Опыт создания и перспективы развития региональных ситуационных центров устойчивого развития на базе ВУЗов

  • 28 августа 2019 г.
  • 3

Регион является сложным объектом, обладающим свойствами гетерогенности, гетерохронности и гетерархированности, поэтому для успешного процесса разработки стратегий инновационного развития региона требуется более мощный инструмент, чем сценарный подход. Организационно-техническим решением  может выступать региональный ситуационный центр на базе ВУЗа, предоставляющий возможности информационно-аналитического сопровождения процесса разработки стратегий инновационного развития. Ситуационные центры уникальны по своему организационно-техническому и программному обеспечению. Они реализуют самые современные достижения методов и технологий, лежащих в основе принятия решений и инжиниринга бизнес-процессов.

Зачем нужен региональный ситуационный центр на базе ВУЗа,  ответил нам в своём выступлении Проректор по проектно-инновационной деятельности, заведующий кафедрой устойчивого развития КБГУ Мурат Уметов.

Создание системы региональных ситуационных центров устойчивого развития (СЦУР) на базе ВУЗов позволит:

1. Усилить вертикальные и горизонтальные связи в системе стратегического планирования в Российской Федерации, основанной на принципах долгосрочного и среднесрочного программно-целевого управления;

2. Разработать систему независимой экспертной оценки программно-проектной деятельности органов государственной власти с использованием научно-образовательного потенциала ВУЗов;

3. Повысить качество научно-образовательной деятельности вуза и его связь с реальным сектором экономики.

Проблемы процесса управления и устойчивого развития территорий:

1. Отсутствие программы устойчивого развития (УР) и стратегии маркетинга территорий;

2. Неэффективная коммуникация власти с бизнесом и обществом;

3. Информационная закрытость  власти и организаций всех форм собственности ( основными источниками информации являются Интернет и Росстат), что является недостаточным для решения текущих и оперативных задач;

4. Редко используется многомерное представление и многофакторный анализ ( подобный платформе "Стратегия РФ");

5. Отсутствие квалифицированных кадров в области УР;

6. Отсутствие системы подготовки лидеров изменений в ВУЗах.

Принципы функционирования СЦУР: непрерывный мониторинг протекающих социально-экономических процессов региона; прогнозирование сценариев развития ситуаций; визуализация управленческих ситуаций и причинно-следственных связей анализируемых событий; организация коллективной выработки решений с использованием информационных ресурсов и средств отражения информации.

Соглашение КБГУ-ЮСИ как первый опыт формирования регионального СЦУР

Предметом соглашения является сотрудничество Сторон в сфере развития науки, образования и бизнеса, направленное на создание Экосистемы научно-исследовательской прикладной деятельности в области устойчивого развития, способствующей повышению эффективности государственного стратегического планирования и управления развитием территории, наращиванию региональных инициатив и вовлечению местных сообществ в процесс разработки и реализации единой Стратегии устойчивого развития Кабардино-Балкарской республики в рамках национальных проектов и программ РФ.

На базе постоянной консультационно-экспертной площадки - платформы "Стратегия РФ", планируется: организация и совместное участие в обсуждении и решении актуальных проблем, препятствующих устойчивому развитию территорий Кабардино-Балкарской Республики; обмен научными, информационными, инновационными и образовательными технологиями в этой сфере; экспертиза, корректировка и участие в разработке документов стратегического планирования; экспертиза приоритетных инновационных проектов и влияние реализации инвестиционного проекта на устойчивое развитие территории.

Перспективы развития СЦУР:

1. Популяризировать СЦУР для целей аудитории (руководители, исполнители и лидеры изменений);

2. Разработать типовые сценарии и методологию функционирования СЦУР;

3. Встроить СЦУР в цепочку принятия решения органами власти и научно-образовательный процесс ВУЗа;

4. Готовить лидеров изменений путём вовлечения студентов, аспирантов и сотрудников КБГУ в коллективный поиск решений проблем реального сектора экономики.

Таким образом, тенденция обращения регионов к стратегическому инновационному планированию и попыткам выйти за границы текущей деятельности на базе создания региональных ситуационных центров устойчивого развития на базе ВУЗов, ставит региональную власть в новую более мощную позицию, в которой возможен переход от парадигмы функционирования к парадигме развития.

"Предвидеть - значит управлять" (Блез Паскаль)

Автор: Мурат Уметов

 

Опубликовано: Татьяна Ельникова

Прикрепленные документы 1

Опыт и развитие СЦ Уметов МА.ppt
Powerpoint, 201 Кб, 28 авг. 2019 г.

Комментарии 3

О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Основная проблема при разработке Стратегии социально-экономического(устойчивого) развития территории, я считаю, в том, что Власть заставляет разрабатывать Стратегию под свои проблемы, в основном социальные и с основным упором на бюджетные деньги. Развитие должно быть комплексным и невозможно без развития бизнеса, который, за частую, может даже без бюджетных денег решать и социальные проблемы, но взамен получить от Власти другую, поддержку.
У любого руководителя бизнеса, особенно крупного, есть масса проблем, помочь решить которые ему может Власть и основная задача Власти, при разработке Стратегии учесть эти проблемы и совместно разработать план их решения. Именно для этого и необходимо привлечение в Совет по разработке Стратегии финансистов из бизнеса, которые бьются над решением данных проблем и, если, Власть начнет думать о бизнесе, то и бизнес начнёт помогать Власти. Только совместное планирование и учёт интересов может обеспечить прорывное развитие. Сколько бы денег из бюджета не выделялось на нацпроекты, это копейки по сравнению с теми деньгами, которые может, при грамотном сотрудничестве, вложить бизнес.
А если учесть и то, что нет системы, которая будет осваивать эти (нацпроектовские) деньги – результат предсказуем и его более грамотные люди уже озвучивают – результат около ноля и это в лучшем случае.
Вывод:
Для полноценного развития территории необходима грамотно, с учетом интересов всех сторон (Власти, бизнеса, общества) разработанная Стратегия и разрабатывать её должны не теоретики, как сейчас, а практики, работающие в финансовых отделал предприятий и сами живущие на данной территории, так как им же и предстоит реализовать данную стратегию.
Основное правило разработки Стратегии – разрабатывать её должны те, кто заинтересован и будет её реализовать!
Основное правило развития при выделении бюджетных (огромных) средств – системная организация работы по всем нацпроектам одновременно. Осуществить это может только центр экономического развития территории, многие это уже понимают и создание таких центров уже началось. Происходит это по личной инициативе актива (обычно ВУЗовкого) на местах, но деньги уже надо осваивать, а инициатива «снизу» может развиваться годами. Необходим государственный подход, если конечно Власти хотят развития, а не только «освоения» средств.


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

Сейчас много обсуждается проблем о том, что надо развиваться и для этого надо разрабатывать стратегии сверху-донизу. Наконец-то хоть говорить об этом начали? Десять лет назад, еще слово «ПЛАН» считали криминальным.
Говорить о необходимости разработки Стратегии развития начали, но кто-нибудь понимает вообще, что такое стратегия? Для кого она должна разрабатываться и Главное – КАК ЕЁ РАЗРАБАТЫВАТЬ?
Первое! Для кого разрабатывается Стратегия в рамках государства:
- для федеральных задач;
- для региональных задач;
- для муниципалитетов.
Второе! Как её разрабатывать:
- силами ученых;
- силами специалистов – практиков.

Первый вопрос отложим, Красиво оформлять Стратегии всех уровней уже научились, а вот КАК сделать так, чтобы Стратегия была не только Красивая, но и Эффективная и Реализуемая на практике пока ник-то не обсуждает.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ – РАЗРАБАТЫВАТЬ ЕЁ ДОЛЖНЫ ТЕ, КТО И БУДЕТ ЕЁ ПРЕТВОРЯТЬ В ЖИЗНЬ!
Разумеется разные специалисты и ученые должны присутствовать в команде разработчиков и помогать, но они не главные, их дело помогать!

ВЫВОД: Главное в том, что необходимо сосредоточить усилия не на разработке массы разных стратегий, их уже, только на федеральном уровне, где они в принципе не нужны, достаточно концепций развития, сотни, а на ТЕХНОЛОГИИ разработки Стратегий. Разрабатывать Стратегии необходимо на основном, то есть муниципальном уровне, то есть там, где сосредоточены все основные (человеческие и природные) ресурсы.
Задача федеральных структур не разработка Стратегий, а нормативное регулирование их разработки и реализации.
Задача региональной власти – помощь и координация разработки стратегий своих муниципалитетов.
Задача муниципальной власти – объединить усилия всех участников РЕАЛИЗАТОРОВ Стратегии (бизнес, общество, власть), уточняю - именно РЕАЛИЗАТОРОВ будущей Стратегии, для её разработки.


К большому сожалению по моему мнению ВУЗы не справляются с выводом из своей среды высококвалифицированных кадров для народного хозяйства и для развития сельских территорий. Лучше будет если они займутся усовершенствованием преподавания действительных знаний, не считаю продуктивным взваливать еще одну очень важную проблему на ВУЗы . ВУЗам надо заниматься своим прямым предназначением и давать действительные знания своим студентам.