Надежное внутриреспубликанское авиасообщение, качественные автодороги и современный водный транспорт – это то, что сегодня необходимо Якутии для дальнейшего социально-экономического развития. На днях Минэкономразвития направило в правительство РФ проект комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, подготовленный в соответствии с новыми «майскими указами» президента. Многие объекты из тех, что попали в документ, соотносятся с планами правительства Якутии.
Развитие транспортной инфраструктуры Якутии врио главы республики Айсен Николаев обсуждал с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом во время поездки в Москву в начале июля. В частности, Николаев поднял вопрос о неудовлетворительном состоянии аэропортовых комплексов Якутии и предложил запланировать реконструкцию 25 аэропортов.
Также Николаев и Дитрих обсудили строительство автомобильного моста через Лену, который позволил бы связать три федеральные дороги: «Колыма», «Лена» и «Вилюй». Министр согласился с необходимостью строительства переправы.
Транспортный узел Центральной Якутии
Ключевыми инфраструктурными проектами Центральной Якутии являются новый грузовой терминал Ленского речного пароходства и железная дорога в Мегино-Кангаласском районе, а также мечта всех якутян – Ленский мост. Если окончательное решение федерального центра по последнему объекту еще ожидается, то два других находятся практически на финальной стадии.
Так, частичная эксплуатация речного терминала планируется со следующего года, а выход на полную мощность – в 2021-м. Появление терминала позволит напрямую отгружать грузы для нужд Арктического побережья, населенных пунктов верхней и средней Лены, и, по сути, обеспечит железной дороге выход в Арктику по водным путям Ленского бассейна.
Напрямую с этим проектом связано строительство железной дороги в Нижнем Бестяхе, которое уже подходит к концу. Во второй половине июля на завершающие работы из федерального бюджета республика получила 1,9 млрд рублей. Пути находятся во временной эксплуатации, и пока что по ним перемещают лишь грузы. Выход на полную мощность повысит провозную способность дороги в четыре раза, до 2 млн тонн грузов. Для простых якутян огромное значение имеет запуск пассажирского сообщения по маршруту Томмот – Нижний Бестях.
По словам Айсена Николаева, грузоперевозки до Бестяха позволят сократить республике транспортные расходы на 7% и сохранить для бюджета сотни миллионов рублей. Он уверен, что сдача железной дороги послужит еще одним аргументом в пользу строительства моста через Лену. Каким он будет – автомобильным или совмещенным с железнодорожными путями – не так уж важно.
«Главное, чтобы решение утвердили на федеральном уровне. Это само по себе будет прорывом, и не только для республики, но и для всей страны, поскольку мост соединит Запад и Восток России по северному широтному поясу», — говорит Николаев.
Тем временем перспектива появления переправы уже не кажется такой далекой: мост через реку Лена в районе Якутска фигурирует все в том же проекте комплексного плана развития магистральной инфраструктуры.
Доступность всей территории Якутии
Ремонт и реконструкция автомобильных дорог – одно из важнейших направлений работы правительства, считает Айсен Николаев. Появление магистралей с твердым дорожным покрытием и прокладка трасс там, где сейчас на автомобилях можно передвигаться только по зимнику, позволят значительно снизить стоимость доставки продуктов питания и стройматериалов, люди в районах больше не будут зависеть от северного завоза. Якутия обладает огромной территорией, и только транспортная доступность позволит использовать все ресурсы республики для ее дальнейшего развития.
Стратегическими проектами Айсен Николаев называет строительство автодороги «Лена», которая поможет связать промышленные районы с Якутском, а также капитальный ремонт трасс «Вилюй» и «Колыма» – они дадут выход на соседние российские регионы. Строительство участка Мирный – Верхнемарково дороги «Вилюй» и вовсе сопоставимо по значимости с появлением Ленского моста.
Особого внимания и финансовых вливаний требует аэропортовая сеть республики – она включает 32 аэропорта, 133 посадочных площадки и является самой обширной в России. При этом износ основных фондов аэропортов составляет порядка 80%, а искусственное покрытие взлетно-посадочных полос есть лишь у девяти. Сильно устарел и парк воздушных судов.
Поэтому проект комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры пришелся очень кстати. Минтранс РФ включил в него 38 дальневосточных аэропортов, в том числе якутские.
Модернизация необходима портам Северного морского пути – обновление эксплуатируемой техники увеличит возможности грузооборота артерии и позволит соблюдать сроки северного завоза.
Комментарии 0