Публикация

Будущее Новороссийска: мэр города рассказал о строительстве дорог, работе с дольщиками и водоснабжении

  • 27 августа 2018 г.
  • 1608
  • 0

В канун празднования юбилейных в истории Новороссийска дат глава города-героя Игорь Дяченко провел расширенную пресс-конференцию для региональных и местных СМИ. Состоявшийся заинтересованный разговор касался не только традиционного подведения итогов к празднованию Дня города, но и злободневных для новороссийцев проблем и путей их решения.
 
— Игорь Алексеевич, сегодня разрабатывается стратегия развития Новороссийска до 2030 года. Есть ли уже наработки, конкретные предложения по созданию эффективного механизма стратегического управления от специалистов знаменитого Леонтьевского центра, которые оказывают консультативно-методическую помощь в создании стратегии?

— Надо сразу отметить, что Новороссийск первым из муниципалитетов Краснодарского края приступил к разработке стратегии социально-экономического развития до 2030 года. И спасибо Леонтьевскому центру, который взялся вместе с нами разработать эту стратегию. Мы даем все необходимые данные, а специалисты центра анализируют ситуацию и предлагают перспективные направления развития города. Вместе разработали и представляем в краевую администрацию 12 глобальных проектов, которые конкретизируют развитие Новороссийска. Среди них и курортный кластер, и дорожная инфраструктура, и многое другое.

Решением губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева в крае создаются так называемые хабы — экономические зоны. В их числе в рамках стратегии-2030сформирована Черноморская экономическая зона, в которую входят Анапа, Геленджик, Туапсинский и Темрюкский районы с центром в Новороссийске (Игоря Дяченко единогласно выбрали председателем совета ЧЭЗ. — Прим. авт.). 

Мы подписали межмуниципальные соглашения с городами Черноморской экономической зоны. Это проект, который позволит принять соответствующие организационные, правовые условия для осуществления практических действий, направленных на экономическое развитие наших городов. 

Он стал возможным благодаря поддержке администрации Краснодарского края. И я уверен: с помощью губернатора нашего края у нас все получится. Поодиночке — ничего. Вместе мы сильнее! Спасибо коллегам за оказанное доверие. 

Надеюсь, что подписание первого такого соглашения в крае станет добрым знаком.
Наверное, наш город стоит несколько особняком среди курортных городов и районов, но мы также стремимся к курортному статусу. В 2014 году официально оформили курортные зоны регионального значения — в урочище Широкая Балка и местного значения — в Абрау-Дюрсо и Южной Озереевке. Это позволило нам войти в целевые программы по развитию курортных территорий. 

И как результат — по федеральной программе нам было выделено 67 миллионов рублей, за счет чего обустроен пляж в селе Мысхако, который входит в курортно-туристический кластер Абрау — Утриш. И в этом же кластере за счет федеральных средств в размере 160 миллионов рублей мы будем заниматься берегоукреплением четвертой очереди городской набережной.

— Проблема круглосуточного водоснабжения для Новороссийска так же стара, как и сам город. Когда она наконец будет решена?


— Действительно, водоснабжение — это одна из главных проблем для нашего города. Старожилы помнят, как еще в начале 1970-х годов питьевую воду в Новороссийск завозили танкерами. На сегодняшний день эта проблема еще существует, но она уже не настолько остра, как еще пару десятков лет назад. Город разбит на 34 зоны водоснабжения, из которых 18 обеспечиваются водой круглосуточно, а в них проживает 195 тысяч новороссийцев.

С середины прошлого года и до сегодняшнего дня мы улучшили водоснабжение еще 12 тысячам горожан, которым подаем воду до 24 часов в сутки. В остальных зонах вода подается пока по графикам: минимальный — 6 часов в сутки, максимальный — 18 часов (только в ночное время нет подачи воды). Мы вынуждены идти на такие меры, потому что сети либо устарели, либо их вообще только предстоит впервые прокладывать.

Муниципалитету в решении проблемы водоснабжения серьезно помогают краевая администрация и краевое министерство ЖКХ и ТЭК. Губернатор дал распоряжение максимально направлять в Новороссийск субсидии, чтобы продолжить программу по обеспечению водоснабжением новороссийцев. 

В этом году нам выделено порядка 100 миллионов рублей, на следующий год мы подали заявку на 130 миллионов рублей краевых средств. Плюс наше софинансирование. Сегодня уже отыграны торги на замену ветхого водопровода большого диаметра от центра к южной части города протяженностью 1,9 километра и стоимостью 49 миллионов рублей. В нем потери воды из-за утечек составляют более 75 процентов. Заменив старые трубы, мы значительно улучшим подачу воды потребителям.
 Наши специалисты просчитали, что для круглосуточного водоснабжения муниципалитета, численность населения которого составляет 336 тысяч человек, надо 3,5 миллиарда рублей на водоснабжение и 7,5 миллиарда на водоотведение. По цифрам видно, что у нас ситуация с канализированием намного хуже, чем с подачей воды. Естественно, местный бюджет не осилит сумму в 11 миллиардов рублей. Но цифры нас не пугают, мы планомерно двигаемся к поставленной цели. 

Что касается сроков, то программа круглосуточного водоснабжения просчитана до 2027–2028 года. А перспективная программа, включающая реконструкцию очистных сооружений, расписана до 2041 года. Но город развивается, постоянно прирастает пятью-шестью тысячами населения в год, и мы это в своих планах также учитываем.

— Проект строительства объездной дороги из Цемдолины к морскому торговому порту вызывает много вопросов у экологической общественности города, поскольку дорога по касательной заденет Цемесскую рощу. Как будет компенсирован ущерб природе?

— Как раз сейчас проект находится на экологической экспертизе. Кроме того, дважды мы проводили общественные слушания по этому вопросу. Дорога однозначно необходима городу, в том числе с экологической точки зрения, потому что мы буквально задыхаемся от большегрузного транспорта, который идет через центральные автотрассы в порт и из него. Да, виадуки объездной дороги будут проходить только по кромке Цемесской рощи, которая является особо охраняемой природной территорией. И все, чего коснется дорога, в обязательном порядке будет компенсировано. 

Во-первых, особо охраняемая территория не потеряет своей общей площади, лишь немного изменится ее конфигурация. Речь идет примерно о 2,5 гектара. Во-вторых, вырубленные деревья будут в том же количестве высажены, даже цветы будут пересажены из той зоны, которую заденет автотрасса. И еще один момент: дорога пройдет над рощей, на сваях. Чтобы выхлопные газы не распространялись, будут установлены защитные экраны.
 Подрядчик — с именем и опытом: возводил Крымский мост.

Реализация проекта стоимостью 44 миллиарда рублей, рассчитанного на три года, начнется в третьем квартале следующего года.

— Раз уж разговор коснулся темы экологии, то нельзя не вспомнить о том, что прошлый год был объявлен в России Годом экологии. Как он сложился для Новороссийска?

— Нам удалось решить глобальную для города проблему чистоты атмосферного воздуха. Не так давно Новороссийск входил в десятку самых загрязненных городов страны по качеству воздуха. Сегодня мы уже в конце списка. Из 60 промышленных центров переместились на 48-е место. То есть значительно улучшили свои показатели. 

У нас в каждом внутригородском районе работают стационарные экологические посты и мобильные лаборатории, которые круглосуточно отслеживают качество атмосферного воздуха, фиксируют все вредные выбросы с соответствующими последствиями для виновных в превышении допустимых показателей. 

Данные мы публикуем на официальном сайте администрации города — ежедневно и на информационных табло Верхнебаканского, Новороссийского цементных заводов и «Черномортранснефти». Мы обоюдно пришли к тому, что предприятия реализуют комплекс мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду.

— Игорь Алексеевич, как в настоящий момент разрешается достаточно сложная ситуация с дольщиками строительства жилья?

— Вопрос действительно очень острый. Мы положительно решили проблемы с дольщиками «Черноморской Ривьеры» и «Каскада», которые копились с 2014 года. Два года у нас такой проблемы вообще не было, что нас не только радовало, но, к сожалению, и немного расслабило. Пока в прошлом году вдруг в одночасье не возникла ситуация с ЖК «Одиссей», ЖК «Посейдон» и другими объектами — всего 1340 участников долевого строительства одного застройщика. 

Сегодня мы решаем этот вопрос вместе с краевым департаментом долевого строительства, а также с новым застройщиком. Одно из самых перспективных решений — по жилищному комплексу «Суджук-Кале», который уже официально перешел к новому застройщику. Сложнее с комплексом «Адмирал». Но мы готовы создать максимально выгодные условия для инвестора, который достроит жилье и передаст его дольщикам.
 — Второй год подряд бюджет города остается профицитным, в прошлом году его доходная часть составила более 7,2 миллиарда рублей. Куда планируется тратить эти средства в первую очередь? И есть ли в планах новые пути пополнения бюджета?

— Если в этом году социальная направленность городского бюджета составляет 73 процента, то в следующем она возрастет до 75 процентов. С учетом того, что доходная часть постоянно растет. И те дополнительные 500 миллионов рублей, которые заработала наша команда за год, — это не за счет увеличения налогового бремени. 

Мы нашли пути пополнения бюджета из дополнительных источников и продолжаем искать новые. При этом понимаем, что есть так называемые короткие деньги, а есть длинные. Например, необходимо перевести городское уличное освещение на энергосберегающие технологии, на что понадобится выложить солидные суммы, но они окупятся через несколько лет и будут приносить пусть и скрытый, но доход, так как заметно снизят наши затраты на оплату электроэнергии. Экономия составит 30–40 процентов. Еще одно направление — делать не частные автопарковки, а муниципальные, чтобы они регулярно приносили доход в местную казну.

— Какие социально значимые объекты будут построены в Новороссийске в ближайшие годы?

— В этом году мы сдаем в эксплуатацию новую школу в 13-м микрорайоне на 1100 мест. Очень красивая, очень современная, общей площадью 22 тысячи квадратных метров. Еще две новые школы будем строить в 16-м и 17-м микрорайонах — на 1100 и на 1550 мест. И только что нам подтвердили софинансирование строительства двух новых детских садов: на 280 мест в городе и на 240 мест в станице Натухаевской. В следующем году мы их построим.

— Игорь Алексеевич, каким вы хотите видеть Новороссийск будущего? Ну хотя бы через десять лет?

— Хотел бы видеть Новороссийск еще более красивым, еще более чистым, еще более привлекательным для инвесторов, для туристов и очень уютным для новороссийцев. Чтобы это был город, где не будет автомобильных пробок. Новороссийск должен стать инновационным и передовым!

Опубликовано: Анастасия Краснова

1608

Комментарии 0