Загрузка данных
Публикация

Цифровая трансформация бизнес-моделей отечественных организаций

  • 14 мая 2021 г.
  • 4133
  • 0

                                                                                               Автор: Сафиянов Денис Ринатович

 

 

Цифровая трансформация бизнес-моделей  

отечественных организаций

 

        В данной работе представлена тенденция цифровой трансформации  бизнес-моделей в современных организациях  России, которая  произошла под влиянием выработанной социально-экономической и политической   стратегии государства, которая в свою очередь сформировалась под влиянием  глобального технологического  прогресса за последние годы. Вопросы развития цифровой экономики становятся особенно важными, поскольку цифровая трансформация приобрела характер всемирного тренда, меняя привычные хозяйственные связи и существующие бизнес-модели. Россия пока не входит в число лидеров в этом процессе, но ставит амбициозные цели, они направлены на повышение эффективности бизнеса за счет внедрения российских цифровых решений и стимулирование импортозамещения. Сегодня органы государственной власти являются лидерами по темпам цифровизации и дают мощный импульс для развития бизнеса. Изучение данного процесса является особенно актуальным сейчас, так как мы видим, что международные корпорации внедряют новые технологии и проводят цифровую трансформацию своих бизнес-моделей с целью сохранения лидирующих позиций в свой отраслевой нише.

Ключевые слова: цифровая трансформация, бизнес-модель, организация, организационное управление, стратегия.

 

                                                                                                                                        Safiyanov D.R.

 

Digital transformation of business models of domestic organizations

 

This paper presents the trend of digital transformation of business models in modern organizations in Russia, which occurred under the influence of the developed socio-economic and political strategy of the state, which in turn was formed under the influence of global technological progress in recent years. The development of the digital economy is becoming especially important as digital transformation has become a global trend, changing the usual economic ties and existing business models. Russia is not yet among the leaders in this process, but sets ambitious goals, they are aimed at increasing business efficiency through the introduction of Russian digital solutions and stimulating import substitution. Today, government bodies are leaders in the pace of digitalization and provide a powerful impetus for business development. The study of this process is especially relevant now, as we see that international corporations are introducing new technologies and digital transformation of their business models in order to maintain a leading position in their industry niche.

Key words: digital transformation, business model, organization, organizational management, strategy.

 

В условиях рыночной экономики для повышения конкурентно-способности предприятий, уменьшение издержек и увеличение прибыли необходимо применение инновационной деятельности, которая в свою очередь будет создавать условия  для его эффективного развития. Постановлением от 18 апреля 2016 г. №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» утвержден механизм реализации Национальной технологической инициативы (НТИ), которая является долгосрочной межведомственной программой частно-государственного партнёрства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет [5]. По результатам исследования, проведенного The Boston Consulting Group, руководители многих предприятий, принадлежащих к различным отраслям промышленности, считают внедрение технологий Индустрии 4.0 приоритетной задачей развития бизнеса. Согласно этому основной акцент делается на достижение более высокой производственной производительности в ущерб улучшению других показателей эффективности хозяйствования. Данная ситуация объясняется отсутствием на предприятиях целостного подхода к проведению цифровой трансформации бизнеса, недостаточным уровнем цифровизации самого менеджмента, невысокой степенью интеграции управленческих решений по развитию процессов цифровизации в различных структурных подразделениях предприятия. Это означает что, на новую ступень развития следует переводить не только производственные бизнес-процессы, но и процессы менеджмента. Это позволит производственным предприятиям в полной мере использовать высокий потенциал новых цифровых технологий Индустрии 4.0. Так, по оценкам экспертов в сфере цифровой экономики, только за счет внедрения технологий искусственного интеллекта в процесс принятия управленческих решений возможно повысить эффективность ведения бизнеса на 30 %. На сегодня, влияние  цифровых технологий на темпы урбанизации в большинстве стран мира опережают темпы роста их экономики. На фоне экономических вызовов и мегатрендов  страны сталкиваются с необходимостью искать новые пути развития, чтобы создавать высокопроизводительные рабочие места, увеличивать количество инновационных предприятий и повышать уровень жизни населения. Для этого необходимо выбрать правильную инновационную стратегию в сочетании с инфраструктурными и технологическими инструментами.

Цифровая трансформация – одна из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ Владимира Путина № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года [4]. Задачи по цифровой трансформации в России на ближайшее десятилетие обозначены главой государства в декабре 2020 года. В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» предусматривается, в частности, достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде и т.д. За последний год  в нашей стране произошел существенный прогресс в сфере цифровой трансформации,  в этой сфере произошли значительные изменения: во всех федеральных органах исполнительной власти назначены руководители по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer), аналогичные назначения происходят в регионах [2]. Стартовала серия проектов по использованию искусственного интеллекта в деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти. Перед ними поставлена задача повысить качество и эффективность оказания государственных слуг, снизить издержки государственного управления. Ее реализация связана, в первую очередь, с переводом государственных услуг «в цифру», это касается также осуществления контрольно-надзорной деятельности и государственных функций. Цифровая трансформация государственной власти созрела и готова совершить качественный скачок, это заметно по многим признакам: по обилию проектов, по появлению большого количества людей, которые в этом работают и добиваются результатов. Инструментом цифровой трансформации государственного управления является НСУД – набор решений, представляющих единый правовой, методологический, управленческий и технологический механизм работы с государственными данными. «НСУД помогает решать проблемы, с которым сталкиваются органы власти. Это все, что связано с процессами управления, с получением данных, доступом к этим данным, их хранением. Управление данными – основной механизм обеспечения эффективности. От госорганов не сильно отстают и госкомпании: в 2020 году вдвое (с 25% до 48%) выросло число госкомпаний, разработавших и осуществляющих цифровую стратегию, в приоритетах компаний цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг. Средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям – 54%. Минцифры РФ  разработало и опубликовало методические рекомендации по цифровой трансформации госкомпаний, включая типовую структуру стратегии и систему ключевых показателей эффективности. Лидерами цифровой трансформации (помимо ИТ-сектора) являются банки и финансовые организации, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. Количество пилотных проектов в крупнейших компаниях 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% крупнейших компаний использовали решения с искусственным интеллектом. Запущены реальные проекты по беспилотному транспорту (КАМАЗы, комбайны). Происходит бурный рост использования голосовых помощников и интеллектуальных чат-ботов. Осуществляется переход от простых моделей ИИ к более сложным, комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Происходит активное внедрение гиперконвергентных инфраструктур, реализуются первые проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур. В 2021-2025 годах эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации государственных органов, активный перевод всех государственных услуг в электронный вид, рост спроса на CDTO. «Цифровая трансформация ведет к четвертым индустриальным революциям в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и логистике, потребительском секторе и других отраслях. Интеллектуальные теплицы, использование ИИ для селекции растений, роботизация, точное земледелие и животноводство, вертикальные теплиц – все это четвертая аграрная.  По прогнозам, резко сократится количество Call-центров, не использующих интеллектуальные чат-боты и голосовых роботов. Всё больше ИТ-компаний начнут успешно играть на «чужих» рынках, до этого занятых крупными промышленными или сервисными компаниями. В цифровую трансформацию включатся небольшие компании. В архитектуре ИС будет доминировать платформенный подход. Эти изменения обусловят и некоторые негативные тенденции, констатируют эксперты. Так, например, будет нарастать разница между лидерами цифровой трансформации и отстающими от них в уровне цифровизации, эффективности или прибыльности компаниями. Помимо этого, ускоренное внедрение цифровых технологий приведет к быстрому устареванию различных специальностей и высвобождению рабочей силы. А значит, государство должно будет быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию и регулировать возникающие социальные вопросы. Проникновение интернета и социальных сетей будет всё сильнее поднимать вопросы приватности, защиты интересов граждан. Контроль государства над интернетом и обществом существенно возрастет. Цифровая трансформация изменит образ жизни людей. Прогнозируется, что работа из дома приведёт к оттоку жителей из городов, усилит миграционные потоки как внутри страны, так между странами. Для соответствия всё возрастающим требованиям работникам понадобится постоянное образование или повышение квалификации. Соответственно, произойдет рост сферы обучения, преимущественно удалённого.  Основой для цифровой трансформации всех сфер социально-экономического развития  Российской Федерации служит развитая телекоммуникационная инфраструктура. Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализовываются на территории субъектов Российской Федерации в рамках соответствующих соглашений, заключенных между руководителями федеральных проектов и руководителями региональных проектов. В 2020 году было заключено 424 соглашения о реализации региональных проектов (по 85 соглашений по каждому из федеральных проектов: Информационная инфраструктура, Информационная безопасность, Кадры для цифровой экономики (исключение – г. Москва), Цифровые технологии, Цифровое государственное управление). Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее Минцифры РФ)  осуществляет координацию руководителей цифровой трансформации субъектов Российской Федерации и руководителей цифровой трансформации региональных органов исполнительной власти в рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [6]. В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» предусматривается, в частности, достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде и т.д.

19 апреля 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило об утверждении Правительством РФ директив по цифровой трансформации государственных компаний. Они направлены на повышение эффективности бизнеса за счет внедрения российских цифровых решений и стимулирование импортозамещения, отметили в ведомстве. Представители РФ в советах директоров должны в 10-дневный срок инициировать проведение заседаний советов для обсуждения разработки или актуализации стратегий цифровой трансформации до 2024 года. Планируется, что до 2024 года к исполнению директив присоединятся все компании, доля участия государства в которых составляет 50%. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года [1]. После этого их необходимо будет согласовать с профильными министерствами и Минцифры РФ. Методические рекомендации помогут произвести оценку уровня цифровизации, задать целевое видение и ключевые показатели эффективности, предусмотреть кадровые ресурсы, создать систему управления цифровой трансформацией и модели финансирования стратегий, а также сформировать дорожные карты. До этого они прошли апробацию в ведущих российских компаниях, среди которых РЖД, «Почта России», «Аэрофлот» и другие. Среди госкомпаний есть как абсолютные лидеры по цифровой трансформации, так и те, кто пока не выделяет это направление в качестве приоритетного. Задача директив – масштабировать и структурировать деятельность по цифровизации и импортозамещению, не только контролируя компании, но и помогая им методическими рекомендациям, экспертизой и финансовыми инструментами [6]. Методические  рекомендации  по  цифровой  трансформации государственных корпораций  и  компаний  с  государственным  участием  разработаны с целью методического обеспечения порядка разработки и актуализации стратегий(программ)цифровой трансформации (далее - Стратегия), включая предложения по структуре, содержанию и перечню ключевых показателей эффективности  для  мониторинга  реализации  Стратегий  (далее - КПЭ) государственных  корпораций,  компаний  с  государственным  участием  и  других организаций,  определенных директивами представителям интересов  Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) организаций в рамках исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации  (далее - Директивы, госкомпания),  а  также порядок мониторинга реализации Стратегии. Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий федерального  проекта  «Цифровые  технологии»,  утвержденного  протоколом заседания  президиума  Правительственной  комиссии  по  цифровому  развитию, использованию  информационных  технологий  для  улучшения  качества  жизни  и условий  ведения  предпринимательской  деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии) от 28 мая 2019 г.  №9 (далее - федеральный проект «Цифровые технологии»), в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика   Российской   Федерации»,   утвержденной   протоколом   заседания президиума  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  стратегическому развитию и национальным проектам от 4июня 2019 г. №7 (далее - национальная программа «Цифровая экономика»). Согласно методической рекомендации по цифровой трансформации госкомпаний  Стратегия цифровой  трансформации  госкомпании должна  быть направлена на  достижение  стратегических  целей,  закрепленных  в  стратегии  развития госкомпании, и   учитывать   положения   других   документов   долгосрочного планирования,  принятых  в  госкомпании  (в  частности,  долгосрочной  программы развития,  программы  инновационного  развития). При  наличии  в  госкомпании долгосрочной  программы  развития  рекомендуется  дополнить ее  положениями Стратегии  в  части целей  и задач цифровой  трансформации государственных компаний, а также включить КПЭ, касающиеся цифровой трансформации, такие как «Объем инвестиций в цифровую трансформацию», «Доля расходов на закупку российского программного обеспечения», «Увеличение    вложений    в    отечественные    решения в сфере информационных технологий» и другие, в том числе КПЭ, характеризующие достижение в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»  «цифровой зрелости»  ключевых  отраслей  экономики  и  социальной  сферы,  в  том  числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4]. Вместе с тем, как показывает мировой опыт основой цифровой экономики передовых стран являются инновационные продукты, в первую очередь, в ИТ секторе. В связи с этим основной задачей на сегодня является поиск наиболее эффективных механизмов управления инновационным развитием предприятий. Зарубежный опыт показывает, что развитие венчурного финансирования благоприятно влияет их инновационную активность предприятий, что в конечном итоге сказывается на экономике страны в целом и на ее цифровизации [3]. Корпоративные венчурные инвестиции, в первую очередь в ИТ-сектор, должны стать драйвером цифровой экономики России. Согласно программе «Цифровая экономика», к 2024 году в России должно появиться как минимум десять высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий.

 

Библиографический список

 

1.Азаров Ю.Ю.  Трансформация управления государственными данными в России // Доклад Управления методологического сопровождения работы с данными. 15.12.2020 C. 5. — //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801/(дата обращение: 05.05.2021).

2. Александрова, Т. В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций / Т. В. Александрова. — Текст : электронный//[Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-sovremennyy-trend-razvitiya-menedzhmenta-proizvodstvenny horganizatsiy???history =20&pfid=1 &sample= 26&ref=0 (дата обращения: 07.10.2020).

3.Лысенков, М. С. Влияние цифровых технологий на развитие предприятий / М. С. Лысенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). - С. 243-244. - //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/331/74027/ (дата обращения: 06.05.2021).

Нормативные документы

4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/(дата обращение: 02.05.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы" (с изменениями и дополнениями) //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196930/(дата обращение: 07.05.2021).

6. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием от 17 ноября 2020 г. //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342//(дата обращение: 03.05.2021).

 

 

Опубликовано: Денис Сафиянов

4133

Комментарии 0