Публикация

Олег Пелевин: Стратегия-2030 оживила гражданскую активность татарстанцев

  • 16 июля 2018 г.
  • 1034
  • 0

Как под влиянием Стратегии-2030 меняются экономика и социальные процессы в республике, когда в Татарстане произойдет цифровая трансформация и почему санкции не смогли помешать экономическому росту. Об этом в беседе с журналистами ИА «Татар-информ» рассказал заместитель министра экономики Республики Татарстан Олег Пелевин.
В 2015 году в Республике Татарстан принята Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Что из себя представляет Стратегия-2030 и какие приоритеты заложены в её основе?

О.П.: Основной приоритет для Стратегии-2030 — это человек, вся стратегия ориентирована на человека. Человеческий капитал лежит в ее основе. Для нас самая главная задача — чтобы население республики оставалось жить и работать в Татарстане, чтобы им было здесь комфортно и удобно, и нам нужно создать необходимые для этого условия. Поэтому в Стратегии заложено три основных приоритета. Первое, это создание, накопление и развитие человеческого капитала. Это мероприятия по здравоохранению, образованию, культуре, социальной защите и развитию рынка труда. Второе направление — создание комфортного пространства. Прежде всего, это агломерационное развитие, экономическое зонирование и формирование транспортных связей между районами республики. И еще одно направление — создание и формирование общественных институтов, при которых человеческий капитал успешно функционирует в экономике. Вот три главных приоритета Стратегии-2030. Если их обобщить, то это человеческий капитал, пространство и экономика. 

Проводится ли мониторинг целей и выполненных задач в рамках реализации Стратегии-2030? И если да, то каким образом? Какую роль в реализации этой Стратегии занимает Минэкономики?

О.П.: Министерство экономики РТ является уполномоченным органом власти по координации работ в сфере стратегического планирования. Безусловно, в разработке и реализации Стратегии участвуют все органы власти, но наша задача — максимально вовлечь в этот процесс и само население. И координирующим органом здесь выступает Минэкономики республики.

Расскажите об основных результатах реализации Стратегии, которых удалось добиться за прошедший период. Идет ли отслеживание этих показателей?

О.П.: Да, мы отслеживаем результаты. В рамках реализации Стратегии принят соответствующий План мероприятий Стратегии. В нём заложено более 400 различных мероприятий, 70 индикаторов и, конечно же, мы ведём мониторинг по ним, ежегодно отчитываемся, и отчёт размещается на портале Правительства республики. Кроме того, мы ежегодно проводим стратегическую сессию с участием Президента РТ, на которой рассматривается ход реализации Стратегии. В этом году, осенью, также планируем ее провести.

Эти результаты как-то заметны для обычных людей?

О.П.: Во-первых, отраслевыми министерствами приняты отраслевые стратегии. Каждым муниципальным образованием приняты свои муниципальные стратегии. Они отмечены и на федеральном уровне — уже два года подряд в конкурсе муниципальных стратегий наши муниципалитеты занимают первые места. Это Чистопольский и Менделеевский районы, города Казань и Набережные Челны. Основная стратегическая цель — это достижение объёма валового регионального продукта (ВРП) к 2030 году свыше 5 трлн рублей.

Несмотря на достаточно протяженный санкционный режим, который мы не планировали при разработке Стратегии, нам удается развивать экономику. По итогам 2017 года объём ВВП у нас составил 2 трлн 115,5 млрд рублей. Основным драйвером экономики является наш нефтегазохимический комплекс, который формирует треть экономики. Также среди лидеров машиностроение, которое по итогам 2017 года занимает 23 процента в структуре промышленности, это и агропромышленный комплекс, который составляет 11 процентов экономики. 

Кроме того, можно отметить инфраструктуру для бизнеса. С начала реализации Стратегии инфраструктура для бизнеса занимает уже 10 процентов объёма промышленного производства. При этом в начале ее доля была порядка 5 процентов и выросла в два раза. Сюда входит и ОЭЗ «Алабуга», где у нас уже 56 резидентов и промышленно-производственную деятельность ведут 23 предприятия, и ОЭЗ «Иннополис», где 67 компаний-резидентов и 8 компаний-партнеров, а также 63 промышленные площадки, на которых создано и свыше 8 тыс. рабочих мест.

Что касается более понятных для граждан социальных показателей, то что с начала реализации Стратегии родилось около 180 тыс. татарстанцев, это действительно очень серьёзная цифра. Еще один важный аспект — продолжительность жизни. По итогам 2017 года она впервые в истории республики превысила 74 года. Кроме того, мы продолжаем мероприятия по непрерывному образованию — создано 3 детских технопарка «Кванториум», создана сеть из 19 центров молодёжного инновационного творчества, 31 ресурсный центр, которые формируют кадры для нашей экономики. Создаются мероприятия для пенсионеров, реализуется проект «Университет третьего возраста», за период реализации Стратегии уже обучено свыше 23 тыс. человек пожилого возраста.

В части территориального развития реконструировано и построено свыше 400 км дорог. Идут работы в рамках общественных пространств. За это время реконструировано и построено 189 объектов общественного пространства,и в настоящее время ведутся работы еще на 60 объектах.

Главным результатом является гражданская активность населения. За это время ее удалось активизировать, мы это видим по активности создания и участия в территориально-общественном самоуправлении, по участию населения в благотворительности, по участию людей в выборе и реализации проектов общественных пространств, а также по активности населения в таких механизмах как самообложение.

Проводилась ли корректировка Стратегии в связи санкционными ограничениями?

О.П.: Мы не учитывали при разработке, что санкции будут долговременными. Были предпосылки, что могут быть введены санкции, был сценарий, который предполагал их введение. Тем не менее, мы не знали, что они будут долгосрочными. Что касается корректировки, то сама Стратегия предусматривает коррекцию раз в 3 года. Мы видим, с учётом текущих реалий, необходимость корректировки из-за ряда моментов. Во-первых, это долгосрочные санкции. Кроме того, принят ряд федеральных документов, которые необходимо учесть в Стратегии и, безусловно, это появление новых технологий, которые тоже будут отражены в документе.

Экспертное сообщество активно участвовало в разработке Стратегии. Будут ли эти специалисты-разработчики участвовать в её корректировке?

О.П.: Мы продолжаем работу по различным исследованиям и будем корректировать Стратегию на основе данных исследований. Те эксперты, которые привлекались при разработке Стратегии, будут участвовать в обсуждении результатов исследований и тех изменений, которые мы подготовим. Мы их обязательно пригласим на стратегическую сессию. Но текущие исследования делают учёные из татарстанских ВУЗов. Прежде всего, из КФУ.

А какого плана, если не секрет, будут эти исследования?

О.П.: Исследования, прежде всего, касаются межмуниципального взаимодействия и межагломерационного взаимодействия, процессов миграции, развития и размещения производительных сил. Это те исследования, которые мы начинали делать при разработке Стратегии. И сейчас мы хотим посмотреть, какая же у нас динамика — где еще сохраняются проблемы, какие есть вопросы, чтобы мы могли своевременно скорректировать и где-то дополнить мероприятия. Безусловно, мы будем дополнять или корректировать не только Стратегию, но и сам План мероприятий по ее реализации.

 


Начиная с прошлого года, в стране много говорят о развитии цифровой экономики. В ней цифровые данные являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Будет ли развитие цифровой экономики встроено в обновленную Стратегию-2030?

О.П.: О цифровой экономике мы слышим буквально на каждом шагу. Но далеко не каждый знает, что это такое. Специально для проработки предложений по цифровой экономике и ее включению в Стратегию, мы подключили нашу вузовскую общественность. Мы также провели научно-практическую конференцию с участием ученых из ВУЗов и приглашением предприятий реального сектора. Это нужно, чтобы найти те направления, которые мы будем включать в Стратегию развития республики. В итоге мы пришли к мнению, что цифровой трансформации нужно посвятить отдельный раздел Стратегии. Сейчас мы прорабатываем этот раздел вместе с ВУЗами и министерствами. Под руководством Премьер-министра Республики Татарстан Алексея Песошина сформирована рабочая группа, которая разрабатывает концепцию цифровой трансформации Республики Татарстан. Безусловно, эта концепция и «цифровой» раздел Стратегии-2030 будут между собой синхронизироваться.  

Что такое «цифровая трансформация» в прикладном плане? Расскажите подробнее.

О.П.: В Стратегии мы обозначим ее в целом, без прикладного характера, но с обозначением конкретных направлений. Для примера скажу, что для развития цифровой экономики необходимо развивать цифровую трансформацию по трем направлениям: во-первых, это знания. Нужно обучать и обучаться цифровой экономике, приглашать специалистов. Во-вторых, это технологии. Необходимо как перенимать лучший опыт, так и разрабатывать свои технологии. В-третьих, это готовность бизнеса к изменениям. Когда проводилось исследование по стране, оказалось, что в России еще недостаточный уровень готовности реального сектора к цифровой трансформации. Поэтому на цифровое направление мы также будем обращать внимание.

В этом году принят новый майский Указ Президента Российской Федерации. Соответствуют ли показатели Стратегии-2030 индикаторам, заявленным в Указе?

О.П.: Фактически, майский указ Президента России является главным стратегическим документом страны. Конечно же, мы проанализировали Стратегию -2030 на соответствие его показателям. В основном, наши показатели соответствуют или даже более высоки, чем индикаторы в майском указе. Но есть и 2 показателя, которые нам нужно будет скорректировать. Первый — ожидаемая продолжительность жизни, которую в соответствии с майским указом необходимо довести к 2030 году до 80 лет. Второй показатель, который необходимо корректировать — доля населения, систематически занимающаяся физкультурой и спортом. К 2024 году в соответствии с майским указом она должна быть на уровне 55 процентов. Ещё один показатель, который мы будем вводить в Стратегию в соответствии с майским указом — это показатель обеспеченности дошкольными учреждениями до трех лет. Это действительно то направление, по которому необходимо поработать.

Планы по количеству вовлеченных в спорт, они связаны с продолжительностью жизни, не так ли?

О.П.: Безусловно, это два взаимосвязанных между собой показателя.

Каков этот показатель по сравнению с другими регионами страны?

О.П.: Мы практически по всем показателям лидируем. Если мы возьмем любые агрегированные рейтинги, то занимаем в них первые места. Что касается продолжительности жизни и доли спортивного населения, то здесь мы тоже в десятке лидеров. А если смотреть по объектам спортивной инфраструктуры или тем мероприятиям, которые у нас проводятся, то можно с уверенностью сказать, что Казань — спортивная столица России. Мы слышим не только позитивные отзывы, но и благодарность всех гостей о том, как провели игры Чемпионата мира по футболу в Казани.

В разработке Стратегии-2030, как нам известно, участвовали все — представители органов власти, науки, бизнеса, общественности. Учитывается ли мнение всех заинтересованных сторон при формировании предложений для внесения изменений в Стратегию-2030?

О.П.: Ещё на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Президент Республики Татарстан в этом году запустил сайт i.tatarstan2030.ru. На этом портале у каждого татарстанца есть возможность разместить свою инициативу для включения в Стратегию-2030. Уже сейчас там размещено более 200 различных инициатив, каждую из которых мы просматриваем. Наиболее удачные инициативы в последующем будут включены в Стратегию, а наиболее популярных инициаторов мы обязательно пригласим на стратегическую сессию. На сайте представлена возможность не только разместить свою инициативу, но и проголосовать за ту идею, которая больше всего понравится. Поэтому мы еще раз обращаем внимание на то, что у каждого жителя республики есть возможность проявить инициативу и гражданскую активность, не быть безучастным.

Есть ли статистика посещаемости сайта?

О.П.: Для нас важна не посещаемость, а проявление людьми своей инициативы, либо их оценки тех или иных предложений. Такое голосование активно используют муниципальные районы республики. Мы видим, что жители районов активно голосуют за различные инициативы, это можно легко проследить на сайте. На портале также размещаются новости по Стратегии и можно посмотреть сам документ. Понятно, что он очень объемный, и не каждый сможет сразу осилить его. Поэтому информация удобно разбита по направлениям. Например, если ты хочешь почитать по здравоохранению, то нужно просто открыть соответствующий раздел и ознакомиться с основными направлениями, индикаторами и флагманскими проектами.

Но, прежде всего, сайт направлен на вовлечение населения к проявлению стратегических инициатив. После осенней сессии и подведения итогов по стратегическим инициативам, сайт будет переориентирован на общественное обсуждение законопроекта по внесению изменений в Стратегию. И мы тоже будем приглашать население. Я надеюсь, что все будут активно принимать участие в обсуждении самого проекта закона.

В Татарстане большое внимание всегда уделялось образованию. Оно является одним из конкурентных преимуществ республики. Предусмотрено ли обучение для тех, кто разрабатывает и реализовывает документы стратегического планирования?

О.П.: Это очень важный вопрос. Образованию в республике уделяется очень серьёзное внимание. Здесь у нас действительно есть конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. У нас каждый госслужащий обязательно проходит повышение квалификации. И на каждом таком обучении мы рассматриваем вопросы по разработке и реализации Стратегии.

Но в рамках разработки муниципальных стратегий мы поняли, что существующих знаний не достаточно для того, чтобы наши муниципалитеты формировали свои собственные стратегии самостоятельно. Поэтому совместно с Центром экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) и КФУ была разработана программа подготовки государственных и муниципальных служащих по программе «Стратегическое развитие территорий». Это программа занимает 500 академических часов. Ее аналогов нет ни в одном регионе страны. Поэтому у нас есть большие шансы обучать не только наших государственных и муниципальных служащих, но и из других регионов.

На это же направлены и другие программы. Например, очень много проектных программ мы проводим по обучению предпринимательству. И для нас очень важно, что все эти программы мы организуем бесплатно.

Это финансируется за счёт республиканского бюджета?

О.П.: Да, все затраты из бюджета.

А с какого года действуют эти программы?

О.П.: Программа по стратегическому развитию территорий введена в текущем году. По ней впервые обучаются 30 государственных и муниципальных служащих. А программу по предпринимательству мы проводим ежегодно, и каждый раз расширяем ее. Надо понимать, что никто сейчас не стоит на месте. Образование — это, прежде всего, ваша конкурентоспособность. Непрерывное образование даёт способность быть конкурентоспособным среди других.

Точно так же и в стратегическом планировании. Мы понимаем, что в других регионах, других странах также разрабатываются стратегии, также внедряются новые, лучшие элементы в стратегическом управлении. И чтобы оставаться глобально конкурентоспособными нам необходимо применять и внедрять лучшие мировые практики. Поэтому нам нужно постоянно изучать лучшие мировые тренды и максимально внедрять их у нас в республике. И, конечно, главный двигатель всего этого процесса — наш Президент Рустам Минниханов. Изучение и внедрение лучших практик проходит именно через него. 

Не боитесь, что специалисты, обученные за счёт республики, потом уедут? Что должно их удержать здесь?

О.П.: Мы не боимся, никто не уедет. Ведь у нас действительно создаются очень комфортные условия для работы. У нас очень интересная работа. На государственной и муниципальной службе ставятся серьёзные, но очень интересные задачи, работать над которыми действительно удовольствие. И тот опыт, который можно накопить, он просто бесценен.

В рамках Стратегии-2030 была проведена централизованная работа по разработке муниципальных стратегий. Будут ли в них вноситься изменения после корректировки основной Стратегии?

О.П.: Да, после внесения изменений в Стратегию-2030, при необходимости, будут планироваться изменения и в муниципальные стратегии. Совместно с муниципалитетами мы проведём стратегическую сессию и сделаем необходимый анализ. Время идёт, многое меняется, и какие-то уточнения будем вносить. Так как показатели продолжительности жизни и доли спортивного населения распределены внутри районов, поэтому в муниципальные индикаторы надо будет также вносить изменения.

Осенью, на стратегической сессии, мы будем рассматривать основные положения по внесению изменений в Стратегию-2030. Сам законопроект будет подготовлен ближе к зиме. Я думаю, зимой он будет рассматриваться на заседании Госсовета.

Пользуясь случаем, ещё раз прошу татарстанцев проявить свою гражданскую активность, зайти на сайт i.tatarstan2030.ru и оставить свою стратегическую инициативу для включения ее в Стратегию-2030.

Опубликовано: Светлана Львова

1034

Комментарии 0