей частного бизнеса к действиям определенного характера (отсюда термин «Japan-corporation») опирается на применяющийся в Японии, метод определения спектра инструментов развития регионов, со стороны центрального правительства и возложения его реализации на региональные органы. В соответствии с этим методом центральное правительство определяет общую направленность инструментов развития, учитывая которую регионы, приняв во внимание собственные отличительные особенности, составляют региональные планы и реализуют их после утверждения правительства. Это позволяет консолидировать усилия японской нации в преодолении наиболее важных проблем, стоящих перед ней на каждом отдельном этапе развития.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что способы и алгоритм принятия плановых решений субъектами экономического развития при формировании стратегий регионального экономического развития могут существенно варьироваться. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что необходимо развивать современные формы и виды централизованного планирования. Нам нужно ввести такие процедуры согласования интересов, которые бы соблюдались участниками планирования общественного воспроизводства в России. Под эти процедуры требуется возродить плановые органы. Другой урок зарубежного опыта состоит в том, что в период выхода из кризиса и восстановления экономики усиливается прямое участие государства в целевых программах и отраслевых корпоративных планах. Важно учитывать опыт программно-целевого планирования других стран, но в тоже время нужно внедрять свой, при этом использовать специфику своей страны. Необходимо оперативно разработать эффективные документы в области программно-целевого строительства социально-экономического развития региона, согласно стратегии социально-экономического развития субъекта РФ учитывающая стратегии Российской Федерации, включающую комплекс мер по переводу экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста на основе опережающего развития нового технологического уклада и полномасштабного использования научно-производственного потенциала. Ключевое значение для достижения этих целей имеет защита прав собственности инвесторов, снижение торговых барьеров, борьба с коррупцией, создание условий для здоровой конкуренции и повышения качества продукции, а также активизация усилий по интеграции в мировую экономику, если это обеспечивает экономическую безопасность Российской Федерации. Подходы к организации стратегического планирования регионального экономического развития могут различаться по степени соответствия потребностям развития экономики, числу и составу субъектов, вовлекаемых в данный процесс, уровню агрегирования планово-аналитической информации, степени согласования ее структурных составляющих и целому ряду других параметров. Совершенствование этих механизмов неизбежно будет строиться на основе творческого осмысления отечественного и зарубежного опыта с учетом российской специфики. В современных условиях в основе управления социально-экономическим развитием региона, как процессом реализации его функций и достижения поставленных целей и задач, лежит совокупность способов, средств, формаций экономических и социальных процессов достижения намеченных целей управления хозяйственной деятельностью и организацией жизни общества определенного региона. Управление регионом следует рассматривать как систему с характерными признаками, к числу которых относят многообразие взаимосвязей и самоорганизации. Проблема адаптации системы управления экономикой региона напрямую зависит от структурной перестройки экономики региона, изменений производственных, финансовых, организационных, социальных, инвестиционных и других отношений.

В сегодняшних условиях регионы без применения методов программно-целевого планирования и управления не могут обосновать перспективы своего развития и определить бюджет финансирования. Программно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной экономической политики, обеспечивающий, с одной стороны, формирование этой политики в целом, а с другой - ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения. Опыт использования механизмов реализации и форм применения инструментов программно-целевых методов в зарубежных странах кардинально отличается и во многом зависит от исторически сложившихся социально-экономических условий.

 

Опубликовано: Денис Сафиянов

11968

Комментарии 0